СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Образ и мысль" 4 класс по ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Образ и мысль" для 4 класса по ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Образ и мысль" 4 класс по ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь

Саратовского района Саратовской области»

_____________________________________________________________________________________




«Рассмотрено»:

на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № _____от «_____»_________2016г.



«СОГЛАСОВАНО»:

зам. директора по ВР

_____________Е. Б. Будникова


«_____»__________2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ

«СОШ р.п. Красный Октябрь»

_____________ В. А. Токорева

Приказ № ______ от «_____»___________2016г.







Рабочая программа

кружка

«Образ и мысль»


Классы 4




Программу составила:

Федорова Т.П.

учитель музыки

первой кв. категории











2016 -2017 уч. год


Пояснительная записка


             Рабочая программа по внеурочной деятельности «Образ и мысль» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 п.9, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Нормативно-правовая основа:

  1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

  3. Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п.Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);

  5. Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).


Программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.

Состав УМК:

  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2014 г.

  • Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2014 г.


Цель программы «Образ и мысль»: создание условий для эмоционально-ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии.


Задачи программы:

Обучающие 

  • Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.

  • Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.

  • Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.

Развивающие: 

  • Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков.


Направленность дополнительной образовательной программы

Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).

Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.

В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.

В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Образ и мысль»

Новизна

Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.

Актуальность

Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.

Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.

Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:

  • умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;

  • умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;

  • обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;

  • повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);

  • укреплением внутренней силы личности.

Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.


Педагогическая целесообразность

В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:

  • интеллектуально-познавательные составляющие:

  • логические, развивающие мыслительную деятельность;

  • эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;

  • досуговые и социально адаптирующие составляющие:

Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:

  • "воспринимать";

  • "развивать"

  • "воспитывать".

Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.

Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:

  • в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);

  • в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);

  • в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).

Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:

  • детский и взрослый интересы,

  • детские и педагогические ценности,

  • гуманитарное образование и развитие кругозора,

  • социальные, естественнонаучные и логические знания,

  • восточные и западные традиции культуры,

  • нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.

Принципы построения программы:

  • Постепенность и последовательность.

  • Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

  • Акцентирование занимательности.

  • Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.


Программа рассчитана на 4 года и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний. Изучение курса начинается в 1 классе. На проведение занятий по курсу отводится 1 час в неделю, то есть 33 часа в год (в 1 классе) и 34 часа в год (2 – 4 класс). В 2016-2017 учебном году на изучение курса «Образ и мысль» в 4-х классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Курс предполагает 3 этапа предъявления зрительного ряда:

1 этап – 1 класс.

2 этап - 2 класс.

3 этап – 3 и 4 классы.


В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.

Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.

Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.

В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.

Программа. способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии


Формы и методы обучения

В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:

  • насыщение развивающей среды зрительными образами;

  • включение терминологических средств изобразительного искусства;

  • использование диалоговой формы проведения занятий;

  • применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве  «базовых форм», подлежащих изучению;

  • стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;

  • адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.


В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах.

В процессе проведения занятий используются практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.


Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;

  • совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;

  • используется активизирующая детей форма соревнования;

  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;

  • занятия организованы в диалоговой форме и др.;

  • включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);

  • инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).

  • научиться пересматривать и корректировать собственные идеи с учетом мнения других, что способствует развитию навыков критического мышления;

  • приобрести уверенность в своей способности интерпретировать и глубже проникать в смысл даже неоднозначных произведений искусства, задумываться о намерениях художника - создателя произведения.

  • испытывать удовольствие от рассматривания различных произведений искусства и их обсуждения, ощущать себя уверенно в любом музейном пространстве, выработать собственное, индивидуально-личностное отношение к окружающему миру.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.


Содержание курса «Образ и мысль»

Под содержанием курса понимается информационное пространство, предъявляемое ребенку, которое должно быть разнообразным, семантически наполненным, доступным, эмоционально привлекательным. Такое информационное пространство предполагает многозначность интерпретаций специальным, таким образом подобранных произведений, заложенную в самой природе искусства.

Программа организована так, что дети получают необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений. Отбор произведений живописи осуществляется в соответствии с целями и задачами курса, а также основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов на материале произведений живописи и должны соответствовать следующим принципам:

  • доступности (доступным на том или ином этапе считается произведение, в котором дети могут

  • понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);

  • содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и/или

  • изображение на ней легко определяемых эмоций);

  • охвата широкого спектра жизненных явлений;

  • последовательности (учитываются возрастные особенности учащихся);

  • сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного

  • искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления,

  • сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно- выразительных средств).


