Количество часов в год 70 ч.
Количество часов в неделю 2 ч.
2015-2016 уч.г.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного общества.
Задача современной школы – обеспечить вхождение у учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)
Довольно часто на уроках мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и работа с видеоматериалом и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Киноманы», предназначенная для изучения различных графических редакторов и программ по обработке видео.
Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.
Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
Программа рассчитана на 70 часа, по 2 ч. в неделю. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усилить прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал.
Занятия в кружке «Киноманы» помогут учащимся в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основными графическими редакторами и программами по обработке видео, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.
Основой работы кружка являются принципы обучения от простого к сложному, самостоятельное творчество, задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно.
Первые занятия ставят целью дать первоначальные навыки работы с редактором (работа с панелями инструментов и управление мышкой). Затем рисунки с элементами конструирования. Когда дети успешно справляются с этими этапами, им предлагается самостоятельное конструирование на основе общих моделей и образцов.
Как завершающий этап работы с графическими редакторами проводиться конкурс на лучший рисунок.
После знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков, дети создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, используют в своём творчестве связь с ИЗО, геометрией.
Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере. Компьютер помогает рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, развить и реализовать творческие возможности учащихся.
В данную программу вошло 8 разделов, которые дают представления о работе с графическими редакторами, а также знакомят с основами обработки звука и видео.
Первым разделом кружка является «Основы изображения», где учащиеся на первом уроке знакомятся с растровыми и векторными изображениями, их отличиями, преимуществами и недостатками, знакомятся со следующими терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”.
Вторым разделом кружка является «Графический редактор Paint», где учащиеся на первом уроке при знакомстве с графическим редактором знакомятся со специальными терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”. Главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь, инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка. Есть возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Использование графического редактора Paint упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта обогащает опыт ребенка, ведет к развитию творчества и фантазии. Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры, готовые штампы и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию. Получив первоначальные навыки, дети с удовольствием будут конструировать и дальше.
Третья тема: «Программа создания презентаций Microsoft Power Point» способствует развитию творческих способностей ребенка, благодаря разнообразным возможностям этой программы и особенно возможности анимировать объекты. Учащиеся прекрасно осваивают Power Point, но так как пятиклассникам еще сложно работать с большими объемами информации им предлагается выполнять не крупные проекты: собрать рисунок из частей, подписав части на английском языке и настроив анимацию, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию, сделать новогодний пейзаж с падающими снежинками, нарисовать аквариум с плавающими рыбками. Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучить программу с большим интересом.
Четвёртый раздел программы «Редактор векторной графики Corel Draw». Здесь учащиеся осваивают приемы работы с векторными изображениями. Главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь, инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка. Есть возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Использование графического редактора Corel Draw упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта обогащает опыт ребенка, ведет к развитию творчества и фантазии. Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры, готовые штампы и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию. Получив первоначальные навыки, дети с удовольствием будут конструировать и дальше.
Пятая тема «Редактор растровой графики Adobe Photoshop» вызывает очень большой интерес у учеников, так как эта программа предоставляет огромные возможности по обработке фотографий, их ретушь, монтаж, применение различных эффектов к фотографиям. Здесь учащиеся познакомятся с основными возможностями растрового редактора Adobe Photoshop, и в дальнейшем смогут самостоятельно изучать подробно безграничные возможности программы по обработке фотографий.
Шестая тема: «Flash-студия. Мастерская художников» способствует развитию творческих способностей ребенка, благодаря разнообразным возможностям программы Macromedia Flash Player и особенно возможности анимировать объекты. Учащиеся неплохо осваивают программу, но так как программа все же достаточно сложная, им предлагается выполнять не крупные проекты: собрать рисунок из частей, подписав части на английском языке и настроив анимацию, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию и т.д. Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучить программу с большим интересом. Среда Flash наиболее глубоко и точно отвечает интересам ребёнка: даёт широкую возможность для творчества и самореализации, позволяет за относительно короткий срок создать конкурентоспособную, привлекательную мультимедийную продукцию.
