СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий»

Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий адресована и разработана для ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 9 класс по программе VIII вида.

Особенность по отношению к ФКГОС ООО и СОО: рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 9 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: Приказа МО России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Концепция программы. Обучение детей в коррекционной школе вида носит коррекционно-развивающий характер, направлено на ликвидацию имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях обучающихся. В коррекционно-развивающую работу в образовательном процессе включены групповые коррекционные занятия с целью преодоления специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся.

Обоснованность. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и оказание помощи детям этой категории.

В данном классе обучаются учащиеся с основным диагнозом ДЦП, из них: четверо с интеллектуальной недостаточностью, четверо с СНР различного уровня, с нарушением письма, речи, зрения, слуха и внимания. С учетом вышеперечисленных осложнений основного диагноза (НОДА) и индивидуальных особенностей развития обучающихся составлена настоящая адаптированная рабочая программа, предусматривающая коррекционно-развивающие занятия.

Коррекционно-развивающая работа входит в образовательную область «Коррекционный блок».

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

  • Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

  • Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

  • Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

  • Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.

Принцип отбора материала и структура программы. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с детским церебральным параличом (ДЦП). Поэтому материал и структура программы имеет следующие направления:

- стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной речи;

- формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;

- профилактика и коррекция коммуникативных нарушений;

Развитие видов восприятия, временных, пространственных представлений, графических навыков и изобразительной деятельности.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

1.​ Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

2.​  Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.


Предполагаемые результаты: Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.





Общая характеристика учебного предмета, курса


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Учебного плана ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2016-2017 учебный год;

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  3. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • развитие и повышение познавательной и творческо-поисковой деятельности детей, развитие навыков общения детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата.

  • развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта.

  • создание условий для развития сохранных функций;

  • формирование положительной мотивации к обучению;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие сенсорных процессов;

  • развитие мышления; памяти, внимания;

  • развитие произвольной регуляции собственной деятельности.

  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Режим и структура занятий: включает вводную часть (приветствие, упражнения на «разогрев» группы), основную часть (упражнения и игры по теме занятия), заключительную часть.

Методы и технологии, используемые в занятиях:

- Ролевые игры. Дискуссии.

- Релаксационные методы.

- Психофизиологические методики.

- Прослушивание и обсуждение рассказов, произведений и т.д..

- Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т .д..

- Игровые технологии.

- Информационные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале так же, как по любому учебному предмету.

Логические связи предмета с остальными предметами. Коррекционно-развивающие занятия направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и оказание помощи детям этой категории, поэтому на занятиях происходит развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта. Данная работа имеет логические связи со всеми образовательными предметами учебного плана.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Коррекционные занятия проводятся в течении 2016-2017 учебного года в 9в классе. Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на 33 учебных недель (в соответствии с расписанием)

9в класс – 1 час в неделю – 33 часа в год.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.


















Содержание тем часов коррекции в 9В классе



Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Развитие зрительного восприятия

8

Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. Упражнения на развитие цветовосприятия. Работа с наложенным изображением и зашумлением. Упражнение на умение группировать предметы по форму, выделение части из целого, составление целого из части. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов. Упражнения на развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие пространственного восприятия

10

Упражнения на развитие ориентации и восприятия в пространстве

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие мышления

6

Развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, ассоциативного мышления

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие воображения

1

Упражнения и задания на развитие воображения

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие внимания

3

Упражнения и задания на развитие внимания (зрительного, слухового)

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Развитие памяти

4

Развитие слуховой памяти. Развитие смысловой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Развитие зрительной памяти.

Предметно-практическая деятельность, саморегуляция

Самооценка

Заключение

1

Заключительное занятие.

Подведение итогов

Самооценка

Календарно-тематическое планирование часов коррекции в 9«В» классе


№ уро-ков

Дата

Тема урока


Элементы содержания

Деятельность учащихся

Материалы к уроку, ИКТ

Развитие зрительного восприятия (8 часов)

1


Развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. «Отгадай фигуру»

1. «Отгадай фигуру»

2. «Воспроизведение геометрических фигур »

3. «Покажи дорожку»

4. Упражнение "Геометрические фигуры"

5. Игра " Что в свертке".

6. Игра "Развиваем наблюдательность"

7. Упражнение "Дорисуй фигуры"

8. «Срисовывание по клеточкам»

9. «От маленького к большому»

10. «Сравни по длине, ширине, высоте»

11. «Назови, сколько. . .»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

2


«Дорисуй фигуры»

3


Развитие цветовосприятия. Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик»

1. Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик»

2. «Гусеница»

3. «Знаковая таблица»

4. «Одинаковые буквы»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

4


Работа с наложенным изображением и зашумлением.

1. «Наложенные изображения»

2 «Спрятанные изображения»

3 «„Зашумленные“ изображения»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

5


Развитие умения группировать предметы по форму, выделение части из целого, составление целого из части.

1 «Собери картинку»

2 «Выложи из палочек»

3 «Собери фигуры»

4 «Разрезанные изображения»

5 Складывание картинки из пазлов.

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

6


Развитие восприятия пространственного расположения предметов. «Что, где было? И что изменилось?»

1 «Что, где было? И что изменилось?»

2 «Кто (что) где?»

3 Внимательно слушай и рисуй.

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

7


Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

1 Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

2 Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

3 Поиск отличий в сходных изображениях.

