СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа классного руководителя по теме "Поддержка ученического самоуправления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время резко возросла общественная активность подростковой молодежи. Выразилось это, прежде всего в развитии школьного ученического самоуправления. Цель ученического самоуправления – способствовать становлению личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать его к социальному творчеству, действиям в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа классного руководителя по теме "Поддержка ученического самоуправления"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Хабаровска

“Лицей инновационных технологий”

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2017 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 01/100

от «30» августа 2017 г.


________________

Директор В.В. Полозова






Рабочая программа внеурочного курса «Поддержка ученического самоуправления»

7 В класс


Составитель:

учитель математики,

классный руководитель 7В класса

Дубинская И.А.





2017-2018 учебный год



Пояснительная записка


В настоящее время резко возросла общественная активность подростковой молодежи. Выразилось это, прежде всего в развитии школьного ученического самоуправления. Цель ученического самоуправления – способствовать становлению личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать его к социальному творчеству, действиям в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. По своему характеру самоуправление может быть общественное, производственное, территориальное и функциональное. Органы самоуправления детских и молодежных организаций следует относить к общественному самоуправлению.

Изменения и преобразования, происходящие в нашем обществе, затрагивают в первую очередь интересы наименее защищенных слоев общества, к которым относятся и дети. Кардинальное изменение социальной системы, резкая смена политических ориентиров, экономическая нестабильность, ухудшение экологической обстановки непосредственно отражаются на сознании и поведении подростков, влияют на здоровье и социальное положение.

Данные события и мероприятия, инициатором и организатором большинства из которых стал Российский союз молодежи, активизировал процесс создания программ. Однако на этапе их создания и развития возникают вопросы организационной деятельности, наиболее важными из которых являются: формирование и обучение актива, подготовка кадрового резерва, ресурсное обеспечение деятельности, взаимодействие с администрацией образовательного учреждения. Данная программа направлена на развитие актива ученического самоуправления как одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием.


Согласно требованиям ФГОС, у обучающихся формируются следующие метапредметные компетенции:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Деятельность ученического самоуправления базируется на следующих нормативно-правовых документах:

1. Всеобщей декларации прав человека.

2. Конвенции ООН о правах ребенка.

3. Конституции Российской Федерации.

4. Закона РФ «Об образовании».

5. Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

6. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей инновационных технологий».


Новизна программы: наличие непрерывной системы формирования лидерских качеств у детей и подростков, через участие в конкретных практических делах (Дума ЛИТа), в тренингах, в школьных, окружных и областных конкурсах.

Актуальность программы: состоит в том, что в настоящее современное время на передний план выходит проблема воспитания личности, обладающей лидерскими качествами, способной  действовать универсально, повести за собой, стремящейся к достижению общей цели, активно влияющей на окружающих, наиболее полно понимающей интересы большинства.  

Поэтому возникла необходимость иметь подготовленных к активной деятельности детей и подростков, которые могли бы увлечь и повести за собой других ребят, а также для успешной работы детского актива вы школе. Программа предполагает выявление, стимулирование, становление и реализацию лидерских качеств учащихся.

Цель программы: выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у подростков.

Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, побудить интерес к делу.

Лидер стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы мастерства. Именно с ним хочется поделиться радостью, посоветоваться в трудную минуту, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, он способен «завести» окружающих.

Задачи программы:

  • Формирование возможности реализации собственных интересов, организаторских и лидерских качеств.

  • Формирование социального опыта, умение применять свои знания и умения на практике.

  • Развитие лидерских качеств.

  • Приобретение новых практических занятий, умений и навыков, улучшающих личные достижения учащихся.

  • Приобретение учащимися уверенности в возможности влияния на позитивный результат в итоге своей деятельности.

  • Расширение опыта взаимодействия с окружающими.


Программа предназначена для учащихся 11-14 лет, так как возрастные особенности подростков предполагают развитие самопознания, самоопределения, самореализации личности, что способствует формированию лидерских качеств учащихся. Тематический план разбит на блоки, которые разработаны в соответствии с логикой процесса обучения и личностного роста обучающихся (от формирования психологической готовности к данному роду деятельности до создания условий, обеспечивающих самореализацию и личностный рост участников программы).

Программа является вариативной: включает в себя как теоретический материал, так и практические упражнения. Педагог может вносить изменения в содержание программы, дополнять приемы практического применения.

Для проведения занятий используются различные формы и приемы: беседа, обсуждение, групповые формы работы, анкетирование, «мозговой штурм», игровые упражнения, пресс – конференции, экскурсии, встречи, просмотр и обсуждение кинофильмов, сценариев и т.д. Слеты, диспуты, дискуссии за «круглым столом», выставки рефератов, проектов, защита творческих проектов, практикум, использование тестов – опросников, психологические упражнения, деловая игра.

Программа рассчитана на один 2017 -2018 учебный год. Занятия проходят 1 час в неделю – 34 часа в год.

Результатом проведения данной программы должно стать:

  1. Развитие лидерских качеств, самостоятельности;

  2. Умение подростков работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;

  3. Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

  4. Наличие у подростков чувства социальной ответственности;

  5. Применение полученных знаний и умений в классе, в школе;

  6. Развитие детского самоуправления на уровне класса, школы.


Тема занятия

Дата занятия

План

Факт

1

Введение в программу, знакомство с целями и задачами программы.

02.09


2

Понятие «Лидерство» (теория)

09.09


3

Понятие «Лидерство» (практика)

16.09


4

Организаторская техника (теория)

23.09


5

Организаторская техника (практика)

30.09


6

Общение (теория)

07.10


7

Общение (практика)

14.10


8

Работа по последействию лидерских качеств (теория)

21.10


9

Работа по последействию лидерских качеств (практика)

28.10


10

Ученическое самоуправление (теория)

11.11


11

Ученическое самоуправление (практика)

18.11


12

Культура речи (теория)

25.11


13

Культура речи (практика)

02.12


14

Имидж (теория)

09.12


15

Имидж (практика)

16.12


16

Имидж (практика)

23.12


17

Организация досуга (теория)

13.01


18

Организация досуга (практика)

20.01


19

Организация досуга (практика)

27.01


20

Конфликт и способы его разрешения (теория)

03.02


21

Конфликт и способы его разрешения (практика)

10.02


22

Конфликт и способы его разрешения (практика)

17.02


23

Я – лидер! (теория)

24.02


24

Я – лидер! (практика)

03.03


25

Я – лидер! (практика)

10.03


26

Психология лидерства (теория)

17.03


27

Психология лидерства (практика)

24.03


28

Психология лидерства (практика)

07.04


29

Теоретические и практические основы деятельности (теория)

14.04


30

Теоретические и практические основы деятельности (практика)

21.04


31

Теоретические и практические основы деятельности (практика)

28.04


32

Теоретические и практические основы деятельности (практика)

05.05


33

Защита творческих проектов.

12.05


34

Защита творческих проектов.

19.05



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вводное занятие. Теория. Введение в программу, знакомство с целями и задачами программы. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с расписанием занятий, составление плана работы.

  1. Понятие «Лидерство». Теория. Лидер. Роль лидера в обществе. Психологические характеристики лидера. Кто такой лидер? Лидерское поведение. Лидерские качества. Основные этапы становления лидера. Практика. Тестирование «Лидер ли ты?» Самооценка. Основные стили работы лидера. Итоговое занятие по разделу. Тренинги. Диспут «Все ли могут быть лидерами?» Деловая игра «мозговой штурм» («Мой путь к самореализации»).

  1. Организаторская техника. Теория. Организаторские способности. Основные этапы достижения цели. Практика. Игровые упражнения. Итоговое занятие по разделу. Микро игра «Выбор»

  1. Общение. Теория. Средства общения. Типы и стили общения. Правила эффективного общения. Какой вы слушатель. Практика. Тест «Определите уровень общительности». Тест «Ваш стиль взаимодействия». Тест «Три Я». Ролевая игра. Игровые упражнения. Тест «Умеете ли вы оценивать людей». Приемы расположения к себе. Тестирование. Игровые упражнения. Итоговое занятие по разделу. Правила эффективного взаимодействия с окружающими. Составление правил общения с разновозрастными группами.

  1. Работа по последействию лидерских качеств. Теория. Определение самооценки. Практика. Методы общения с людьми.

  2. Ученическое самоуправление. Теория. История ученического самоуправления. Самоуправление в 30-40-е годы, 50-60-е годы XX века «Коммунарская методика» И.П. Иванова. «Ключевые дела» В. А. Караковского. Самоуправление в 90-е годы XX века и настоящее время. Основы моделирования самоуправления: понятие модели; классификация моделей; виды и типы моделей; понятие моделирования; принципы моделирования самоуправления; основные характеристика модели. Нормативно - правовая база ученического самоуправления. Актив ученического самоуправления: обычная рабочая группа или команда. Практика. Визитная карточка ученического самоуправления своего класса (объединения, школы). Разработка структуры модели. Деловая игра «Юридическая консультация». Игра - кругосветка (маршрутная игра) «Имею право!» Интеллектуальная игра «Час знатоков». Преимущества и недостатки работы в команде. Признаки эффективной команды. Основные принципы работы в команде. Управленческая команда актива.

