Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
_____________________________________________________________________________________
«Рассмотрено»: на заседании ШМО классных руководителей Протокол № _____от «_____»_________2016г. | «СОГЛАСОВАНО»: зам. директора по ВР _____________Е. Б. Будникова «_____»__________2016г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» _____________ В. А. Токорева Приказ № ______ от «_____»___________2016г. |
Рабочая программа
кружка
«Образ и мысль»
Классы 4
Программу составила:
Федорова Т.П.
учитель музыки
первой кв. категории
2016 -2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Образ и мысль» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 п.9, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативно-правовая основа:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п.Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).
Программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.
Состав УМК:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2014 г.
Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2014 г.
Цель программы «Образ и мысль»: создание условий для эмоционально-ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии.
Задачи программы:
Обучающие
Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Развивающие:
Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»
Новизна
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Актуальность
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;
обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;
повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
укреплением внутренней силы личности.
Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.
Педагогическая целесообразность
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:
логические, развивающие мыслительную деятельность;
эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;
Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:
"воспринимать";
"развивать"
"воспитывать".
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.
Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:
в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);
в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);
в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).
Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:
детский и взрослый интересы,
детские и педагогические ценности,
гуманитарное образование и развитие кругозора,
социальные, естественнонаучные и логические знания,
восточные и западные традиции культуры,
нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.
Принципы построения программы:
Постепенность и последовательность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
Акцентирование занимательности.
Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
Программа рассчитана на 4 года и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний. Изучение курса начинается в 1 классе. На проведение занятий по курсу отводится 1 час в неделю, то есть 33 часа в год (в 1 классе) и 34 часа в год (2 – 4 класс). В 2016-2017 учебном году на изучение курса «Образ и мысль» в 4-х классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Курс предполагает 3 этапа предъявления зрительного ряда:
1 этап – 1 класс.
2 этап - 2 класс.
3 этап – 3 и 4 классы.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.
Программа. способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии
Формы и методы обучения
В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:
насыщение развивающей среды зрительными образами;
включение терминологических средств изобразительного искусства;
использование диалоговой формы проведения занятий;
применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.
В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
В процессе проведения занятий используются практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
используется активизирующая детей форма соревнования;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
занятия организованы в диалоговой форме и др.;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).
научиться пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;
приобрести уверенность в своей способности интерпретировать и глубже проникать в смысл даже неоднозначных произведений искусства, задумываться о намерениях художника - создателя произведения.
испытывать удовольствие от рассматривания различных произведений искусства и их обсуждения, ощущать себя уверенно в любом музейном пространстве, выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к окружающему миру.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.
Содержание курса «Образ и мысль»
Под содержанием курса понимается информационное пространство, предъявляемое ребенку, которое должно быть разнообразным, семантически наполненным, доступным, эмоционально привлекательным. Такое информационное пространство предполагает многозначность интерпретаций специальным, таким образом подобранных произведений, заложенную в самой природе искусства.
Программа организована так, что дети получают необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений. Отбор произведений живописи осуществляется в соответствии с целями и задачами курса, а также основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов на материале произведений живописи и должны соответствовать следующим принципам:
доступности (доступным на том или ином этапе считается произведение, в котором дети могут
понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);
содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и/или
изображение на ней легко определяемых эмоций);
охвата широкого спектра жизненных явлений;
последовательности (учитываются возрастные особенности учащихся);
сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного
искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления,
сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно- выразительных средств).
Предъявление зрительного ряда:
На третьем этапе (3-4 класс) Большое внимание уделяется сопоставлению однотемных или близких по сюжету картин разных народов и стран. Расширяется круг исторических картин. Особое место отводится бытовому жанру, посредством которого художник наиболее полно выражает свое отношение к миру. Кроме того, зрительный ряд дополняется произведениями, которые характеризуются абстрактным сюжетом и предполагают многозначность интерпретаций.
В основе содержания курса лежит зрительный ряд, представленный произведениями живописи и определенная система вопросов, выстраиваемая особым образом.
Вопросы фасилитированной дискуссии:
Что вы видите на этой картине?
Что вы видите здесь такого, что позволяет вам это сказать?
Что происходит на этой картине, где и когда?
Кто этот человек?
О чем он (они) мог (могли) говорить и думать?
