СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Исследовательская мастерская "Мой проект" (6 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС для 6 класса рассчитана на 1 год (1 раз в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Исследовательская мастерская "Мой проект" (6 класс)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

______________________

Протокол №___

от «28» августа 2016 г.

Руководитель ШМО

_____________________

С.В. Комин


Согласовано

«….» _________ 2016 г.

Заместитель директора

по УВР

____________________

С.А. Безносова



Утверждаю

Приказ № ______

от «____» _________ 2016г.

Директор МБОУ

«СОШ №10»

_________________

С.А. Комина





Дополнительная общеразвивающая программа


Исследовательская мастерская «Мой проект»





Адресат программы: средний школьный возраст (6 класс)

Срок реализации: 1 год

Направленность: учебно-исследовательский

Форма обучения: очная

Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ

Разработчик программы: Петрова Ольга

Валерьевна

учитель русского языка

и литературы





г. Байкальск, 2016 г


1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральным Законом Российской Федерации от

29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

2. Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции

развития дополнительного образования детей»;

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

5. Письмо Министерства образования Иркутской области, служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 22.07.2016 №55-37-7456/16, от 22.07.2016 №75-37-1405/16 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 учебный год

6. Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.

Актуальность курса заключается в том, что проектная деятельность позволяет заинтересовать обучающихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и реализовывать их в творческой деятельности. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• Системность организации учебно-воспитательного процесса;

• Раскрытие творческих, лидерских, коммуникативных способностей и поддержка одаренности детей.

Программа предназначена для учащихся 6 классов. Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта по итогам учебного года. 

Задачи программы:

1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.

2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.

3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.

4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).





2. Комплекс основных характеристик программы.

2.1. Содержание программы

1. Введение – знакомство с содержанием проект (1ч).

Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

2. Виды проектов (2 ч).

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

3. Этапы проекта (18 ч).

Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.

Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

4. Портфолио проекта(10 ч).

Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).

5. Паспорт проекта (3 ч).

Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио шестиклассника). Защита проекта.

2.2. Планируемые результаты:

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Формирование умений учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• формирование умений планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Формирование умений осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Учебный план

п/п

Название темы, раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика



1

Раздел 1. Введение – знакомство с содержанием проекта (1 ч.).

1.1

Знакомство с понятием «проект».

Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени»

1

0,5





0,5

Лекция, творческая лаборатория

Создание мини-проекта




2

Раздел 2. Виды проектов (2 ч.)

2.1

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

1

1


Лекция, беседа

Составление кластера

2.2

Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки)

1


1

Урок-исследование

Список тем для проекта и его макет

3

Раздел 3. Этапы проекта (18 ч.)

3.1

Понятие проблемы проекта.

Составление «Ромашки» проекта

1

1


Лекция, беседа

Составление «Ромашки»

3.2

Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, курение, сменка.

1


1

Творческая лаборатория, дискуссия

Список значимых проблем школы

3.3

Значение планирования в проектной деятельности

1

1


Лекция, беседа

Конспект

3.4

Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов

1


1

Урок-исследование

Составление плана проекта

3.5

Виды информации и способы ее получения

1

1


Лекция, беседа

Конспект

3.6

Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

1


1

Урок изобретательства

Составление вопросов для анкет.

3.7

Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

1


1

Урок-экспертиза

Составление таблицы анализа анкет

3.8

Значение графика работ для выполнения плана проекта

1

1


Лекция, беседа

Конспект

3.9

Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта

1


1

Урок-исследование

Составление план-графика

3.10

Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта

1


1

Урок-лаборатория

Структура проекта

3.11

Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта.

1


1

Урок-лаборатория

Содержание проекта

3.12

Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта

1


1

Урок-лаборатория

Содержание проекта

3.13

Составление отчета о ходе реализации проекта

1


1

Урок-творческий отчет

Отчет

3.14

Требования к презентации проекта.

1

1


Лекция, беседа

Конспект, график

3.15

Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п.

1


1

Урок-лаборатория

Форма презентации проекта

3.16

Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованные выступление, медиа презентация и т.п.

