СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса ОДНКНР

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках ФГОС ООО предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" на уровне основного общего образования является продолжением предметной области "Основы религиозной культуры и светской этики" на уровне начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса ОДНКНР»

Ростовская область, Кашарский район, п.Индустриальный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Индустриальная средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Индустриальная СОШ

Приказ от 31.08.2016г. № 122

___________/Чупчикова Е.В./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ


Уровень общего образования (класс) основное общее, 5 класс.

Количество часов 35.

Учитель Чупчикова Елена Владимировна.


Программа разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, авт.: А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009;

  • Примерной программы учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авт. Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2016;

  • Учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авт. Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В. Поляков, 2-е издание, исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса ОДНКНР для V класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, авт.: А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009;

- примерной программы учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авт. Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2016;

- учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авт. Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В. Поляков, 2-е издание, исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2016.

В рамках ФГОС ООО предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования является продолжением предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» на уровне начального общего образования.

Согласно приказу минобразования Ростовской области от ­18.04.2016 № 271 (Приложение №1 Пояснительная записка к региональному примерному недельному учебному плану для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год), предметная область ОДНКНР по решению образовательного учреждения может быть реализована за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве отдельных учебных предметов, курсов, в том числе этнокультурной направленности; включена в качестве модуля в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; реализована во внеурочной деятельности. В нашем случае курс ОДНКНР будет освоен пятиклассниками в ходе занятий внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса ОРНКНР, рассчитанная на 35 учебных часов (1 час в неделю), реализуется в 5 классе в соответствии с планом внеурочной деятельности, расписанием занятий и учебным календарным графиком МБОУ Индустриальная СОШ на 2016 – 2017 учебный год. Программа базируется на основе концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»). Содержание ориентировано не столько на расширение образовательного кругозора обучающихся, сколько на совершенствование самого процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию Российской Федерации, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений на основе диалога, уважения, взаимопонимания и взаимопомощи.


Основные цели и задачи курса

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе являются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

  • принятие норм нравственного поведения;

  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

      • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

      • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

      • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

      • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

    • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

    • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
      известных личностей.

    • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

    • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

    • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

    • Работать с историческими источниками и документами.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности


Тема программы

Содержание программного материала

Характеристика видов деятельности

Форма организации занятия

Раздел 1. В мире культуры

1.Величие многонациональной российской культуры








Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

Групповая работа


2.Человек –творец и носитель культуры.




В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры». Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных»

Групповая работа


Презентация,

доклады учеников «Выдающийся деятель культуры»

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

3. «Береги землю родимую, как мать любимую».


Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур - стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Групповая работа

4. Жизнь ратными подвигами полна.


Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.

Групповая работа


Презентация

5. В труде - красота человека.


Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.

Групповая работа


Инсценирование

6. «Плод добрых трудов славен».


Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока.

Групповая работа


Устный журнал

7. Люди труда.


В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества.

Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Групповая работа


Встреча с людьми разных профессий

8.Бережное отношение к природе.


Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Групповая работа


Живой журнал

9.Семья- хранитель духовных ценностей.


Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций - залог интереса к культурным традициям российского народа.

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.

Групповая работа


Презентация

Раздел 3. Религия и культура

10. Роль религии в развитии культуры


Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений).

Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Групповая работа


Сбор фольклорного материала,

игра

11. Культурное наследие христианской Руси.





Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Групповая работа


Заочная экскурсия

12. Культура ислама.





Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама.

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Групповая работа


Моделирование ситуаций общения людей, исповедующих разные религии

13. Иудаизм и культура.














Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

Групповая работа


Моделирование ситуаций общения людей, исповедующих разные религии

14. Культурные традиции буддизма.









Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка.

Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»

Групповая работа


Моделирование ситуаций общения людей, исповедующих разные религии

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

15. Забота государства о сохранении духовных ценностей.






Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Групповая работа

16. Хранить память предков.










Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.

Групповая работа


Заочная экскурсия

Раздел 5. Твой духовный мир

17. Твой духовный мир.


Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона - этикет. Твоя культура поведения.

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете»

Групповая работа


Проектная деятельность (защита проекта)



Проектно-исследовательская деятельность учащихся

в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

  1. Нравственные ценности российского народа.

  2. Культурное наследие народов России.

  3. Твой духовный Мир.

  4. Мой прадед – участник Великой Отечественной войны.

  5. Наши семейные традиции.

  6. Что для меня значит добро.

  7. По труду почёт и слава.

  8. Как мы бережём природу?



УМК:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с.: ил.

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 64 с.:


Тематическое планирование


№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

план

факт

1-2

Величие многонациональной российской культуры.

2

05.09.

12.09.


3-4

Человек – творец и носитель культуры.

2

19.09.

26.09.


5-6

«Береги землю родимую, как мать любимую».

2

03.10.

10.10.


7-9

Жизнь ратными подвигами полна.

3

17.10.

24.10.

07.11.


10

В труде - красота человека.

1

14.11.


11

«Плод добрых трудов славен».

1

21.11.


12-13

Люди труда.

2

28.11.

05.12.


14

Бережное отношение к природе.

1

12.12.


15-19

Семья- хранитель духовных ценностей.

5

19.12.

26.12.

16.01.

23.01.

30.01.


20

Роль религии в развитии культуры.

1

06.02.


21-23

Культурное наследие христианской Руси.

3

13.02.

20.02.

27.02.


24-26

Культура ислама.

3

06.03.

13.03.

20.03.


27-28

Иудаизм и культура.

2

03.04.

10.04.


29-30

Культурные традиции буддизма.

2

17.04.

24.04.


31

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

02.05.


32

Хранить память предков.

1

08.05.


33-35

Твой духовный мир.

2

15.05.

22.05.

29.05.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!