Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________ Протокол №___ от «28» августа 2016 г. Руководитель ШМО _____________________ С.В. Комин | Согласовано «….» _________ 2016 г. Заместитель директора по УВР ____________________ С.А. Безносова
| Утверждаю Приказ № ______ от «____» _________ 2016г. Директор МБОУ «СОШ №10» _________________ С.А. Комина |
Дополнительная общеразвивающая программа
Исследовательская мастерская «Мой проект»
Адресат программы: средний школьный возраст (6 класс)
Срок реализации: 1 год
Направленность: учебно-исследовательский
Форма обучения: очная
Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ
Разработчик программы: Петрова Ольга
Валерьевна
учитель русского языка
и литературы
г. Байкальск, 2016 г
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным Законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей»;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
5. Письмо Министерства образования Иркутской области, служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 22.07.2016 №55-37-7456/16, от 22.07.2016 №75-37-1405/16 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 учебный год
6. Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Актуальность курса заключается в том, что проектная деятельность позволяет заинтересовать обучающихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и реализовывать их в творческой деятельности. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие творческих, лидерских, коммуникативных способностей и поддержка одаренности детей.
Программа предназначена для учащихся 6 классов. Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта по итогам учебного года.
Задачи программы:
1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
2. Комплекс основных характеристик программы.
2.1. Содержание программы
1. Введение – знакомство с содержанием проект (1ч).
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
2. Виды проектов (2 ч).
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
3. Этапы проекта (18 ч).
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
4. Портфолио проекта(10 ч).
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
5. Паспорт проекта (3 ч).
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио шестиклассника). Защита проекта.
2.2. Планируемые результаты:
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Формирование умений учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • формирование умений планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Формирование умений осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Учебный план
№ п/п | Название темы, раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика | | |
1 | Раздел 1. Введение – знакомство с содержанием проекта (1 ч.). |
1.1 | Знакомство с понятием «проект». Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени» | 1 | 0,5 |
0,5 | Лекция, творческая лаборатория | Создание мини-проекта
|
2 | Раздел 2. Виды проектов (2 ч.) |
2.1 | Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Составление кластера |
2.2 | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) | 1 | | 1 | Урок-исследование | Список тем для проекта и его макет |
3 | Раздел 3. Этапы проекта (18 ч.) |
3.1 | Понятие проблемы проекта. Составление «Ромашки» проекта | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Составление «Ромашки» |
3.2 | Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, курение, сменка. | 1 | | 1 | Творческая лаборатория, дискуссия | Список значимых проблем школы |
3.3 | Значение планирования в проектной деятельности | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
3.4 | Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов | 1 | | 1 | Урок-исследование | Составление плана проекта |
3.5 | Виды информации и способы ее получения | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
3.6 | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | 1 | | 1 | Урок изобретательства | Составление вопросов для анкет. |
3.7 | Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | 1 | | 1 | Урок-экспертиза | Составление таблицы анализа анкет |
3.8 | Значение графика работ для выполнения плана проекта | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
3.9 | Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта | 1 | | 1 | Урок-исследование | Составление план-графика |
3.10 | Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Структура проекта |
3.11 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Содержание проекта |
3.12 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Содержание проекта |
3.13 | Составление отчета о ходе реализации проекта | 1 | | 1 | Урок-творческий отчет | Отчет |
3.14 | Требования к презентации проекта. | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект, график |
3.15 | Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Форма презентации проекта |