Какое настроение вызывает у вас это картина?
С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?
Что бы вы рассказали об этой картине человеку, который ее никогда не видел?
Что объединяет эти картины?
На каждом занятии в процессе обсуждения того или иного произведения по мере необходимости детям задается для получения аргументации вопрос: «Что вам позволяет так сказать?».
Ожидаемые результаты освоения 3 этапа:
- воспринимать на слух вопросы учителя и его парафраз, высказывания других учащихся;
- выделять в картине микротемы;
-сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужие высказывания по поводу произведения изобразительного искусства;
- объяснять выбор автором названия картины, предлагать собственные заголовки в соответствии с темой или основной мыслью ее;
- описывать особенности внешнего вида и характер героев, определять место и время действия;
- выстраивать возможные версии, высказывать предположения о том, что могут говорить (делать) герои; находить в картине детали, подтверждающие высказанную точку зрения;
- сравнивать произведения изобразительного искусства на основе сходства их темы, идеи, жанра, общности ситуаций, эмоциональной окраски, героев, особенностей изобразительно-выразительных средств;
- владеть первоначальными навыками диалогового взаимодействия, понимать высказывания и вопросы собеседников, реагировать на них в соответствии с правилами речевого общения;
- определять и самостоятельно формулировать тему произведения изобразительного искусства через смысловое восприятие визуальных образов;
- уметь строить умозаключения на основе содержательно – образного обобщения воспринятых образов;
- выделять изобразительные средства произведений искусств;
- осуществлять парафраз собственных высказываний и высказываний одноклассников, наиболее точно и выразительно формулируя мысль, оценивать свои эмоциональные реакции;
- понимать общее содержание произведения изобразительного искусства, его тему, основную мысль, жанр, различать основной и второстепенный план;
- выделять особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения, определять позицию автора.
Для успешной реализации программы созданы необходимые условия:
1. Кабинет для теоретических занятий.
2. Наличие технических средств:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
репродукции картин.
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Вводное занятие «Как картину написали» | 1 |
2. | Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства | 6 |
3. | Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства | 4 |
4. | Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах) | 1 |
5. | Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства | 10 |
6. | Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом) | 10 |
7. | Заключительное занятие и подведение итогов | 1 |
8. | Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Вид занятия | Осваиваемый вид деятельности | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Вводное занятие «Вглядываясь – учимся» | 1 | Практическое занятие. | Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства. Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. | | |
2.Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства – 6 часов |
2. | Жерар М. «Первые шаги», Сорока Г.В. «Кабинет дома в Островках, имении Н.П. Милюкова» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Оценка знания детьми всех вопросов стратегии визуального мышления. | | |
3. | Г. Гольбейн младший «Портрет французских послов», Серебрякова З.Е. «Автопортрет у зеркала. (За туалетом)» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем | Восстановление навыка визуального мышления и дискуссии. | | |
4. | Руссо А. «Люксембургский парк. Памятник Шопену», Белинский Ю.Г. «Закадычные друзья» фотография | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Повторение и закрепление алгоритма стратегии. | | |
5. | Хокусай К. «Водопад Амида близ дороги Кисокайдо», Леже Ф. «Загородная прогулка» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Восстановление навыков визуального мышления. | | |
6 | Дега Э. «Оркестр оперы», Пикассо П. «Три музыканта» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем | Используя основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, добиваемся полноты формулировок. | | |
7. | Фридрих Д.-К. «На парусном судне», Ренуар О. «Ложа» | 1 | Дизайн – проектная деятельность | Используя основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, добиваемся аргументированности мнений. | | |
3. Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства – 4 часа |
8. | Кайботт Г. «Вид на бульвар», Петров – Водкин К.С. «Смерть комиссара» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, анализируем содержание системы объектов произведения | | |
9. | Неизвестный художник «Отражение в зеркале» вт. четв. XIXв., Эстес Р «Центральный сберегательный» | 1 | Самостоятельная творческая деятельность | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, находимособенности композиции, ракурсы объектов. | | |
10. | Федотов П.А. «Завтрак аристократа», Пименов Ю.И. «Ожтдание» | 1 | Рассматривает и обсуждаем | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, выявляем связи отображенного и подразумеваемого. | | |
11. | Каралян И.А. «Грусть», Левицкий Д.Г. «Портрет П.А. Демидова» | 1 | Практическое занятие | Завершение повторения основ технологии визуального мышления. | | |
4. Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах) – 1 час |
12. | Бальтерманц Д.Н. «Чайковский. Германия 1945г.» фотография | 1 | Самостоятельная деятельность в малых группах | Самостоятельная коллективная работа учащихся в малых группах. | | |
5. Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства – 10 часов |
13. | Гончаров Н.С. «Велосипедист», Сера Ж. «Воскресная прогулка в Гранд – Жатт» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Используя вопросы, составляющих стратегию визуального мышления,обсуждаем художественные средства автора. | | |
14. | Караваджо М. «Призвание святого Матфея», Серебрякова З.Е. «Беление холста» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Обсуждаем значение художественных средств в передаче идеи автора. | | |
15. | Кузнецов П.В. «Мираж в степи», Айвазовский И.К. «Девятый вал» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Обсуждение впечатления, которого хотел добиться автор. | | |
16. | Стен Я. «Гуляки», Чурленис М.К. «Сказка королей» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Выявление взаимосвязи художественных средств и идеи художника. | | |
17. | Рембрант ван Рейн «Возвращение блудного сына», Вюйар Э. «Портрет матери и сестры художника» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем. | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления,добиваемся развернутого изложения каждой версии. | | |
18. | Дж. де Кирико «Тайна и меланхолия улицы», Хокни Д. «Большой всплеск» | 1 | Дизайн – проектная деятельность | Выявление связи изображения с ожидаемым эмоциональным воздействием произведения. | | |
19 | Суриков В.И. «Взятие снежного городка», Коржев Г.М. «Проводы» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. Даем развернутое описание ощущений зрителей. | | |
20 | Лоуренс Дж. «Умирающий негр», Жуковский С.Ю. «Радостный май» | 1 | Дизайн – проектная деятельность | Обсуждение эмоциональной сферы произведения. | | |
21 | Сарьян М. «Финиковая пальма», О,Кифф Дж. «Озеро Джорджбарнс» | 1 | Образовательное путешествие | Анализ связи идеи и средств художественной выразительности произведения. | | |
22 | Мунк Э. «Девушки на мосту», Матисс А. «Танец» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем | Выявление связи элементов изображения с эмоциональным воздействием произведения | | |
6. Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом) – 10 часов |
23 | Лоуренс Дж. «Миграция негров», Сеймур Д. «Без названия» фотография. Уматро «Стихи о любви» гравюра | 1 | Образовательное путешествие | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления.Учимся обоснованию мнений и умозаключений. | | |
24 | В. ван Гог «Сад в Эдеме. (Арльские дамы)», Шагал М.З. «Я и моя деревня» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем | Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению. | | |
25 | Адамс А. «Восход луны», Хартвинг Э. «Дороги» фотография, Добужинский М.В. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» | 1 | Рассматриваем и обсуждаем | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. Учимся обоснованию мнений и умозаключений. | | |
26 | Синьяк П. «Модистки. Шляпная мастерская на Каирской улице в Париже», Вемеер Я. Делфтский «Мастерская художника» | 1 | Практическое занятие | Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | | |
27 | Кандинский В.В. «Композиция №201» Кандинский В.В. «Амазонка в горах» Кандинский В.В. «Рай» | 1 | Практическое занятие | Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. Учимся обоснованию мнений и умозаключений. | | |
28 | Судейкин С.Ю. «Карусель» Малевич К.С. «Сложное предчувствие» | 1 | Самостоятельная творческая деятельность | Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | | |
29 | Руссо А. «Вид Севрского моста и берегов Кламара», Моне К. «Мост Ватерлоо. Туманная погода» Моне К. «Венеция. Дворец дожей» | 1 | Самостоятельная деятельность в малых группах | Работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений | | |
30 | Добужинский М.В. «Сад», Тукер Дж. «Подземка» | 1 | Самостоятельная творческая деятельность | Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению | | |
31 | Сезанн П. «Увертюра к «Тангейзеру», Таннер Г. «Урок игры на банджо», Матисс А. «Урок фортепиано» | 1 | Самостоятельная деятельность в малых группах | Работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений. | | |
32 | Филонов П.Н. «Крестьянская семья», Магрит Р. «Удел человеческий» | 1 | Самостоятельная деятельность в малых группах | Выработка умения ставить вопросы, составляющие стратегию визуального мышления | | |
33 | Итоговое занятие | 1 | Дизайн – проектная деятельность | Итоговое обсуждение работы по программе. | | |
34 | Резерв | 1 | | | | |
Содержание программы дополнительного образования «Образ и мысль» 4 класс
тема | порядковый номер урока | основные вопросы | дополнительные вопросы | примечание |
Что Вы видите на этой картине? | Что происходит на этой картине? | Кто этот человек? (Кто эти люди?) | Где это происходит? | Когда это происходит? | Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)? | Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения? | Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете? | Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? | Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник? | Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник? | Как вы думаете, все ли произведения созданы на один сюжет? | Как вы думаете, все ли произведения созданы фотографом? | Как вы думаете, какими правилами руководствовался художник при создании произведения? | Как вы думаете, все ли произведения созданы одним автором? | Как вы думаете, одинаковыми ли правилами руководствовались художники при создании произведений? | Как вы думаете, можно лм сказать, что авторов заинтересовало в этом сюжете одно и