Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола» г. Гагарина Смоленской области.
Рабочая программа кружка «Юный журналист»
(программа выявления и развития творческих и исследовательских способностей учащихся в рамках внеурочная деятельность по русскому языку и литературе).
Составитель: учитель русского языка и литературы Новикова М.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Настоящая программа рассчитана на 1 год: 68 часов (2 часа в неделю) и предназначена для учащихся 5 – 9 классов.
Реализуемая цель.
Способствовать выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через проектно-исследовательскую и практическую деятельность
Повысить мотивацию школьников к обучению через создание ситуации успеха.
Оказание педагогической поддержки талантливым детям
Задачи:
-выявление интересов и проверка способностей учащихся;
-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
-изучение основ журналистского творчества;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания
Содержание программы.
Журналистика как профессия.
Язык журналистики.
Стилистические фигуры речи.
Композиция материала.
Публицистический стиль.
Информационные жанры: отчёт, репортаж, интервью, заметка.
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.
Технические средства журналиста.
Газетный язык и авторский почерк.
Этика журналиста. Плагиат.
Школьная газета.
Темы, рубрики, полосы.
Планирование деятельности журналиста.
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;
выпуск школьной газеты.
Формы занятия, предусмотренные программой (индивидуальная, работа в парах, групповая):
лекция
беседа
семинар
круглый стол,
экскурсия.
конференция
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
выполнение творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Результаты освоения курса.
- Еженедельный выпуск школьной газеты «Школьный репортёр»
- Участие в конкурсах творческих работ разного уровня.
- Участие в Неделе науки.
- Участие в школьных и муниципальных мероприятиях этической и эстетической направленности.
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов |
1 | Журналистика как профессия | 1 |
2 | Язык журналистики | 2 |
3 | Стилистические фигуры речи. | 2 |
4 | Композиция материала | 2 |
5 | Публицистический стиль. | 2 |
6 | Информационные жанры: отчёт, репортаж, интервью, заметка. | 4 |
7 | Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. | 4 |
8 | Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон | 4 |
9 | Технические средства журналиста | 1 |
10 | Газетный язык и авторский почерк. | 1 |
11 | Этика журналиста. Плагиат. | 1 |
12 | Школьная газета. | 2 |
13 | Темы, рубрики, полосы | 2 |
14 | Планирование деятельности журналиста. | 1 |
15 | Выпуск школьной газеты (практические занятия). | 38 |
16 | Подведение итогов | 1 |
Деятельность педагога по выявлению и развитию способностей учащихся.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
- развитие общего кругозора, интеллекта;
- умение работать с информацией;
- умение формулировать цели и планировать работу;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
- развитие творческой активности;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных способностей;
- количество и качество творческих и учебно-исследовательских работ учащихся;
-успешное участие школьников в проводимых конкурсах и олимпиадах;
-повышение мотивации к изучению предмета;
- способность к рефлексии и самоанализу;
- создание портфолио.
Мониторинг выявления способностей.
- Тест творческого мышления при отборе одарённых детей.
Методика Торренса (модифицирована Е. Туник).
- Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова).
- Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой).
Мониторинг развития способностей обучающихся.
- Создание банка данных одаренных детей.
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (ЛосеваА.А.)
Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли).
- Родительское исследование. Методика оценки общей одаренности А.И. Савенкова.
- Изучение портфолио учащихся (стартовая и итоговая диагностика).