3.16 | Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованные выступление, медиа презентация и т.п. | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Форма обработки презентации проекта |
3.17 | Для чего нужна коррекция проекта | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
3.18 | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | 1 | | 1 | Урок-исследование | Сопоставительный анализ |
4 | Раздел 4. Портфолио проекта (10 ч). |
4.1 | Требования к оформлению портфолио проекта | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
4.2 | Отбор содержания для портфолио | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Сбор информации |
4.3 | Оформление портфолио проекта | 1 | | 1 | Урок-изобретательства | Оформление проекта |
4.4 | Материалы и способы оформления портфолио | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
4.5 | Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ | 1 | | 1 | Урок-рассказ | Высказывания учеников |
4.6 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Оформление портфолио проекта |
4.7 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Оформление портфолио проекта |
4.8 | «Сборка» портфолио проекта | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Анализ «сборки» портфолио проекта |
4.9 | Требования к презентации | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект, схема |
4.10 | Составление презентации | 1 | | 1 | Урок-лаборатория | Презентация |
5 | Раздел 5. Паспорт проекта (3 ч.) |
5.1 | Структура паспорта проекта | 1 | 1 | | Лекция, беседа | Конспект |
5.2 | Отбор материала для заполнения паспорта проекта, заполнение паспорта | 1 | | 1 | Урок-исследование | Сбор материала |
5.3 | Защита проекта | 1 | | 1 | Урок защита творческих проектов | Проект |
Итого часов: 34 | 34 | 11,5 | 22,5 | | |
3.2. Календарный учебный график
Раздел \ месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 1 ч | | | | | | | | |
Раздел 2 | 2 ч | | | | | | | | |
Раздел 3 | 1 ч | 4 ч | 3 ч | 4 ч | 3 ч | 3 ч | | | |
Раздел 4 | | | | | | 1 ч | 4 ч | 4 ч | 1 ч |
Раздел 5 | | | | | | | | | 3 ч |
Итоговая аттестация | | | | | | | | | Защита проекта |
Всего: 34 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3.3. Оценочные и методический материалы
На занятиях будут использованы следующие методические материалы:
• инструкционные карты по технике безопасности при работе с компьютером, инструментами и материалами (Приложение 4);
• материалы курса «Технология для младших школьников», на дистанционной образовательной площадке «Школа без границ» http://school.iro38.ru/course/view.php?id=440 (Приложение 5).
• инструкционные карты по разным направлениям творчества (Приложение 8, 9);
• наглядный материал (схемы, таблицы) (Приложение 6);
• лекционный материал (Приложение 7).
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии.
Дистанционная технология – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды. Технологии дистанционного обучения позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу территориальной удаленности.
Личностно-ориентированная технология характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории. Материал берется посильный для каждого обучающегося.
Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.
Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line при этом учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
• включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;
• моральное поощрение инициативы и творчества;
• регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
• словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
• наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практические методы обучения (упражнение, практическая работа).
4. Иные компоненты
4.1. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
• кадровое обеспечение программы,
• методическое обеспечение программы,
• материально-техническое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение программы:
• педагоги основного и дополнительного образования;
• обучающиеся;
• родители обучающихся;
Методическое обеспечение программы:
•методические пособия
• Интернет-ресурсы
•мультимедийный блок.
Материально-техническое обеспечение программы:
• выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
• материалы для оформления и творчества детей,
• канцелярские принадлежности,
• аудиоматериалы и видеотехника,
• компьютеры,
• телевизоры,
• мультимедийные проекторы,
• интерактивная доска и др.
Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
- Качество оформления.
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Формы аттестации/контроля
Устный опрос, презентации, создание проектов, защита проекта.
4.2. Список литературы для педагога и учащихся
1. Гринченко Т. О. «Методика организации исследовательской работы»: Презентация. Мурманск, 2009. – 19 с.
2. Еременко С. Е. «Как организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся»: Презентация. Мурманск, 25 с.
3. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
5. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html
Приложение 1
4.3. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Корректи- ровка | Название раздела и темы | Форма занятия | Форма контроля результативности | Часы |
1. | 1 нед сент | | Введение – знакомство с содержанием проекта. Знакомство с понятием «проект». Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени» | Вводная лекция с элементами беседы | Создание мини-проекта | 1 |
2. | 2 нед сент | | Виды проектов. Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | Лекция, беседа | Составление кластера | 1 |
3. | 3 нед сент | | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) | Урок-исследование | Список тем для проекта и его макет | 1 |
4. | 4 нед сент | | Этапы проекта. Понятие проблемы проекта. Составление «Ромашки» проекта | Лекция, беседа | Составление «Ромашки» | 1 |
5. | 1 нед окт | | Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, курение, сменка. | Творческая лаборатория, дискуссия | Список значимых проблем школы | 1 |
6. | 2 нед окт | | Значение планирования в проектной деятельности | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
7. | 3 нед окт | | Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов | Урок-исследование | Составление плана проекта | 1 |
8. | 4 нед окт | | Виды информации и способы ее получения | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
9. | 2 нед нояб | | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | Урок изобретательства | Составление вопросов для анкет. | 1 |
10. | 3 нед нояб | | Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | Урок-экспертиза | Составление таблицы анализа анкет | 1 |
11. | 4 нед нояб | | Значение графика работ для выполнения плана проекта | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
12. | 1 нед дек | | Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта | Урок-исследование | Составление план-графика | 1 |
13. | 2 нед дек | | Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта | Урок-лаборатория | Структура проекта | 1 |
14. | 3 нед дек | | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. | Урок-лаборатория | Содержание проекта | 1 |
15. | 4 нед дек | | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта | Урок-лаборатория | Содержание проекта | 1 |
16. | 2 нед янв | | Составление отчета о ходе реализации проекта | Урок-творческий отчет | Отчет | 1 |
17. | 3 нед янв | | Требования к презентации проекта. | Лекция, беседа | Конспект, график | 1 |
18. | 4 нед янв | | Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. | Урок-лаборатория | Форма презентации проекта | 1 |
19. | 1 нед фев | | Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованные выступление, медиа презентация и т.п. | Урок-лаборатория | Форма обработки презентации проекта | 1 |
20. | 2 нед фев | | Для чего нужна коррекция проекта | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
21. | 3 нед фев | | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | Урок-исследование | Сопоставительный анализ | 1 |
22. | 4 нед фев | | Портфолио проекта. Требования к оформлению портфолио проекта | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
23. | 1 нед март | | Отбор содержания для портфолио | Урок-лаборатория | Сбор информации | 1 |
24. | 2 нед март | | Оформление портфолио проекта | Урок-изобретательства | Оформление проекта | 1 |
25. | 3 нед март | | Материалы и способы оформления портфолио | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
26. | 4 нед март | | Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ | Урок-рассказ | Высказывания учеников | 1 |
27. | 1 нед апр | | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | Урок-лаборатория | Оформление портфолио проекта | 1 |
28. | 2 нед апр | | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | Урок-лаборатория | Оформление портфолио проекта | 1 |
29. | 3 нед апр | | «Сборка» портфолио проекта | Урок-лаборатория | Анализ «сборки» портфолио проекта | 1 |
30. | 4 нед апр | | Требования к презентации | Лекция, беседа | Конспект, схема | 1 |
31. | 1 нед мая | | Составление презентации | Урок-лаборатория | Презентация | 1 |
32. | 2 нед мая | | Паспорт проекта. Структура паспорта проекта | Лекция, беседа | Конспект | 1 |
33. | 3 нед мая | | Отбор материала для заполнения паспорта проекта, заполнение паспорта | Урок-исследование | Сбор материала | 1 |
34. | 4 нед мая | | Защита проекта | Урок защита творческих проектов | Проект | 1 |
Итого: 34 урока |
Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе
Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)
№ п/п | Критерии оценки ПДУ | Показатели | Объекты оценивания | Аспекты ПДУ |
|
|
|
| Продукт
| Процесс | Оформление проекта | Защита проекта | Руководство ПДУ |
1.1 | Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | Изделие, спектакль, стенд и т.д. | | | | | |
1.2 | Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. | Тоже |
| | | | |
1.3 | Эксплуатационные качества | Удобство, простота и безопасность использования | Тоже | | | | | |
1.4 | Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности | Тоже | | | | | |
1.5 | Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия | Тоже | | | | | |
1.6 | Новизна Оригинальность Уникальность | Ранее не существовал Своеобразие, необычность Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | Тоже | | | | | |
Итого: | | | | | | |
2.1 | Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) | | | | | |
2.2 | Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле | Обоснование проблемы в докладе | | | | | |
2.3 | Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) | | | | | |
2.4 | Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки | Пояснительная записка | | | | | |
