муниципальное общеобразовательное учреждение «Очкуровская средняя школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Утверждена на педагогическом совете
МОУ «Очкуровская СШ»
«____» __________ 2016г.
Протокол № _____
Рассмотрена на заседании МО: Согласована: Утверждена:
«____» _____________ 2016г. «____» _____________ 2016г. «____» _____________ 2016г.
Протокол №_____ Учитель, ответственный за организацию Директор: Цыганова И.А.
Руководитель МО: и контроль по учебной работе:
__________ /______________/ __________ /________________/ /______________/
Рабочая программа
Краткосрочных курсов «Правила дорожного движения» для 8 класса
Классный руководитель 8 класса:
Синицын Денис Александрович
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа по правилам дорожного движения составлена на основании:
Методические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения.
ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995 (в редакции ФЗ от 19.07.2011 № 248)
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и передвижения по улицам и дорогам.
Задачи:
Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения,
Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах,
Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения,
Использовать материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения
Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа составлена в соответствии с объемом часов в 8 классе, отводимых на изучение правил дорожного движения– 17 ч. в год, 2 ч. в месяц на классных часах, продолжительностью 40 минут.
Формы и методы работы с обучающимися:
Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование…
Групповые: творческие группы, тренинги…
Коллективные: конкурсы, соревнования, праздники, игры, презентация, выставки творческих работ, экскурсии,встречи с сотрудниками, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, ДПС…
Процесс усвоения материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:
Оценка результатов
Для оценки результативности знаний применяется начальный, текущий и итоговый мониторинг в форме зачетов в конце каждой четверти.
Начальный мониторинг — диагностика первичных знаний о правилах дорожного движения. Для определения уровня знаний используется анкетирование, тестирование, инструктаж (в начале года и по окончанию каждой четверти).
Текущий мониторинг — тестирование и выполнение текущих творческих заданий, итоговые занятия, практические мероприятия, викторины, игры, КВН и т.д.
Заключительный мониторинг — зачеты в конце каждой четверти по пройденным темам.
Ожидаемые результаты:
Знать:
1. Значение дорожных знаков и разметки в организации движения. Группы знаков и их значение.
2. Тормозной путь автомобиля в любое время года.
3. Правила вождения мопедом.
4. Разделение транспортных и пешеходных потоков.
5. Определять начало движение ТС их маневрирование.
6. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
7. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Психологическая безопасность.
8. Правила воспитания пешеходов.
Уметь:
Составлять безопасные маршруты движения в черте микрорайона школы, дома.
Уметь оказать первую медпомощь.
Ориентироваться в дорожных ситуациях.
Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажира транспортных средств.
Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | «ПДД по дороге в школу и обратно» Инструктаж. Права и обязанности пешехода. | 2 | | | |
2 | Правила поведения в транспорте Инструктаж по ПДД во время школьных каникул. | 2 | | | |
3 | «Знатоки дороги. Законы улиц и дорог.» | 2 | | | | |
4 | Инструктаж: Техника безопасности на зимних дорогах. Аварии на дорогах. | 2 | | | |
5 | Разметка проезжей части улиц и дорог. Практическое занятие. | 2 | | | |
6 | Викторина «Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика» | 2 | | | |
7 | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Зачет «Безопасные каникулы» | 2 | | | |
8 | Урок –практикум «Остановочный и тормозной путь автомобиля» | 1 | | | |
9 | Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговых травмах, полученных в ДТП. Зачет «Внимание, летние каникулы!» | 2 | | | |
Итого 17 часов |
Содержание
1. История дорожных знаков. Версты. Сооружения на дорогах. Единые международные знаки.
2. Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Перекрестки. Виды перекрестков. Площадь.
3. Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. Переход с флажками. Преимущество передвижения водителя или пешехода. Осторожность пешехода.
4. Опознавание транспортных средств. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. Действия очевидцев, пострадавших в случае дорожного транспортного происшествия.
5. Правила поведения участников дорожного движения пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения.
