СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Птицы родного края"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить экологические группы птиц Ульяновской области, систематизировать знания о многообразии птиц, роли и значении птиц в природе и в жизни человека, помочь птицам в зимнее время года.

 

 

 

 

Задачи проекта:

1.Познакомить учащихся с орнитофауной Ульяновской области. 2.Привлечь необходимые навыки наблюдений за птицами родного края.

3.Пробудить и развить интерес к животному миру, к птицам Ульяновской области.

4.Принять практическое участие в охране и привлечении птиц.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Птицы родного края"»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования



Кафедра естествознания





Педагогический проект (выпускная работа)

по теме: «Рабочая программа кружка по изучению птиц родного края»



Работу выполнил:

слушатель группы Б-3

МБОУ СШ №10

Г.Димитровград Ульяновская область

Неверова Наталья Федоровна



Научный руководитель:

доцент кафедры естествознания, к.б.н.

Спирина Е.В.


г. Ульяновск

2015г.



Содержание:

1.Обоснование значимости проекта 2.Актуальность проблемы изучения птиц родного края во внеурочной деятельности

3.Цель изучения птиц в природе.

4.Задачи программы.

5.В процессе проекта учащиеся должны уметь.

6.Вступление.

7 Умения и навыки.

8.Тематическое планирование.

9.Заключение.

10.Литература.


Обоснование значимости проекта


Природа не только многому учит ,но и воспитывает. Поэтому учитель должен знать родную природу, уметь раскрыть перед учащимися ее богатство, красоту, подчеркнуть происходящие изменения в природе связанные с деятельностью человека, научить любить, охранять и умножать природные богатства.


Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. В Ульяновской области зафиксировано 300 видов птиц. Птицы имеют огромное значение в природе и в жизни человека – необходимо наиболее полно донести эту информацию до школьников.


Актуальность проекта.

 Изучение значения птиц в природе и жизни человека – необходимое условие  

регулирования накопившихся социальных, экологических и культурных проблем нашего общества. Сегодня, когда государство уделяет этой проблеме недостаточное внимание, желательно организовать подобную деятельность и силами детских коллективов при непременном руководстве со стороны учителя.

Изучение экологии птиц помогает:

 понять, как человек осваивал природное окружение и взаимодействовал с ним, какие связи устанавливались между человеком и птицами.


Цель: изучить экологические группы птиц Ульяновской области, систематизировать знания о многообразии птиц, роли и значении птиц в природе и в жизни человека, помочь птицам в зимнее время года.





Задачи проекта:

1.Познакомить учащихся с орнитофауной Ульяновской области.
2.Привлечь необходимые навыки наблюдений за птицами родного края.

3.Пробудить и развить интерес к животному миру, к птицам Ульяновской области.

4.Принять практическое участие в охране и привлечении птиц.


В процессе проекта учащиеся должны уметь:

1.Различать в природе наиболее известных, своеобразных, ярко окрашенных и часто встречающихся птиц своего края.

2.Самостоятельно вести фенологические наблюдения и дневники наблюдений за птицами.

3.Пользоваться различными определителями птиц, работать с научно-популярной литературой, справочниками и картами.

4.Писать рефераты на орнитологические темы, выступать с небольшими сообщениями, докладами на орнитологических конференциях. Вести пропаганду орнитологических знаний в школе.

5.Изготовлять наглядные пособия, оформлять выставки, тематические газеты, стенды. Принимать участие в биотехнических мероприятиях.





Вступление:


Природа урбанизированных ландшафтов является одной из самых доступных городскому человеку. Парки, скверы, поймы рек, лесопарки находятся рядом с нами и, как правило, не требуют усилий для их посещения. Они же являются удобными объектами для наблюдений и проведения полевых работ для молодых исследователей, интересующихся природой родного края.

Программа «Птицы нашего края» построена так, чтобы побуждать учащихся к творческому поиску, развивать их интересы к изучению природы родного края.

