СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Экология растений» для 6 класса средней общеобразовательной школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Экология растений» для 6 класса средней общеобразовательной школы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пырьева С.А. учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории, МБОУ г. Астрахани «СОШ №45»


Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель: сформировать основополагающие понятия об экологии растений, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

Задачи:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии растений;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию».Такие общие экологические понятия, как»экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.


Программа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ.




Количество часов по рабочему плану

Всего – 35 часов; в неделю – 1 час.

Плановых:

- практических работ – 2

- лабораторных работ – 6

- экскурсий - 4


Форма промежуточной и итоговой аттестации – тестирование.


В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №45» на изучение экологии растений в 6 классе отводится 35 часов в год.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология растений» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  • развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

  • развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Для изучения курса «Экология растений» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.


Содержание курса «Экология растений» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях растений Астраханской области.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

В 6 классе лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий по причине большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, требующие работы с дневниками наблюдений, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

Изучение курса осуществляется с использованием учебника:

Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.

Целесообразно использовать материалы электронного учебника «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».



Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • экскурсии.

Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.

Содержание программы

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Экскурсия.

«Живой организм, его среда обитания и условия существования». (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа.

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности».

Опыт в домашних условиях.

«Влияние света на рост и развитие растений». (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Лабораторная работа.

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом». (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа.

«Изучение (по справочникам)сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности».

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практическая работа.

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Опыт в домашних условиях.

«Влияние воды и тепла на прорастание растений».

Лабораторная работа.

«Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями». (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы.

«Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром». (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.)

«Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха». (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа.

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков». (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

Экскурсия «Человек и почва». (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы.

«Способы распространения плодов и семян». (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.)

«Изучение защитных приспособлений растений». (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа.

«Взаимодействие лиан с другими растениями». (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа.

«Грибные заболевания злаков». (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Экскурсия.

«Приспособление растений к сезонам года». (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа.

«Воздействие человека на растительность».

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа.

«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке». (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа.

«Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д.». (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)

Экскурсия «Строение растительного сообщества».

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа.

«Охраняемые территории России». (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)


Оборудование и приборы:

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Лабораторное оборудование: лупы, термометры, микроскопы, готовые микропрепараты

Таблицы по ботанике, гербарные и комнатные растения


Учебно-методические средства обучения


Основная литература

1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)

2. Учебник: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.


Дополнительная литература для учителя

  1. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.

  2. Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.

  3. Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002.-70 с.

  4. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

  2. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.

  3. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

  4. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.

  5. Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.

  6. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.

  7. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.

  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.

  9. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.

  10. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.

  11. Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»

  1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

  2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

  3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

  4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

  5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

  6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

  7. Объяснять:

  • значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

  • роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

  • роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

  1. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

  2. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.







































Календарно-тематическое планирование


Дата




Раздел, тема урока

Практическая часть

Домашнее задание

план

факт

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)



1

Вводный инструктаж по т/б. Экология как наука и учебный предмет. Организм и среда обитания.


§1, 2



2

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.

экскурсия

Опыт. Влияние света на рост и развитие растений

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)



3

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений.

Практическая работа № 1.

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности».

Пр. р. 1

§3, 4



4

Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Лабораторная работа № 1.

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом».

Л. Р. 1

§5, 6



5

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.


§7

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)



6

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для растений.


§9, 10



7

Практическая работа № 2. «Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в АО».

Пр. р. 2

§11



8

Температура как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу.


§12

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)



9

Вода как необходимое условие жизни растений.


§14. Опыт. Влияние воды и тепла на прорастание растений



10

Практическая работа № 3.

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Пр. р. 3

§15



11

Влажность как экологический фактор. Лабораторная работа № 2.

«Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями».

Л. Р. 2

§17

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)



12

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Лабораторная работа № 3.

«Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха».

Л. Р. 3

§21, 22



13

Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.


§21



14

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Лабораторная работа № 4.

« Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром».

Л. Р. 4

§23, 24

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)



15

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.


