СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Актуальные проблемы современного обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Актуальные проблемы современного обществознания»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Шумячский Дом детского творчества







Рабочая программа кружка

«Актуальные проблемы современного обществознания»




Автор-составитель:

Степанова Надежда Федоровна,

педагог дополнительного образования





Шумячи

2016 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004г.

2. Программы по обществознанию. 10 – 11 классы, профильный уровень». Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова, М: «Просвещение», 2012год.



Эта программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Основными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям,система гуманистических и демократических ценностей.

В данной программе сохраняется преемственность по отношению к основной школе путем более углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Но вводятся и ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку, изучаются вопросы будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.


Цели данного курса:

1)социализация, т.е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI в.;

2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

5) уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

6) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства.

Задачи курса:


- развивать умения самостоятельно работать с обществоведческой, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать чувство сопричастности к явлениям, происходящим в обществе;

- формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.


Возможные виды деятельности

При изучении курса целесообразно использовать различные источники (доступные фрагменты произведений философов, социологов, политические документы, периодическую печать). Это поможет извлечь бесценную обществоведческую информацию, сопоставить с авторским текстом и сформировать, таким образом, собственную позицию на изучаемую проблему курса.


Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 2016-2017 учебный год. Рассчитана программа на 72 часа






Результаты освоения курса:

В результате изучения обществознания уровне ученик должен

Знать

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.;

Уметь

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, владеть приемами исследовательской деятельности, участвовать в проектной деятельности;

- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Содержание программного материала (72ч.)

Введение. Задачи курса (2 ч.).

Тема 1. Общество и человек(28 часов)

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социальной культурной революции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Структура общества. Основные сферы общества. Типология обществ. Восток и Запад. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Исторический процесс и его участники. Личность в истории. Общественный прогресс. Многообразие процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Тема 2.Деятельность как способ существования людей(10часов)

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Духовное производство. Сохранение и распространение духовных ценностей. Трудовая деятельность. Социология труда. Политическая деятельность. Власть и политика. Легитимность власти. Природа творческой деятельности.

Тема 3.Сознание и познание(18 часов)

Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Виды и уровни человеческих знаний. Мифология, жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Социальное познание. Самопознание и самооценка. Трудности познания человеком самого себя.

Тема 4.Личность. Межличностные отношения(12 часов)

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Общение как межличностное взаимодействие. Виды общения. Малые группы. Интеграция в группах разного уровня развития. Антисоциальные группы. Насилие в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Пути разрешения конфликта.

Обобщение по всему курсу(2 часа).Итоговое занятие.




Основные понятия курса:

Авторитет, адаптация, альтернатива, анимизм, аморальное поведение, благо, брак, вестернизация, вкус, власть, вознаграждение, государство, гражданство, девиация, диада, досуг, законодательство, занятие, идол, имидж, индивидуальность, индивидуализм, индивидуум, инновация, искусство, канон, конституция, конфликт, конфронтация, культ, культура, культурный ареал, лидер, личный статус, манеры, миграция, миф, мифология, мода, мораль, мотив, Мы-группа, народная культура, народность, непроизводительный труд, норма, нравы, образ жизни, общество, обычай, обязанность, отрасль, политика, поп-культура, право, престиж, привычки, прогресс, работа, регресс, респондент, рецидивист, ритуал, роль, святость, сила, символ, сленг, социализация, субкультура, теология, тинэйджер, титул, тотемизм, традиция, традиционное общество, трудоустройство, уровень допустимого поведения, феминизм, фетишизм, фрустация, художественная культура, цивилизация, эгоизм, элитарная культура, эсканизм, этикет, этноцентризм, Я-концепция.



Календарно-тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Дополнительные материалы

1

Введение. Задачи курса

2

02.09.


2

Тема1. Общество и человек(28 часов)

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции


2



09.09.


Презентация

3.

Сущность человека как проблема философии

2

16.09.


4.

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность

2

23.09.


5.

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения

2

30.09.

6.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей

2

07.10.


7.

Структура общества. Основные сферы общества

2

14.10.

Презентация

8.

Типология обществ. Восток и Запад. Типология цивилизаций.


2



21.10.


9.

Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.

2

28.10.


10.

Исторический процесс и его участники


2



11.11.





11-12.

Личность в истории

2


18.11.

Презентации, КТД






13

Общественный прогресс. Многообразие процессов общественного развития

2

25.11..


14.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

2

02.12.


15.

Тестирование по теме «Общество и человек»

2

09.12.



16.

Тема2.Деятельность как способ существования людей(10 часов)

Многообразие деятельности. Потребности и интересы



2



16.12.


17.

Духовное производство. Сохранение и распространение духовных ценностей

2

23.12..

Экскурсия в районный музей

18.

Трудовая деятельность. Социология труда

2

30.12.

Презентации

19.


Политическая деятельность. Виды власти

2

06.01.

Презентация

20.

Природа творческой деятельности


2



13.01.


21.

Тема3. Сознание и познание(18 часов)

Проблема познаваемости мира

2

20.01.



22.


Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание

2.

27.01.


23.

Истина и ее критерии

2


03.02.


24.



Виды и уровни человеческих знаний. Мифология, жизненный опыт и здравый смысл

2

10.02.

Презентации


25.

Научное познание

2

17.02.

Презентация

26.

Особенности научного мышления. Современная наука

2

03.03.

Презентация, эссе

27.

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

2

10.03.


28.

Самопознание и самооценка. Трудности познания человеком самого себя

2

17.03.


29.

Тестирование. Встреча с психологом

2

24.03.


30.

Тема4. Личность. Межличностные отношения(12 часов)

Индивид, индивидуальность. Личность. Структура личности.


2

31.03.


31.

Общение как межличностное взаимодействие. Виды общения

2

14.04.


32


Малые группы. Интеграция в группах разного уровня развития

2

21.04.


33.

Антисоциальные группы. Насилие в группе. Особая опасность криминальных групп.

2


05.05.

Презентация

34.


Конфликт. Проблемы межличностного конфликта

2

12.05..

Презентация

35.

Структура, функции, динамика конфликта. Пути разрешения конфликта.

2

19.05.


36.

Итоговое занятие. Задачи на будущее

2

26.05.








Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:


  1. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Человек и общество, М.: «Просвещение», 2013год

  2. А.И.Кравченко. Обществознание. М.: «Русское слово», 2009год

  3. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. М.: «Русское слово», 2010год

4.Е.Н.Салыгина, Ю.Г. Салыгина. Обществознание. М.: «Вентана-Граф», 2012год

5.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;

6. Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

7.Единый государственный экзамен 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 ,2015, 2016 Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ - Центр.

8.Интернет-ресурсы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!