то же? | О чем бы мы хотели спросить художника? | Что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? | Что еще Вы видите кроме этого? | А что еще происходит? | Что еще можно сказать об этом человеке? | Кто герой произведения? (главный, второстепенный) Почему? | Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека? | Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит? | Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил место, где происходит действие? | Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит? | Что мы можем сказать о том, как художник передал время, когда происходит действие? | Что заставляет тебя так думать? | Что позволяет тебе так думать? | Как это можно определить? | Что ваша группа думает по поводу…? | Что ваша группа увидела такого, что позволяет так говорить? | Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины? | |
Вводное занятие «Вглядываясь – учимся» | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Практическое занятие |
Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | 1 | | 1 | | | | | | | | оценка знания детьми основных вопросов стратегии визуального мышления |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | восстановление навыка визуального мышления и дискуссии |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | повторение и закрепление алгоритма стратегии |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | восстановление навыков визуального мышления |
6 | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | добиваемся полноты формулировок |
7 | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | добиваемся аргументированности мнений |
Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | анализ содержания системы объектов произведения |
9 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | 1 | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | особенности композиции, ракурсы объектов |
10 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | выявление связи отображенного и подразумеваемого |
11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | завершения повторения основ технологии визуального мышления |
Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах) | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | самостоятельная коллективная работа учащихся в малых группах |
Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства | 13 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | 1 | | | | | | | | | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | обсуждение художественных средств автора |
14 | | | | | | | | | 1 | 1 | | | | | | | | | 1 | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | значение художественных средств в передаче идеи автора |
15 | | 1 | | | | | | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | обсуждение впечатления, которого хотел добиться автор |
16 | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | выявление взаимосвязи художественных средств и идеи художника |
17 | | 1 | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | добиваемся развернутого изложения каждой версии |
18 | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | | | выявление связи изображения с ожидаемым эмоциональным воздействием произведения |
19 | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | | | развернутое описание ощущений зрителей |
20 | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | | | обсуждение эмоциональной сферы произведения |
21 | | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | | | | | | | | 1 | | 1 | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | анализ связи идеи и средств художественной выразительности произведения |
22 | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | | | выявление связи элементов изображения с эмоциональным воздействием произведения |
Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом) | 23 | | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений |
24 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению |
25 | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений |
26 | | 1 | | | | | | | | | | | | 1 | | | | | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению |
27 | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | 1 | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | 1 | | работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений |
28 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | 1 | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению |
29 | | 1 | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений |
30 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | 1 | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению |
31 | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений |
32 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | выработка умения ставить вопросы |
Итоговое занятие | 33 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | 1 | 1 | | 1 | 1 | | | 1 | | | | 1 | 1 | | | | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | итоговое обсуждение работы по программе |
Резерв | 34 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Работа на экспозиции музея |
Список использованной литературы
«Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997.
«Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000.
«Вглядываясь — учимся». Программа “Образ и мысль“ 2 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 7. — Санкт-Петербург, 2000.
«Как картину написали». Программа “Образ и мысль“ 3 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 8. — Санкт-Петербург, 2001.
Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |