СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору: «Физико-биологическое развитие представления о мире»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработанна с учётом естественно-научного профиля. Интегрирут курс биологии и физики, углубляет и расширяет знания учащихся по данным предметам. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору: «Физико-биологическое развитие представления о мире»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей




РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании кафедры Заместитель директора Приказ № _______

___________________ по УВР от «__»_______2017

Протокол № ____/_____________ Директор

от «__»_______2017 _________Т.В. Кисель

_______/____________







Рабочая программа

курса по выбору:

«Физико-биологическое развитие представления о мире»


на 2017-2018 учебный год



Учитель: Логачева Наталья Петровна

Класс: 11 «В», «Б»

Количество учебных часов по программе: 35 часов

Количество учебных часов в неделю: 1 час














г. Сургут

1. Пояснительная записка


Рабочая программа курса по выбору «Физико-биологическое представлений о мире» для обучающихся 11 классов, составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  • Авторская программа среднего (полного) общего образования. Физика.10-11 классы. Углубленный уровень. Автор В.А. Касьянов– М.: Дрофа, 2014.

  • Авторская программа Н.И. Зорин. («Программы для общеобразовательных учреждений: «Элементы биофизики»/ Сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО, 2007).

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2017-2018 учебный год.

Данный курс посвящён интеграции двух предметов естественно - научного цикла – физики и биологии. Предназначен для учащихся естественно-научного или естественно-математического профилей. Курс основан на расширение знаний и умений, полученных учащихся при изучении физики и биологии. На развитие познавательного интереса, на организацию самостоятельной практической деятельности.

Цели:

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике и биологии для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений биофизики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.








2. Общая характеристика учебного курса

Курс по выбору «Физико-биологическое представлений о мире» ориентирован на детей, проявляющих повышенный интерес к изучению физики и биологии. Если вызван интерес к учению на уроке, то у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения биофизики. Позволяет решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний.

Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагается использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов). Другая важная особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер содержания. Это с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.


3. Описание места учебного курса в учебном плане.

Учебный план МБОУ Сургутского естественно-научного лицея предусматривает изучение курса «Физико-биологическое представлений о мире» в 11 классах в объеме 35 часов в год.

4. Цели и задачи курса

Предлагаемый курс - межпредметный (ориентационный) и рассчитан на 17 часов. Он знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний, в данном случае по физике и биологии; подводит учащихся к осознанию взаимосвязи законов физики с биосферой.

Цели курса:

  • на учебном материале, выходящим за рамки программы средней школы по физике и биологии, вооружить учащихся дополнительными знаниями о единстве и взаимосвязи физико-биологической картины мира;

  • формирование интереса школьников к исследовательской деятельности;

  • ориентация учащихся на выбор профессии.

Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний учащихся по физике и биологии в части использования законов физики для объяснения явлений, наблюдающихся в биосфере;

  • развитие мыслительных и исследовательских навыков у учащихся: умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, формировать гипотезы, обосновывая их и проверяя практикой, формировать интерес к познанию окружающего мира;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников в процессе самостоятельного приобретения знаний по физике и биологии с использованием различных источников;

  • воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

Общими принципами отбора содержания учебного материала курса являются: научность, доступность, прослеживание межпредметных связей, практическая направленность.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

  • групповая, проектно-исследовательская работа;

  • самостоятельная работа с источниками информации, где приоритетная роль отводится умению проводить поиск информации в источнике, высказывать суждение об их ценности, выделять факты, давать сравнительную характеристику.

Данный курс должен помочь школьникам овладеть исследовательской деятельностью, стать фактором формирования творческого мышления. Биофизические примеры, рассматриваемые программой курса, послужат средством привития учащимся интереса к физике и биологии, правильного выбора дальнейшей профессии.

5. Результаты освоения курса и способы оценки их достижения

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут освоить следующие умения:

  • строить план исследования,

  • фиксировать эмпирические данные,

  • проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления,

  • сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе,

  • представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Личностными результатами обучения курса являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

Метапредметными результатами обучения курса являются:

  • сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Предметными результатами обучения курса являются:

  • Определять рациональность использования алгоритма в каждом конкретном случае;

  • Выполнять основные операции, из которых складывается алгоритм решения задач;

  • Переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам;

  • Выполнять преобразования с единицами измерения величин;

  • Находить функциональные зависимости между физическими величинами;

  • Оценивать реальность полученного результата;



Способы оценки планируемых результатов

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Личностные

Наблюдения,  входная и выходная диагностика, портфолио, задания творческого характера.

Метапредметные

Метапредметные диагностические работы: входная и выходная диагностика.

Индивидуальные, групповые, фронтальные формы.

Устный и письменный опрос.

