СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Мое открытие родного края".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков.  Она направлена на получение воспитательных результатов  в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

 Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие родного  края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, которыми  дети будут руководствоваться в жизни.Это имеет особое значение для развития детей младшего подросткового возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Мое открытие родного края".»

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для внеурочной работы.

Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5класса составлена с учётом нормативных документов:

1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:

1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

2.П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, которыми дети будут руководствоваться в жизни.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего подросткового возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению младших подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут . При этом 19часов теоретических занятий и 16- практических занятий.

Тематическое планирование.

п/п

Название раздела.

Тема занятия

Общее

кол-во час.

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

1.1

1.Вводные занятия

Что такое краеведение и его назначение в духовно-нравственном развитии ученика.

3

1



1



-

1.2

Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.




1




1



-

1.3

Что такое свой край, своя местность, «малая» родина.




1



1



-

2.1

2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.

Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.


11



1





1





-

2.2

2.3

Экскурсия на местности. Археологические памятники, памятники архитектуры. Памятники, созданные для увековечивания исторических событий. Памятники природы.



2



-



2

2.4

2.5

Экскурсия в краеведческий музей.

Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.




2



-



2

2.6

Письменные источники. Рукописные памятники

1

-

1

2.7



2.8

Занятие в библиотеке. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки.

Печатные материалы: газеты и журналы.


2

-

2

2.9-

2.

11

Подготовка проекта "Моё открытие родного края". Сбор материала, воспоминаний и вещественных источников у населения своей местности с по- следующим описанием.


3

3

-

3.1

-

3.3

3. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения

Как работать в библиотеке с книгой, как письменным источником.




10



3





-





3

3.4-3.5


Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний.

2

-

2

3.6-3.7

3.8


Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.

Как подготовить проект к защите

2

-

2



-

3.9-3.10

. Защита проектов "Моё открытие родного края"

2

2

-

4.1-4.2

4.Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье;

11

2



2



-

4.3-4.4

в Новое время, в годы Великой Отечественной войны.Герои и яркие личности родного края (организация встреч)

2

2


4.5

Подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии) перед экскурсией в музей.

1

1

-

4.6

Экскурсия в краеведческий музей с посещением залов «Наш край в годы ВОВ» «Наш край и современность». Беседа с экскурсоводом.

1

-

1

4.7

Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию).

1

1


4.8

Подготовка к походу выходного дня. Как вести себя в походе.

Разработка маршрута путешествия.


1

1


4.9

Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы.

1

-

1

4.10

Фотоотчёт о состоявшемся походе.


1

1

-

4.11

Краеведческая олимпиада

1

1




Содержание деятельности.

5 класс (35часов)

1.Вводное занятие(3ч).Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки.

Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.

Что такое свой край, своя местность, ближняя(малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края(11ч). Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи. Вещественные источники. Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники созданные для увековечивания исторических событий.

Экскурсии на местности и в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

Письменные источники. Рукописные памятники. Памятники природы. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).

3.Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения (13ч). Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками. Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний. Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.

4.Легенды и были родного края(11ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Герои и яркие личности родного края.

Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию).

Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы. Фотоотчёт о состоявшемся походе. Краеведческая олимпиада.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников по краеведению распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!