§26, 27



16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.


§28



17

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.


§29,30

Тема 7. Животные и растения (2ч)



18

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

Лабораторная работа № 5.

«Способы распространения плодов и семян».

Л. Р. 5

§31, 32



19

Значение растений для животных. Растения-хищники. Лабораторная работа № 6.

«Изучение защитных приспособлений растений».

Л. Р. 6

§33, 34

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)



20

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями.

Лабораторная работа №7.

«Взаимодействие лиан с другими растениями».

Л. Р. 7

§35, 36

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)



21

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.


§37, 38



22

Бактериальные и грибные болезни растений. Лабораторная работа № 8.

«Грибные заболевания злаков».

Л. Р. 8

§39

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)



23

Приспособленность растений к сезонам года. Экскурсия. «Приспособление растений к сезонам года».

Экскурсия

§40, 41



24

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.


§42

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)



25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.


§45

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)



26

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.


§46, 47



27

Практическая работа №4.

«Воздействие человека на растительность».

Пр. р. 4

§47

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)



28

Разнообразие жизненных форм растений. Практическая работа №5.

«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».

Пр. р. 5

§48, 49

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)



29

Растительные сообщества, их видовой состав, количественные соотношения видов.


§51, 52



30

Строение растительных сообществ.

Экскурсия. Строение растительного сообщества. Практическая работа №6.

«Изучение состояния сообщества».

Экскурсия. Пр. р. 6

§54



31

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.


§55

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)



32

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения


§57



33

Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.


§58



34

Практическая работа № 7.

«Охраняемые территорииАО».

Пр. р. 7




35

Обобщающий урок













Наименование разделов

и тем

Количество

часов

Вид занятия

Содержание тем

учебного курса

Требования к уровню

подготовки учащихся

Наглядные пособия

и технические

средства

Дата

Примечание

ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)

1

Предмет изучения экологии растений.

1

УОНМ

Экология как наука.

Экология растений и животных как учебный предмет.

Знать что такое экология.

Что изучает экология растений.




2

Среда обитания и условия существования.

1

УОНМ,

Экскурсия

«Живой организм, его среда обитания и условия существования»

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

Знать основные понятия: среда обитания, условия существования.

Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования.

Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм»



ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

3

Свет как экологический фактор.

1

УОНМ

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор.

Уметь давать определение основным понятиям свет и фотосинтез.




4

Экологические группы растений по отношению к свету.

1

КУ

Л/Р№1

«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом»

Экологические группы растений по отношению к свету.

Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету.

Уметь работать с микроскопом.

Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.


Микроскоп.



5

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

1

КУ



Приспособление растений к меняющимся условиям освещения

Знатьвлияние

- прямого солнечного света

- рассеянного света.

Уметь определять:

- растения длинного дня;

- растения короткого дня;

Характеризовать влияние света на рост и развитие растений;

Объяснять сущность процесса фотосинтеза;

Давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте.



ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

6

Тепло как необходимое условие жизни растений.

1

УОНМ

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле.


Знать, что тепло является необходимым условием жизни растений

Уметь характеризовать тепловые пояса.


Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян»



7

Температура как экологический фактор.

1

КУ

Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Объяснять влияние температуры на растения.

Характеризовать состояние растения в зависимости от температуры окружающей среды.

Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения»



8

Приспособление растений к высоким и низким температурам.

1

КУ

Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам.

Знать способы приспособлений растений к высоким и низким температурам.

Уметь характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре.


Рис. 17,18 с.35

Рис. 19 с.36

Рис. 20 с. 20



ТЕМА №4 ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

9

Вода как необходимое условие жизни растений.

1

УОНМ

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.

Знать что вода, есть необходимое условие для жизни растений.

Объяснять влияние воды на рост и развитие растений.


Рис. 22 с. 41



10

Экологические группы растений по отношению к воде.

1

КУ

Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.

Объяснять значение влажности для растений.

Характеризовать экологические группы растений по отношению к воде (влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты).


ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп.