Защита проектов и исследовательских работ.

Предметные

Устный опрос, письменные и лабораторные работы, физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, итоговый контроль.



6.Содержание курса


Знакомство с курсом «Биофизика» (2 час)

Глава 1. Человек и физические поля окружающего мира (6 час)

Краткая характеристика источников. Материальный мир, электромагнитная волна. Виды ионизирующих излучений и их воздействие на организм человека. Внешнее и внутреннее облучение. Причины и последствия нарушений.

Глава 2. Собственные физические поля человека (7 часов)

Характеристики полей. Источники и применение. Тепловидение. Глюкозная проба. Причины возникновения. Источники, применение.

Лабораторный практикум (12 часов)

Определение объема, плотности, площади поверхности своего тела. Оценка собственной мощности (при беге, прыжке, приседании, подъеме по лестнице). Оценка мощности собственных легких. Изучение свойств глаза. Исследовательская работа. Определение силы рук и мощности рук. Электропроводность биологических объектов.

Электродинамика и медицина (4 часа)

Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение. Физические основы электрокардиографии, магнитобиологии. Изучение электропроводимости биологических тканей.



Защита проектов. (4 часа)

  1. Влияние инфразвука на организм человека.

  2. Применение ультразвука в медицине.

  3. Шумовое загрязнение.

  4. Степень вредного влияния сотовой связи.

  5. Использование лазеров в медицине.

  6. Магнитное поле на службе медицины




Тематический план курса


Основные разделы

Количество часов

количество контрольных мероприятий

зачеты, проектные работы, лабораторные работы и т.д.

1

Знакомство с курсом «Биофизика»

2


2

Человек и физические поля окружающего мира.

6


3

Собственные физические поля человека.

7

1

4

Лабораторный практикум.

12

12

5

Электродинамика и медицина.

4


6

Защита проектов.

4

4


Итого:

35

17



























7.Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Наименование

Раздела

(количество часов)

Номер урока

Дата

Тема урока

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Объекты и формы текущего контроля

План

Факт

Информация о корректировке

Знакомство с курсом «Биофизика»

(2 ч)

1

06.09

06.09


Цели и задачи курса «Физико-биологическое развитие представления о мире». Вводный инструктаж.

мультимедиа-презентация

Краткая характеристика источников

Материальный мир, электромагнитная волна.

Составлять план решения физической задачи.

Объяснять связь с биологией.



2

13.09

13.09


Методы решения биофизических задач.

мультимедиа-презентация


Человек и физические поля окружающего мира (6 ч)











3

20.09

20.09


Естественные источники электромагнитных излучений

мультимедиа-презентация

Объяснять виды ионизирущих излучений и их воздействие на организм человека

Проводить наблюдения.

Описывать и анализировать

внешнее и внутреннее облучение.

Объяснять причины и последствия нарушений.

Составлять план эксперимента.



4

27.09

27.09


Физические поля

задачник


5

04.10

04.10


Дозиметрия ионизирующих излучений

мультимедиа-презентация


6

11.10

11.10


Дозиметрия ионизирующих излучений

видеоматериал


7

18.10

18.10


Естественный радиоактивный фон Земли

задачник


8

25.10

25.10


Нарушения естественного радиоактивного фона


видеоматериал


Собственные физические поля человека

(7 ч)


9

08.11

08.11


Виды физических полей человека

мультимедиа-презентация, видеоматериал

Объяснять характеристики полей

Источники и применение

Наблюдать тепловидение

Объяснять, что значит глюкозная проба

Объяснять причины возникновения

Исследовать источники низкочастотных электрических и магнитных полей, применение.

Рассчитывать длину волны, скорость, период.

Анализировать диапазон излучений.



10

15.11

15.11


Низкочастотные электрические поля человека.

мультимедиа

Практическая работа

11

22.11

22.11


Низкочастотные магнитные поля человека

мультимедиа


12

29.11

29.11


Инфракрасное излучение

мультимедиа


13

06.12

06.12


Электромагнитные волны СВЧ-диапазона

мультимедиа


14

13.12

13.12


Оптическое излучение тела человека

мультимедиа


15

20.12

20.12


Акустические поля человека

мультимедиа



Лабораторный практикум (12 ч)


16

27.12

27.12



Определение объема, плотности, площади поверхности своего тела


Лабораторное оборудование


Исследовать объем, плотность, площадь поверхности своего тела.

Рассчитывать объем, плотность, площадь.

Испытать мощность своего тела (при беге, прыжке, приседании, подъеме по лестнице)

Выполнять исследовательский эксперимент по нахождению

мощности собственных легких.

Проводить исследовательскую работу по изучению свойств глаза.

Определять с помощью силомера силу и мощность рук.

