Рабочая программа по направлению «Художественно – эстетическое воспитание» обучающихся, воспитанников с ОВЗ составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003).
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к ведению занятий по ИЗО, с использованием новейших педагогических технологий, способных решать современные задачи творческого развития личности обучающихся. Только тогда изобразительная деятельность будет успешно способствовать развитию умения видеть и понимать красоту окружающего мира, восприятию культуры чувств, развитию художественно – эстетического вкуса, творческой самореализации личности школьника, приобщению их к изучению народных традиций. В процессе занятий воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о цветоведении, композиции, правилам лепки, рисования, аппликации. Данная программа рассчитана на один учебный год. На её реализацию запланировано 33 часа, по 1 занятию в неделю, продолжительностью – 40 минут.
- способствовать развитию умения видеть, понимать и осознавать красоту окружающего мира;
- обогащать жизненный опыт обучающихся, воспитанников эстетическими впечатлениями через прогулки и экскурсии;
- развивать словесную речь детей через создание речевой среды и условий, вызывающих потребность пользования словесной речью;
- способствовать развитию познавательных процессов: всех типов мышления (наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического, критического), восприятия, памяти, внимания, воображения;
- воспитывать у детей эмоционально – эстетические чувства.
- видеть, понимать и осознавать красоту окружающего митра.
- имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками: И. Левитан, В. Васнецов.
- выделять наиболее интересное и впечатляющее в сюжете.
№ п/п | Тема занятия и форма проведения | Колич. часов | Дата | Учебный материал | Речевой материал |
| I четверть Рисование |
1 | «Летние каникулы» (рисование) | 1 | 06.09 | Иллюстрации с изображением летних развлечений | Летние каникулы; речка, озеро, море, бассейн; купаться, загорать, играть; лес, луг, грибы, ягоды, цветы; собирать. |
2 | «Осенние краски Алтая» (рисование) | 1 | 13.09 | Иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. | Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, листья - багряные, жёлтые, зелёные. |
3 | «Осенние фантазии» (рисование красками) | 1 | 20.09 | Казакова Р.Г. Рисование с детьми, стр. 31. | Фантазировать – придумывать. Я хочу нарисовать осень в платье из листьев и цветов. |
4 | «Фрукты» (песочная мастерская) | 1 | 27.09 | Молодова Л.П. Игровые экологические игры с детьми. Стр. 57 | Фрукты: яблоко, груша, виноград, виктория, смородина, крыжовник, клубника, земляника. |
5 | Поздравительная открытка к «Дню учителя» (творческое рисование) | 1 | 04.10 | Коллекция открыток из интернета. | Я буду рисовать открытку к празднику. Я подарю свою открытку… |
6 | «Осенний мотив». (рисование по замыслу) | 1 | 11.10 | Иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. | Можно, я подумаю. Я подумал(а) и решил(а), что я нарисую…. Я нарисовал(а)… |
7 | «Листопад» (коллективная работа) | 1 | 18.10 | Иллюстрации с изображением осени. | Будем рисовать красками по мокрому листу ватмана. Будем рисовать на большом листе все вместе. |
8 | «Осенний натюрморт» (рисование с натуры) | 1 | 25.10 | Курбатова Н.В. Современная энциклопедия школы. Рисование/ Н.В.Курбатова.-М: СЛОВО; Эксмо, 2006. | Натюрморт – это рисование набора предметов. Я хочу нарисовать натюрморт: кабачок, капуста, морковь, астра. Я нарисую яблоко, сливу, грушу, арбуз. Натюрморт овощной, фруктовый. |
II четверть Работа со смешанным материалом |