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова Птицы нашего края(издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с





В процессе изучения программы учащиеся должны выработать следующие умения и навыки:

1.Различать в природе наиболее известных, своеобразных, ярко окрашенных и
часто встречающихся птиц своего края.

2.Самостоятельно вести фенологические наблюдения и дневники наблюдений за
птицами.

3.Пользоваться различными определителями птиц, работать с научно-популярной литературой, справочниками и картами.

4.Писать рефераты на орнитологические темы, выступать с небольшими
сообщениями, докладами на орнитологических конференциях. Вести пропаганду
орнитологических знаний в школе.

5.Изготовлять наглядные пособия, оформлять выставки, тематические газеты, стенды и т.д. 6.Принимать участие в биотехнических мероприятиях.

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на биологию птиц, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от взаимодействия с птицами;

-  объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по охране птиц родного края и их защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-  находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ульяновской области как источник информации, использовать определители птиц для выявления вида, использовать определители гнезд, как свидетельство гнездования птиц на данной территории.

-  проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельность птиц и времени года;

-  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Тематический план кружка «ПТИЦЫ РОДНОГО Края»

дата

Количество

часов

тема

Содержание и объекты наблюдения.


Средства и методы.

Место и условия занятия.


1


1





1


1

Актуальные проблемы современной орнитологии Ульяновской области .

Итоги летних наблюдений, находок и встреч.

Дать краткий очерк изучения птиц Среднего Поволжья. Остановиться на
важнейших работах. Современные орнитологические работы. Основные направления ( орнитологических исследований в настоящее время): работы по региональным фаунам областей, изучение экологии и морфологических особенностей отдельных групп птиц, выясняется роль антропогенных факторов в изменении фауны птиц, изучается динамика численности птиц, причины изменения, миграции, детали насиживания и эмбрионального развития птиц, исследования зараженности птиц и их гнезд эктопаразитами, вопросы охраны и привлечения птиц и т.д.

Подвести итоги летних наблюдений учащихся по заданиям - методичкам, данным учителем. Выяснить, какие интересные встречи и находки были у ребят летом.


.

Открытки. Иллюстрации. Красные книги РФ и
Ульяновской области. Метод рассказа.

Кабинет биологии.

2


1

Редкие виды птиц Ульяновской области, занесенные в красную книгу.

Дать понятие о редких видах птиц. Рассказать о Красных книгах РФ иУльяновской области.

Виды птиц занесенные в Красную книгу, обитающие и встречающиеся на территории нашей области; черный аист, скопа, орлан-белохвост, большой подорлик, могильник, беркут, орёл-карлик, змееяд, балобан, сапсан, дроф, черноголовый хохотун, краснозобая казарка и др. Остановиться на биологии, местах обитания, численности, охране этих видов.

Конкурсы «Красная книга»,

Открытки. Иллюстрации. Красные книги РФ и
Ульяновской области. Метод рассказа.

Кабинет биологии.

3


2

Осенняя орнитологическая экскурсия «Осень, природа, птицы

Определить с учащимися основные признаки осени. Остановиться на особенностях природы места проведения экскурсии. Рассказать об особенностях
осеннего поведения птиц: отсутствие пенни птиц, образование кочевых и перелетных стай, запасание корма, миграции птиц на юг. Отлет стрижей, кукушек, ласточек, скворцов и т.д. Пролетные стайки дроздов, пролетные клинья журавлей, гусей. Высыпки охотничьих видов птиц: вальдшнеп, бекас, дупель, перепел, гаршнеп.
Понаблюдать за осенним поведением птиц данного места, проведения экскурсии.
Сделать записи, рисунки, фотографии. Подвести итоги экскурсии.


Бинокли. Фотоаппараты. Полевые дневники.

Метод рассказа, беседы, наблюдения.


Лес. Старый парк. Природное окружение.


4


1

Семейство журавлиные, пастушковые , дрофиные

(кинофрагмент)

Дать краткую характеристику семейств. Рассказать о сером журавле - представителе семейства журавлиные, а также о стерхе, красавке и др.
Рассказать о лысухе, камышнице, пастушке, коростеле, погонышах – представителях семейства пастушковые. Рассказать о дрофе и стрепете, особенностях их биологии и охраны.


Физическая карта области. Открытки. Определители птиц. Кинофрагменты.
Метод рассказа.


Кабинет биологии.

5


1

Семейство чайковые

Дать общую характеристику семейства чайковые. Рассказать об озерной, сизой и серебристой чайках. Её величина, окраска, распространение, биология.
Редкие виды чаек: малая чайка, черноголовый хохотун. Пролетные и залетные виды чаек-кукша.
Работа с определителем по определению видов чаек и крачек нашей области.


Физическая карта области. Открытки. Определители птиц. Кинофрагменты
Метод рассказа.


Кабинет биологии.

6


1

Практическая работа: «Своими руками» (изготовление кормушек различных типов, организация выставки)

Напомнить о необходимости подкормки птиц зимой. Дать задание заготовить зерновой корм для птиц. Подготовиться к экскурсии на природу.

Изготвить различные виды кормушек, используя рекомендации по изготовлению в книге К.Н.Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.: Просвещение 1972, и Н. Ухатина «Друзьям птиц» - М.: Детская литература, 1976.

Подготовить выставку. Объявить конкурс на изготовление своей индивидуальной
кормушки авторской конструкции. Награждение призеров.


Необходимые материалы и инструменты.

Метод рассказа, беседы и практической работы учащихся,


Кабинет биологии. Столярная мастерская.

7


2

Экскурсия на природу: «Сбор старых птичьих гнезд, заготовка кормов для зимующих птиц»

Рассказать о том, что находка гнезда, является документом, подтверждающим факт гнездования определенного вида в данной местности. Рассказать о правилах описания гнезда. Размеры гнезда, форма, строительный материал и расположение гнезда служит критериями для определения вида птицы, которой принадлежит это гнездо. Гнезда желательно снимать вместе с субстратом, на котором оно находилось.
Гнезда уложить в коробки и переложить упаковочным материалом, Каждое снятое гнездо снабдить этикеткой, в которой указать вид птицы (если он известен), место расположения гнезда, географические координаты, дату
нахождения, фамилию сборщика. Многие гнезда расположены на деревьях и кустарниках, поэтому перед сбором учитель должен рассказать о правилах техники безопасности выполнения этой работы. Для сбора можно использовать легкую раздвижную лестницу, бамбуковую палку и т.д. Дальнейшая обработка собранного материала проводится в классе. Во время экскурсии учащиеся также собирают различный корм для птиц (семена, ягоды и т.д.), укладывают его пакеты и коробки. Сушку и расфасовку проводят дома и в классе.


Целлофановые пакеты и коробки для сбора кормов для птиц. Коробка для сбора птичьих гнезд. Легкая лестница. Занятие проводится методом рассказа, беседы, наблюдения и практической работы.

Лес. Старый парк. Долина реки.

8


1

Практическая работа: определение, описание и инвентаризация собранных птичьих гнезд» Выставка

Провести определение птичьих гнезд и инвентаризацию. Придать естественную форму, провести окраску субстрата, на котором расположено гнездо, или приготовить его бутафорный макет из папье – маше. Подготовить выставку.

Определитель гнезд. Коробки. Бумага.

Занятие проводится методом беседы и практической работы учащихся.

Кабинет биологии.

9


1

Изучение сезонных явлений в видовом составе птиц наблюдаемой территории.

Рассказать о признаках поздней осени. Уменьшение видового состава птиц. Образование птичьих стай. Приближение птиц к жилью человека. Появление
кочующих видов птиц. Отметить первое появление свиристелей, снегирей, щуров, клестов, чечеток. Пронаблюдать за особенностями пролета мохноногого канюка (зимняк). Выяснить, какие хищные птицы остались зимовать у человеческого жилья. Дать задание понаблюдать в каникулы за поведением, питанием отдельных видов птиц в этот период.


Метод рассказа, беседы, наблюдения.


Кабинет биологии.

10


1

Встреча с интересными людьми; учеными ,натуралистами, орнитологами, работниками природоохранной организации

Учитель предварительно обговаривает тему выступлении с приглашенным.
Формулирует цели и задачи выступления. Обговаривает план встречи и выступления. Учащиеся готовят вопросы.


Метод рассказа, беседы.


Классная комната

11


1

Подготовка орнитологической викторины для младших школьников «Наши зимующие птицы»

Работая с литературой, школьники подбирают вопросы по теме для младших школьников.
Определяют систему проведения викторины и награждения победителей.
Примерные вопросы:

Какие птицы зимуют в нашей местности?

Какие птицы прилетают к нам зимой?

Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

Какая птица может высиживать птенцов зимой?

Какая птица к зиме белеет?
Какая птица носит название танца? Когда температура тела воробья выше: зимой или летом?

Каким кормом можно подкармливать зимой синиц? Снегирей? Свиристелей?
Какая зимующая птица изображена на открытке?

Чьи это голоса? Почему большинство птиц, осенью улетает на юг?

Как и чем можно помочь птицам зимой? и т.д.

В качестве вопросов можно использовать загадки.


Книги о природе и птицах для младших школьником
Метод беседы. Работа с литературой.


Классная комната

12


1

Проведение орнитологической викторины для младших школьников «Наши зимующие птицы»

Небольшое выступление учащихся о зимующих птицах, о форме проведения викторины.

Вопросы викторины. Жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.

Познакомить ребят с подвижными играми с орнитологической тематикой: «Гуси
лебеди», «Охотники», «Вороны и воробьи», «Бой петухов», «Совушка», «Лиса и куры», «Охотники и утки» из книги Л.Б. Гурвич «Работа воспитателя в группе продленного дня» (1-3 кл.)- М.: Просвещение, 1982.


Таблицы с изображением зимующих птиц. Чучела. Открытки. Фотографии. Стенгазета. Метод беседы, игры.

Классная комната. Кабинет биологии. Актовый зал. Спортзал.


13


1

Подготовка реферативных сообщений о птицах.


Учитель предлагает список тем для рефератов. Выясняет интересы учащихся
Выбор темы. Определение методики наблюдений и сбора материала. Рекомендуя литературу для работы. Планирование консультаций во время каникул.

Метод беседы.


Классная комата. Занятие проводится перед уходом на зимние каникулы.


14


1

Консультация учителя по самостоятельной подготовке и оформление рефератов по избранной теме.

Красочно оформляют реферат, иллюстрируют рисунками, фотографиями, схемами, таблицами. Приобретают опыт самостоятельной работы. Отдельные темы рефератов можно поручить группе учащихся. Познакомить с книгой А.Н. Формозова «Спутник следопыта» - М. изд. Московского университета,1989


Необходимая литература. Дневники наблюдения.


Библиотека. Свой дом. Квартира.


15


2

Зимняя орнитологическая экскурсия «Зима,

природа, птицы»

Определить с учащимися основные признаки зимы. Останови на особенностях природы места проведения экскурсии. Рассказать о особенностях
зимней орнитофауны и поведения птиц: бедный видовой состав тип, отсутствие пения, низкая численность, неравномерность распределения по территории, вся деятельность птиц связана с поиском корма. Концентрация птиц на задворках деревень, городских свалках и дорогах. Понаблюдать за стайками птиц, кормящихся семенами сорных трав и ягодами рябины, калины, шиповника.

Разобрать следы сорок, ворон, хищных птиц у стогов, в лесополосах, долине реки и т.д. Зарисовать следы этих птиц. Сфотографировать стайки птиц на деревьях, следы деятельности птиц - кузницу большого пестрого дятла. Понаблюдать за птицами у кормушки. Подвести итоги экскурсии.

Бинокли. Фотоаппараты. Полевые дневники.

Метод рассказа, беседы, наблюдения.


Лес. Старый парк. Природное окружение. Ясная, хорошая погода.

16


1

Отряд совообразные.

Рассказ об общих чертах биологии сов. Приспособленность к ночному образу жизни. Особенности перьевого покрова. Бесшумный полет. Зрение сов. Питание и способы охоты. Способ поедание добычи. Семейная жизнь сов. Познакомить с видами сов, обитающих у нас; филин, ушастая, болотная сова, серая, длиннохвостая ниясыти. Сычи; домовой, мохноногий, воробьиный. Залетные виды сов; белая, ястребиная. Рассказать о значении, охране и привлечении сов. Подвести итоги фенологических наблюдений.

Таблицы. Чучела. Открытки. Иллюстрации. Определители птиц, Метод рассказа и

беседы.


Кабинет биологии.

17


2

Подведение итогов подготовки и оформления тематических рефератов (конференция)

Изготовить искусственные гнезда, используя рекомендации из книги
К.Н Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.: Просвещение, 1972., Н.Р. Ухатина «Друзьям птиц» - М.: Детская литература, 1976. Лебедевой Е.А.,Мосолова А.А. (сост.) Весенний день птиц. - М.: Союз охраны птиц России, 2001.
Обратить внимание на изготовление различных видов гнездовий. Провести конкурс на лучшее изготовление синичника. Дать задание изготовить гнездовье своей модели и провести наблюдение за поселившимися в нем птицами.
Подготовить выставку гнездовий и экскурсоводов

Необходимые пиломатериалы, гвозди и инструменты.

Столярная мастерская.

18


2

Экскурсия на станцию юннатов, с целью знакомства и охраной природы родного края.

Изучив представленные рефераты, учитель отбирает лучшие для орнитологической конференции. Формулирует тему конференции. Конференция
подводит итог самостоятельных наблюдений учащихся по избранной теме.

Конференцию можно проводить совместно с другими клубами и кружками
Рефераты и доклады учащихся желательно хранить и использовать на праздниках;
«День птиц», «Наши зимующие птицы», «Птицы - наши друзья», и т.д.


Физическая карта области. Стенды.


Актовый зал.

19


1

Семейство; трясогузковые скворцовые, сорокопутовые.

Дать краткую характеристику семейств. Рассказать об особенностях биологии, белой, желтой трясогузки, лесного конька, полевого конька.

Сложность систематики группы желтых трясогузок.

Рассказать о жулане, сером сорокопуте, чернолобом. Рассказать о скворце обыкновенном, представителе семейства скворцовых.

Дать задание пронаблюдать за первым появлением трясогузок и скворцов.


Таблица. Открытки. Фотографии. Определители птиц, презентация. Методы рассказа и
беседы.

Классная комната

20


1

Изучение весенних изменений видового состава птиц наблюдаемой местности.

Занятие проводится перед весенними каникулами. Задания учителя. (понаблюдать за прилетом птиц; трясогузок, скворцов, жаворонков, зябликов,
зеленушек, дроздов, чаек, гусей, журавлей, диких голубей).

Занести результаты наблюдений в дневники.


Фенологический календарь. Дневники наблюдений.

Метод рассказа и беседы. Самостоятельные наблюдения учащихся за птицами в период каникул.


Классная комната. Природное окружение.


21


1

Отряд гагарообразные, поганкообразные, аистообразные.

Дать краткую характеристику отрядов. Рассказать о биологии гагар. Рассказать о гнездящихся видах поганок: черношейной поганке, большой поганки (чомге), а также красношейной, серошейной. О редком виде - малой поганке. Особенности их биологии. Распространение. Значение. Представители аистообразных; серая цапля, большая выпь, черный аист. Редкие залётные виды; белая, рыжая цапли, белый аист.
Особенности их биологии, значение и охрана.


Таблицы. Чучела. Определители птиц. Открытки. Слайды.

Метод рассказа и беседы.


Классная комната.


22


1

Подотряд ржанкообразные (кулики)

Познакомить учащихся с куликами обитающими в нашей области и их биологическими особенностями; чибис, турухтан, перевозчик, вальдшнеп, бекас, дупель, кулик-сорока, милый зуёк, травник, поручейник, черныш, фифи. Познакомить учащихся с редко
гнездящимися и пролетными видами: степная тиркушка, ходулочник, большой кроншнеп, гаршнеп, щёголь.

Охрана куликов и мест их обитания. Определить несколько видов куликов. Дать задание понаблюдать за куликами ближайшего водоема.


Чучела птиц. Таблицы. Открытки. Определители птиц. Записи голосов. Метод
рассказа и беседы.

Классная комната.

23


1

Семейство мухоловковые и дроздовые.

Дать общую характеристику мухоловковых. Виды семейства: серая мухоловка,
мухоловка-пеструшка, белошейка. Дрозды: рябинник, белобровик, певчий, чёрный и т.д. Каменка плясунья и плешанка (редкий для области вид). Луговой и черноголовый чеканы, горихвостки обыкновенная и чернушка, соловей, варакушка, зарянка. Рассказать об их биологии и значении. Определить виды семейства. Рассказать о содержании и условиях неволи.

Почитать рассказ Н. Никонова «Черный дрозд» из книги «Певчие птицы», «Средне-уральское книжное издательство», 1973 г.


Чучела, Таблицы. Открытки. Определители птиц. Записи голосов. Метод рассказа
и беседы.


Кабинет биологии.

24


1

Трудовой десант на интересном природном объекте по выполнению биотехнических мероприятий.

Провести биотехнические мероприятия с учетом возраста и возможностей детей.

Можно использовать рекомендации Н.П. Воронова в

книге «Они нуждаются в защите», Чебоксары, 1979 г., и в книге Б.А. Кузнецова

«Биотехнические мероприятия в охотничьем хозяйстве», М., 1974г.

Необходимые инструменты и материалы.


Место и условия занятия.

25


1

Семейство славковые.

Дать характеристику семейства.

Пеночки: весничка, теньковка, зеленая, трещотка. Их биология, внешний вид, особенности пения.

Камышевки: барсучок, садовая, болотная, дроздовидная, редкий вид- индийская

Особенности их биологии, внешний вид, пение.

Славки: ястребиная, садовая, черноголовая, серая, завирушка.
Особенности их внешнего вида, биологии, пение. Пересмешка зеленая и бормотушка северная.
Послушать записи пения птиц. Поработать с определителем по их узнаванию.

Обратить внимание на характерные черты отличия. Рассказам о содержании славковых птиц в условиях неволи. Эстетическое значение представителей
семейства.


Открытки. Иллюстрации. Определители птиц. Записи голосов представителей славковых. Метод рассказа и беседы.


Кабинет биологии.

26


1

Редкие слабоизученные птицы нашей области.

Редкие виды птиц (занесенные в красные книгу Ульяновской области и Российской федерации) ; могильник, орлан - белохвост, орёл-карлик, змееяд,
серый сорокопут, дрофа, и др. Редкие пролетные и залетные виды; пискулька,
краснозобая гагара и т.д.

Виды птиц, характер пребывания которых на территории области не ясен, слабоизученные виды: рыжая цапля, чёрный аист, степная пустельга, малый погоныш, воробьиный сыч, белощекая крачка, глухая кукушка,оляпка, крапивник, вертлявая камышовка.
Охрана и изучение редких видов птиц.


Таблицы. Экспозиции. Открытки. Красные книги.

Метод рассказа и беседы.


Классная комната. Отдел природы
местного музея.


27


1

Новейшие изменения в видовом составе птиц нашей области. Систематика птиц области Подведение итогов фенологических наблюдений.