2.5 | Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта | Тоже | | | | | |
2.6 | Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление | Тоже | | | | | |
2.7 | Безопасность | Соблюдение правил ТБ | Пояснительная записка, доклад, видеоряд | | | | | |
2.8 | Соответствие современному уровню научно-технического прогресса | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт | Пояснительная записка, доклад, видеоряд | | | | | |
2.9 | Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) | | | | | |
2.10 | Разработанность | Глубина проработки темы | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) | | | | | |
2.11 | Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания | Пояснительная записка | | | | | |
2.12 | Наличие творческого компонента в процессе проектирования | вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. | Пояснительная записка, доклад | | | | | |
2.13 | Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. | Доклад | | | | | |
2.14 | Самостоятельность | Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю -руководителю ПДУ, на основании анкеты учителя | Ответы на вопросы экспертов | | | | | |
Итого: | | | | | |
3.1 | Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии | Пояснительная записка Видеоряд | | | | | |
3.2 | Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда | Пояснительная записка | | | | | |
3.З | Лаконичность | Простота и ясность изложения | Пояснительная записка | | | | | |
3.4 | Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов | Пояснительная записка | | | | | |
3.5 | Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно -графическое качество эскизов, схем, рисунков | Пояснительная записка Видеоряд | | | | | |
3.6 | Наглядность | Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей | Графики, схемы, макеты и т.п. | | | | | |
| | | Итого: | | | | | |
4.1 | Качество доклада | Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость, ясность формулировок | Процесс защиты проекта Поведение учащегося - докладчика | | | | | |
4.2 | Ответы на вопросы | Адекватность ответов поставленным вопросам; аргументированность; полнота, убедительность; содержательность, краткость | Процесс защиты проекта Поведение учащегося - докладчика | | | | | |
4.3 | Личностные про- явления докладчика | Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения; культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории; импровизационность, находчивость; эмоциональная окрашенность речи | Процесс защиты проекта Поведение учащегося - докладчика | | | | | |
| | | Итого: | | | | | |
5.1 | Ответы на вопросы учащегося- докладчика | См. критерии в п.4 защита | Ответы на вопросы | | | | | |
5.2 | Ответы учителя на вопросы анкеты | Компетентность в области проектной методики, критичность, рефлексивность | Анкета самооценки | | | | | |
5.3 | Ответы учителя на вопросы экспертов | Компетентность в области проектной методики, критичность, рефлексивность | Ответы на вопросы экспертов | | | | | |
Итого: | | | | | |
Всего: | | | | | |
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл.
Он исчисляется так:
если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;
при частичном присутствии — 0.5 балла;
если отсутствуют — 0 баллов.
Можно усложнить градацию балльной оценки и увеличить ее вариативность с трех до пяти, введя такие позиции, как:
«скорее присутствуют, чем отсутствуют» — 0.75 балла;
«скорее отсутствуют, чем присутствуют» — 0,25 балла.
Последний вариант значительно усложнит оценивание и потребует больше времени для принятия решений и обработки результатов. Думается, будет достаточно одного промежуточного балла (0.5), который ставится интервале «Присутствует не в полной мере — незначительно присутствует».
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».
Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
Приложение 3
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы |
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 |
Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 |
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 |
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 |
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 |
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 |
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 |
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 |
Нравственно-этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 |
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 |
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 |
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает | 4 |
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 |
Познавательная сфера | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется | 1 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 |
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 |
Регулятивная сфера | Произвольность деятельности | Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 |
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 |
Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 |
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 |
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 |
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 |
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 |
Коммуникативная сфера | Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 |
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 |
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Приложение 4
Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий
1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких уда¬ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.
6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.