Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №7 им. Воронцова В.М.
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__ от _____ 201____ ___________________________ подпись ФИО | «Согласовано» заместитель директора по УВР __________________________ подпись ФИО «___» августа 201___ | «Утверждаю» Директор МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М. _______________Последова Т.Л. Приказ №_____ от ______201___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный экскурсовод»»
V-VI классы
34 часа
2017 – 2018 учебный год
Разработчик программы:
Воронков Дмитрий Павлович
Воронеж – 2017
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом об образовании от 29.12.12 № 273;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Особенность музейной работы в школе заключается в том, что она выступает одним из средств организации образовательного процесса и подчинена решению задач по обучению, развитию и воспитанию обучающихся.
Музей призван:
расширять исторический кругозор;
формировать у обучающихся гражданско-патриотические качества;
воспитывать познавательные интересы и способности;
способствовать овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
формировать личностное отношение к историческим фактам, воспитывать любовь и уважение к прошлому своей страны;
служить целям совершенствования образовательного процесса средствами внеурочной занятости обучающихся.
Отсюда вытекает цель и задачи программы музея.
Цель программы – способствовать развитию и социализации школьников посредством занятий в музее гимназии.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
- Воспитание музейной культуры, обучение музейной терминологии;
- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества;
- Приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;
- Воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;
- Оказание шефской помощи ветеранам войны, родителям погибших воинов-интернационалистов;
- Содействие расширению кругозора обучающихся;
- Формирование активной жизненной позиции у школьников.
При школьном музее создан патриотический клуб «Юнальфа». Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения обучающихся 5-6 классов. Она рассчитана на 34 часа работы с руководителем музей в год (1 час в неделю).
Параллельно с поисковой, исследовательской работой возможна экскурсионная (просветительская) работа обучающихся из числа членов клуба по уже найденным и оформленным материалам для других обучающихся гимназии, их родителей и гостей в соответствии с военно-патриотическим планом гимназии.
В рамках сетевого взаимодействия осуществляется активное сотрудничество с Центром военно-патриотического воспитания «Музей-диорама».
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Юный экскурсовод» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе занятий в музейном клубе;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической экскурсионной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
В ходе изучения программы предполагается, что обучающиеся:
познакомятся с основными музейными терминами;
приобретут первичные навыки поисково-исследовательской работы;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при подготовке экспозиций и экскурсий;
приобретут опыт уважительного отношения к труду как своему, так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
научатся работать над выполнением задания как индивидуально, так и согласованно в составе группы экскурсоводов - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
поймут сущность профессии музейного работника как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Примечания |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2. | Знакомство с планом работы клуба | 1 | 1 | - | |
3. | Что за профессия – экскурсовод? | 3 | 3 | - | |
4. | Зачем нужен музей? | 2 | 2 | - | |
5. | Экскурсовод: какой он? | 1 | 1 | - | |
6. | Узнаём основные термины и понятия | 4 | 2 | 2 | |
7. | Подготовка и проведение экскурсий, мероприятий | 13 | - | 13 | |
8. | Какие документы есть в музее и как с ними работать | 3 | - | 3 | |
9. | Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» | 4 | - | 4 | |
10. | Клубный день | 1 | - | 1 | |
11. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
| | 34 | 10 | 24 | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
2. Знакомство с планом работы клуба. Знакомство с планом работы клуба «Юнальфа», с Положением о музее, с Федеральным законом о школьном музее.
3-5. Что за профессия – экскурсовод? Формирование представлений о профессии экскурсовода.
6-7. Зачем нужен музей? Изучение музейного предмета, его свойств и функций. Экскурсия как форма работы с аудиторией, требования, предъявляемые к экскурсии.
8-9. Экскурсовод: какой он? Изучение особенностей работы сотрудников музея и экскурсоводов.
10-14. Узнаем основные термины и понятия. Обсуждение понятий экспозиции, экспонатов, изучение особенностей оформления стендов, стеллажей и витрин музея.
15-17. Какие документы есть в музее и как с ними работать. Знакомство с инвентарной книгой музея, книгой посещаемости школьного музея, книгой выдачи музейных экспонатов.
Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» - 4 часа
Подготовка и проведение экскурсий, мероприятий, выставок – 13 часов
Методическая литература для педагога
Туманов В.Е. Школьный музей. – М.: ЦДЮТиК, 2017.
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М.: Высшая школа, 2017.
В помощь руководителю школьного музея (методическое пособие). – Воронеж, 2017.