Предъявление зрительного ряда:


На третьем этапе (3-4 класс) Большое внимание уделяется сопоставлению однотемных или близких по сюжету картин разных народов и стран. Расширяется круг исторических картин. Особое место отводится бытовому жанру, посредством которого художник наиболее полно выражает свое отношение к миру. Кроме того, зрительный ряд дополняется произведениями, которые характеризуются абстрактным сюжетом и предполагают многозначность интерпретаций.

В основе содержания курса лежит зрительный ряд, представленный произведениями живописи и определенная система вопросов, выстраиваемая особым образом.

Вопросы фасилитированной дискуссии:

  • Что вы видите на этой картине?

  • Что вы видите здесь такого, что позволяет вам это сказать?

  • Что происходит на этой картине, где и когда?

  • Кто этот человек?

  • О чем он (они) мог (могли) говорить и думать?

  • Какое настроение вызывает у вас это картина?

  • С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

  • Что бы вы рассказали об этой картине человеку, который ее никогда не видел?

  • Что объединяет эти картины?

На каждом занятии в процессе обсуждения того или иного произведения по мере необходимости детям задается для получения аргументации вопрос: «Что вам позволяет так сказать?».


Ожидаемые результаты освоения 3 этапа:

  • - воспринимать на слух вопросы учителя и его парафраз, высказывания других учащихся;

  • - выделять в картине микротемы;

  • -сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужие высказывания по поводу произведения изобразительного искусства;

  • - объяснять выбор автором названия картины, предлагать собственные заголовки в соответствии с темой или основной мыслью ее;

  • - описывать особенности внешнего вида и характер героев, определять место и время действия;

  • - выстраивать возможные версии, высказывать предположения о том, что могут говорить (делать) герои; находить в картине детали, подтверждающие высказанную точку зрения;

  • - сравнивать произведения изобразительного искусства на основе сходства их темы, идеи, жанра, общности ситуаций, эмоциональной окраски, героев, особенностей изобразительно-выразительных средств;

  • - владеть первоначальными навыками диалогового взаимодействия, понимать высказывания и вопросы собеседников, реагировать на них в соответствии с правилами речевого общения;

  • - определять и самостоятельно формулировать тему произведения изобразительного искусства через смысловое восприятие визуальных образов;

  • - уметь строить умозаключения на основе содержательно – образного обобщения воспринятых образов;

  • - выделять изобразительные средства произведений искусств;

  • - осуществлять парафраз собственных высказываний и высказываний одноклассников, наиболее точно и выразительно формулируя мысль, оценивать свои эмоциональные реакции;

  • - понимать общее содержание произведения изобразительного искусства, его тему, основную мысль, жанр, различать основной и второстепенный план;

  • - выделять особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения, определять позицию автора.


Для успешной реализации программы созданы необходимые условия:

1. Кабинет для теоретических занятий.

2. Наличие технических средств:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • репродукции картин.






Учебно-тематический план 4 года обучения

п/п

Тема

Всего

часов

1

Вводное занятие «Как картину написали»

1

2.

Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства

6

3.

Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства

4

4.

Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах)

1

5.

Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства

10

6.

Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом)

10

7.

Заключительное занятие и подведение итогов

1

8.

Резерв

1


Итого:

34


































Календарно – тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Осваиваемый вид деятельности

Планируемая

дата

Фактическая дата

1

Вводное занятие «Вглядываясь – учимся»

1

Практическое занятие.

Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства. Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления.




2.Повторение и активизация навыков совместной познавательной деятельности

по анализу содержания произведения изобразительного искусства – 6 часов

2.

Жерар М. «Первые шаги»,

Сорока Г.В. «Кабинет дома в Островках, имении Н.П. Милюкова»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Оценка знания детьми всех вопросов стратегии визуального мышления.



3.

Г. Гольбейн младший «Портрет французских послов»,

Серебрякова З.Е. «Автопортрет у зеркала. (За туалетом)»

1

Рассматриваем и обсуждаем

Восстановление навыка визуального мышления и дискуссии.



4.

Руссо А. «Люксембургский парк. Памятник Шопену», Белинский Ю.Г. «Закадычные друзья» фотография

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Повторение и закрепление алгоритма стратегии.



5.

Хокусай К. «Водопад Амида близ дороги Кисокайдо»,

Леже Ф. «Загородная прогулка»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Восстановление навыков визуального мышления.



6

Дега Э. «Оркестр оперы»,

Пикассо П. «Три музыканта»

1

Рассматриваем и обсуждаем

Используя основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, добиваемся полноты формулировок.