1


1

Урок-лаборатория

Форма обработки презентации проекта

3.17

Для чего нужна коррекция проекта

1

1


Лекция, беседа

Конспект

3.18

Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом

1


1

Урок-исследование

Сопоставительный анализ

4

Раздел 4. Портфолио проекта (10 ч).

4.1

Требования к оформлению портфолио проекта

1

1


Лекция, беседа

Конспект

4.2

Отбор содержания для портфолио

1


1

Урок-лаборатория

Сбор информации

4.3

Оформление портфолио проекта

1


1

Урок-изобретательства

Оформление проекта

4.4

Материалы и способы оформления портфолио

1

1


Лекция, беседа

Конспект

4.5

Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ

1


1

Урок-рассказ

Высказывания учеников

4.6

Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

1


1

Урок-лаборатория

Оформление портфолио проекта

4.7

Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

1


1

Урок-лаборатория

Оформление портфолио проекта

4.8

«Сборка» портфолио проекта

1


1

Урок-лаборатория

Анализ «сборки» портфолио проекта

4.9

Требования к презентации

1

1


Лекция, беседа

Конспект, схема

4.10

Составление презентации

1


1

Урок-лаборатория

Презентация

5

Раздел 5. Паспорт проекта (3 ч.)

5.1

Структура паспорта проекта

1

1


Лекция, беседа

Конспект

5.2

Отбор материала для заполнения паспорта проекта, заполнение паспорта

1


1

Урок-исследование

Сбор материала

5.3

Защита проекта

1


1

Урок защита творческих проектов

Проект

Итого часов: 34

34

11,5

22,5





3.2. Календарный учебный график


Раздел \ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

1 ч









Раздел 2

2 ч









Раздел 3

1 ч

4 ч

3 ч

4 ч

3 ч

3 ч




Раздел 4






1 ч

4 ч

4 ч

1 ч

Раздел 5









3 ч

Итоговая аттестация









Защита проекта

Всего: 34

4

4

3

4

3

4

4

4

4



3.3. Оценочные и методический материалы

На занятиях будут использованы следующие методические материалы:

• инструкционные карты по технике безопасности при работе с компьютером, инструментами и материалами (Приложение 4);

• материалы курса «Технология для младших школьников», на дистанционной образовательной площадке «Школа без границ» http://school.iro38.ru/course/view.php?id=440 (Приложение 5).

• инструкционные карты по разным направлениям творчества (Приложение 8, 9);

• наглядный материал (схемы, таблицы) (Приложение 6);

• лекционный материал (Приложение 7).

Для реализации программы используются следующие образовательные технологии.

Дистанционная технология – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды. Технологии дистанционного обучения позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу территориальной удаленности.

Личностно-ориентированная технология характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории. Материал берется посильный для каждого обучающегося.

Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line при этом учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

• включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;

• моральное поощрение инициативы и творчества;

• регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

• словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

• наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практические методы обучения (упражнение, практическая работа).

4. Иные компоненты

4.1. Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

• кадровое обеспечение программы,

• методическое обеспечение программы,

• материально-техническое обеспечение программы.



Кадровое обеспечение программы:

• педагоги основного и дополнительного образования;

• обучающиеся;

• родители обучающихся;

Методическое обеспечение программы:

•методические пособия

• Интернет-ресурсы

•мультимедийный блок.

Материально-техническое обеспечение программы:

• выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

• материалы для оформления и творчества детей,

• канцелярские принадлежности,

• аудиоматериалы и видеотехника,

• компьютеры,

• телевизоры,

• мультимедийные проекторы,

• интерактивная доска и др.

Критерии оценки проектной деятельности:

- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

- Качество оформления.

- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Формы аттестации/контроля

Устный опрос, презентации, создание проектов, защита проекта.



4.2. Список литературы для педагога и учащихся

1. Гринченко Т. О. «Методика организации исследовательской работы»: Презентация. Мурманск, 2009. – 19 с.

2. Еременко С. Е. «Как организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся»: Презентация. Мурманск, 25 с.

3. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011

5. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html









































Приложение 1

4.3. Календарно-тематическое планирование

Дата

Корректи-

ровка

Название раздела и темы

Форма занятия

Форма контроля результативности

Часы

1.

1 нед сент


Введение – знакомство с содержанием проекта.