1. | «Коробочка из картона». (творческая мастерская) | 1 | 08.11 | | Будем обклеивать коробочку обоями. Я закончил(а) работу. Мы изготовили коробочки, в которые можно положить предметы личной гигиены. Я поставлю ее в шкаф, в спальню. |
2. | «Осенняя берёза» (песочная мастерская) | 1 | 15.11 | Швайко Г.С. Занятия по ИЗО. | Берёза, осенняя берёза с жёлтыми листьями. Ствол берёзы белоснежный, с чёрными пятнами. Тонкие изогнутые ветви. Я нарисовал(а) березу. Я буду (отсыпать) украшать ее цветным песком. |
3. | «Осенний пейзаж» ( монотипия) | 1 | 22.11 | Казакова Р.Г. Рисование с детьми, стр. 31. | Пейзаж, отражение, перегибание, оттиск, отпечаток, оживление красками. |
4. | Загадки на грядке (песочная мастерская) | 1 | 29.11 | Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. | Огурец, томат (помидор), капуста, морковь, тыква, лук, чеснок. |
5. | «Новогодняя открытка «Свеча» (квиллинг) | 1 | 06.12 | А. Быстрицкая. Бумажная филигрань. | Квиллинг, спираль, спиральная катушка, форма пламени, двухцветный диск, паспарту. |
6. | «Дедушка Мороз» (творческая мастерская) | 1 | 13.12 | И.М. Петрова. Театр на столе. | Бархатная бумага, конфетти, надрезать, сформировать бороду. |
7. | «Новогодняя газета» (коллективное рисование) | 1 | 20.12 | Казакова Р.Г. Рисование с детьми, стр. 31. | Традиция, новогодние рисунки, поздравления, новогодние стихотворения. |
8. | «Смешанный материал» (обобщающее занятие) | 1 | 27.12 | Швайко Г.С. Занятия по ИЗО. | Чем занимались? Какие работы (поделки) мы изготавливали? С каким материалом вам понравилось работать? |
| III четверть Работа с соленым тестом |
1. | «Самовар и чайная пара». (плоскостная лепка) | 3 | 17.01 24.01 31.01 | Лепка: Кн. Для воспитателя/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина. – 2-е изд. Испр. И доп. –М.: Просвещение, 2006.-144 ил. | Самовар. Чайная кружка и блюдце – это чайная пара, посуда для чая. Сначала я вылеплю блюдце, после этого я слеплю кружку с ручкой и поставлю кружку на блюдце. Я буду раскрашивать самовар и чайную пару. Я хочу, чтобы моя кружка и блюдце были… цвета. |
2. | «Собака» Объемная лепка | 2 | 07.02 14.02 | Лепка: Кн. Для воспитателя/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина. – 2-е изд. Испр. И доп. –М.: Просвещение, 2006.-144 ил. | Будем лепить собаку. Голова, туловище, хвостик, лапки. Я раскрасил(а) свою собаку в … цвет. Нарисовал(а) глаза, нос. |
3. | «Девочки в шубках». (плоскостная лепка) | 3 | 21.02 28.02 07.03 | Лепка: Кн. Для воспитателя/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина. – 2-е изд. Испр. И доп. –М.: Просвещение, 2006.-144 ил. | Девочка в шубке. Голова, шапочка, шубка. Я раскрасил(а) шапочку в …цвет, шубку в …цвет. |
4. | Лепка по замыслу. | 2 | 14.03 21.03 | Лепка: Кн. Для воспитателя/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина. – 2-е изд. Испр. И доп. –М.: Просвещение, 2006. | Я хочу слепить… Я слепил(а)… Я буду раскрашивать… Я раскрасил(а)… |
| IV четверть Работа с песком |
1. | «Тигр в траве» (песочная фантазия) | 3 | 04.04 11.04 18.04 | Швайко Г.С. Занятия по ИЗО. | Тигр в траве; сначала мы будем отсыпать песком с оттенками тигра; просушим. Тигр в траве; будем отсыпать траву; зелены песок с оттенками. Рамка (паспорту). |
2. | «Сосновый бор» (песочная фантазия) | 4 | 25.01 02.05 16.05 23.05 | Швайко Г.С. Занятия по ИЗО. | Будем отсыпать песком деревья: сосны – светло – зеленые; ели потемнее. Будем отсыпать песком деревья. Ели будем отсыпать темно – зеленым песком. Будем отсыпать траву; зелены песок с оттенками. Рамка (паспорту) |
3. | «Песочная фантазия» (обобщающее занятие) | 1 | 30.05 | Швайко Г.С. Занятия по ИЗО. | Мы работали с песком. Мне нравится делать картины из песка. |
|