Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Барановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Утверждаю.
на заседании Директор школы
педагогического совета ________ (С.С. Жемчужников)
протокол № _______ приказ № ______
от ____ 08. 2016 г. от «___» _____ 2016 г.
Председатель педсовета
________ (Е.Э.Амерева)
Рабочая программа
кружка
«Физика в нашем доме»
9 класс
Составил: учитель физики
Семенов А.И.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность кружка заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин, технической направленности при выборе учебного заведения учащимися по окончании школы. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность кружка способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Кружок «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия кружка углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель кружка – создание условий для формирования и развития у школьников:
- интереса к изучению предмета физики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основная задача кружка – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- выдвигать гипотезы;
- решать задачи практической направленности;
- отбирать необходимые для эксперимента приборы;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.
В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.
Содержание программы.
Раздел 1. Измерительные приборы – 2ч
Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. Цена деления шкалы прибора, погрешность измерений.
Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы, изготовление шкалы с заданной ценой деления).
Раздел 2. Законы механики – 5ч
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Золотое правило механики. Применение блоков в быту. КПД простых механизмов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.
Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 4ч
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). Водяной насос , принцип работы и его использование в быту.
Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости, изготовление модели гидравлического пресса.
Раздел 4. Теплота – 5ч
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. Плазма и ее использование в бытовых приборах
Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании, изготовление модели двигателя внутреннего сгорания.
Раздел 5. Свойства электрического тока – 6ч
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Химическое действие тока. Электролиз. Основы радиопередачи и радиоприема. Сотовый телефон, назначение , устройство, принципы передачи и приема электромагнитных волн.
Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ, сборка модели радиоприемника.
Раздел 6. Звуковые явления – 6ч
Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Эхо, реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). Звуковой резонанс. Применение интерференции звука в быту.
Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей. Изготовление модели рупора.
Раздел 7. Оптика — 5ч
Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах. Использование преломления света в домашних оптических приборах и устройствах. Устройство и принцип работы микроскопа и телескопа.
Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах. Изготовление модели зеркального перископа.
Итоговое занятие (защита проектов) — 1ч
Календарно-тематическое планирование учебного материала
9 класс, 34 часа, 1 час в неделю.
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Раздел 1. Измерительные приборы | 1 | | |
1 | Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. | 1 | | |
2 | Цена деления шкалы прибора, погрешность измерений | 1 | | |
| Раздел 2. Законы механики | 5 | | |
3 | Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. | 1 | | |
4 | Золотое правило механики и ее применение в быту | 1 | | |
5 | Применение блоков в быту. КПД простых механизмов. | 1 | | |
6 | Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). | 1 | | |
7 | Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел. | 1 | | |
| Раздел 3. Механика жидкостей и газов | 4 | | |
8 | Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). | 1 | | |
9 | Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). | 1 | | |
10 | Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). | 1 | | |
11 | Водяной насос , принцип работы и его использование в быту. | 1 | | |
| Раздел 4. Теплота | 5 | | |
12 | Объяснение физической сущности пламени. | 1 | | |
13 | Явление конвекции, теплопроводности и излучения. | 1 | | |
14 | Явление испарения и кипения. | 1 | | |
15 | Плавление и кристаллизация. | 1 | | |
16 | Плазма и ее использование в бытовых приборах | 1 | | |
| Раздел 5. Свойства электрического тока | 6 | | |
17 | Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. | 1 | | |
18 | Механическое действие тока. Магнитное действие тока. | 1 | | |
19 | Основы радиопередачи и радиоприема. | 1 | | |
20 | Химическое действие тока. Электролиз. | 1 | | |
21 | Сотовый телефон, назначение, устройство, принципы передачи и приема электромагнитных волн. | 1 | | |
22 | Практическое занятие (сборка модели радиоприемника) | 1 | | |
| Раздел 6. Звуковые явления | 6 | | |
23 | Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). | 1 | | |
24 | Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. | 1 | | |
25 | Эхо, реверберация («комнатное эхо»). | 1 | | |
26 | Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). | 1 | | |
27 | Звуковой резонанс. Применение интерференции звука в быту. | 1 | | |
28 | Практическое занятие (изготовление модели рупора) | 1 | | |
| Раздел 7. Оптика | 5 | | |
29 | Отражение света от плоских зеркал. | 1 | | |
30 | Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. | 1 | | |
31 | Применение линз в домашних оптических приборах. | 1 | | |
32 | Использование преломления света в домашних оптических приборах и устройствах. | 1 | | |
33 | Устройство и принцип работы микроскопа и телескопа. Практическое занятие (изготовление модели зеркального перископа. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие (Защита проектов) | 1 | | |
Литература для учителя:
1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000
4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990
5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989
6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008
Литература для ученика:
1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. - М.: «Наука», 1978
2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. - М.: «Наука», 1986
3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1990
4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: «Просвещение», 1993