Знакомство с понятием «проект».

Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени»


Вводная лекция с элементами беседы

Создание мини-проекта

1

2.

2 нед сент


Виды проектов.

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

Лекция, беседа

Составление кластера

1

3.

3 нед сент


Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки)

Урок-исследование

Список тем для проекта и его макет

1

4.

4 нед сент


Этапы проекта.

Понятие проблемы проекта.

Составление «Ромашки» проекта

Лекция, беседа

Составление «Ромашки»

1

5.

1 нед окт


Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, курение, сменка.

Творческая лаборатория, дискуссия

Список значимых проблем школы

1

6.

2 нед окт


Значение планирования в проектной деятельности

Лекция, беседа

Конспект

1

7.

3 нед окт


Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов

Урок-исследование

Составление плана проекта

1

8.

4 нед окт


Виды информации и способы ее получения

Лекция, беседа

Конспект

1

9.

2 нед нояб


Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

Урок изобретательства

Составление вопросов для анкет.

1

10.

3 нед нояб


Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

Урок-экспертиза

Составление таблицы анализа анкет

1

11.

4 нед нояб


Значение графика работ для выполнения плана проекта

Лекция, беседа

Конспект

1

12.

1 нед дек


Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта

Урок-исследование

Составление план-графика

1

13.

2 нед дек


Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта

Урок-лаборатория

Структура проекта

1

14.

3 нед дек


Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта.

Урок-лаборатория

Содержание проекта

1

15.

4 нед дек


Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта

Урок-лаборатория

Содержание проекта

1

16.

2 нед янв


Составление отчета о ходе реализации проекта

Урок-творческий отчет

Отчет

1

17.

3 нед янв


Требования к презентации проекта.

Лекция, беседа

Конспект, график

1

18.

4 нед янв


Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п.

Урок-лаборатория

Форма презентации проекта

1

19.

1 нед фев


Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованные выступление, медиа презентация и т.п.

Урок-лаборатория

Форма обработки презентации проекта

1

20.

2 нед фев


Для чего нужна коррекция проекта

Лекция, беседа

Конспект

1

21.

3 нед фев


Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом

Урок-исследование

Сопоставительный анализ

1

22.

4 нед фев


Портфолио проекта.

Требования к оформлению портфолио проекта

Лекция, беседа

Конспект

1

23.

1 нед март


Отбор содержания для портфолио

Урок-лаборатория

Сбор информации

1

24.

2 нед март


Оформление портфолио проекта

Урок-изобретательства

Оформление проекта

1

25.

3 нед март


Материалы и способы оформления портфолио

Лекция, беседа

Конспект

1

26.

4 нед март


Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ

Урок-рассказ

Высказывания учеников

1

27.

1 нед апр


Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

Урок-лаборатория

Оформление портфолио проекта

1

28.

2 нед апр


Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

Урок-лаборатория

Оформление портфолио проекта

1

29.

3 нед апр


«Сборка» портфолио проекта

Урок-лаборатория

Анализ «сборки» портфолио проекта

1

30.

4 нед апр


Требования к презентации

Лекция, беседа

Конспект, схема

1

31.

1 нед мая


Составление презентации

Урок-лаборатория

Презентация

1

32.

2 нед мая


Паспорт проекта.

Структура паспорта проекта

Лекция, беседа

Конспект

1

33.

3 нед мая


Отбор материала для заполнения паспорта проекта, заполнение паспорта

Урок-исследование

Сбор материала

1

34.

4 нед мая


Защита проекта

Урок защита творческих проектов

Проект

1

Итого: 34 урока





Приложение 2

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной

образовательной программе

Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)

п/п

Критерии оценки ПДУ

Показатели

Объекты оценивания

Аспекты ПДУ













Продукт




Процесс

Оформление проекта

Защита проекта

Руководство ПДУ

1.1

Функциональ­ность

Соответствие назначению, возможная сфера использо­вания

Изделие, спектакль, стенд и т.д.






