СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Основы общей биологии» 9 класс на 2017 - 2018 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Содержание обучения, перечень практических работ, лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Основы общей биологии» 9 класс на 2017 - 2018 учебный год»

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинского муниципального района

«Андреевская основная школа»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания МО Приказ руководителя ОУ

от .08 2017г. № от .08.2017г.





Рабочая программа

курса

«Основы общей биологии»

(И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова)

9 класс

на 2017 - 2018 учебный год







Составитель/Разработчик

программы Грушина О.А.

учитель первой квалификационной категории

Педагогический стаж 7 года












2017г.

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета:

Программа разработана на основе программы курса биологии «Основы общей биологии. 9 класс», авторы И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, М.: «Вентана-Граф», 2009 год, полностью отражающей содержание авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Место и роль учебного предмета:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии, изложенные в пояснительной записке к авторской программе по биологии. Авторская программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник «Основы общей биологии. 9 класс», авторы И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, О.А. Корнилова.

Содержание обучения, перечень практических работ, лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта. В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

1. приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
2. овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;

3. освоение общепредметных компетенций.

В поурочном планировании с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которым отражены умения и навыки учащихся по тем уровням:

  • воспроизведение и описание информации;

  • интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);

  • творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).

Умения и навыки, определяющие содержание основных компетенций выделены соответствующими обозначениями, которые обозначены далее.
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
На основании примерных программ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 9-х классах в нем реализуется базисный уровень.
Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ»

  2. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Примерные программы по образовательным предметам

  4. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

1. И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 класс, М.: Издательский центр «Вентана- Граф», 2007г.

2. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М.: «Просвещение», 1981.

3.Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.- Аквариум ГИППВ, 2000.

· литература для учащихся:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: «Вентана-Граф», 2010.

  2. Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М.: «Просвещение», 1983.

  3. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М.: «Наука», 1996.

  4. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М.: «Просвещение», 1984.

1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

  1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

  2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

  3. Биология. 1С: Репетитор.

  4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»

Содержание образования по предмету

1. Введение в основы общей биологии

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия. «Биологическое разнообразие вокруг нас».

2. Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток"

Лабораторная работа №2 «Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи»

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторная работа №3. «Рассматривание микропрепаратов делящихся клеток»

Лабораторная работа №4. «Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза: зародыш семени, проросток и побеги взрослых растений»

4. Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Л.Р. №5. «Отличительные признаки у семян разных сортов гороха, фасоли»

Л.Р. № 6. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. «История живой природы местного региона».

7. Учение об эволюции (11 часов)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Саратовской области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Л.Р. №7 «Изменчивость – общее свойство живых организмов. Виды изменчивости»

Л.Р. №8 «Статистические закономерности изменчивости»

Л.Р. №9 «Приспособляемость и её относительность»

Л.Р. №10 «Генетическая и экологическая разнокачественность популяции»

Л.Р. №11 «Доказательства эволюции растений и животных»

Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер.

Экскурсия «Борьба за существование в природе»

8. Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

9. Основы экологии

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Саратовской области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Саратовской области.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Саратовской области экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Саратовской области при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Саратовской области. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации. Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Л.Р. №12 «Оценка запылённости воздуха, загрязнённости (снег, вода)»

Л.Р. №13 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания»

Л.Р. №14 «Влияние абиотических факторов на почвенных организмов» Л.Р. №15«Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места»

Л.Р. №16 «Влияние вредителей на состояние комнатных растений»

Экскурсия Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

Экскурсия «Лес и водоёмы как природные экосистемы»

Итоговый тест

Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
– основные уровни организации живого;
– основные свойства жизни;
– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– об основных структурных элементах клетки и их функциях;
– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
– о материальных основах наследственности;
– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
– о способах деления клеток;
– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– о причинах низкой устойчивости агроценозов;
– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
– основные положения учения о виде и видообразовании;
– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
– основные события, выделившие человека из животного мира;
– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.
Повышенный уровень
– о природе устойчивости нормального онтогенеза;
– особенности жизни в разных средах обитания;
– понятие об экологической нише и жизненной форме;
– об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;
– о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;
– о природе и профилактике наследственных болезней;
– о происхождении и основных этапах эволюции жизни;
– о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных;
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
– находить ответы на интересующие их практические и теоретиче-ские вопросы в дополнительной литературе.
Повышенный уровень

находить, какие функции клеток и их нарушения сказываются на жизнедеятельности целого организма;
– использовать знания по теории эволюции и экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

Таблица тематического распределения количества часов.

Разделы темы

Количество часов

Контрольные работы

Тесты

Лабораторные работы

Экскурсии

1


Введение в основы общей биологии

3


1


1

2


Основы учения о клетке (цитологии)

10


1

2


3

Организм, его свойства и размножение

5


1

2


4

Основы генетики

9

1


2


5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4


1



6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

6


1


1

7

Учение об эволюции

10


0

5

2

8

Происхождение человека (антропогенез)

6


1



9

Основы экологии

14


1

6

2

10


Заключение

1


1




Итого

68

1

8

17

6
















Учебно-тематическое планирование по биологии 9 класс

урока

Содержание учебного материала

(разделы темы)

К-во часов

Оборудование.

Домашнее задание


1.Введение в основы общей биологии

3



1

Биология – наука о жизни. Роль биологии в формировании современных естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека.


Дидактические карточки.

§1

2

Общие свойства живого. Методы изучения живых объектов. Экскурсия. «Биологическое разноообразие вокруг нас».



§2

3

Уровни организации жизни. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Тест №1


Таблица №11

§3


2.Основы учения о клетке

10



4

Краткая история изучения клетки, химический состав клетки, клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единстве природы. Цитология - наука, изучающая клетку.


