Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий адресована и разработана для ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 9 класс по программе VIII вида.
Особенность по отношению к ФКГОС ООО и СОО: рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 9 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: Приказа МО России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Концепция программы. Обучение детей в коррекционной школе вида носит коррекционно-развивающий характер, направлено на ликвидацию имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях обучающихся. В коррекционно-развивающую работу в образовательном процессе включены групповые коррекционные занятия с целью преодоления специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся.
Обоснованность. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и оказание помощи детям этой категории.
В данном классе обучаются учащиеся с основным диагнозом ДЦП, из них: четверо с интеллектуальной недостаточностью, четверо с СНР различного уровня, с нарушением письма, речи, зрения, слуха и внимания. С учетом вышеперечисленных осложнений основного диагноза (НОДА) и индивидуальных особенностей развития обучающихся составлена настоящая адаптированная рабочая программа, предусматривающая коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционно-развивающая работа входит в образовательную область «Коррекционный блок».
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Принцип отбора материала и структура программы. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с детским церебральным параличом (ДЦП). Поэтому материал и структура программы имеет следующие направления:
- стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной речи;
- формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;
- профилактика и коррекция коммуникативных нарушений;
Развитие видов восприятия, временных, пространственных представлений, графических навыков и изобразительной деятельности.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Предполагаемые результаты: Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Учебного плана ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2016-2017 учебный год;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
развитие и повышение познавательной и творческо-поисковой деятельности детей, развитие навыков общения детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата.
развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта.
создание условий для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
развитие пространственных представлений;
развитие сенсорных процессов;
развитие мышления; памяти, внимания;
развитие произвольной регуляции собственной деятельности.
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Режим и структура занятий: включает вводную часть (приветствие, упражнения на «разогрев» группы), основную часть (упражнения и игры по теме занятия), заключительную часть.
Методы и технологии, используемые в занятиях:
- Ролевые игры. Дискуссии.
- Релаксационные методы.
- Психофизиологические методики.
- Прослушивание и обсуждение рассказов, произведений и т.д..
- Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т .д..
- Игровые технологии.
- Информационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале так же, как по любому учебному предмету.
Логические связи предмета с остальными предметами. Коррекционно-развивающие занятия направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и оказание помощи детям этой категории, поэтому на занятиях происходит развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта. Данная работа имеет логические связи со всеми образовательными предметами учебного плана.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Коррекционные занятия проводятся в течении 2016-2017 учебного года в 9в классе. Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на 33 учебных недель (в соответствии с расписанием)
9в класс – 1 час в неделю – 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Содержание тем часов коррекции в 9В классе
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Развитие зрительного восприятия | 8 | Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. Упражнения на развитие цветовосприятия. Работа с наложенным изображением и зашумлением. Упражнение на умение группировать предметы по форму, выделение части из целого, составление целого из части. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов. Упражнения на развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа | Предметно-практическая деятельность, саморегуляция | Самооценка |
Развитие пространственного восприятия | 10 | Упражнения на развитие ориентации и восприятия в пространстве | Предметно-практическая деятельность, саморегуляция | Самооценка |
Развитие мышления | 6 | Развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, ассоциативного мышления | Предметно-практическая деятельность, саморегуляция | Самооценка |
Развитие воображения | 1 | Упражнения и задания на развитие воображения | Предметно-практическая деятельность, саморегуляция | Самооценка |
Развитие внимания | 3 | Упражнения и задания на развитие внимания (зрительного, слухового) | Предметно-практическая деятельность, саморегуляция | Самооценка |
Развитие памяти | 4 | Развитие слуховой памяти. Развитие смысловой памяти. Развитие ассоциативной памяти. Развитие зрительной памяти. | Предметно-практическая деятельность, саморегуляция | Самооценка |
Заключение | 1 | Заключительное занятие. | Подведение итогов | Самооценка |
Календарно-тематическое планирование часов коррекции в 9«В» классе
№ уро-ков | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к уроку, ИКТ |
Развитие зрительного восприятия (8 часов) |
1 | | Развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. «Отгадай фигуру» | 1. «Отгадай фигуру» 2. «Воспроизведение геометрических фигур » 3. «Покажи дорожку» 4. Упражнение "Геометрические фигуры" 5. Игра " Что в свертке". 6. Игра "Развиваем наблюдательность" 7. Упражнение "Дорисуй фигуры" 8. «Срисовывание по клеточкам» 9. «От маленького к большому» 10. «Сравни по длине, ширине, высоте» 11. «Назови, сколько. . .» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
2 | | «Дорисуй фигуры» |
3 | | Развитие цветовосприятия. Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик» | 1. Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик» 2. «Гусеница» 3. «Знаковая таблица» 4. «Одинаковые буквы» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
4 | | Работа с наложенным изображением и зашумлением. | 1. «Наложенные изображения» 2 «Спрятанные изображения» 3 «„Зашумленные“ изображения» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
5 | | Развитие умения группировать предметы по форму, выделение части из целого, составление целого из части. | 1 «Собери картинку» 2 «Выложи из палочек» 3 «Собери фигуры» 4 «Разрезанные изображения» 5 Складывание картинки из пазлов. | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