Седьмой раздел «Программы по обработке звука и видео» посвящен изучению основных приемов работы с программами по обработке звуковых и видео-файлов. Изучение этой темы вызывает большой интерес учащихся, и благодаря своим возможностям, способствует активному развитию творчества и фантазии детей. В ходе изучения данной темы учащиеся знакомятся с простейшими стандартными программами по обработке звука Звукозапись и обработке видео MovieMaker. Задача данного раздела изучить основные приемы по обработке звука и видео, знать отличия цифрового и аналогового видео.
Восьмой раздел посвящен созданию проектной работы «Наша школа».
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов | Формы и методы работы | Результат обучения |
Раздел I. Основы изображения (2 ч.) |
-
| Техника безопасности. Методы представления графических изображений, сравнение растровой и векторной графики | 1 | демонстрация, презентации | Знание основ растровой и векторной графики |
-
| Цвет в компьютерной графике. Цветовые модели CMYK, HSB, RGB | 1 | Демонстрация презентации | знание основ цветового восприятия, типы цветовых моделей и их отличия, применение различных цветовых моделей в графике |
Раздел II. Графический редактор Paint (14 ч.) |
-
| Векторная и растровая графика. Графический редактор Paint | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа | Знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе, постановка задачи, учебные принадлежности, умение настраивать панель инструментов, создание простого рисунка (домик) |
-
| Копирование и вставка деталей рисунка. Сборка рисунка из деталей. | 1 | Демонстрация презентации, индивидуально-практическая деятельность | Умение выделять и перемещать фрагмент рисунка; сохранять рисунок в файле и открывать файл; создание рисунка из деталей (снеговик и ваза) |
-
| Прием вспомогательных построений. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа, консультация учащихся | Создание рисунка при помощи вспомогательных построений (пирамидка, радуга, лягушонок, поросенок) |
-
| Построения с помощью клавиши Shift. Изменение размеров рисунка. | 1 | Индивидуально-групповая практическая работа | Знание точных способов построения геометр.фигур; умение использовать при построении геометр.фигур клавишу Shift. Создание рисунка с помощью клавиши Shift (снежинка, бабочка) |
-
| Рисование по пикселям. Создание пиктограмм. | 1 | Творческие задания, рассказ учителя, индивидуальная работа, демонстрация | Умение редактировать граф.объект по пикселям. Создание рисунка по пикселям (слоник) |
-
| Метод последовательного укрупнения, копируемого фрагмента. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, коллективная практическая работа | Создание рисунка методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента (клеточное поле, домик) |
-
| Конструирование из мозаики. Создание элементов мозаики. | 1 | Постановка проблемы, коллективная практическая работа | Знание технологии конструирования из меню готовых форм; умение создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм). |
-
| Построение фигур, используя меню готовых форм. | 1 | Игра-соревнование | Умение разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм; конструировать разнообразные графические объекты. |
-
| Используя меню готовых форм создать рисунок для паркета. | 1 | Творческие задания | Создание рисунка для паркета, используя меню готовых форм. |
-
| Рисуем пейзаж. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. |
-
| Рисуем замки. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. |
-
| Рисуем сказку. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. |
-
| Рисуем поздравительную открытку. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. |
-
| Рисуем плакат по правилам дорожного движения. | 1 | Демонстрация презентации по ПДД, творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. |
Раздел III. Программа Microsoft Power Point (10 ч.) |
-
| Объекты в Power Point. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа | Знание основных элементов окна Power Point. |
-
| Создание презентации. | 1 | Рассказ учителя, индивидуальная практическая работа | Знание режимов создания презентации; Умение создать новую презентацию; выбрать подходящий дизайн презентации; задать или изменить разметку слайда. Создание простой презентации из одного слайда. |
-
| Настройка анимации. | 1 | Рассказ учителя с демонстрацией, самостоятельная практическая работа | Умение вставить на слайд картинку или фотографию; настроить анимацию для текста, картинки; настроить эффект смены слайдов. |
-
| Запуск и наладка презентации. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа | Знание способов вставки объектов на слайд; приёмов работы с диаграммой и таблицей; способов вставки звука в презентацию. Умение вставить на слайд диаграмму, вставить в презентацию звуковой файл, настроить его. |
-
| Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся, практическая работа | Знание режимы работы с презентацией. |
-
| Работа с сортировщиком слайдов. Смена слайдов. | 1 | Объяснение учителя, индивидуально-групповая практическая работа | Умение настроить эффект смены слайдов; управлять слайдами в режиме сортировщика. |
-
| Разработка презентации на свободную тему. | 1 | Творческие задания, практическая работа | Создание презентации, состоящей минимум из трех слайдов с настройкой анимации. |
-
| Создание презентации. | 1 | Работа учеников-консультантов, практическая работа | Создание презентации, состоящей минимум из шести слайдов с настройкой анимации. |
-
| Настройка и отладка презентации. | 1 | Объяснение учителя, практическая работа | Знание принципа построения цветовой схемы слайда; приёмов установки времени показа слайда; понятий непрерывного показа и произвольного показа. Умение настроить цветовую схему слайда по своему вкусу |
-
| Показ презентаций. | 1 | Круглый стол: просмотр и обсуждение созданных презентаций | Презентации на свободную тему |
Раздел IV. Редактор векторной графики Corel Draw (7 ч.) |
-
| Введение в программу векторной графики Corel Draw. Основы работы с объектами. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | умение открывать и настраивать вид окна программы, знание основных инструментов |
-
| Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты для рисования и заливки, вспомогательные режимы работы |
-
| Методы упорядочения и объединении объектов. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание методов упорядочения и группировки объектов, применение этих методов |
-
| Создаем рисунки из кривых: основные понятия и приемы работы. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты «свободная рука» и «свободное перо», знание приемов работы с ними |
-
| Работа с текстом в Corel DRAW. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание основ работы с текстом, создание рекламы в векторном редакторе |
-
| Различные графические эффекты. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание различных графических эффектов и умение их применять, работа с растровыми изображениями |
-
| Творческое занятие | 1 | практическая работа | создание рекламного буклета |
Раздел V. Редактор растровой графики Adobe Photoshop (9 ч.) |
-
| Из чего состоит фотокамера. Основные приемы съемки. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание основных приемов съемки и основных настроек фотокамеры |
-
| Знакомство с программой обработки фотографий АdobePhotoshop | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | умение открывать и настраивать вид окна программы |
-
| Выделение областей и работа с ними. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | умение работать с инструментами «прямоугольная область», «лассо», «волшебная палочка» для выделения областей, трансформация областей выделения |
-
| Основы работы со слоями | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | слои и работа со слоями, дублирование слоя, создание нового слоя, эффекты слоя |
-
| Фотомонтаж | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | создание простого монтажа из нескольких слоев, добавление эффектов слоя |
-
| Рисование и раскрашивание | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты для рисования, кисти, «ведро» |
-
| Ретушь фотографий | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты для ретуши фотографий, «штамп», «заплатка», работа с цветом, настройка яркости и контраста фотографий |
-
| Применение эффектов Photoshop | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знакомство с эффектами «шум», «мозаика» и т.д. |
-
| Творческое занятие | 1 | практическая работа | создание коллажа из фотографий, применение эффектов и ретуши |
Раздел VI. Flash-студия. Мастерская художников (4 ч.) |
-
| Знакомство с flash-технологиями. Начинаем рисовать | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | Знание основных элементов рабочего окна программы; способов создания документов во Flash; назначения сцены; элементов панели Properties (Свойства) для сцены. Умение создавать новый документ; изменять масштаб просмотра страницы. |