Рис.25 с.46

Рис.26 с. 47

Рис.27 с. 49



11

Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

1

КУ

Л/Р №2

«Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (по гербарным экземплярам и рисункам).


Приспособление растений к меняющимся условиям влажности.

Называть приспособления растений к недостатку влаги.

Характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности.


ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп

Рис. 29 с. 52

Рис. 30 с. 54



ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

12

Газовый состав воздуха в жизни растений.

1

УОНМ

Л/О

«Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Знать газовый состав воздуха, каково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа.

Объяснять влияние кислотных дождей на рост и развитие растений.

Уметь характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.



Л/О (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха).



13

Ветер в жизни растений. Опыление.

1

КУ

Л/Р №3

«Изучение приспособлений растений к опылению ветром»

Приспособление растений к опылению.

Знать о роли ветра в опылении растений.

Характеризовать приспособления растений к опылению ветром.


Коллекция плодов и семян, лупа.



14

Приспособления растений к распространению ветром.

1

КУ

Л/Р №4

«Изучение приспособлений растений к распространению ветром»



Приспособление растений к распространению ветром.

Объяснять роль ветра в распространении растений.

Характеризовать приспособления растений к распространению ветром.


Коллекция плодов и семян, лупа.



ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)

15

Почва как необходимое условие жизни растений.

1

УОНМ

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.

Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений;

Уметь объяснять особенности почвенного питания растений.

Доказывать, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.


Домашний опыт:

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков»



16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

1

КУ

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Классифицировать экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Давать характеристику солевыносливым (солеустойчивым) растениям.


ДЕМ: Рис. и фотографий экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв.



17

Улучшение почв человеком. Плодородие.

1

КУ

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения).

Объяснять влияние человека на плодородие почв Называть причины эрозии почв.


Рис. 45 с. 81



ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа)

18

Значение животных для опыления и распространения растений.

1

УОНМ

Л/Р №5

«Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений»


Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

Знать о взаимном влиянии животных и растений.

Объяснять значение животных для опыления и распространения растений.

Уметь характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян.


Коллекция плодов и семян, лупа.


Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки.



19

Значение растений для животных.

1

КУ

Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Растения – хищники.

Давать о растениях – хищниках.

Давать классификацию способов питания растений Называть приспособления к питанию у растений- хищников.

Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников.



ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час)

20

Влияние растений друг на друга.

1

КУ

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Знать влияние растений друг на друга.

Характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты.


ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы)

Коллекция растений, фото, рисунки.



ТЕМА №9 Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа)

21

Роль грибов и бактерий в жизни растений.

1

УОНМ

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Определять роли грибов и бактерий в круговороте веществ; о роли микоризы для растений и грибов.

Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты);


Таблица

«Разные формы микориз»

«Бактериальные клубеньки на корнях»



22

Бактериальные и грибковые болезни растений.

1

КУ

Л\Р №6

«Грибные заболевания злаков»

Бактериальные и грибковые болезни растений.

Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений.

Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые болезни растений (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу).


Гербарные экземпляры

Рисунки «Грибковые заболевания»

Рис. 65 с.115,

«Грибы-паразиты» Рис.66 с. 116



ТЕМА № 10 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа)

23

Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад.

1

УОНМ

Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой.

Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки;

Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой;


Рис. , фото с изображением растений в разные сезоны года.



24

Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето.

1

КУ

Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Знать: что такое озимые однолетники, весеннее сокодвижение.

Уметь:

Характеризовать яровые однолетники;

Давать понятие фенологии, фенологическим фазам.

Рис. , фото с изображением растений в разные сезоны года.



ТЕМА № 11 ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час)

25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.

1

КУ

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений.

Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Уметь:

Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости).

Таблицы

«Годичные приросты на ветке дуба» (почечные кольца),

«Продолжительность жизни растений»

«Редкие и охраняемые растения»

Гербарные экземпляры




ТЕМА 12 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа)

26

Разнообразие условий существования растений.

1

УОНМ

Разнообразие условий существования растений.

Знать: о разнообразных условиях существования растений.

Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью.




27

Уровни жизненного состояния растений.

1

КУ

Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений.

Уметь: характеризовать жизненное состояние растений (высокое, среднее, низкое).



Рис. 90 с. 151 «Разная жизненность деревьев дуба черешчатого»



ТЕМА № 13 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (1 час)

28

Разнообразие жизненных форм растений.

1

КУ

П/Р №1

«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи)

Уметь:

Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений.

Таблицы

«Жизненные формы растений»



ТЕМА №14 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа)

29

Растительные сообщества, их видовой состав.

1

УОНМ

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.






30

Устойчивость растительных сообществ.

1

КУ

Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Знать: характеристику растительного сообщества.

Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество.





31

Строение растительных сообществ.

1

КУ

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Знать: что такое ярусность.

Уметь: характеризовать смену растительных сообществ.


Таблица

«Надземная ярусность и подземная слоистость корневых систем»



ТЕМА №15 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа)

32

Обеднение видового разнообразия растений.

1

УОНМ

Обеднение видового разнообразия растений.

Знать: причины обеднения видового разнообразия растений

Уметь: наблюдать за состоянием растений.





33

Редкие и охраняемые растения.

1

КУ

П\Р №2

«Охраняемые растения своей местности»

Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги.

Уметь: наблюдать за состоянием растений.






34

Охраняемые территории.

1

КУ

Охраняемые территории.

Знать: классификацию охраняемых территорий ( заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы).

Уметь: характеризовать охраняемые территории.








Практическая часть программы:




Опыт в домашних условиях.

«Влияние света на рост и развитие растений»

Оборудование: семена фасоли, два вазона с почвой и поддонами.

Ход работы:

1.Посейте семена фасоли в два вазона с почвой.

2. Поставьте вазоны с высеянными семенами в теплое место: один – на хорошо освещенное место, другой - в темное место.

3.Не забывайте поливать растения в обоих вазонах одинаковым количеством воды.

через 3-4недели, когда растения достаточно разовьются, сравните их. Есть ли разница в развитии стеблей и листьев? Сделайте вывод о влиянии света на рост и развитие растений.

4.Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.


Лабораторная работа

«Анатомическое строение светового и теневого листа у одного и того же вида на примере сирени обыкновенной»

Материал и оборудование: микроскоп, микропрепараты поперечных срезов светового и теневого листа сирени обыкновенной, рисунки.

Ход работы.

1.Рассмотрите рис.1. Обратите внимание, что световые листья более мелкие, плотные и толстые в отличие от теневого листа. У световых листьев эпидерма покрыта более толстой кутикулой, лучше выражены и более сомкнуты крупные клетки столбчатой ткани, губчатая ткань состоит из лопастных клеток.

Что обозначено цифрами? Подпиши ткани.



2. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты поперечных срезов светового и теневого листьев сирени обыкновенной. Сравните толщину кутикулы у клеток верхней эпидермы. Найдите столбчатую ткань, губчатую ткань с воздухоносными полостями. Сравните препарат с рисунком.

3. Сравните строение светового и теневого листьев сирени обыкновенной.

Заполните таблицу


Признаки

Световой лист

Теневой лист

Толщина листа



Наличие кутикулы на верхней эпидерме



Количество слоев столбчатой ткани



Толщина столбчатой ткани




4. Сделайте вывод о связи строения листа с его функцией, и его расположением относительно направления световых лучей.





Опыт в домашних условиях.

«Влияние температуры на рост растения»

Оборудование: семена пшеницы, три вазона с почвой и поддонами.

Ход работы

  1. В вазоны с почвой посейте семена пшеницы.

  2. Первый вазон поставьте в такое место, где бы температура была 5*С, второй

вазон – в место с температурой 20*С, третий вазон – в место с температурой 30*С.

  1. Поливайте почву одинаковым количеством воды. Условия освещенности должны быть одинаковыми.

  2. В течение 3-4недель наблюдайте за развитием и ростом растений. Сделайте вывод о влиянии температуры на рост и развитие растений.

