СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Физика в нашем доме"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Тематическая направленность кружка способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Физика в нашем доме"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Барановская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена Утверждаю.

на заседании Директор школы

педагогического совета ________ (С.С. Жемчужников)

протокол № _______ приказ № ______

от ____ 08. 2016 г. от «___» _____ 2016 г.

Председатель педсовета

________ (Е.Э.Амерева)













Рабочая программа

кружка

«Физика в нашем доме»

9 класс















Составил: учитель физики

Семенов А.И.







2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.


Актуальность кружка заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин, технической направленности при выборе учебного заведения учащимися по окончании школы. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность кружка способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.

Кружок «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия кружка углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель кружка – создание условий для формирования и развития у школьников:

- интереса к изучению предмета физики;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

- творческих способностей;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основная задача кружка – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- выдвигать гипотезы;

- решать задачи практической направленности;

- отбирать необходимые для эксперимента приборы;

- интерпретировать результаты эксперимента;

- делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений.

В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.



Содержание программы.


Раздел 1. Измерительные приборы – 2ч


Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. Цена деления шкалы прибора, погрешность измерений.

Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы, изготовление шкалы с заданной ценой деления).


Раздел 2. Законы механики – 5ч


Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Золотое правило механики. Применение блоков в быту. КПД простых механизмов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.


Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 4ч


Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). Водяной насос , принцип работы и его использование в быту.

Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости, изготовление модели гидравлического пресса.


Раздел 4. Теплота – 5ч


Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. Плазма и ее использование в бытовых приборах

Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании, изготовление модели двигателя внутреннего сгорания.


Раздел 5. Свойства электрического тока – 6ч


Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Химическое действие тока. Электролиз. Основы радиопередачи и радиоприема. Сотовый телефон, назначение , устройство, принципы передачи и приема электромагнитных волн.

Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ, сборка модели радиоприемника.


Раздел 6. Звуковые явления – 6ч


Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Эхо, реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). Звуковой резонанс. Применение интерференции звука в быту.

Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей. Изготовление модели рупора.


Раздел 7. Оптика — 5ч


Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах. Использование преломления света в домашних оптических приборах и устройствах. Устройство и принцип работы микроскопа и телескопа.

Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах. Изготовление модели зеркального перископа.


Итоговое занятие (защита проектов) — 1ч



Календарно-тематическое планирование учебного материала

9 класс, 34 часа, 1 час в неделю.


№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Дата

План

Факт


Раздел 1. Измерительные приборы

1



1

Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

1



2

Цена деления шкалы прибора, погрешность измерений

1




Раздел 2. Законы механики

5



3

Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.


1



4

Золотое правило механики и ее применение в быту

1



5

Применение блоков в быту. КПД простых механизмов.

1



6

Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).


1



7

Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.


1




Раздел 3. Механика жидкостей и газов

4



8

Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).


1



9

Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек).


1



10

Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

1



11

Водяной насос , принцип работы и его использование в быту.

1




Раздел 4. Теплота

5



12

Объяснение физической сущности пламени.

1



13

Явление конвекции, теплопроводности и излучения.

1



14

Явление испарения и кипения.

1



15

Плавление и кристаллизация.

1



16

Плазма и ее использование в бытовых приборах

1




Раздел 5. Свойства электрического тока

6



17

Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.


1



18

Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

1



19

Основы радиопередачи и радиоприема.

1



20

Химическое действие тока. Электролиз.

1



21

Сотовый телефон, назначение, устройство, принципы передачи и приема электромагнитных волн.

1



22

Практическое занятие (сборка модели радиоприемника)

1




Раздел 6. Звуковые явления

6



23

Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).


1



24

Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки.

1



25

Эхо, реверберация («комнатное эхо»).

1



26

Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).


1



27

Звуковой резонанс. Применение интерференции звука в быту.

1



28

Практическое занятие (изготовление модели рупора)

1




Раздел 7. Оптика

5



29

Отражение света от плоских зеркал.

1



30

Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление.

1



31

Применение линз в домашних оптических приборах.

1



32

Использование преломления света в домашних оптических приборах и устройствах.

1



33

Устройство и принцип работы микроскопа и телескопа.

Практическое занятие (изготовление модели зеркального перископа.

1



34

Итоговое занятие (Защита проектов)

1








Литература для учителя:


1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989

6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008



Литература для ученика:


1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. - М.: «Наука», 1978

2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. - М.: «Наука», 1986

3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1990

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: «Просвещение», 1993



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!