6 | | Развитие восприятия пространственного расположения предметов. «Что, где было? И что изменилось?» | 1 «Что, где было? И что изменилось?» 2 «Кто (что) где?» 3 Внимательно слушай и рисуй. | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
7 | | Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. | 1 Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. 2 Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. 3 Поиск отличий в сходных изображениях. 4 Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей 5. «Найди заплатку» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
8 | | «Найди заплатку» |
Развитие пространственного восприятия (10 часов) |
9 | | Развитие пространства тела. «Тень» | 1. Упражнение «Тень» 2. Игра «Стань по заданию» 3. Упражнение «Регулировщик» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
10 | | Развитие пространственных представлений и воображения. «Головоломки» | 1. Упражнение «Головоломки» 2. Упражнение «Лекала» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
11 | | «Найди похожий предмет» | 1. Упражнение «Найди похожий предмет» 2. Упражнение «Разноцветные кубики» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
12 | | Развитие пространственной ориентации. «Внимательно слушай и рисуй» | 1. Упражнение «Внимательно слушай и рисуй» 2. «Нарисуй узор» – графические диктанты | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
13 | | Развитие пространственных представлений, пространственного мышления. «Собрать фигуру» | 1. Упражнение «Собрать фигуру» 2. Упражнение «Догадайся, что на рисунке» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
14 | | Развитие пространственных представлений и воображения. «Закон и рисунок» | 1. Упражнение «Закон и рисунок» 2. Упражнение «Oблака» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
15 | | Развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления. «Выложи фигуры из спичек» | 1. Упражнение «Выложи фигуры из спичек» 2. Упражнение «Срисовывание картинки по точкам» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
16 | | «План местности» | 1. Упражнение «План местности» 2. Игра «Поиск клада» 3. Игра «Левее – правее» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
17 | | Развитие пространственной ориентации. «Почта» | Упражнение «Почта» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
18 | | Развитие ориентировки в пространстве. «Делай, что я говорю» | 1. Упражнение «Делай, что я говорю» 2. Упражнение «Замри» 3. Упражнение «Справа – Слева» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
Развитие мышления (6 часов) |
19 | | Развитие наглядно-образного мышления. "На что это похоже"? | Наглядно-образное мышление. Упражнения на визуализацию. Упражнение №1. "На что это похоже"? Упражнение №2. Задание типа "Заполни пробел". Упражнение №3. Игра "Кубики". Упражнение №4. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек". Упражнение №5. "Продолжи узор". Упражнение №6. "Платочек". Упражнение №7. "Составь фигуру". Упражнение №8. "Сложи фигуры". Упражнение №9. "Найди закономерность". Упражнение №10. "Светофор". Упражнение №11. "Играем кубиками". Упражнение №12. "Игра с обручами". Упражнение №13. "Классификация". Упражнение №14. "Путешествия животных". | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
20 | | "Продолжи узор". |
21 | | "Светофор". |
22 | | Развитие словесно-логического мышления. "Систематизация". | Упражнение №1. "Систематизация". Упражнение №2. "Раздели на группы". Упражнение №3. "Подбери слова". Упражнение №4. "Найди общее слово". Упражнение №5. "Необычное домино". Логические задачи. Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Упражнение №6. "Анаграмма". Упражнение №7. "Слова-близнецы". | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
23 | | Развитие абстрактно-логического мышления. "Формирование понятий на основе абстрагирования". | 1. "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов". Упражнение №2. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания". Упражнение №3. "Формирование умения устанавливать связи между понятиями". Упражнение №4. "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач". Упражнение №5. "Формирование способности оперирования смыслом". | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
24 | | Развитие ассоциативного мышления. Создание ряда ассоциаций. | Простые упражнения на развитие ассоциативного мышления Упражнение 1. Создание ряда ассоциаций. Упражнение 2. Поиск ряда ассоциаций. Упражнение 3. Соответствие по признаку. Упражнение 4. Последовательные слова. Упражнение 5. Непривычные ассоциации. | Предметно-практическая деятельность | |
Развитие воображения (1 час) |
25 | | Развитие воображения. «Незаконченные фигуры» | 1. «Незаконченные фигуры» 2. «Волшебные кляксы» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
Развитие внимания (3 часа) |
26 | | Развитие концентрации внимания. Корректурное задание | 1. Корректурное задание 2. Игра «Муха» 3. «Перепутанные линии» 4. «Найди отличия» 5. «Путаница» 6. Упражнение «Ладошки» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
27 | | «Перепутанные линии», «Путаница» |
28 | | «Найди отличия» |
Развитие памяти (4 часа) |
29 | | Развитие слуховой памяти. Слушаем и рисуем | 1. Слушаем и рисуем 2. Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание. 3. «Запомни и произнеси» 4. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскад слов" | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
30 | | Развитие смысловой памяти. «Смысловые единицы» | 1. Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили. 2. Обучающая методика «смысловые единицы» Часть I. Обучение созданию мнемических опор Часть II. Составление плана 3. Игра «Заметь и запомни» | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
31 | | Развитие ассоциативной памяти. | 1. Напишите к словам определения | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
32 | | Развитие зрительной памяти. Разрезанные картинки | 1. Разрезанные картинки 2. Какой игрушки не хватает? 3. Где спрятана игрушка? 4. Игра "Я - фотоаппарат" 5. Упражнение на развитие зрительной памяти | Предметно-практическая деятельность | Дидактический материал |
Заключение (1 час) |
33 | | Заключительное занятие. | Подведение итогов | | |
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.- 112 с.
Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
Глазунов Д.А. «Развивающие занятия для первого класса» «Глобус», Москва, 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.
Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.сост. А.А. Шабанова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 265 с.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - ЯР.: Академия Развития, 1997.
13