1.2

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принци­пов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

Тоже








1.3

Эксплуатацион­ные качества

Удобство, простота и без­опасность использования


Тоже






1.4

Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

Тоже






1.5

Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия

Тоже






1.6

Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

Тоже







Итого:







2.1

Актуальность

Современность тематики

проекта, востребованность проектируемого результата

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

(эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)






2.2

Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

Обоснование

проблемы

в докладе






2.3

Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

(эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)






2.4

Соответствие

объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

Пояснительная записка







2.5

Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

Тоже






2.6

Экономичность

Оптимальные затраты

на материалы и изготовление

Тоже






2.7

Безопасность

Соблюдение правил ТБ

Пояснительная записка, доклад,

видеоряд






2.8

Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

Пояснительная записка,

доклад,

видеоряд






2.9

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Защита проекта

Пояснительная

записка

Видеоряд

(эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)






2.10

Разработан­ность

Глубина проработки темы

Защита проекта

Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графи­ки, рисунки, макеты и т.д.)






2.11

Завершенность

Законченность работы, до­ведение до логического окончания

Пояснительная записка






2.12

Наличие творче­ского компонен­та в процессе проектирования

вариативность первоначаль­ных идей, их оригиналь­ность; нестандартные испол­нительские решения и т.д.

Пояснительная записка, доклад






2.13

Коммуникатив­ность (в группо­вом проекте)

Высокая степень организо­ванности группы, распреде­ление ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

Доклад






2.14

Самостоятель­ность

Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю -руководителю ПДУ, на основании анкеты учителя

Ответы на во­просы экспертов






Итого:






3.1

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заклю­чения, словаря терминов, библиографии

Пояснительная записка Видеоряд






3.2

Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозави­симость, взаимодополне­ние текста и видеоряда

Пояснительная записка






3.З

Лаконичность

Простота и ясность изложе­ния

Пояснительная записка






3.4

Аналитичность

Отражение в тексте причин­но-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

Пояснительная записка






3.5

Дизайн

Композиционная целост­ность текста, продуманная система выделения; художественно -графичес­кое качество эскизов, схем, рисунков

Пояснительная записка Видеоряд






3.6

Наглядность

Наличие видеоряда, четко­го, доступного для воспри­ятия с учетом расстояния до зрителей

Графики, схемы, макеты и т.п.









Итого:






4.1

Качество

доклада

Системность, композиционная целостность; полнота

представления процесса,

подходов к решению проблемы; краткость, четкость,

ясность формулировок

Процесс защиты

проекта

Поведение

учащегося -

докладчика






4.2

Ответы

на вопросы

Адекватность ответов

поставленным вопросам;

аргументированность;

полнота, убедительность;

содержательность, краткость

Процесс защиты

проекта

Поведение

учащегося -

докладчика






4.3

Личностные про-

явления

докладчика

Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения;

культура речи, поведения.

Удержание внимания

аудитории; импровизационность, находчивость;

эмоциональная окрашенность речи

Процесс защиты

проекта

Поведение

учащегося -

докладчика









Итого:






5.1

Ответы

на вопросы учащегося- докладчика

См. критерии в п.4 защита

Ответы

на вопросы






5.2

Ответы учителя

на вопросы анкеты

Компетентность в области

проектной методики, критичность, рефлексивность

Анкета самооценки






5.3

Ответы учителя

на вопросы экспертов

Компетентность в области

проектной методики, критичность, рефлексивность

Ответы на вопросы экспертов






Итого:






Всего:








Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев в гра­фах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл.

Он исчисляется так:

если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;

при частичном присутствии — 0.5 балла;

если отсутствуют — 0 баллов.

Можно усложнить градацию балльной оценки и увеличить ее вариативность с трех до пяти, введя такие позиции, как:

«скорее присутствуют, чем отсутству­ют» — 0.75 балла;

«скорее отсутствуют, чем присутству­ют» — 0,25 балла.

Последний вариант значительно услож­нит оценивание и потребует больше времени для принятия решений и обработки результа­тов. Думается, будет достаточно одного про­межуточного балла (0.5), который ставится интервале «Присутствует не в полной мере — незначительно присутствует».

Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделе­ны жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оцени­вания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.



Приложение 3

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования


Параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Нравственно-этические установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется

1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Регулятивная сфера

Произвольность деятельности

Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Уровень развития контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

Коммуникативная сфера

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4















Приложение 4

Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий

1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.

2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких уда¬ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.

6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!