6. Решение задач на расчет тормозного и остановочного пути.
7. Черепно-мозговые травмы. Виды черепно-мозговых травм. Оказание медпомощи при этих травмах.
8. Проверка усвоенных знаний. Проверка с помощью контрольных вопросов тестового содержания.
9. Мопед. Передвижение на дорогах. Требования к водителю мопеда.
10. Практические занятия. Выход на улицу.
Поурочное планирование в 8 классе
Занятие 1: «Права и обязанности пешехода».
Цель: актуализировать знания безопасного поведения пассажира и пешехода; познакомить учащихся с определением «Пассажир», «Пешеход», «Дорожное движение», историей возникновения ремня безопасности, развивать навыки безопасности, воспитывать умения предвидеть опасность и избегать ее.
Оборудование: мультимедийная установка, комплект дорожных знаков, демонстрационный материал «Дети и дорога».
Ход занятия:
Формы работы:
- фронтальный опрос (1. делимся опытом - из дневника безопасности; 2. мини – викторина: перечислите элементы, с помощью которых организовано ДД в РФ, как правильно переходить проезжую часть по пешеходному переходу?, зачем нужны дорожные знаки?, можно ли выходить на улицу и дорогу между машинами, стоящими у дороги?, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?; 3. к какой группе относятся знаки (работа учащихся у доски);
- письменный опрос (работа с карточками)
- работа парами (изготовление социальной рекламы к слогану: «Нужно правила все знать, возле трассы не играть», «Должен каждый пешеход знать, что «зебра» - переход», «На дороге он стоит, за движением следит»).
Занятие 2. Правила поведения в транспорте
Цели: изучить и научить правилам поведения в общественном транспорте.
Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.
План:
1.Вводная часть:
2.Основная часть:
3. Заключение:
Занятие 3. «Знатоки дороги. Законы улиц и дорог.»
Цель: создать условия для закрепления знания о правилах дорожного движения.
Задачи:
Проверить знания по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Способствовать развитию навыков применения правил дорожного движения на практике.
Содействовать воспитанию у учащихся культуры поведения на улицах и дорогах.
Оборудование:
плакаты по ПДД;
карточки с заданием
ребусы
кроссворд
вопросы по ПДД
Форма проведения мероприятия: конкурс-путешествие, презентация.
Занятие 4. Аварии на дорогах.
Цели
Содействовать формированию у учащихся убеждения о необходимости повышения культуры в области безопасности дорожного движения через рассмотрение понятия, причин и последствий ДТП
Задачи
Образовательные:
· ознакомление с понятием, видами ДТП;
Развивающие:
· развитие умения сравнивать, анализировать, делать вывод;
· развитие коммуникативных навыков;
Воспитательные:
· воспитание культуры безопасного поведения в условиях дорожного движения;
· воспитание культуры общения.
Краткое описание хода занятия
Анализируют понятие ДТП, их виды и поражающие факторы. В ходе работы в парах определяют основные причины ДТП. Зачет.
Занятие 5. Разметка проезжей части улиц и дорог. Практическое занятие.
Цель занятия: дать понятия о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и ориентироваться в движении.
Содержание:
вертикальная разметка;
горизонтальная разметка;
пользование разметкой;
закрепление материала.
Занятие 6. Викторина «Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика»
Цель занятия: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Содержание:
Занятие 7. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Цель занятия: объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Содержание:
опознавательные знаки транспортных средств;
регистрационные знаки транспортных средств;
перевозка детей;
ограничение скорости;
длинномерное транспортное средство.
Занятие 8. Урок –практикум «Остановочный и тормозной путь автомобиля»
Цель занятия: дать понятие об остановочном пути автомобиля.
Содержание:
тормозной и остановочный путь транспортного средства;
время реакции водителя;
факторы, влияющие на величину остановочного пути;
практическое задание.
Занятие 9. Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговых травмах, полученных в ДТП.
Цель занятия: объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить оказанию первой медицинской помощи.
Содержание: