СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа + ктп по изобразительному искусству 1 класс Вариант 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа + ктп по изобразительному искусству. 1 класс. Вариант 1 .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа + ктп по изобразительному искусству 1 класс Вариант 1»

МКОО "Тыарасинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"

МР Таттинский улус РС(Я)


Утверждаю зам.по учебной части:________ Львова К.Н.

«___»__________________2016 г.





Рабочая программа

(вариант 1)


по предмету: «Изобразительное искусство»

предметная область: «Искусство»

класс: 1

2016 -2017 учебный год











Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.



с.Кыйы 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………. 3

2. Общая характеристика учебного предмета «Рисование»…….………………………………………….. 4

3. Описание места учебного предмета «Рисование» в учебном плане………………………………………8

4. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Рисование»……………………. 8

5. Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………….11

6. Содержание учебного предмета «Рисование»………………….…………….…………………………... 13

7. Тематическое планирование………………………………………………………………………………..17

8. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………………………………………………………23

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………24


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011. Программа курса «Изобразительное искусство» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

В системе предметов образовательной школы курс «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

 развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

 овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

 овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

 воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.


Для достижения поставленных целей изучения «Рисование» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

 воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

 воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

 развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

 развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;

формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

 воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

 формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами предусматривается решение специальных задач:

 коррекция недостатков психического развития;

 коррекция мелкой моторики;

 развитие речи обучающихся.




2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.

В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами и др.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

 рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; ри-сование на заданные темы, декоративное рисование;

 лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная» аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;

 проведение беседы с учащимися 1—3 классов о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.

Работа с натурой является ведущей и в лепке, и в рисовании, и при составлении аппликации. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.

При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять] конструкцию сравниваемых объектов.

Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нём конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Разборка и сборка такой игрушки помогает ребятам понять её строение в целом, определить место каждой её составной части.

Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков предмета самые важные; для передачи сходства с натурой при её изображении рекомендуется использовать приём совместного поэтапного изображения. Учитель рисует на доске предмет, затем учащиеся рисуют этот предмет на листах бумаги (или в альбомах) – так называемый «графический диктант». Этот приём можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот приём принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на доске игрушку «Мишка», учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг вот здесь (выше середины листа), потом нарисуем овал вот так...» и т. д.

Для формирования графического образа таких сложных объектов, как человек, животное, дерево, дом, в программе рекомендуется сочетать работы в определённой последовательности, например: игра с разборной игрушкой –

лепка – аппликация по представлению и по воображению.

Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

а) составление «подвижной» аппликации, где части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, чтобы наглядно показать последовательность операций при составлении композиции, правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимися).

В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется особым образом. Оно по своей форме близко к занятиям в детском саду. Главное отличие состоит в использовании нескольких видов работ в течение одного занятия. Это и упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и других познавательных процессов; это и обучение приёмам организации рабочего места, приёмам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; это и работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызвать у них интерес к работе, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Наряду с формированием у детей практических умений необходимо поработать над развитием у них цветовосприятия, помочь установить связи между свойствами предметов, сенсорными эталонами и т. д. Занимательная форма урока поможет учащимся лучше усвоить учебный материал.

Успех работы учителя в 1—3 классах зависит от тщательной отработки программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.

В композиционной деятельности, начиная с 1 класса, нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с «подвижной» аппликацией, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в тетради.

Работа над декоративной композицией при составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета, формы, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования умений графически изображать такие объекты, как, например, дерево, дом, человек. В программном содержании от 1 к 4 классу характер заданий постепенно усложняется и сочетания видов работ для совершенствования графических образов объектов становятся более разнообразными.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с 1 по 4 класс, с учётом особенностей развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка — аппликация — рисунок в названной последовательности. В лепке ребёнок воссоздаёт объёмные части и соединяет их в целое объёмное изображение. Аппликация является переходным этапом от объёмного к плоскостному изображению — рисунку. С помощью лепки и аппликации ребёнок не только осознаёт наличие частей в предмете, но и определяет их место в его конструкции, их соединения в целом, т. е. осознаёт структуру объекта.

После лепки и работы над аппликацией ребёнку легче понять приёмы изображения предмета.

Одна из задач учителя при подборе натуры или образцов для воспроизведения — выдержать последовательность усложнения объектов изображения. Сначала предлагаются объекты с простой формой, затем они постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка, лист сирени, затем изображение более сложных листьев и веточек, таких, как акация, крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом, животные. Работа над объектами, которые являются основными в сюжетном изображении (человек, дерево, дом), ведётся с усложнением задач на протяжении всего обучения, с 1 по 4 класс.

Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении изобразительному искусству, следует всегда положительно оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, необходимо побуждать их к самостоятельной деятельности, к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы предметного мира, композиций, что будет препятствовать образованию стереотипов изображения, характерных для этой категории детей.

В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированием у них умений работать красками важно в первую очередь уделить внимание обучению детей правильно организовывать своё рабочее место, пользоваться красками и кистью. Закрепление этих умений осуществляется постоянно, с 1 по 4 класс.

Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь первостепенную роль играет демонстрация приёмов, раскрывающих свойства цвета (например, приёмы получения смешанных цветов из главных, приёмы осветления цвета путём добавления белил или разведения краски водой, приём затемнения цвета чёрной краской для уменьшения его яркости, насыщенности).

Среди приёмов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.

Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 1-3 классах рекомендуется рассматривать 1-2 объекта, в 4 классе — не более 3 объектов.

Сначала дети учатся называть изображённые на картине предметы, их признаки, действия, затем — устанавливать различные связи, отражённые в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Важно добиться, чтобы дети не просто смотрели на демонстрируемые объекты, нужно научить их рассматривать картину, понимать её содержание, сходство с реальностью, высказывать своё отношение к изображённому.

Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.

На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года можно отводить на уроке по 10—15 мин для проверки накопленного лексического материала. Для этого в 1—3 классах рекомендуется использовать игры «Угадай, что у меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а также «подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т. д. (вазы, листья, цветы и др.).


3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» учебного плана Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по рисованию рассчитана в 1 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.


4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»в является формирование следующих умений:

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметными результатами являются:

 организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать альбом и карандаш;

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа;

 обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги;

 проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

 ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый, левый края;

 закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

 различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;

 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал;

 передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её сходство с известными формами с помощью учителя;

 узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения;

 сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РИСОВАНИЮ:

1-й уровень

 правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

 ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

 подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

 обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

 проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии , не вращая лист бумаги; соединять линией точки;

 различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

 закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом;

 узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;

 подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, ощипывание и т.д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;

 в аппликации использовать приёмы: вырезание ножницами ( резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание;

 узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине ( под руководством учителя).


Учащиеся должны знать:

 названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;

 выразительные средства изобразительного искусства: « линия», «цвет»;

 основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;

 названия изображаемых на уроке предметов, действий, объектов;

 правила работы с краской, пластилином, глиной, клеем, карандашом;

 строение ( конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;

 порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь: (конец года)

2-й уровень

 правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

 ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

 подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

 обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом ( с помощью учителя);

 проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки;

 различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

 закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;

узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

 передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;

 подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, ощипывание и т.д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;

 в аппликации использовать приёмы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание;

 узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине (под руководством учителя).

Учащиеся должны знать:

 названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; (с помощью учителя).

 выразительные средства изобразительного искусства: « линия», «цвет»;

 основные цвета солнечного спектра;

 правила работы с краской, пластилином, глиной, клеем, карандашом;

 строение ( конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома ( с помощью учителя).;

 порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги ( с помощью учителя).


5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

 обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

 реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

 формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

 обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

 входить и выходить из учебного помещения со звонком;

 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

 пользоваться учебной мебелью;

 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;


активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные БУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

 наблюдать;

Коммуникативные БУД:

 слушать и понимать речь других;

 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

 обращаться за помощью и принимать помощь;

 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Обучение композиционной деятельности.

Формирование умения размещать рисунок (в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. Работа над понятиями «середина листа» и «край листа» бумаги.

Формирование умения организовывать изображаемые предметы на листе бумаги в соответствии с содержанием работы. При этом соблюдать последовательность расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги: главного объекта – в композиционном центре; остальных объектов – в подчинении главному по смыслу, в связи с ним; в композиции узора – подчинение его частей ритму (повторение или чередование форм, их пространственных положений, цветовых пятен).

Горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка (аппликации), протяжённости формы изображаемого объекта. Зависимости размера изображения от размера листа бумаги.

Размещение предметов в рисунке при передаче пространства: ближние – ниже, дальние – выше; частичное загораживание одних предметов другими.

Стилизация форм изображаемых объектов (листьев, цветов, бабочек и др.) при составлении узора.

Примерные задания.

Выполнение аппликаций: «Коврик для игрушек», «Коробочка», «Осенние листья» (с использованием близких или контрастных цветов бумаги, с составлением узора из растительных форм).

Воспроизведение в рисунке аппликаций «Коврик для игрушек», «Осенние листья».

Составление узоров для изделий, выполненных на уроках технологии, с использованием геометрических и растительных форм.

Выполнение рельефа на картоне: «Рыбка», «Березка», «Домик в лесу» (пластилин, глина или соленое тесто).

Рисование по памяти после наблюдения: «Листопад».

Рисование по представлению: «Снеговик», «Летом в деревне», «Машины в городе» (контурное изображение простым карандашом, цветными фломастерами).

Рисование с натуры натюрморта: «Яблоко и груша» (простой карандаш, цветные мелки, плотная тонированная бумага).

Развитие у учащихся умений воспринимать

и передавать форму предметов, пропорции и конструкцию.

Формирование или закрепление умений пользоваться материалами графической деятельности (карандашом, ластиком, бумагой, фломастером, цветными мелками); умения правильно держать карандаш (фломастер и др.) и умеренно нажимать на него в процессе изображения; пользоваться ластиком, исправляя ошибки в изображении. Развитие умений проводить линии разной конфигурации, протяженности, в разных направлениях; рисовать штрихи, точки; изображать геометрические формы – эталонов (овал, круг, треугольник). Формирование умения обследовать предметы с целью их изображения: выделять главные детали, их пространственное расположение, что определяет конструкцию (строение) объекта; устанавливать особенности общей формы предмета и его деталей, пропорции частей и целого объекта; сопоставлять форму предметов и их частей с формой геометрических эталонов. Обучение приемам изображения плоскостных и объемных предметов со слабо расчлененной формой.

Формирование графических образов объектов (представлений объектов и способов их изображения). Формирование умений пользоваться художественными материалами, предназначенными для лепки (глиной, пластилином, соленым тестом), и приемов лепки.

Образ дерева (лиственного и хвойного, на примере березы, ели и сосны). Особенности строения (наличие ствола, крупных сучьев и более тонких веточек), их взаимосвязь; форма кроны и ствола дерева, их пространственное расположение, утоньшение ствола к верхушке, сучьев и мелких веточек к концу. Разные образы деревьев (по форме кроны, толщине ствола, высоте и др.).

Образы человека и животного. Особенности строения (части тела: голова, шея, туловище, конечности; у животного – хвост; места их соединения); форма частей, пропорции. Положение частей тела человека и животного в статике и динамике (при передаче самого простого движения: руки вверх, вниз, в стороны – у человека во фронтальном положении; четыре ноги в движении – у животного в положении профиль).

Образ дома (постройка деревенского и городского типа). Основные части дома: крыша, стены, окна, крыльцо, дверь; их пространственное расположение; пропорции частей в целой конструкции.

Примерные задания.

Рисование: выполнение упражнений в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий карандашом или фломастером в задании «Сломанный телевизор» (рисование линий разной конфигураций на экранах телевизоров); «Волны в море», «Забор» изображение квадратного, треугольного и прямоугольного флажков, воздушных шаров и мячей, колес велосипеда – разной величины в сопоставлении с изображением соответствующих форм геометрических эталонов.

Лепка с натуры в объеме и виде барельефов предметов разной формы, предъявляемых в паре: яблоко и груша; листья липы и ивы и т.п. (глина, соленое тесто, пластилин).

Лепка в объёме: «Фигурка человека»; барельефы «Домик из брёвен», «Берёза» (пластилин, глина или соленое тесто).

Лепка в объеме игрушек, с использованием образцов народных промыслов Дымкова, Филимонова, («Петушок», «Утенок» и т.п. - глина, соленое тесто).

Составление аппликации из готовых форм: «Матрешка», «Чебурашка» (тонированная бумага в качестве фона, части соответствующих изображений, клей).

Рисование с натуры:

а) вылепленных в объеме и барельефе объектов;

б) выполненных аппликаций – выбору учителя и учащихся в соответствии с их возможностями и интересами. Последующее изображение выбранных объектов по памяти.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов.

Основные и составные цвета в пределах солнечного спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый). Цвета ахроматического ряда (белый, серый, чёрный). Узнавание и называние соответствующего цвета предметов.

Цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. Формирование приемов раскрашивания контурных изображений. Тренировка в силе нажима при раскрашивании (при работе карандашом, мелками – умеренная, фломастером – слабая).

Краски акварель, гуашь. Своеобразие приемов работы кистью этими красками при раскрашивании контурных изображений и больших поверхностей. (например, неба и др.).

Ознакомление детей с приемами работы кистью и краской, используемые в росписи игрушек и предметов народных художественных промыслов Дымкова (точки, дужки, штрихи, «тычок», приём «примакивание», работа кончиком и корпусом кисти). Формирование эмоционального восприятия цвета: радостное, эмоциональное впечатление от цветовых тонов солнечного спектра.

Примерные задания.

Работа краской и кистью на основе представлений при использовании наглядного материала (образов, репродукций картин художников, книжных иллюстраций): «Радуга» (рисование сразу кистью по слегка влажной бумаги); «Травка», «Елка» (рисование сразу кистью, кончиком и корпусом, с использованием приема «примакивание»).

Работа сразу кистью цветной гуашью по сухой тонированной бумаге: «Жуки» - по выбору учащихся.

Рисование по памяти на основе наблюдения: «Деревья осенью», «Деревья зимой» (сразу кистью черной гуашью по сухой тонированной бумаге, с передачей в изображении ритма стволов, узора ветвей).

Работа с натуры. Раскрашивание нарисованных ранее простым карандашом осенних листьев, овощей, фруктов, имеющих простую форму и ровную окраску (цветные карандаши, фломастеры, гуашь).

Раскрашивание выполненных ранее простым карандашом композиций и узоров (гуашь, кисти).

Учебно-тематический план

п.п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1.


Подготовительный период обучения

1

2.


Обучение композиционной деятельности

9

3.


Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

12

4.


Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

12


Итого

34




7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Дата

план

факт

1.


Яблоко, груша, гриб.

1

Дорисовывание изображений карандашом

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

уважительно относиться к культуре другого народа;

2.09


2.

Яблоки и груши на тарелке. (Обучение композиционной деятельности)

1

Аппликация из вырезанных изображений объектов и их частей.



9.09



3.


Листопад. (Обучение композиционной деятельности)

1

Аппликация из вырезанных изображений объектов и их частей.

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

16.09



4.


Лепка: яблоко и груша. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Лепка (натура даётся в сравнении)

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

понимать место и роль изобразительного искусства в других искусствах (театре, кино, телевидении);

23.09



5.


Лепка: Дом и дерево. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)


1

Лепка сложных объектов из скатанных из пластилина, глины полосок (поэтапно, под руководством учителя).

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

работать с инструментами при выполнении рисунка;

30.09



6.


Роспись глиняных изделий. (Гуашь по

глине) (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой»,

используемых в современной городецкой росписи, изображение ягод «тычком».

различать и называть цвета;

применять различные

выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;


7.10



7.


Роспись силуэтных изображений игрушек. (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги. Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной городецкой росписи, изображение ягод «тычком».

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

14.10



8.


Мяч. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Рисование с натуры предметов простой формы с использованием вспомогательных опорных точек.

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

21.10



9.


Радуга. (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Рисование сразу кистью, гуашью. Работа кончиком кисти и всей её поверхностью.

различать и называть цвета;

экономно расходовать материалы;

28.10



10.


Осенние листья. (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Рисование сразу кистью, гуашью. Работа кончиком кисти и всей её поверхностью.

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при

выполнении рисунка;


4.11



11.


Большие и маленькие рыбки в аквариуме. (Обучение композиционной деятельности)

1

Аппликация из вырезанных изображений объектов и их частей.

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

Развитие навыков самостоятельности

18.11



12.


Грибы на пеньке. (Обучение композиционной деятельности)

1

Рисование по памяти, представлению с помощью шаблонов.

различать и называть цвета;

Активизация словаря

25.11



13.


Лепка: «Грибы, кувшин». (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Лепка (натура даётся в сравнении)

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

контролировать свои действия;

2.12



14.


Лепка: Человечек. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Лепка сложных объектов из скатанных из пластилина, глины полосок (поэтапно, под руководством учителя).

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

работать по инструкциям, алгоритму;

9.12



15.


Роспись глиняных изделий. (Гуашь по глине) (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной городецкой росписи, изображение ягод «тычком».

различать и называть цвета;

Развитие процессов анализа и синтеза.

16.12



16.


Снежинка. (Развитие умения воспринимать и

изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)


1

Рисование сразу кистью, гуашью. Работа кончиком

кисти и всей её поверхностью.


узнавать и показывать основные геометрические

фигуры и тела;


анализировать свой рисунок и рисунок

товарища с помощью учителя;


23.12



17.


Дерево. (Ёлка) (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Рисование с натуры предметов простой формы с использованием вспомогательных опорных точек.

различать и называть цвета;

определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями

13.01



18.


Коврик. (Обучение композиционной деятельности)

1

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев.

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями

20.01



19.


Флажки на верёвке. (Обучение композиционной деятельности)

1

Рисование с помощью опорных точек.

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

Формирование положительной мотивации к учению

27.01



20.


Лепка игрушек: «Русская матрёшка» (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Лепка (натура даётся в сравнении)

различать и называть цвета;

оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать

свою деятельность (сначала по образцу учителя);

3.02



21.


Роспись матрёшки. (Гуашь по глине) (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной городецкой росписи, изображение ягод «тычком».

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

Повышение уровня концентрации внимания

10.02



22.


Деревенский и городской дом. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Составление аппликации дома деревенского и дома городского из квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из цветной бумаги ( с дорисовыванием окон и других элементов карандашом, фломастером).

различать и называть цвета;

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

17.02



23.


Снеговик. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Рисование с натуры предметов простой формы с использованием вспомогательных опорных точек.

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

24.02



24.


«Графический диктант». (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Работа кистью, гуашью.

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

Мотивация познавательной деятельности

3.03



25.


Дерево, солнце,

цветы в траве. (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)


1

Изображение фризом.

различать и называть цвета

ориентироваться в

книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)


10.03



26.


Одуванчик. (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Рисование сразу кистью, гуашью. Работа кончиком кисти и всей её поверхностью.

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

17.03



27.


Кувшинчик с цветами. (Обучение композиционной деятельности)

1

Аппликация из вырезанных изображений объектов и их частей.

различать и называть цвета;

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

7.04



28.


Кораблик на воде. (Обучение композиционной деятельности)

1

Рисование с помощью опорных точек.

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

Мотивация познавательной деятельности

14.04



29.


Лепка: «Утёнок». (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Лепка (натура даётся в сравнении)

различать и называть цвета;

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

21.04



30.


Роспись утёнка. (Гуашь по глине) (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

1

Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной городецкой росписи, изображение ягод «тычком».

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя);

28.04



31.


Воздушный шар. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Рисование с натуры предметов простой формы с использованием вспомогательных опорных точек.

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

5.05



32.


Флажки квадратные и прямоугольные. (Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию)

1

Рисование с натуры предметов простой формы с использованием вспомогательных опорных точек.

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

12.05



33.


Ромашка. (Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи)

2

Рисование сразу кистью, гуашью. Работа кончиком кисти и всей её поверхностью.

различать и называть цвета;

общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

19.05

26.05


8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. Качество работы зависит от умения детьми работать в альбоме, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.


9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



1. Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.

2. И. А. Грошенков. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: « Просвещение», 2003 г.

3. И. А. Грошенков. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: « Просвещение», 1998 г.


В процессе обучения используются наглядные пособия:

 натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;

 наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»;


Образовательный процесс оснащается:

 наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);

 раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!