СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору "Математический лабиринт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по выбору "Математический лабиринт" для 3 класса расчитана на 17 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору "Математический лабиринт"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ № 14»

(ГБОУ КОШ № 14)




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ КОШ № 14

________________ М. Ю. Кущ

«____» ___________ 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Математический лабиринт»

(в классах с русским языком обучения)

уровень программы - базовый

3 КЛАСС







Составитель рабочей программы:

Учитель начальных классов

Жорник Олеся Ивановна








Красный Луч

2016 год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математический лабиринт» разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

В условиях современного образования математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, есть люди, способные развивать своё логическое мышление, не соприкасаясь с математикой, однако математика даёт возможность сделать это гораздо эффективнее и более непринуждённо.

Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.

При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.

Смекалку у детей можно развить, упражняясь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, - т.е. выполняя любые задания, требующие работы ума.

Современные учёные сходятся во мнении, что и дети, и взрослые более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной, игровой форме. Особенно велика связь интереса с вниманием, и в первую очередь с непроизвольным, которое бывает более длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное ,,укладывается” в голове с большим трудом и очень легко вытесняется из неё. Интерес так же способствует повышению работоспособности.

Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.

Цель данного курсавовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.

Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:

  • разнообразить процесс обучения;

  • сформировать устойчивые знания по предмету;

  • воспитывать общую математическую культуру;

  • развивать математическое (логическое) мышление;

  • расширять математический кругозор;

  • формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;

  • повышать интерес к предмету и его изучению;

  • выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.

Курс “ Математический лабиринт ” рассчитан на 17 часов в год.

По учебному плану на него отводится 0,5 часа в неделю для учащихся 3 классов.

Результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения курса, учащиеся получат возможность развить свои способности, овладеть основными приемами и методами решения задач; научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Математический лабиринт»

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

  • готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

  • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

  • способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

У ученика могут быть сформированы:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач

- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Принципами программы являются: актуальность, научность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Содержание и методы обучения курса “Математический лабиринт” помогают формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения занимательных задач, в математической и логической смекалке, при проведении на уроках соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур.

На своих занятиях будут использоваться разнообразные виды работ: дидактический и раздаточный материал, головоломки, ребусы, шарады, игры. Всё это помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников, готовит к городским и школьным олимпиадам.

К концу курса учащиеся должны:

- знать последовательность чисел в пределах 1000 и уметь их записывать;

- знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; уметь правильно выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 100.

- знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях и уметь применять их на практике;

- уметь правильно применять математическую терминологию;

- уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; решать нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие);

- уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- уметь применять логические приёмы при решении задач.









Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема

Содержание

Дата проведения

по плану

по факту

1

Таинственная математика. Из глубины веков. Занимательные задачи и шутки.

Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов. Задачи логического характера. Раскрытие “магии” чисел. Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов.



2

Деньги в задачах. Придумывание по аналогии.

Решение задач с величинами - цена, количество, стоимость и составление обратных задач.



3

Любопытные свойства чисел.

Решение математических выражений.



4

Задачи - шутки, задачи – загадки. Возраст в задачах.

Развитие логического мышления. Учиться решать задачи на нахождение возраста.



5

Задачи на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата.

Решение задач на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата.



6

Увеличение, уменьшение на несколько единиц. Увеличение, уменьшение в несколько раз.

Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.



7

Запись условия в виде таблицы. Час занимательной математики.

Учиться записывать условия в виде таблицы. Задачи логического характера.



8

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата.

Решение задач на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата.



9

Задачи с лишними или недостающими данными. Задачи на кратное сравнение.

Решение задач данного вида.



10

Математическая головоломка.

Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек.



11

Геометрические задачи. Окружность. Диаметр. Радиус.

Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами. Умения пользоваться циркулем.



12

Решение выражений с переменной. Сложение и вычитание со звёздочками. Умножение и деление со звёздочками.

Совершенствование умений решать выражения данного типа. Решение выражений.



13

“Считай, смекай, отгадывай”. Угадывание чисел.

Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел. Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти цифру?



14

Порядок выполнения действий. Любопытные свойства чисел.

Определение порядка действий. Умножение на пальцах. Умножение на 11.



15

Решение уравнений. Числа - великаны. Действия с долями.

Совершенствование умений решать уравнения. Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами. Решение задач с долями.



16

Задачи с многовариантными решениями. Час занимательной математики.

Рассмотрение нескольких способов решения задачи. Задачи логического характера.



17

Игра: Путешествие в страну «Математика».

Итоговое занятие.

 
















Список рекомендуемой литературы

Литература для учителя:

  • «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы» Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. - Москва, Айрис - пресс, 2007
    Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с

  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.

  • Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва, 1996

  • «Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы» Н. В. Агаркова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

Литература для ученика:

  • Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 1999

  • Справочник школьника. М.: - Просвещение. – 1999

  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.

  • Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва, 1996.


Используемые Интернет-ресурсы:


1.http://drug12.ucoz.ru/.

2. http://www.nachalka.com/bookshop.

3.http://www.proshkolu.ru/.

4. http://school-russia.prosv.ru/.

5.http://koncpekt.ru/.

6. http://school-butuzova.3dn.ru/.

7.www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/blog/172897/.

8. Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/.

9.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/.

10. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm.

11. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html.

12. Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm

13.Сценарии: 14.http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education./

15. Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -

16. Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями: http://www.coreldrawgromov.ru/.

17. Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/.

Изменения в программе




























РАССМОТРЕНО.

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

от ___. ___. ______ г. № ______


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

___________ Л. А. Мишарина

___. ___. ________ г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!