Донести до учащихся все новые сведения об изменениях в орнитофауне области,
используя новые данные из газет, журналов, вышедших книг, брошюр, из наблюдений орнитологов и т.д. Новые виды птиц, отмеченные на территории Ульяновской области в период 2010-2015г., зеленый дятел, трех палый дятел, лазоревка, Серый снегирь, исландский песочник, ястребиная сова.
Остановиться на систематике птиц, обитающих на территории области.

Подвести итоги фенологических наблюдений. Заполнить журналы и календари.

Подготовить вопросы для проведения итогового занятия «Круглого стола».


Статьи из газет и журналов. Открытки, иллюстрации. Методом рассказа.

Классная комната.

28


2

Круглый стол «Оптимизация взаимоотношений человека с птицами» (взгляд в будущее)

Учитель разрабатывает вопросы или план проведения круглого стола и руководит обсуждением темы. Примерные вопросы:

1.В чем сложность взаимоотношений человека с птицами?

2.Как птицы и человек приспосабливаются к жизни друг с другом?

3.Каковы проблемы взаимоотношений человека и птиц в городских условиях?

4.Какими методами человек адаптирует птиц к городской жизни?

5.Как можно управлять фауной города?

6. Какие преимущества получают птицы, обитая рядом с человеком?

7. В чем противоречивость взаимоотношений птиц и человека?

8.В чем заключается проблема массовых видов? Исчезающих видов?

9. Как влияет на фауну деятельность человека?

10, Как приспосабливаются птицы к деятельности человека?

11.Каким образом через птиц можно судить об изменении среды обитания?

12. Как вы представляете перспективы взаимоотношений с птицами?

13.Чем человек может помочь птицам.

В конце разговора учитель с участниками конференции подводят итог проведенного занятия,

обобщают выводы: управление поведением птиц - основной путь к оптимизации их взаимоотношений с человеком.





Классная комната.


Заключение; Занятия проведенные по данной программе, научат ребят не только любить и понимать родную природу, птиц нашего края, но и выработает навыки исследовательской работы ,поможет раскрыть многообразие птиц и их значение в природе и жизни человека.














Литература:

А.Н.Москвичев, О.В. Бородин, М.В. Корепов,М.А. Корольков Птицы города Ульяновска –Ульяновск 2011.

Сборники научных трудов Природа симбирского поволжья – выпуск 14 Ульяновск 2013,выпуск 15 Ульяновск 2014

Абрахина И.Б.,Осипова В.Б., Царев Г.Н. Позвоночные животные Ульяновской области-Ульяновск:Симбирская книга,1993.

Полевой определитель гусеобразных птиц россии-Мосава 2011

Полевой определитель Птицы подмосковья - «Колос» Москва 2009

К.Н. Благосклонов Охрана и привлечение птиц-М.: Просвещение,1972

О.В. Бородин. Конспект фауны птиц Ульяновской области: справочник. Ульяновск, 1994

Бутурлинский сборник. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти С.А. Бутурлина._ Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2003

Н.П. Воронов Они нуждаются в защите.- Чебоксары, 1979

В.Р. Дольник. Таинственные перелеты.- М.: Наука,1968

Журналы. Мир птиц.Информационный бюллетень Союза охраны птиц России

Е.А. Артемьева, И.В. Муравьев. Симпатрия «Желтых» трясогузок. География и экология видов. Часть 1. М.: Издательство «Флинта». Издательство «Наука» 2012

А.С Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский. Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом.- Л.,1976

Редкие виды позвоночных животных Ульяновской области, занесенные в Красную книгу РФ. Материалы исследования 2010-2011.. Ульяновск 2011

Редкие виды позвоночных животных Ульяновской области, занесенные в Красную книгу РФ. Материалы исследования 2013. Ульяновск 2014

А.С. Мальчевский. Орнитологические экскурсии..-Л.:1981

Сайт « Птицы Среднего Поволжья» http://volgabirds.ru/news.php




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!