СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Шашки, шахматы" 1 - 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа данного курса представляет собой систему интелектуально - развивающих занятий для учащихся начальных классов и расчитана на четыре года обучения 1 раз в неделю (34 ч. во 2, 3, 4 классах, 33 ч. в 1 классе за учебный год) и реализолвана в рамках "Внеурочной деятельности" в соответствии с образовательным планом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Шашки, шахматы" 1 - 2 класс»

Рабочая программа курса «Шашки-шахматы» общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы:

И.Г.Сухина. Общеинтелектуальный курс «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей".

Место курса «Шашки-шахматы»

в базисном учебном плане

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения 1 раз в неделю (34 ч во 2, 3, 4 классах, 33 ч в 1 классе за учебный год) и реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шашки-шахматы»

Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

  • определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • сравнивать, находить общее и различие;

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

  • правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Шашки-шахматы»

с указанием форм организации и видов деятельности

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относится целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью

и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания следующего характера:

- на ощупь пытаться определить, какая фигура спрятана в непорзрачном мешечке;

- угадать фигуру по словесному описанию;

- вычерчивание фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур;

Совершенствованию воображения способствуют дидактические игры и задания ( такие как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т.п.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определённом порядке;

2) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

3) увеличение объёма материала;

4) наращивание темпа выполнения заданий;

5) смена разных видов деятельности.

Таким образом достигается основная цель обучения - игр в шашки и шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

  1. Тематическое планирование



№ п/п

Тематика направлений занятий

Количество часов

1 класс

Шашечная доска

6 ч

Шахматная доска

2 ч

Шахматные фигуры

2 ч

Начальная расстановка фигур

1 ч

Ходы и взятие фигур

16 ч

Цель шахматной партии

5 ч

Игра всеми фигурами из начального положения

1 ч


Итого

33 часа




№ п/п

Тематика направлений занятий

Количество часов

2 класс

1.

Краткая история шахмат

3 ч

2.

Шахматная нотация

2 ч

3.

Ценность шахматных фигур

4 ч

4.

Техника матования одинокого короля

4 ч

5.

Достижение мата без жертвы материала

3 ч

6.

Шахматная комбинация

15 ч

7.

Игра всеми фигурами из начального положения

3 ч


Итого

34 часа






















Приложение № 1


Календарно - тематическое планирование

занятий "Шашки-шахматы"

в 1 «А» классе

№ занятия


Тема занятий

Дата проведения занятия

по плану

по факту

1

Техника безопасности.



2

Правила соревнований.



3

Основы шашечной теории.



4

Тактика и технология игры



5

Шашечная композиция



6

Стратегия игры



7

Знакомство с шахматной доской



8

Шахматная доска



9

Знакомство с шахматными фигурами



10

Знакомство с шахматными фигурами



11

Начальное положение



12

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.



13

Ладья в игре.



14

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.



15

Слон в игре.



16

Ладья против слона.



17

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.



18

Ферзь в игре.



19

Ферзь против ладьи и слона.



20

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.



21

Конь в игре.



22

Конь против ферзя, ладьи слона.



23

Знакомство с пешкой.



24

Пешка в игре.



25

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.



26

Знакомство с шахматной фигурой. Король.



27

Король против других фигур.



28

Шах.



29

Мат.



30

Ставим мат.



31

Ничья, пат.



32

Рокировка.



33

Шахматная партия. Повторение программного материала.





Календарно - тематическое планирование

занятий "Шашки-шахматы"

в 1 «Б» классе

№ занятия


Тема занятий

Дата проведения занятия

по плану

по факту

1

Техника безопасности.



2

Правила соревнований.



3

Основы шашечной теории.



4

Тактика и технология игры



5

Шашечная композиция



6

Стратегия игры



7

Знакомство с шахматной доской



8

Шахматная доска



9

Знакомство с шахматными фигурами



10

Знакомство с шахматными фигурами



11

Начальное положение



12

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.



13

Ладья в игре.



14

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.



15

Слон в игре.



16

Ладья против слона.



17

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.



18

Ферзь в игре.



19

Ферзь против ладьи и слона.