7.

Фридрих Д.-К. «На парусном судне»,

Ренуар О. «Ложа»

1

Дизайн – проектная деятельность

Используя основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, добиваемся аргументированности мнений.




3. Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства – 4 часа

8.

Кайботт Г. «Вид на бульвар»,

Петров – Водкин К.С. «Смерть комиссара»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, анализируем содержание системы объектов произведения



9.

Неизвестный художник «Отражение в зеркале»

вт. четв. XIXв.,

Эстес Р «Центральный сберегательный»

1

Самостоятельная

творческая деятельность

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, находимособенности композиции, ракурсы объектов.



10.

Федотов П.А. «Завтрак аристократа»,

Пименов Ю.И. «Ожтдание»

1

Рассматривает и обсуждаем

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления, выявляем связи отображенного и подразумеваемого.



11.

Каралян И.А. «Грусть»,

Левицкий Д.Г. «Портрет П.А. Демидова»

1

Практическое занятие

Завершение повторения основ технологии визуального мышления.



4. Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах) – 1 час

12.

Бальтерманц Д.Н. «Чайковский. Германия 1945г.» фотография

1

Самостоятельная деятельность в малых группах

Самостоятельная коллективная работа учащихся в малых группах.



5. Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства – 10 часов

13.

Гончаров Н.С. «Велосипедист»,

Сера Ж. «Воскресная прогулка в Гранд – Жатт»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Используя вопросы, составляющих стратегию визуального мышления,обсуждаем художественные средства автора.



14.

Караваджо М. «Призвание святого Матфея»,

Серебрякова З.Е. «Беление холста»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Обсуждаем значение художественных средств в передаче идеи автора.



15.

Кузнецов П.В. «Мираж в степи»,

Айвазовский И.К. «Девятый вал»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Обсуждение впечатления, которого хотел добиться автор.



16.

Стен Я. «Гуляки»,

Чурленис М.К. «Сказка королей»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Выявление взаимосвязи художественных средств и идеи художника.



17.

Рембрант ван Рейн «Возвращение блудного сына»,

Вюйар Э. «Портрет матери и сестры художника»

1

Рассматриваем и обсуждаем.

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления,добиваемся развернутого изложения каждой версии.



18.

Дж. де Кирико «Тайна и меланхолия улицы»,

Хокни Д. «Большой всплеск»

1

Дизайн – проектная деятельность

Выявление связи изображения с ожидаемым эмоциональным воздействием произведения.



19

Суриков В.И. «Взятие снежного городка»,

Коржев Г.М. «Проводы»

1

Рассматриваем и обсуждаем

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. Даем развернутое описание ощущений зрителей.



20

Лоуренс Дж. «Умирающий негр»,

Жуковский С.Ю. «Радостный май»

1

Дизайн – проектная деятельность

Обсуждение эмоциональной сферы произведения.



21

Сарьян М. «Финиковая пальма»,

О,Кифф Дж. «Озеро Джорджбарнс»

1

Образовательное путешествие

Анализ связи идеи и средств художественной выразительности произведения.



22

Мунк Э. «Девушки на мосту»,

Матисс А. «Танец»

1

Рассматриваем и обсуждаем

Выявление связи элементов изображения с эмоциональным воздействием произведения



6. Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом) – 10 часов

23

Лоуренс Дж. «Миграция негров»,

Сеймур Д. «Без названия» фотография.

Уматро «Стихи о любви» гравюра

1

Образовательное путешествие

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления.Учимся обоснованию мнений и умозаключений.



24

В. ван Гог «Сад в Эдеме. (Арльские дамы)»,

Шагал М.З. «Я и моя деревня»

1

Рассматриваем и обсуждаем

Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению.



25

Адамс А. «Восход луны»,

Хартвинг Э. «Дороги» фотография,

Добужинский М.В. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

1

Рассматриваем и обсуждаем

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. Учимся обоснованию мнений и умозаключений.



26

Синьяк П. «Модистки. Шляпная мастерская на Каирской улице в Париже»,

Вемеер Я. Делфтский «Мастерская художника»

1

Практическое занятие

Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению



27

Кандинский В.В. «Композиция №201»

Кандинский В.В. «Амазонка в горах»

Кандинский В.В. «Рай»

1

Практическое занятие

Используем основные вопросы, составляющие стратегию визуального мышления. Учимся обоснованию мнений и умозаключений.