  3. Культура речи. Теория. Качество речи; дикция и выразительность речи. Приемы эффективного общения по телефону. Электронная почта. Интернет общение. Практика. Упражнения. Этикет общения. Итоговое занятие.

  4. Имидж. Теория. Конструирование личного имиджа. Одежда. Макияж. Практика. Осанка. Практикум «Создаю себя сам». Итоговое занятие.

  5. Организация досуга. Теория. Методика проведения праздника. Спортивные праздники и эстафеты. Развлекательные праздники. Игры – викторины. Интеллектуальные игры. Игры – путешествия. Организация деловой игры. Круглый стол. Диалог, диспут, дискуссия, дебаты. Практика. Методика проведение дискотек. «Огонек» как особая форма общения. Игровые технологии. Итоговое занятие. Ситуационные задания на тему: «ЧП!!!». Игры на знакомства. Игры на сплочение. Игры «с залом». Подвижные игры. Игры на все случаи жизни. Тренинги, психологические игры. Ролевые игры (Я – директор, Заседание Совета школы, Круглый стол). Деловые игры. Организация и проведение деловых диалогов, диспутов с представителями организаций города.

  6. Конфликт и способы его разрешения. Теория. Конфликт как способ неэффективного общения. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Основные правила поведения в конфликтных ситуациях. Практика. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Игровые упражнения. Тест «Конфликтная ли вы личность?». Итоговые занятия по разделу. Тесты «Стили реагирования в конфликтных ситуациях», «Конфликтная ли вы личность?»

  7. Я – лидер. Теория. Виды лидеров. Способы выявления лидеров. Личная программа развития лидера. Основные приемы привлечения аудитории. Молодежные лидерские группировки. Практика. Защита собственной программы. Занятие «Здравствуйте!» Деловая программа «Лидер и его команда». 10 причин для выполнения необходимой работы. Игра Джеффа. Деловая игра «Что - нибудь такое эдакое!» Занятие «Это Я!!» «Уверенность и уверенное поведение». Тренинг «Как сказать «НЕТ!» Тренинг «Познай себя – познай другого». Встреча с лидерами политических партий города, обмен опытом. Диспут «Все ли могут быть лидерами?» Итоговое занятие по разделу.

  8. Психология лидерства. Теория. Психология и возрастные особенности. Восприятие. Наблюдательность и внимание. Логика и мышление. Практика. Тренинг «Я планирую свою жизнь». Программа развития коммуникативных качеств. Коммуникативные игры.

  9. Теоретические и практические основы деятельности. Теория. Принципы и методические основы коллективного планирования. Создание собственного плана действий. Школьное ученическое самоуправление как форма управления коллективом. Методика разработки социально значимых проектов. Практика. Методика КТД. Планирование, проведение и анализ КТД. Проведение игр, конкурсов, их анализ. Игровые технологии. Разработка игровых технологий. Выпуск стенгазеты «Я – лидер». Разработка и защита социальных проектов. Итоговые занятия по разделу. Составление сценариев. Планирование коллективно – творческого дела. Тренинговые упражнения направленные на развитие чувства принадлежности к группе, повышение активности и самосознания. Деловая игра «Фирма». Работа над проектами в группе и индивидуально. Подготовка презентаций, презентация своего проекта.


















Список использованной литературы для педагогов.

  1. Ахметова, И..Ф. Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы / И.Ф. Ахметова, Н.М Воскресенская, И.Г. Димова. - М.: Новый учебник, 2003. -160 с.

  2. Браткин, А.Л. Чемоданчик тренера.! 0 продаваемых тренингов / А.Л. Браткин, И.А. Скоробогатова. - Москва, 2006. - 206 с.

  3. Вагин, И.О. Мастер- класс. Тренинги/И.О. Вагин, П.Репинская. -М.: Астрель. Транриткнига, 2005. - с. 37- 39

  4. Вагин, И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски / И.О. Вагин, А.И. Глущай. - М.: ACTАстель. Люкс, 2004. - 272 с.

  5. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я : Метод, пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П. В. Степанов; под ред. Л.И.Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207с.

  6. Детское движение . - Мн.: ООО Красико-Принт, 2004. -128 с.

  7. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права). 5-9 классы / авт.-сост. М. Е. Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 94с.

  8. Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М.,2005.-120 с.

  9. Сельченок, К.В. Психология лидерства/К.В. Сельченок. - Минск, 2004.-365 с.



Список использованной литературы для детей

  1. Бочкарев,В.И. Ученическое самоуправление в школе. www.couo.ru.

  2. Прутченков А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.

  3. Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М.,2005.-120 с.

  4. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. – 92 с.

  5. Рогаткин Д. В. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с

  6. Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.  - М., 2004. - 464 с.

  7. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы [Текст] / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!