ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ № 14»
(ГБОУ КОШ № 14)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ КОШ № 14
________________ М. Ю. Кущ
«____» ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Математический лабиринт»
(в классах с русским языком обучения)
уровень программы - базовый
3 КЛАСС
Составитель рабочей программы:
Учитель начальных классов
Жорник Олеся Ивановна
Красный Луч
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математический лабиринт» разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
В условиях современного образования математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, есть люди, способные развивать своё логическое мышление, не соприкасаясь с математикой, однако математика даёт возможность сделать это гораздо эффективнее и более непринуждённо.
Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Смекалку у детей можно развить, упражняясь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, - т.е. выполняя любые задания, требующие работы ума.
Современные учёные сходятся во мнении, что и дети, и взрослые более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной, игровой форме. Особенно велика связь интереса с вниманием, и в первую очередь с непроизвольным, которое бывает более длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное ,,укладывается” в голове с большим трудом и очень легко вытесняется из неё. Интерес так же способствует повышению работоспособности.
Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
разнообразить процесс обучения;
сформировать устойчивые знания по предмету;
воспитывать общую математическую культуру;
развивать математическое (логическое) мышление;
расширять математический кругозор;
формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
повышать интерес к предмету и его изучению;
выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Курс “ Математический лабиринт ” рассчитан на 17 часов в год.
По учебному плану на него отводится 0,5 часа в неделю для учащихся 3 классов.
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения курса, учащиеся получат возможность развить свои способности, овладеть основными приемами и методами решения задач; научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Математический лабиринт»
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Принципами программы являются: актуальность, научность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Содержание и методы обучения курса “Математический лабиринт” помогают формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения занимательных задач, в математической и логической смекалке, при проведении на уроках соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур.
На своих занятиях будут использоваться разнообразные виды работ: дидактический и раздаточный материал, головоломки, ребусы, шарады, игры. Всё это помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников, готовит к городским и школьным олимпиадам.
К концу курса учащиеся должны:
- знать последовательность чисел в пределах 1000 и уметь их записывать;
- знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; уметь правильно выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 100.
- знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях и уметь применять их на практике;
- уметь правильно применять математическую терминологию;
- уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; решать нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие);
- уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- уметь применять логические приёмы при решении задач.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Содержание | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Таинственная математика. Из глубины веков. Занимательные задачи и шутки. | Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов. Задачи логического характера. Раскрытие “магии” чисел. Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов. | | |
2 | Деньги в задачах. Придумывание по аналогии. | Решение задач с величинами - цена, количество, стоимость и составление обратных задач. | | |
3 | Любопытные свойства чисел. | Решение математических выражений. | | |
4 | Задачи - шутки, задачи – загадки. Возраст в задачах. | Развитие логического мышления. Учиться решать задачи на нахождение возраста. | | |
5 | Задачи на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата. | Решение задач на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата. | | |
6 | Увеличение, уменьшение на несколько единиц. Увеличение, уменьшение в несколько раз. | Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | | |
7 | Запись условия в виде таблицы. Час занимательной математики. | Учиться записывать условия в виде таблицы. Задачи логического характера. | | |
8 | Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата. | Решение задач на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата. | | |
9 | Задачи с лишними или недостающими данными. Задачи на кратное сравнение. | Решение задач данного вида. | | |
10 | Математическая головоломка. | Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек. | | |
11 | Геометрические задачи. Окружность. Диаметр. Радиус. | Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами. Умения пользоваться циркулем. | | |
12 | Решение выражений с переменной. Сложение и вычитание со звёздочками. Умножение и деление со звёздочками. | Совершенствование умений решать выражения данного типа. Решение выражений. | | |
13 | “Считай, смекай, отгадывай”. Угадывание чисел. | Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел. Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти цифру? | | |
14 | Порядок выполнения действий. Любопытные свойства чисел. | Определение порядка действий. Умножение на пальцах. Умножение на 11. | | |
15 | Решение уравнений. Числа - великаны. Действия с долями. | Совершенствование умений решать уравнения. Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами. Решение задач с долями. | | |
16 | Задачи с многовариантными решениями. Час занимательной математики. | Рассмотрение нескольких способов решения задачи. Задачи логического характера. | | |
17 | Игра: Путешествие в страну «Математика». | Итоговое занятие. | | |
Список рекомендуемой литературы
Литература для учителя:
«Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы» Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. - Москва, Айрис - пресс, 2007
Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва, 1996
«Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы» Н. В. Агаркова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
Литература для ученика:
Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 1999
Справочник школьника. М.: - Просвещение. – 1999
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва, 1996.
Используемые Интернет-ресурсы:
1.http://drug12.ucoz.ru/.
2. http://www.nachalka.com/bookshop.
3.http://www.proshkolu.ru/.
4. http://school-russia.prosv.ru/.
5.http://koncpekt.ru/.
6. http://school-butuzova.3dn.ru/.
7.www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/blog/172897/.
8. Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/.
9.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/.
10. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm.
11. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html.
12. Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm
13.Сценарии: 14.http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education./
15. Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -
16. Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями: http://www.coreldrawgromov.ru/.
17. Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/.
Изменения в программе
РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от ___. ___. ______ г. № ______
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
___________ Л. А. Мишарина
___. ___. ________ г.