бюджетное общеобразовательное учреждение
Вашкинского муниципального района
«Андреевская основная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания МО Приказ руководителя ОУ
№ от .08 2017г. № от .08.2017г.
Рабочая программа
курса
«Основы общей биологии»
(И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова)
9 класс
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель/Разработчик
программы Грушина О.А.
учитель первой квалификационной категории
Педагогический стаж 7 года
2017г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета:
Программа разработана на основе программы курса биологии «Основы общей биологии. 9 класс», авторы И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, М.: «Вентана-Граф», 2009 год, полностью отражающей содержание авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Место и роль учебного предмета:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии, изложенные в пояснительной записке к авторской программе по биологии. Авторская программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник «Основы общей биологии. 9 класс», авторы И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, О.А. Корнилова.
Содержание обучения, перечень практических работ, лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта. В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
1. приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
2. овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
3. освоение общепредметных компетенций.
В поурочном планировании с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которым отражены умения и навыки учащихся по тем уровням:
воспроизведение и описание информации;
интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);
творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).
Умения и навыки, определяющие содержание основных компетенций выделены соответствующими обозначениями, которые обозначены далее.
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
На основании примерных программ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 9-х классах в нем реализуется базисный уровень.
Нормативные правовые документы:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»
Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Примерные программы по образовательным предметам
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 класс, М.: Издательский центр «Вентана- Граф», 2007г.
2. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М.: «Просвещение», 1981.
3.Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.- Аквариум ГИППВ, 2000.
· литература для учащихся:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: «Вентана-Граф», 2010.
Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М.: «Просвещение», 1983.
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М.: «Наука», 1996.
Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М.: «Просвещение», 1984.
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология. 1С: Репетитор.
Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
Содержание образования по предмету
1. Введение в основы общей биологии
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Особенность региональной флоры и фауны.
Экскурсия. «Биологическое разнообразие вокруг нас».
2. Основы учения о клетке
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток"
Лабораторная работа №2 «Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи»
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторная работа №3. «Рассматривание микропрепаратов делящихся клеток»
Лабораторная работа №4. «Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза: зародыш семени, проросток и побеги взрослых растений»
4. Основы учения о наследственности и изменчивости
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Л.Р. №5. «Отличительные признаки у семян разных сортов гороха, фасоли»
Л.Р. № 6. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. «История живой природы местного региона».
7. Учение об эволюции (11 часов)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Саратовской области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Л.Р. №7 «Изменчивость – общее свойство живых организмов. Виды изменчивости»
Л.Р. №8 «Статистические закономерности изменчивости»
Л.Р. №9 «Приспособляемость и её относительность»
Л.Р. №10 «Генетическая и экологическая разнокачественность популяции»
Л.Р. №11 «Доказательства эволюции растений и животных»
Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер.
Экскурсия «Борьба за существование в природе»
8. Происхождение человека (антропогенез)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
9. Основы экологии
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Саратовской области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Саратовской области.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Саратовской области экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Саратовской области при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Саратовской области. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации. Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Л.Р. №12 «Оценка запылённости воздуха, загрязнённости (снег, вода)»
Л.Р. №13 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания»
Л.Р. №14 «Влияние абиотических факторов на почвенных организмов» Л.Р. №15«Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места»
Л.Р. №16 «Влияние вредителей на состояние комнатных растений»
Экскурсия Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды
Экскурсия «Лес и водоёмы как природные экосистемы»
Итоговый тест
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
– основные уровни организации живого;
– основные свойства жизни;
– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– об основных структурных элементах клетки и их функциях;
– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
– о материальных основах наследственности;
– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
– о способах деления клеток;
– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– о причинах низкой устойчивости агроценозов;
– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
– основные положения учения о виде и видообразовании;
– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
– основные события, выделившие человека из животного мира;
– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.
Повышенный уровень
– о природе устойчивости нормального онтогенеза;
– особенности жизни в разных средах обитания;
– понятие об экологической нише и жизненной форме;
– об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;
– о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;
– о природе и профилактике наследственных болезней;
– о происхождении и основных этапах эволюции жизни;
– о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных;
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
– находить ответы на интересующие их практические и теоретиче-ские вопросы в дополнительной литературе.
Повышенный уровень
находить, какие функции клеток и их нарушения сказываются на жизнедеятельности целого организма;
– использовать знания по теории эволюции и экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы темы | Количество часов | Контрольные работы | Тесты | Лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | | 1 | | 1 |
2 | Основы учения о клетке (цитологии) | 10 | | 1 | 2 | |
3 | Организм, его свойства и размножение | 5 | | 1 | 2 | |
4 | Основы генетики | 9 | 1 | | 2 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 | | 1 | | |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 6 | | 1 | | 1 |
7 | Учение об эволюции | 10 | | 0 | 5 | 2 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | | 1 | | |
9 | Основы экологии | 14 | | 1 | 6 | 2 |
10 | Заключение | 1 | | 1 | | |
| Итого | 68 | 1 | 8 | 17 | 6 |
Учебно-тематическое планирование по биологии 9 класс
№ урока | Содержание учебного материала (разделы темы) | К-во часов | Оборудование. | Домашнее задание |
| 1.Введение в основы общей биологии | 3 | | |
1 | Биология – наука о жизни. Роль биологии в формировании современных естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека. | | Дидактические карточки. | §1 |
2 | Общие свойства живого. Методы изучения живых объектов. Экскурсия. «Биологическое разноообразие вокруг нас». | | | §2 |
3 | Уровни организации жизни. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Тест №1 | | Таблица №11 | §3 |
| 2.Основы учения о клетке | 10 | | |
4 | Краткая история изучения клетки, химический состав клетки, клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единстве природы. Цитология - наука, изучающая клетку. | | Таблица № 19, 20 | §4 |
5 | Белки. Аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. | | Таблица № 24,25,26 | §5 |
6 | Строение клетки. Основные органоиды и их функции. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Многообразие клеток. Разнообразие клеток живой природы. Л.Р. № 1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клетки» | | Таблица № 19,20,21. Микропрепараты и комплект лабораторных принадлежностей.Таблица № 21,19,20. | §6-7 |
7 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки Л.Р.№2 «Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи» | | | §8 |
8 | Биосинтез белка в живой клетке. | | Таблица №28,29. | §9 |
9 | Биосинтез углеводов в клетке. Световая фаза фотосинтеза. | | Таблица № 30 | §10 |
10 | Темновая фаза фотосинтеза | | | §10 |
11 | Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. | | | §11 |
12 | Разнообразие клеток живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы | | | §12 |
13 | Обобщение знаний по теме «Основы цитологии – учение о клетке» Тест №2 | | Тесты | §1-12 |
| 3. Организм, его свойства и развитие | 5 | | |
14 | Типы размножения организмов. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов | | Таблица № 27. | §13 |
15 | Клеточное деление. Митоз и его фазы. Л.Р. №3. «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» | | Таблица № 23 Комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы. | §14 |
16 | Особенности образования половых клеток. Сущность мейоза. | | Комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы. | §15 |
17 | Индивидуальное развитие организмов и его этапы. Л.Р. №4. «Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза: зародыш семени, проросток и побеги взрослых растений» | | | §16 |
18 | Обобщение знаний по теме: «Организм, его свойства и развитие» Тест №3 | | Тест | §13-16 |
| 4. Основы генетики | 9 | | |
19 | История развития генетики. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. Гены и хромосомы. | | Таблица№8 , комплект «Основные генетические законы». | §17 |
20 | Генетические эксперименты Г.Менделя. | | Таблица№8 , комплект «Основные генетические законы». | §18 |
21 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | | | §20 |
22 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов и их множественное действие | | | §21-22 |
23 | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | | | §23 |
24 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | | | §24 |
25 | Наследственная изменчивость Л.Р. №5. «Отличительные признаки у семян разных сортов гороха, фасоли» | | | §25 |
26 | Модификационная и онтогенетическая изменчивость Л.Р. № 6. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида , произрастающих в неодинаковых условиях. | | | §26 |
27 | Обобщающий урок по теме «Основы генетики». Контрольная работа №1 | | | §17-26 |
| 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 | | |
28 | Применение знаний о наследственности и изменчивости искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции | | | §27 |
29 | Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Приёмы выращивания и размножения растений | | | §28-29 |
30 | Особенности селекции животных | | | §30 |
31 | Особенности селекции микроорганизмов. Тест №4 | | Таблицы по курсу биологии. | §31 |
| 6. Происхождение жизни и развитие органического мира. | 6 | | |
32 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современная теория возникновения жизни на Земле | | | §32-33 |
33 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | | | §34 |
34 | Этапы развития жизни на Земле | | | §35 |
35 | Развитие жизни в мейозе и кайнозое. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | | Таблицы №1,9. комплект по эволюции растений и животных. | §35 |
36 | Экскурсия. «История живой природы местного региона». | | Дидактические карточки | отчёт |
37 | Обобщение знаний по теме: «Происхождение жизни и развитие органического мира» Тест №5 | | Тест | §32-35 |
| 7. Учение об эволюции | 10 | | |
38 | Идея развития органического мира в биологии. Учение об эволюции органического мира | | | §36 |
39 | Основные положения теории Ч.Дарвина. Л.Р. №7«Изменчивость – общее свойство живых организмов. Виды изменчивости» | | | §37 |
40 | Современные представления об эволюции органического мира. Л.Р. №8 «Статистические закономерности изменчивости» | | Таблица№15 | §38 |
41 | Вид. Его критерии. Л.Р. №9 «Приспособляемость и её относительность» | | комплект по эволюции растений и животных. | §39 |
42 | Процессы видообразования. | | Таблицы №12, | §40 |
43 | Понятие о микро- макроэволюции Л.Р. №10 «Генетическая и экологическая разнокачественность популяции» | | | §41 |
44 | Основные направления эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Тест №6 | | Таблица№30 по курсу | §42 |
45 | Основные закономерности биологической эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Л.Р. №11 «Доказательства эволюции растений и животных» | | | §43 |
46 | Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер. | | | отчёт |
47 | Экскурсия «Борьба за существование в природе» | | | отчёт |
| 7. Происхождение человека (антропогенез) | 6 | | |
48 | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. | | Набор палеонтологических находок | §44 |
49 | Эволюция приматов | | | §45 |
50 | Этапы эволюции человека | | | §46 |
51 | Первые и современные люди | | Таблица№12 , | §47 |
52 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | | Набор палеонтологических находок | §48 |
53 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | | комплект по эволюции растений и животных. | §49 |
| 9. Основы экологии | 14 | | |
54 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы Л.Р. №12 «Оценка запылённости воздуха, загрязнённости (снег, вода)» | | | §50 |
55 | Общие законы действия факторов на организмы | | | §51 |
56 | Приспособленность организмов к действиям факторов среды. Л.Р. №13 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания» | | | §52 |
57 | Биотические связи в природе. | | Таблица №4, | §53 |
58 | Основные понятия экологии популяций. Л.Р. №14 «Влияние абиотических факторов на почвенных организмов» | | коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания», | §54 |
59 | Функционирование популяций и динамика её численности | | | §55 |
60 | Сообщества | | | §56 |
61 | Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере | | | §57 |
62 | Развитие и смена биогеоценозов. | | Таблицы№57-62 , | §58 |
63 | Экскурсия Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды | | Дидактические карточки | отчёт |
64 | Основные законы устойчивости живой природы Л.Р. №16«Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места» | | | §59 |
65 | Рациональное использование природы и её охрана. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы. Л.Р. №17 «Влияние вредителей на состояние комнатных растений» | | | §60 |
66 | Экскурсия «Лес и водоёмы как природные экосистемы» | | | отчёт |
67 | Обобщение знаний по теме «Основы экологии» Тест №7 | | | §50-60 Повторить §1- 60 тест |
| Заключение | | | |
68 | Обобщение знаний по курсу биологии за 9 класс. Итоговая контрольная работа (тест №8) | | | |
Итого количество часов 68, л. р.- 17, к.р. -1, тестов -8
16