  3. Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.






Опыт в домашних условиях.

«Влияние воды на рост растения»


Оборудование: семена пшеницы, шесть вазонов с почвой и поддонами.

Ход работы

1.В вазоны с почвой посейте семена пшеницы.

2.Вазоны с высеянными в них семенами поставьте в светлое место.

3.Поливайте почву ежедневно: в первый вазон – 5см3; во второй вазон – 15 см3; в третий вазон – 30 см3; в четвертый вазон – 60 см3; в пятый вазон – 100 см3; в шестой вазон – 150 см3. Если перед поливом в поддоне обнаружится вода, то слейте ее.

4.В течение 3-4недель наблюдайте за развитием и ростом растений. Сделайте вывод о влиянии воды на рост и развитие растений.

5.Приготовьте сообщение о закладке опыта, его проведении и результатах. На уроке во время сообщения продемонстрируйте результаты опыта.


Лабораторная работа

«Сравнение анатомических особенностей растений различных

экологических групп по отношению к влаге»

Цель: познакомить учащихся с особенностями анатомического строения растений разных экологических групп по отношению к влаге и подвести к выводу о связи строения органов растения с условиями их местообитания.


Материалы и оборудование: гербарии растений разных экологических групп по отношению к влаге, живые комнатные растения этих экологических групп, микроскопы, дополнительный материал.


Справочный материал. Внешний облик и строение растения всегда связано с приспособлением к тем или иным условиям водоснабжения. Различают экологические группы растений: гидатофиты – растения, полностью погруженные в воду, укореняющиеся в грунте или свободно плавающие в толще или на поверхности воды (элодея, кувшинка, кубышка). Гидрофиты – наземно-водные или частично погруженные в воду растения, растущие по берегам водоемов на мелководьях (тростник, стрелолист). Гигрофиты – наземные растения, обитающие в условиях повышенной влажности почвы или воздуха (лютик ползучий, череда). Мезофиты – растения, произрастающие в условиях умеренного увлажнения (растения лугов). Ксерофиты – растения засушливых мест обитания (растения степей, пустынь).


Ход работы

  1. Рассмотрите растения на гербарных образцах. Опишите их морфологические особенности, указанные в отчетной таблице.

  2. Изготовьте микропрепараты кожицы листа.

  3. Подготовьте микроскоп к работе.

  4. Рассмотрите изготовленные вами микропрепараты, обращая внимание на признаки, которые указаны в отчетной таблице.

  5. Результаты своего исследования занесите в таблицу и определите, к какой экологической группе по отношению к влаге относятся те или иные растения.


Вид растения


Корневая система


Форма и характер опушения (налета) на листьях


Эпидерма и кутикула


Устьица и их число


Мякоть листа


Обилие жилок


Особенности механической ткани


Наличие аэренхимы


Экологическая группа растений



По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.


Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются плавающие и подводные листья кувшинки?

  2. Как водные растения приспособлены к недостатку воздуха?

  3. Почему у водных растений слабо развита механическая и проводящая ткани?

  4. Какова роль кутикулы на эпидерме листьев?

  5. Какие особенности листа ковыля уменьшают расход воды?

  6. Какова роль волосков на листьях ксерофитов?





Лабораторная работа

«Приспособленность растений к опылению и распространению ветром»


Цель работы: изучить приспособления растений к опылению и распространению ветром.

Материалы. Гербарий цветущих растений, коллекция плодов и семян, распространяемых ветром, рисунки.


Справочный материал. Анемохория – распространение плодов и семян при помощи ветра.


Ход работы

1.Рассмотрите гербарий цветущих растений, рисунки.

2. Рассмотрите растения с ветроопыляемыми цветками. Почему все они собраны в соцветия?

3. Найдите в тексте учебника описание особенностей ветроопыляемых цветков. Сравните цветки пырея или тимофеевки с цветками лютика или шиповника.

4. Используйте для сравнения рисунки в учебнике.

5. По внешнему виду определите способ распространения плодов и семян и выпишите названия растений, распространяемых ветром.

