СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный шахматист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на учеников 5-6 классов. Позволяет сформировать первоначальные навыки игры в шахматы. Обучающимся, имеющим опыт игры, позволяет совершенствовать и развивать навыки игры в шахматы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный шахматист"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ

(внеурочная деятельность)







Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. ст. 12, 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 No 1897;

  3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (редакция от 24.11.2015), зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993;

  4. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №840 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  5. Основная образовательная программа образовательного учреждения.

  6. Учебным планом образовательного учреждения.


Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных  занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.



Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Предметные результаты:

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат.

Содержание курса

Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись начального положения.

Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.

«Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости.

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»

Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.

Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.

Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».

Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Турниры между обучающимися.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Литература

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;

  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;

  3. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;

  4. Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;

  5. Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;

  6. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;

  7. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;

  8. Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;

  9. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;

  10. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.

  11. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.

  12. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г.







Тематическое планирование курса «Юный шахматист» 5-6 класс

Тема

Количество

часов

Дата по плану

(номер недели)

Дата по факту


Примечания

1

Вводное занятие. Возникновение шахмат. Что такое шахматы?

1

1



2

Шахматная доска.

1

2



3-4

Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур.

2

3-4



5

«Способности» фигур.

1

5



6

Ходы и взятие фигур.

1

6



7

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее?

1

7



8-9

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

2

8-9



10-11

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен.

2

10-11



12

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие).

1

12



13

Ладья против слона.

1

13



14

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи.

1

14



15

Конь против ферзя, слона и ладьи.

1

15



16

Мат ферзем.

1

16



17

Мат ладьей.

1

17



18

Мат двумя слонами.

1

18



19

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

1

19



20

Типичные матовые финалы.

.1

20



21

Рокировка и ее правила.

1

21



22

Шахматная партия.

1

22



23

Техника матования одинокого короля.

1

23



24

Ничья, пат.

1

24



25-26

Шахматный дебют.

Основы дебюта.

2

25-26



27-28

Тактические приемы и особенности их применения.

2

27-28



29-30

Шахматная комбинация.

2

29-30



31-32

Основы Миттешпиля.

2

31-32



33-35

Турниры между обучающимися.

3

33-35






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!