Таблица № 19, 20

§4

5

Белки. Аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.


Таблица № 24,25,26

§5

6

Строение клетки. Основные органоиды и их функции. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Многообразие клеток. Разнообразие клеток живой природы.

Л.Р. № 1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клетки»


Таблица № 19,20,21. Микропрепараты и комплект лабораторных принадлежностей.Таблица № 21,19,20.

§6-7

7

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки Л.Р.№2 «Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи»



§8

8

Биосинтез белка в живой клетке.


Таблица №28,29.

§9

9

Биосинтез углеводов в клетке. Световая фаза фотосинтеза.


Таблица № 30

§10

10

Темновая фаза фотосинтеза


§10

11

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.



§11

12

Разнообразие клеток живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы


§12

13

Обобщение знаний по теме «Основы цитологии – учение о клетке» Тест №2


Тесты

§1-12


3. Организм, его свойства и развитие

5



14

Типы размножения организмов. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов


Таблица № 27.

§13

15

Клеточное деление. Митоз и его фазы. Л.Р. №3. «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»


Таблица № 23

Комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы.

§14

16

Особенности образования половых клеток. Сущность мейоза.


Комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы.

§15

17

Индивидуальное развитие организмов и его этапы. Л.Р. №4. «Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза: зародыш семени, проросток и побеги взрослых растений»



§16

18

Обобщение знаний по теме: «Организм, его свойства и развитие» Тест №3


Тест

§13-16


4. Основы генетики

9



19

История развития генетики. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. Гены и хромосомы.


Таблица№8 , комплект «Основные генетические законы».

§17

20

Генетические эксперименты Г.Менделя.


Таблица№8 , комплект «Основные генетические законы».

§18

21

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя



§20

22

Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов и их множественное действие


§21-22

23

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.



§23

24

Наследственные болезни, сцепленные с полом.



§24

25

Наследственная изменчивость

Л.Р. №5. «Отличительные признаки у семян разных сортов гороха, фасоли»



§25

26

Модификационная и онтогенетическая изменчивость

Л.Р. № 6. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида , произрастающих в неодинаковых условиях.


§26

27

Обобщающий урок по теме «Основы генетики». Контрольная работа №1



§17-26


5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4



28

Применение знаний о наследственности и изменчивости искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции



§27

29

Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Приёмы выращивания и размножения растений



§28-29

30

Особенности селекции животных



§30

31

Особенности селекции микроорганизмов. Тест №4


Таблицы по курсу биологии.

§31


6. Происхождение жизни и развитие органического мира.

6



32

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современная теория возникновения жизни на Земле



§32-33

33

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни



§34

34

Этапы развития жизни на Земле



§35

35

Развитие жизни в мейозе и кайнозое. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.


Таблицы №1,9. комплект по эволюции растений и животных.

§35

36

Экскурсия. «История живой природы местного региона».


Дидактические карточки

отчёт

37

Обобщение знаний по теме: «Происхождение жизни и развитие органического мира» Тест №5


Тест


§32-35


7. Учение об эволюции

10




38

Идея развития органического мира в биологии. Учение об эволюции органического мира


§36

39

Основные положения теории Ч.Дарвина. Л.Р. №7«Изменчивость – общее свойство живых организмов. Виды изменчивости»



§37

40

Современные представления об эволюции органического мира. Л.Р. №8 «Статистические закономерности изменчивости»



Таблица№15

§38

41



Вид. Его критерии. Л.Р. №9 «Приспособляемость и её относительность»



комплект по эволюции растений и животных.

§39

42

Процессы видообразования.


Таблицы №12,

§40

43

Понятие о микро- макроэволюции Л.Р. №10 «Генетическая и экологическая разнокачественность популяции»



§41

44

Основные направления эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Тест №6


Таблица№30 по курсу

§42

45

Основные закономерности биологической эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Л.Р. №11 «Доказательства эволюции растений и животных»



§43

46

Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер.



отчёт

47

Экскурсия «Борьба за существование в природе»




отчёт



7. Происхождение человека (антропогенез)

6



48

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных.


Набор палеонтологических находок

§44

49

Эволюция приматов


§45

50

Этапы эволюции человека



§46

51

Первые и современные люди


Таблица№12 ,

§47

52

Человеческие расы, их родство и происхождение.


Набор палеонтологических находок

§48

53

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли


комплект по эволюции растений и животных.

§49


9. Основы экологии

14



54

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы Л.Р. №12 «Оценка запылённости воздуха, загрязнённости (снег, вода)»



§50

55

Общие законы действия факторов на организмы



§51

56

Приспособленность организмов к действиям факторов среды. Л.Р. №13 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания»



§52

57

Биотические связи в природе.


Таблица №4,

§53

58

Основные понятия экологии популяций. Л.Р. №14 «Влияние абиотических факторов на почвенных организмов»


коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания»,

§54

59

Функционирование популяций и динамика её численности



§55

60

Сообщества



§56

61

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере




§57

62

Развитие и смена биогеоценозов.


Таблицы№57-62 ,

§58

63

Экскурсия Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды


Дидактические карточки

отчёт

64

Основные законы устойчивости живой природы Л.Р. №16«Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места»



§59

65

Рациональное использование природы и её охрана. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы. Л.Р. №17 «Влияние вредителей на состояние комнатных растений»



§60

66

Экскурсия «Лес и водоёмы как природные экосистемы»



отчёт

67

Обобщение знаний по теме «Основы экологии» Тест №7



§50-60

Повторить

§1- 60 тест


Заключение




68

Обобщение знаний по курсу биологии за 9 класс. Итоговая контрольная работа (тест №8)




Итого количество часов 68, л. р.- 17, к.р. -1, тестов -8




16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!