Выполни задание:

Каковы особенности ветроопыляемых растений? Нужный ответ подчеркните.

Цветки крупные, околоцветник невзрачный, мелкие цветки собраны в соцветие, соцветия имеют гибкую ось, цветение происходит до распускания листьев, пыльца липкая, околоцветник яркий, цветки без нектара, рыльца цветков сильно опушены, цветки с большим количеством нектара,

пыльца легкая, сухая.


Лабораторная работа

«Определение степени запыленности воздуха»


Оборудование: коробки для сбора листьев, химические стаканы, пинцет, воронка, фильтры, листья деревьев и кустарников, вода, маркер.


Ход работы


1.Найдите растения одного вида: растущие у дороги, в 10-15 метрах от дороги, в глубине парка или участка.

2. Сорвите с каждого растения по 5-6листьев с черешком и положите их в пронумерованные коробки.

3. Пронумеруйте стаканы, положите в них листья из соответствующих коробок. Промойте листья в стаканах с одинаковым количеством воды. Сравните степень помутнения воды. Поочередно профильтруйте воду из каждого стакана. Сравните количество осадка на фильтре. Результаты занесите в таблицу.

Загрязнение растений


Степень загрязнения листьев

Растения растущие у дороги

Растения растущие в 10-15метрах от дороги

Растения парка

Сильная




Средняя




Слабая





4. Сделайте вывод о степени загрязнения растений в зависимости от места произрастания.

5. Почему не рекомендуется вырубать деревья под окнами домов, выходящими на проезжую часть?







Домашняя практическая работа.

«Влияние механического состава почвы на прорастание семян».

Оборудование: три цветочных горшка, проросшие семена гороха или фасоли, дневник наблюдения.


Ход работы.

1.Наполните один горшок песком, второй глиной, третий перегноем. В каждый из них высейте одинаковое количество проросших семян на глубину 3 см.

2.Поставьте горшки в теплое освещенное место и регулярно поливайте посевы одинаковым количеством воды комнатной температуры.

3.Наблюдайте за появлением всходов, ростом и развитием проростков в течение 3-4недель и ведите дневник.

4.Сделайте вывод о влиянии механического состава почвы на рост и развитие проростка.

Дневник наблюдений


Почва

Дата всходов

Высота побега

Состояние проростка (количество, размеры и цвет листьев) к концу 3 недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Песчаная






Глинистая






Перегной













Лабораторная работа

«Онтогенез травянистого многолетнего растения»


Цель: формировать понятие онтогенез, возраст, возрастное состояние;

Методические рекомендации. В качестве объекта для лабораторной работы рекомендуется использовать многолетнее травянистое растение, т.к. у него наиболее полно выражены все периоды онтогенеза и возрастные состояния. По ходу работы ученики используют рисунки и текст § 44 учебника.

Материал и оборудование: раздаточный гербарий растений разных возрастных состояний.

Справочный материал. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Его делят на возрастные периоды, характеризующиеся структурно-физиологическими особенностями: зародышевый, молодости, зрелости, старости.

Период жизни растений, в свою очередь, делят на более короткие этапы, возрастные состояния, каждое из которых обладает характерными особенностями внешнего вида и строения.

Ход работы


Задание 1. Изучить онтогенез травянистого многолетнего растения.

1.Рассмотрите рисунок в учебном пособии, обратите внимание на внешние признаки особей разных возрастных групп.

2.Заполните таблицу, кратко отметив признаки каждого возрастного состояния.


Период онтогенеза

Возрастное состояние

Характерные признаки

Зародышевый

Покоящиеся семена


Молодости

Проросток


Юношеское растение


Полувзрослое вегетативное растение


Взрослое вегетативное растение


Зрелости

Молодые цветущие растения


Средневозрастные цветущие растения


Старые цветущие растения


Старости

Старческое



Задание 2. Сделать схематичные рисунки изученных групп растений. На схеме отразить качественные признаки каждого возрастного состояния.

Задание 3. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.


