СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Юный экскурсовод V-VII классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Юный экскурсовод для 5-7 классов. Курс внеурочной деятельности. 34 часа. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Юный экскурсовод V-VII классы.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №7 им. Воронцова В.М.



«Рассмотрено» на заседании МО

Протокол №__ от _____ 201____

___________________________

подпись ФИО

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

__________________________

подпись ФИО

«___» августа 201___


«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназия №7

им. Воронцова В.М.

_______________Последова Т.Л.

Приказ №_____ от ______201___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный экскурсовод»»

V-VI классы

34 часа

2017 – 2018 учебный год







Разработчик программы:

Воронков Дмитрий Павлович















Воронеж – 2017


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом об образовании от 29.12.12 № 273;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

Особенность музейной работы в школе заключается в том, что она выступает одним из средств организации образовательного процесса и подчинена решению задач по обучению, развитию и воспитанию обучающихся.

Музей призван:

  • расширять исторический кругозор;

  • формировать у обучающихся гражданско-патриотические качества;

  • воспитывать познавательные интересы и способности;

  • способствовать овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

  • формировать личностное отношение к историческим фактам, воспитывать любовь и уважение к прошлому своей страны;

  • служить целям совершенствования образовательного процесса средствами внеурочной занятости обучающихся.

Отсюда вытекает цель и задачи программы музея.

Цель программы – способствовать развитию и социализации школьников посредством занятий в музее гимназии.

Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:

- Воспитание музейной культуры, обучение музейной терминологии;

- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества;

- Приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;

- Воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;

- Оказание шефской помощи ветеранам войны, родителям погибших воинов-интернационалистов;

- Содействие расширению кругозора обучающихся;

- Формирование активной жизненной позиции у школьников.

При школьном музее создан патриотический клуб «Юнальфа». Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения обучающихся 5-6 классов. Она рассчитана на 34 часа работы с руководителем музей в год (1 час в неделю).

Параллельно с поисковой, исследовательской работой возможна экскурсионная (просветительская) работа обучающихся из числа членов клуба по уже найденным и оформленным материалам для других обучающихся гимназии, их родителей и гостей в соответствии с военно-патриотическим планом гимназии.

В рамках сетевого взаимодействия осуществляется активное сотрудничество с Центром военно-патриотического воспитания «Музей-диорама».

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Юный экскурсовод» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе занятий в музейном клубе;

  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

  • понимание причин успеха/неуспеха практической экскурсионной деятельности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

В ходе изучения программы предполагается, что обучающиеся:

  • познакомятся с основными музейными терминами;

  • приобретут первичные навыки поисково-исследовательской работы;

  • получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

  • приобретут умение работать в проектном режиме при подготовке экспозиций и экскурсий;

  • приобретут опыт уважительного отношения к труду как своему, так и других людей;

  • научатся давать самооценку результатам своего труда;

  • научатся работать над выполнением задания как индивидуально, так и согласованно в составе группы экскурсоводов - научатся распределять работу между участниками проекта;

  • научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

  • поймут сущность профессии музейного работника как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

  • приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям.


























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Название темы

Кол-во часов всего

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Примечания

1.

Вводное занятие

1

1

-


2.

Знакомство с планом работы клуба

1

1

-


3.

Что за профессия – экскурсовод?

3

3

-


4.

Зачем нужен музей?


2

2

-


5.

Экскурсовод: какой он?

1

1

-


6.

Узнаём основные термины и понятия

4

2

2


7.

Подготовка и проведение экскурсий, мероприятий

13

-

13


8.

Какие документы есть в музее и как с ними работать

3

-

3


9.

Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама»


4

-

4


10.

Клубный день


1

-

1


11.

Итоговое занятие

1

-

1





34

10

24























СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

2. Знакомство с планом работы клуба. Знакомство с планом работы клуба «Юнальфа», с Положением о музее, с Федеральным законом о школьном музее.

3-5. Что за профессия – экскурсовод? Формирование представлений о профессии экскурсовода.

6-7. Зачем нужен музей? Изучение музейного предмета, его свойств и функций. Экскурсия как форма работы с аудиторией, требования, предъявляемые к экскурсии.

8-9. Экскурсовод: какой он? Изучение особенностей работы сотрудников музея и экскурсоводов.

10-14. Узнаем основные термины и понятия. Обсуждение понятий экспозиции, экспонатов, изучение особенностей оформления стендов, стеллажей и витрин музея.
15-17. Какие документы есть в музее и как с ними работать. Знакомство с инвентарной книгой музея, книгой посещаемости школьного музея, книгой выдачи музейных экспонатов.

Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» - 4 часа

Подготовка и проведение экскурсий, мероприятий, выставок – 13 часов



Методическая литература для педагога


  1. Туманов В.Е. Школьный музей. – М.: ЦДЮТиК, 2017.

  2. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М.: Высшая школа, 2017.

  3. В помощь руководителю школьного музея (методическое пособие). – Воронеж, 2017.



























Календарно-тематическое планирование на 1 полугодие 2017 – 2018 учебного года

Дата

№ занятия

Часы

Форма урока

Тема урока

1-2 сент.

1

1

Лекция

Вводное занятие.


4-9 сент.

2

1

Лекция

Знакомство с планом работы клуба «Юнальфа»

11-16 сент.

3

1

Практикум

Оформление стенда ко Дню города Воронежа

18-23 сент.


4

1

Лекция

Знакомство с Положением о музее, Федеральным законом о школьном музее.

25–29 сент.


5

1

Лекция

Музейный предмет, его свойства и функции.

9-14 окт.


6

1

Практикум

Проведение общегородского урока истории

16-21 окт.


7

1

Практикум

Проведение мероприятия, посвящённого событиям в Беслане

23-28 окт.


8

1

Практикум

Работа с новыми поступлениями. Работа с архивными материалами и музейными предметами.

6-11 нояб.


9-10


2


Практикум


Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама».


13-18 нояб.

11

1

Лекция

Экскурсия как форма работы с аудиторией

20-25 нояб.


12

1

Лекция

Современные требования к экскурсии

27 нояб. – 2 дек.


13

1

Практикум

Проведение экскурсии в музее для 1-х классов – «Посвящение первоклассников в гимназисты»

4-9 дек.

13

1

Лекция

Формы работы с аудиторией: викторины, конкурсы, праздники, конференции, исторические спектакли

11-16 дек.


14

1

Лекция

Привлечение технических средств во время экскурсий

18-23 дек.

15

1

Лекция, практикум

Работа с документацией: что такое инвентарная книга и как её заполнять


16

1

Лекция

Предпосылки появления музеев

25-26 дек.

17

1

Лекция

Музей как социокультурное явление




Календарно-тематическое планирование на 2 полугодие 2016 – 2017 учебного года

Дата

№ занятия

Часы

Форма урока

Тема урока

9-13 янв.


1

1

Лекция

Музей как учреждение культуры, функции музея.

15-20 янв.



2

1

Практикум

20 января – День памяти В.М. Воронцова. Встречи с ветеранами и действующими сотрудниками «А».

22-27 янв.


3

1

Лекция

Специфика и направления научно-исследовательской деятельности музея

29 янв. – 3 февр.

4

1

Практикум

25 января – День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.

5-10 февр.

5

1

Практикум

Работа с новыми поступлениями. Работа с архивными материалами и музейными предметами.

12-17 февр.


6

1

Лекция

Классификация музеев.

19-24 февр.

7

1

Лекция

Процесс шифровки и систематизации музейных предметов.

26 февр. – 3 марта


8

1

Практикум

Работа с документацией – заполнение инвентарной книги, книги посещаемости школьного музея, книги выдачи музейных экспонатов.

5-10 марта


9

1

Практикум

15 февраля – День памяти, скорби и гордости. Завершение вывода из Афганистана в 1989 г. ограниченного контингента советских войск.

12-17 марта,


10

1

Практикум

Работа с новыми поступлениями. Работа с архивными материалами и музейными предметами.

19-24 марта

3-7 апр.

9-10


2


Практикум


Участие в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама».

9-14 апр.

11

1

Практикум

6-7 марта – День памяти выпускников гимназии, погибших в Афганистане: Г.А. Голышева и А.В. Лобачевского. Подготовка стендов, проведение экскурсий.

16-21 апр.

12

1

Лекция

Хранение музейных фондов и требования к режиму хранения.

23-28 апр.

13

1

Лекция

Основные понятия и принципы построения экспозиции.

30 апр – 5 мая

14

1

Лекция

Этапы создания экспозиции. Текст в экспозиции и основные правила его составления.

7 – 12 мая

15

1

Практикум

9 мая – День Победы. Подготовка и проведение экскурсий, оформление тематических стендов.

14 – 19 мая

16

1

Практикум

Подготовка материалов и оформление стендов ко Дню пограничника.

21 – 26 мая

17

1

Практикум

Клубный день




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!