МБОУ Бутурлиновская ООШ №1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ШМО учителей с зам.директора по УВР директор школы
Протокол №
«___»_____________2017г. «___»___________2017г. «___»_______2017г.
________/Нестеренко О.Н./ ________/Полунина Н.В./ __________/Невская В.В./
руководитель ШМО зам.директора по УВР директор школы
Рабочая программа внеурочной деятельности
по биологии для 6 классов 1 час в неделю
«Моя родословная»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты:
устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
способность творчески мыслить и рассуждать;
способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.
Личностные результаты:
у обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Я и моё имя 12 ч.
Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.
Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое семьи.
Тема 2. История моей семьи 9 ч.
Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители. Знаменитые люди нашего рода. Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие.
Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.
История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье
Знакомство детей с разными профессиями, важность любой профессии. Интерес к различным профессиям, к людям труда. Профессии моих родителей, моих предков.
Музей моей семьи: семейные реликвии, предания, легенды, фольклор.
Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».
Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии.
Тема 3. Моя родословная 5 ч.
Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.
Тема 4. Семейные обязанности и традиции 9 ч.
Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Составление герба семьи.
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческого проекта.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы разделов | Всего часов | Из них |
Лекц | Практич |
Тема 1. Я и моё имя 12 ч. |
1 | Вводное занятие. Понятие о родословной | 1 | 1 | |
2 | Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён | 2 | 2 | |
3 | Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена | 1 | 1 | |
4 | Имя и ангел – хранитель | 1 | 1 | |
5 | Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена | 2 | | 2 |
6 | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. | 3 | 1 | 2 |
7 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. История моей семьи 9 ч. |
8 | Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». | 1 | 1 | |
9 | Кто кому как приходится. Степени родства в семье | 2 | | 2 |
10 | Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода | 1 | | 1 |
11 | Профессии моих родителей, моих предков | 2 | | 2 |
12 | Музей моей семьи: семейные реликвии | 1 | | 1 |
13 | Семейные предания, легенды, фольклор | 1 | | 1 |
14 | Диспут «Христианские заповеди – о семье» | 1 | 1 | |
Тема 3. Моя родословная 5 ч. |
15 | Родословное древо. Как составить родословную? | 1 | 1 | |
16 | Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти. | 3 | | 3 |
17 | Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. | 1 | | 1 |
Тема 4. Семейные обязанности и традиции 9 ч. |
18 | Семейные традиции | 2 | 1 | 1 |
19 | Семейные увлечения | 1 | | 1 |
20 | Фамильный герб и фамильный девиз | 3 | 1 | 2 |
21 | Итоговые уроки | 3 | | |
| ИТОГО: | 35 | 11 | 24 |