Контрольные вопросы

  1. В каком возрастном состоянии особи наиболее сильно влияют на среду?

  2. В каком возрастном состоянии особи наиболее способны выдержать конкуренцию со стороны соседних растений и засушливые условия?

  3. Как изменяются приспособительные возможности растения со сменой возрастных состояний?






Практическая работа.

«Воздействие человека на растительность на разных этапах развития общества»


Оборудование. Дополнительная литература.


Ход работы

  1. Прочитайте дополнительную литературу.

  2. Заполните таблицу.


Воздействие человека на растительность


Периоды развития цивилизации

Изменения, происходившие в растительных сообществах в результате деятельности человека.

Доисторический


Исторический


15-18 век


20-21 век



Сделайте вывод о влиянии человека на растительность.


Практическая работа.

«Сравнение жизненных форм особей одуванчика из разных экологических условий»


Материал и оборудование. Образцы одуванчика лекарственного из разных биотопов: выросшие на придорожном участке с плотной почвой и на затененном участке с рыхлой почвой.


Справочный материал. Жизненная форма растений – облик растения или группы растений, сформированный в их онтогенезе как результат приспособления к условиям среды обитания.

Классификация жизненных форм растений основана на особенностях побега: его строении, развития, ритма, длительности жизни скелетных осей и направления их роста в тех или иных условиях окружающей среды.


Методические рекомендации. Материал для лабораторной работы может быть собран учащимися самостоятельно. Особи одуванчика выкапываются полностью. Растения сравниваются, измеряются и зарисовываются.


Ход работы

1.Рассмотреть особи одуванчика, выросшие в разных экологических условиях.

2.Сравните внешний вид особей одуванчика лекарственного и определите жизненную форму. Данные занесите в таблицу.



Показатели

Особи, выросшие на придорожном участке с плотной почвой.

Особи, выросшие на затененном участке с рыхлой почвой.

Длина корневой системы,см

Более длинная

Более короткая

Диаметр корневой системы, см

Меньше

Больше

Тип корневой системы

Стержневая

Смешанная: стержневая у материнского растения, мочковатая – у дочерних особей

Преобладающий способ размножения

Семенной

Вегетативный, корневыми отпрысками

Жизненная форма

Стержнекорневое растение

Корнеотпрысковое растение


3.Зарисовать растения, выросшие в различных условиях. Обратить внимание на особенности строения надземной и подземной частей обеих особей.

4. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.






Практическая работа.

«Моделирование природного сообщества»

Цель: сформировать понятие о биогеоценозе, научить учащихся видеть взаимосвязи между организмами и окружающей средой»


Методические рекомендации. Выполняя эту работу, учащиеся строят модель одного из природных сообществ (лес, луг, степь, водоем). Присутствие того или иного организма должно быть обоснованно. Ученики работают по группам, выбирая понравившееся сообщество.

Материал и оборудование. Заготовленные заранее шаблоны живых организмов сообщества (деревья, кустарники, травы и тд.); стрелки разного цвета, чтобы показать взаимоотношения соответствующего типа (пищевые, средообразующие, симбиотические и др).


Ход работы

Задание 1 Построить модель растительного сообщества (фитоценоз)

1.Расположите деревья, кустарники, травы соответственно ярусам, которые они занимают в сообществе.

2. Покажите стрелками взаимоотношения между организмами.


Задание 2 «Населить» фитоценоз грибами, лишайниками и животными.

1.Расположите грибы, лишайники и всех животных в фитоценозе, учитывая их взаимоотношения между собой и с растениями.

2. Покажите стрелками взаимоотношения между организмами.


Задание 3. Выписать в тетрадь несколько примеров типов взаимоотношений.

По результатам работы сформулируйте вывод.


Контрольные вопросы

  1. Почему в растительном сообществе выделяется несколько ярусов?

  2. Какие виды взаимоотношений можно выделить в биогеоценозе?

  3. Почему животные, например птицы, в сообществе живут по ярусам? Какое это имеет экологическое значение?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!