28

Судейкин С.Ю. «Карусель»

Малевич К.С. «Сложное предчувствие»

1

Самостоятельная творческая деятельность

Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению



29

Руссо А. «Вид Севрского моста и берегов Кламара»,

Моне К. «Мост Ватерлоо. Туманная погода»

Моне К. «Венеция. Дворец дожей»

1

Самостоятельная деятельность в малых группах

Работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений



30

Добужинский М.В. «Сад»,

Тукер Дж. «Подземка»

1

Самостоятельная творческая деятельность

Закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению



31

Сезанн П. «Увертюра к «Тангейзеру»,

Таннер Г. «Урок игры на банджо»,

Матисс А. «Урок фортепиано»

1

Самостоятельная деятельность в малых группах

Работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений.



32

Филонов П.Н. «Крестьянская семья»,

Магрит Р. «Удел человеческий»

1

Самостоятельная деятельность в малых группах

Выработка умения ставить вопросы, составляющие стратегию визуального мышления



33

Итоговое занятие

1

Дизайн – проектная деятельность

Итоговое обсуждение работы по программе.



34

Резерв

1







Содержание программы дополнительного образования «Образ и мысль» 4 класс

тема

порядковый номер урока

основные вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)?

Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник?

Как вы думаете, все ли произведения созданы на один сюжет?

Как вы думаете, все ли произведения созданы фотографом?

Как вы думаете, какими правилами руководствовался художник при создании произведения?

Как вы думаете, все ли произведения созданы одним автором?

Как вы думаете, одинаковыми ли правилами руководствовались художники при создании произведений?

Как вы думаете, можно лм сказать, что авторов заинтересовало в этом сюжете одно и то же?

О чем бы мы хотели спросить художника?

Что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Что еще можно сказать об этом человеке?

Кто герой произведения? (главный, второстепенный) Почему?

Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил место, где происходит действие?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что мы можем сказать о том, как художник передал время, когда происходит действие?

Что заставляет тебя так думать?

Что позволяет тебе так думать?

Как это можно определить?

Что ваша группа думает по поводу…?

Что ваша группа увидела такого, что позволяет так говорить?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?


Вводное занятие «Вглядываясь – учимся»

1



































Практическое занятие

Повторение и активизация

навыков

совместной познавательной деятельности по анализу

содержания произведения изобразительного искусства

2

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

оценка знания детьми основных вопросов стратегии визуального мышления

3

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

восстановление навыка визуального мышления и дискуссии

4

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

повторение и закрепление алгоритма стратегии

5

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

восстановление навыков визуального мышления

6

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

добиваемся полноты формулировок

7

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

добиваемся аргументированности мнений

Закрепление навыков совместной познавательной деятельности по анализу замысла и сюжета произведения изобразительного искусства

8

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

анализ содержания системы объектов произведения

9

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

особенности композиции, ракурсы объектов

10

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

выявление связи отображенного и подразумеваемого

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

завершения повторения основ технологии визуального мышления

Закрепление навыков обсуждения по заданному алгоритму (в малых группах)

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

самостоятельная коллективная работа учащихся в малых группах

Анализ художественных средств и особенностей композиции произведения изобразительного искусства

13

1

1

1

1

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

обсуждение художественных средств автора

14

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

значение художественных средств в передаче идеи автора

15

 

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

обсуждение впечатления, которого хотел добиться автор

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

выявление взаимосвязи художественных средств и идеи художника

17

 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

добиваемся развернутого изложения каждой версии

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

выявление связи изображения с ожидаемым эмоциональным воздействием произведения

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

развернутое описание ощущений зрителей

20

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

обсуждение эмоциональной сферы произведения

21

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

анализ связи идеи и средств художественной выразительности произведения

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

выявление связи элементов изображения с эмоциональным воздействием произведения

Совершенствование навыков совместной познавательной деятельности по анализу содержания произведения изобразительного искусства (в малых группах и целым коллективом)

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

24

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

26

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

28

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

29

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

30

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

закрепление навыков ведения развернутой дискуссии по произведению

31

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

 

работа в малых группах, обоснование мнений и умозаключений

32

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

выработка умения ставить вопросы

Итоговое занятие

33

1

1

1

1

1

 

1

1

 

1

1

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

1

итоговое обсуждение работы по программе

Резерв


34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на экспозиции музея




  Список использованной литературы

  1. «Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997. 

  2. «Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000. 

  3. «Вглядываясь — учимся». Программа “Образ и мысль“ 2 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 7. — Санкт-Петербург, 2000. 

  4. «Как картину написали». Программа “Образ и мысль“ 3 класс. Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 8. — Санкт-Петербург, 2001. 

  5. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту













































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!