20

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.



21

Конь в игре.



22

Конь против ферзя, ладьи слона.



23

Знакомство с пешкой.



24

Пешка в игре.



25

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.



26

Знакомство с шахматной фигурой. Король.



27

Король против других фигур.



28

Шах.



29

Мат.



30

Ставим мат.



31

Ничья, пат.



32

Рокировка.



33

Шахматная партия. Повторение программного материала.





Календарно - тематическое планирование

занятий "Шашки-шахматы"

в 1 «В» классе

№ занятия


Тема занятий

Дата проведения занятия

по плану

по факту

1

Техника безопасности.



2

Правила соревнований.



3

Основы шашечной теории.



4

Тактика и технология игры



5

Шашечная композиция



6

Стратегия игры



7

Знакомство с шахматной доской



8

Шахматная доска



9

Знакомство с шахматными фигурами



10

Знакомство с шахматными фигурами



11

Начальное положение



12

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.



13

Ладья в игре.



14

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.



15

Слон в игре.



16

Ладья против слона.



17

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.



18

Ферзь в игре.



19

Ферзь против ладьи и слона.



20

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.



21

Конь в игре.



22

Конь против ферзя, ладьи слона.



23

Знакомство с пешкой.



24

Пешка в игре.



25

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.



26

Знакомство с шахматной фигурой. Король.



27

Король против других фигур.



28

Шах.



29

Мат.



30

Ставим мат.



31

Ничья, пат.



32

Рокировка.



33

Шахматная партия. Повторение программного материала.






Календарно – тематическое планирование

занятий клуба "Шашки-шахматы"

во 2 «А» классе

№ занятия


Развиваемые способности

Дата проведения занятия

по плану

по факту

1

Повторение изученного материала.



2

Повторение изученного материала.



3

Краткая история шахмат.



4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.



5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.



6

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.



7

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.



8

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.



9

Ценность шахматных фигур. Защита.



10

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.



11

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.



12

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.



13

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.



14

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.



15

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.



16

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.



17

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.



18

Матовые комбинации. Тема завлечения.



19

Матовые комбинации. Тема блокировки.



20

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.



21

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».



22

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.



23

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.



24

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.



25

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.



26

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.



27

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.



28

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.



29

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.



30

Типичные комбинации в дебюте.



31

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).



32

Повторение программного материала



33

Повторение программного материала



34

Повторение программного материала




Календарно – тематическое планирование

занятий клуба "Шашки-шахматы"

во 2 «Б» классе

№ занятия


Развиваемые способности

Дата проведения занятия

по плану

по факту

1

Повторение изученного материала.



2

Повторение изученного материала.



3

Краткая история шахмат.



4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.



5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.



6

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.



7

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.



8

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.



9

Ценность шахматных фигур. Защита.



10

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.



11

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.



12

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.



13

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.



14

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.



15

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.



16

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.



17

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.



18

Матовые комбинации. Тема завлечения.



19

Матовые комбинации. Тема блокировки.



20

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.



21

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».



22

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.



23

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.



24

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.



25

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.



26

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.



27

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.



28

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.



29

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.



30

Типичные комбинации в дебюте.



31

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).



32

Повторение программного материала



33

Повторение программного материала



34

Повторение программного материала




Календарно – тематическое планирование

занятий клуба "Шашки-шахматы"

во 2 «В» классе

№ занятия


Развиваемые способности

Дата проведения занятия

по плану

по факту

1

Повторение изученного материала.



2

Повторение изученного материала.



3

Краткая история шахмат.



4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.



5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.



6

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.



7

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.



8

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.



9

Ценность шахматных фигур. Защита.



10

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.



11

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.



12

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.



13

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.



14

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.



15

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.



16

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.



17

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.



18

Матовые комбинации. Тема завлечения.



19

Матовые комбинации. Тема блокировки.



20

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.



21

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».



22

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.



23

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.



24

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.



25

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.



26

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.



27

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.



28

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.



29

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.



30

Типичные комбинации в дебюте.



31

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).



32

Повторение программного материала



33

Повторение программного материала



34

Повторение программного материала




41


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!