4 Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей

5. «Найди заплатку»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

8


«Найди заплатку»


Развитие пространственного восприятия (10 часов)

9


Развитие пространства тела. «Тень»

1. Упражнение «Тень»

2. Игра «Стань по заданию»

3. Упражнение «Регулировщик»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

10


Развитие пространственных представлений и воображения. «Головоломки»

1. Упражнение «Головоломки»

2. Упражнение «Лекала»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

11


«Найди похожий предмет»

1. Упражнение «Найди похожий предмет»

2. Упражнение «Разноцветные кубики»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

12


Развитие пространственной ориентации. «Внимательно слушай и рисуй»



1. Упражнение «Внимательно слушай и рисуй»

2. «Нарисуй узор» – графические диктанты


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

13


Развитие пространственных представлений, пространственного мышления. «Собрать фигуру»

1. Упражнение «Собрать фигуру»

2. Упражнение «Догадайся, что на рисунке»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

14


Развитие пространственных представлений и воображения. «Закон и рисунок»

1. Упражнение «Закон и рисунок»

2. Упражнение «Oблака»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

15


Развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления. «Выложи фигуры из спичек»

1. Упражнение «Выложи фигуры из спичек»

2. Упражнение «Срисовывание картинки по точкам»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

16


«План местности»

1. Упражнение «План местности»

2. Игра «Поиск клада»

3. Игра «Левее – правее»



Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

17


Развитие пространственной ориентации. «Почта»

Упражнение «Почта»


Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

18


Развитие ориентировки в пространстве. «Делай, что я говорю»

1. Упражнение «Делай, что я говорю»

2. Упражнение «Замри»

3. Упражнение «Справа – Слева»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

Развитие мышления (6 часов)

19


Развитие наглядно-образного мышления. "На что это похоже"?

Наглядно-образное мышление.

Упражнения на визуализацию.

Упражнение №1. "На что это похоже"?

Упражнение №2. Задание типа "Заполни пробел".

Упражнение №3. Игра "Кубики".

Упражнение №4. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Упражнение №5. "Продолжи узор".

Упражнение №6. "Платочек".

Упражнение №7. "Составь фигуру".

Упражнение №8. "Сложи фигуры".

Упражнение №9. "Найди закономерность".

Упражнение №10. "Светофор".

Упражнение №11. "Играем кубиками".

Упражнение №12. "Игра с обручами".

Упражнение №13. "Классификация".

Упражнение №14. "Путешествия животных".

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

20


"Продолжи узор".



21


"Светофор".

22


Развитие словесно-логического мышления. "Систематизация".

Упражнение №1. "Систематизация".

Упражнение №2. "Раздели на группы".

Упражнение №3. "Подбери слова".

Упражнение №4. "Найди общее слово".

Упражнение №5. "Необычное домино".

Логические задачи.

Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

Упражнение №6. "Анаграмма".

Упражнение №7. "Слова-близнецы".

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

23


Развитие абстрактно-логического мышления. "Формирование понятий на основе абстрагирования".

1. "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".

Упражнение №2. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания".

Упражнение №3. "Формирование умения устанавливать связи между понятиями".

Упражнение №4. "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач".

Упражнение №5. "Формирование способности оперирования смыслом".

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

24


Развитие ассоциативного мышления. Создание ряда ассоциаций.

Простые упражнения на развитие ассоциативного мышления

Упражнение 1. Создание ряда ассоциаций.

Упражнение 2. Поиск ряда ассоциаций.

Упражнение 3. Соответствие по признаку.

Упражнение 4. Последовательные слова.

Упражнение 5. Непривычные ассоциации.

Предметно-практическая деятельность


Развитие воображения (1 час)

25


Развитие воображения. «Незаконченные фигуры»

1. «Незаконченные фигуры»

2. «Волшебные кляксы»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

Развитие внимания (3 часа)

26


Развитие концентрации внимания. Корректурное задание

1. Корректурное задание

2. Игра «Муха»

3. «Перепутанные линии»

4. «Найди отличия»

5. «Путаница»

6. Упражнение «Ладошки»




Предметно-практическая деятельность




Дидактический материал









27


«Перепутанные линии», «Путаница»

28


«Найди отличия»


Развитие памяти (4 часа)

29


Развитие слуховой памяти. Слушаем и рисуем

1. Слушаем и рисуем

2. Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

3. «Запомни и произнеси»

4. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскад слов"

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

30


Развитие смысловой памяти. «Смысловые единицы»

1. Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

2. Обучающая методика «смысловые единицы»

Часть I. Обучение созданию мнемических опор

Часть II. Составление плана

3. Игра «Заметь и запомни»

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

31


Развитие ассоциативной памяти.

1. Напишите к словам определения

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

32


Развитие зрительной памяти. Разрезанные картинки

1. Разрезанные картинки

2. Какой игрушки не хватает?

3. Где спрятана игрушка?

4. Игра "Я - фотоаппарат"

5. Упражнение на развитие зрительной памяти

Предметно-практическая деятельность

Дидактический материал

Заключение (1 час)

33


Заключительное занятие.

Подведение итогов



















Учебно-методическое обеспечение учебного курса


  1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.

  3. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.

  4. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.

  5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

  6. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.

  7. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.- 112 с.

  8. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.

  9. Глазунов Д.А. «Развивающие занятия для первого класса» «Глобус», Москва, 2008.

  10. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

  11. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

  12. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.сост. А.А. Шабанова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 265 с.

  13. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - ЯР.: Академия Развития, 1997.



13





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!