Календарно-тематическое планирование на 1 полугодие 2017 – 2018 учебного года
Дата | № занятия | Часы | Форма урока | Тема урока |
1-2 сент. | 1 | 1 | Лекция | Вводное занятие. |
4-9 сент. | 2 | 1 | Лекция | Знакомство с планом работы клуба «Юнальфа» |
11-16 сент. | 3 | 1 | Практикум | Оформление стенда ко Дню города Воронежа |
18-23 сент. | 4 | 1 | Лекция | Знакомство с Положением о музее, Федеральным законом о школьном музее. |
25–29 сент. | 5 | 1 | Лекция | Музейный предмет, его свойства и функции. |
9-14 окт. | 6 | 1 | Практикум | Проведение общегородского урока истории |
16-21 окт. | 7 | 1 | Практикум | Проведение мероприятия, посвящённого событиям в Беслане |
23-28 окт. | 8 | 1 | Практикум | Работа с новыми поступлениями. Работа с архивными материалами и музейными предметами. |
6-11 нояб. | 9-10 | 2 | Практикум | Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама». |
13-18 нояб. | 11 | 1 | Лекция | Экскурсия как форма работы с аудиторией |
20-25 нояб. | 12 | 1 | Лекция | Современные требования к экскурсии |
27 нояб. – 2 дек. | 13 | 1 | Практикум | Проведение экскурсии в музее для 1-х классов – «Посвящение первоклассников в гимназисты» |
4-9 дек. | 13 | 1 | Лекция | Формы работы с аудиторией: викторины, конкурсы, праздники, конференции, исторические спектакли |
11-16 дек. | 14 | 1 | Лекция | Привлечение технических средств во время экскурсий |
18-23 дек. | 15 | 1 | Лекция, практикум | Работа с документацией: что такое инвентарная книга и как её заполнять |
| 16 | 1 | Лекция | Предпосылки появления музеев |
25-26 дек. | 17 | 1 | Лекция | Музей как социокультурное явление |
Календарно-тематическое планирование на 2 полугодие 2016 – 2017 учебного года
Дата | № занятия | Часы | Форма урока | Тема урока |
9-13 янв. | 1 | 1 | Лекция | Музей как учреждение культуры, функции музея. |
15-20 янв. | 2 | 1 | Практикум | 20 января – День памяти В.М. Воронцова. Встречи с ветеранами и действующими сотрудниками «А». |
22-27 янв. | 3 | 1 | Лекция | Специфика и направления научно-исследовательской деятельности музея |
29 янв. – 3 февр. | 4 | 1 | Практикум | 25 января – День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. |
5-10 февр. | 5 | 1 | Практикум | Работа с новыми поступлениями. Работа с архивными материалами и музейными предметами. |
12-17 февр. | 6 | 1 | Лекция | Классификация музеев. |
19-24 февр. | 7 | 1 | Лекция | Процесс шифровки и систематизации музейных предметов. |
26 февр. – 3 марта | 8 | 1 | Практикум | Работа с документацией – заполнение инвентарной книги, книги посещаемости школьного музея, книги выдачи музейных экспонатов. |
5-10 марта | 9 | 1 | Практикум | 15 февраля – День памяти, скорби и гордости. Завершение вывода из Афганистана в 1989 г. ограниченного контингента советских войск. |
12-17 марта, | 10 | 1 | Практикум | Работа с новыми поступлениями. Работа с архивными материалами и музейными предметами. |
19-24 марта 3-7 апр. | 9-10 | 2 | Практикум | Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама». |
9-14 апр. | 11 | 1 | Практикум | 6-7 марта – День памяти выпускников гимназии, погибших в Афганистане: Г.А. Голышева и А.В. Лобачевского. Подготовка стендов, проведение экскурсий. |
16-21 апр. | 12 | 1 | Лекция | Хранение музейных фондов и требования к режиму хранения. |
23-28 апр. | 13 | 1 | Лекция | Основные понятия и принципы построения экспозиции. |
30 апр – 5 мая | 14 | 1 | Лекция | Этапы создания экспозиции. Текст в экспозиции и основные правила его составления. |
7 – 12 мая | 15 | 1 | Практикум | 9 мая – День Победы. Подготовка и проведение экскурсий, оформление тематических стендов. |
14 – 19 мая | 16 | 1 | Практикум | Подготовка материалов и оформление стендов ко Дню пограничника. |
21 – 26 мая | 17 | 1 | Практикум | Клубный день |