Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов;
Учебного плана МБОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год;
Авторской программы: «Я. Методы работы с волонтерами» /Под ред. М.Ю.Киселева, Глобус, 2005.
Цели программы
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
2. Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
3. Развитие волонтерского движения в школе , формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Задачи
1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
2. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
3. Сформировать у обучающихся способности выбрать сферу профессиональной деятельности.
4. Установить партнерские связи и сотрудничество с социумом в сфере продвижения и развития молодёжного добровольчества .
Общая характеристика предмета:
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, насилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первым волонтерским отрядам, тем, которые начнут все с нуля, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике.
Место предмета в учебном плане:
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты:
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Личностные результаты освоения программы:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи
К концу изучения курса обучающиеся должны
знать:
Цели, задачи и принципы волонтерского отряда;
владеть знаниями о ЗОЖ;
правила хорошего тона;
возрастные особенности развития своего организма;
режим дня школьника;
вредные привычки и их воздействие на организм человека;
вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.;
вопросы физического и духовного здоровья.
уметь:
Аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму: увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
применять на практике: Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом, городом.
Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Учебно-тематический план
№ | Мероприятия | Дата план. | Дата факт. |
-
| Знакомство. Основы добровольческой деятельности. | 01.09 | |
-
| Знакомство. Основы добровольческой деятельности. Распределение поручений. Составление плана работы на год. | 08.09 | |
-
| Школа волонтера. | 15.09 | |
-
| Школа волонтера. | 22.09 | |
-
| Школа волонтера. | 29.09 | |
-
| Я - волонтер | 6.10 | |
-
| История волонтерских организаций в России | 13.10 | |
-
| Кодекс волонтера | 20.10 | |
-
| Проведение тренингов к акции «Чистые руки». Выпуск плаката | 27.10 | |
-
| Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды Игра “Полезные и вредные привычки” | 10.11 | |
-
| Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды Игра “Полезные и вредные привычки” | 17.11 | |
-
| Проведение тематических часов «Влияние алкоголя на здоровье человека» для детей старшего возраста | 24.11 | |
-
| Акция к дню порьбы со СПИДом | 1.12 | |
-
| “Умей сказать – “Нет!” Проведение тренингов, ролевых игр | 8.12 | |
-
| Акция к новому году. Выпуск новогодних плакатов | 15.12 | |
-
| Подведение итогов работы за первое полугодие. Сдача отчетов по поручениям. | 22.12 | |
-
| Международное добровольчество. | 12.01 | |
-
| Акция “Как сказать вредным привычкам: “Нет!”. | 19.01 | |
-
| Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!” | 26.01 | |
-
| Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье” | 2.02 | |
-
| Проект «Конкурс плакатов к 23 февраля» | 9.02 | |
-
| Классный час-беседа с мл. школьниками на тему «Есть такая профессия – Родину защищать» | 16.02 | |
-
| Проект «Конкурс плакатов к 8 марта» | 2.03 | |
-
| Все различны – все равны | 9.03 | |
-
| Международное добровольчество | 16.03 | |
-
| Донорство | 23.03 | |
-
| Предпринимательство | 6.04 | |
-
| Акция «Милосердие» | 13.04 | |
-
| Акция «Я выбираю жизнь» | 20.04 | |
-
| Оказание помощи ветеранам. | 27.04 | |
-
| Акция к 9 мая | 4.05 | |
-
| Экологический марафон | 11.05 | |
-
| Социальное проектирование | 18.05 | |
-
| Подведение итогов работы за год | 25.05 | |
Методическое обеспечение программы
1. Я. Методы работы с волонтерами/Под ред. М.Ю.Киселева, И.И.Комаровой//Школа социального менеджмента: - М.: Карапуз, 2004.
2. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
3."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
4. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
5. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
6. Видеоролики о вреде употребления ПАВ
7. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России