-
| Рисование с помощью геометрических примитивов | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | Знание опций инструментов рисования; общих понятий при работе с обводкой и заливкой; основных и вспомогательных инструментов рисования. Умение различать понятия: контур, обводка, заливка. |
-
| Работа с текстом | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | Знание нахождения, назначения, параметров инструмента Text Tool; типы, назначение и способы создания текстовых полей и блоков; назначение и способы разбиения текста. Умение создавать и редактировать текстовое поле; создавать и редактировать статический текст; применять операцию разбиения к тексту; создавать контур текста; раскрашивать текст различными способами. |
-
| Творческое занятие. | 1 | практическая работа | Создание анимации |
Раздел VII. Программы обработки звука и видео (10 ч.) |
-
| Программа «Звукозапись» | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | знакомство с программой, запуск и настройка |
-
| Запись и обработка звуковых файлов. | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | уметь выполнять запись и монтаж звуковых файлов, применение эффектов звука |
-
| Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма. | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | изучить основные понятия цифрового видео, форматы видео файлов, работа с видеоматериалом |
-
| Знакомство с программой обработки видео MovieMaker | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | программа для обработки видео MovieMaker, запуск и настройка |
-
| Монтаж фильма | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | простейший монтаж видео, добавление переходов и титров, обработка звукового сопровождения |
-
| Создание маршрута видео экскурсии | 1 | самостоятельная работа учащихся | создание сценария видео экскурсии по школе |
-
| Подбор сюжетов для видео экскурсии | 1 | самостоятельная работа учащихся | работа по подбору материала, детальное обсуждение сюжета |
-
| Фотосессия | 1 | самостоятельная работа учащихся | сбор материала, фото- и видеосъемка |
-
| Запись текста экскурсии. | 1 | самостоятельная работа учащихся | запись звукового сопровождения, вставка его в фильм |
-
| Создание видео экскурсии «Добро пожаловать!». | 1 | самостоятельная работа учащихся | окончательная доработка видео-экскурсии «Добро пожаловать!» |
-
| Программа Nero Wave Editor | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знакомство с программой, запуск и настройка |
-
| Запись и обработка звуковых файлов | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | уметь выполнять запись и монтаж звуковых файлов, применение эффектов звука |
-
| Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | изучить основные понятия цифрового видео, форматы видео файлов, работа с видеоматериалом |
-
| Знакомство с программой обработки видео Pinnacle Studio. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | программа для обработки видео Pinnacle Studio, запуск и настройка |
-
| Создание слайд-шоу | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | уметь добавлять фотографии в фильм, создание слайд-шоу с переходами и эффектами |
-
| Обработка видео | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | изучение основных приемов обработки видео, вырезка элементов, удаление и добавление фонового звука, вставка титров |
-
| Применение к видео различных эффектов | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | видео-эффекты «старое кино», «ускорение» или «замедление», «картинка в картинке» и т.д. |
-
| Монтаж видеоматериала | 1 | практическая работа | создание простейшего видео-монтажа |
Раздел VIII. Создание видео-ролика «Наша школа» (6 ч.) |
-
| Создание сценария ролика на тему «Наша школа» | 1 | практическая работа | разработка сценария фильма по теме «Наша школа» |
-
| Запись видео-сюжета | 1 | практическая работа | сбор и запись видео- и фотоматериала |
-
| Запись видео-сюжета | 1 | практическая работа | сбор и запись видео- и фотоматериала |
-
| Монтаж видео-ролика | 1 | практическая работа | монтаж собранного видеоматериала, добавление переходов и эффектов, титров, звукового сопровождения |
-
| Монтаж видео-ролика | 1 | практическая работа | монтаж собранного видеоматериала, добавление переходов и эффектов, титров, звукового сопровождения |
-
| Заключительная обработка видео | 1 | практическая работа | финальная доработка фильма |