Объяснять электропроводность биологических объектов.





































Практическая работа

17

10.01

10.01


Определение объема, плотности, площади поверхности своего тела


Лабораторное оборудование

Практическая работа

18

17.01

17.01


Оценка собственной мощности (при беге, прыжке, приседании, подъеме по лестнице)


Лабораторное оборудование

Практическая работа

19

24.01

24.01


Оценка собственной мощности (при беге, прыжке, приседании, подъеме по лестнице)


Лабораторное оборудование

Практическая работа

20

31.01

31.01


Оценка мощности собственных легких


Лабораторное оборудование

Практическая работа

21

07.02



Оценка мощности собственных легких


Лабораторное оборудование

Практическая работа

22

14.02



Изучение свойств глаза. Исследовательская работа


Лабораторное оборудование

Практическая работа

23

21.02



Изучение свойств глаза. Исследовательская работа


Лабораторное оборудование

Практическая работа

24

28.02



Определение силы рук и мощности рук


Лабораторное оборудование

Практическая работа

25

07.03



Определение силы рук и мощности рук


Лабораторное оборудование

Практическая работа

26

14.03



Электропроводность биологических объектов


Лабораторное оборудование

Практическая работа

27



28.03



Электропроводность биологических объектов


Лабораторное оборудование

Практическая работа

Электродинамика и медицина (4 ч)

28

04.04



Электрические свойства тканей живого организма.



Расширять свой кругозор по профориентации.

Анализировать и делать выводы.

Беседовать с работниками лабораторий.














29

11.04



Биопотенциалы и их регистрация.



30

18.04



Электрические рыбы. Опыты Луиджи Гальвани.



31

25.04



Правила оказания первой помощи



Завершающие уроки (4 ч)



32

02.05




Защита проектных и исследовательских работ.



Применение знаний изученных тем курса на практике.

Проект, исследовательская работа.

33

16.05



Защита проектных и исследовательских работ


Проект, исследовательская работа.

34

23.05



Защита проектных и исследовательских работ


Проект, исследовательская работа.

35

30.05



Защита проектных и исследовательских работ


Проект, исследовательская работа.


8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Физика 11 класс (углубленный уровень), авт. – В.А. Касьянов: М. Дрофа, 2014.


Учебник, учебное пособие

Физика 11 класс (углубленный уровень), авт. – В.А. Касьянов: М. Дрофа, 2017.

Задачник для общеобразовательных учреждений

(профильный уровень) /

Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик,

И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев. - М.: Мнемозина, 2014.

Задачник 10-11 классы, авт. А.П. Рымкевич: М. Дрофа, 2003

Электронное приложение к УМК

Электронное приложение к учебнику «Физика. 11 класс».

(углубленный уровень), авт. – В.А. Касьянов: М. Дрофа, 2016.

Интерактивное приложение на

компакт-диске: 11-й кл. – М.: Илекса, 2006.

Материалы для контроля

Физика 11 класс (профильный уровень), авт. – В.А. Касьянов: М. Дрофа, 2016. Самостоятельные работы. Мнемозина, 2014

Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика.

Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.

Кирик Л. А.: Физика.

А.Е.Марон, Е.А.Марон, Физика 11 класс: учебно-методическое пособие,

М.: Дрофа, 2010

Литература для учителя

Я.И. Перельман, Занимательная физика /Я.И.Перельман. – М.: Наука, 1992

Н.И. Зорин, Элективный курс «Элементы биофизики». М.: ВАКО, 2007

Н.М. Ливенцев, Курс физики. Основы медицинской электроники и кибернетики М.: «Высшая школа»,1978.

Н.И. Зорин, Контрольно-измерительные материалы. Физика – 11 класс. М.:ВАКО, 2014


Литература для обучающихся

 Перельман Я.И. Занимательная физика /Я.И.Перельман. – М.: Наука, 1992

В.С. Горяинов, Г.В. Карайчев, М.И. Крваленко, Школьные олимпиады по физике, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

Беркинблит М. Б., Глагольева Е. Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1986.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Уроки физики Кирилла и Мефодия,11 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

Физика. 11 класс (видеофильмы всех разделов физики), Видеостудия «Кварц»,2010

Видеозадачник по физике (обучающие программы нового поколения), часть 3, авторы: А.И.Фишман, А.И.Скворцов, Р.В. Дамиров, 2010

Физика в школе. Электронные уроки и тесты (все разделы физики), ЗАО «Просвещение-МЕДИА» Информационный портал www.ege.edu.ru

Федеральный банк тестовых заданий, размещённый на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru

Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru

Технические средства обучения

ПК, проектор, демонстрационное и лабораторное оборудование, иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, схемы и таблицы, обучающие программы, видеофильмы по физике.






















9. Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























































































































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!