Рабочая программа курса «Шашки-шахматы» общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы:
И.Г.Сухина. Общеинтелектуальный курс «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей".
Место курса «Шашки-шахматы»
в базисном учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения 1 раз в неделю (34 ч во 2, 3, 4 классах, 33 ч в 1 классе за учебный год) и реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шашки-шахматы»
Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
сравнивать, находить общее и различие;
ориентироваться на шахматной доске;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание курса внеурочной деятельности «Шашки-шахматы»
с указанием форм организации и видов деятельности
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относится целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью
и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания следующего характера:
- на ощупь пытаться определить, какая фигура спрятана в непорзрачном мешечке;
- угадать фигуру по словесному описанию;
- вычерчивание фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур;
Совершенствованию воображения способствуют дидактические игры и задания ( такие как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т.п.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
3) увеличение объёма материала;
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
Таким образом достигается основная цель обучения - игр в шашки и шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Тематическое планирование
№ п/п | Тематика направлений занятий | Количество часов |
1 класс |
-
| Шашечная доска | 6 ч |
-
| Шахматная доска | 2 ч |
-
| Шахматные фигуры | 2 ч |
-
| Начальная расстановка фигур | 1 ч |
-
| Ходы и взятие фигур | 16 ч |
-
| Цель шахматной партии | 5 ч |
-
| Игра всеми фигурами из начального положения | 1 ч |
| Итого | 33 часа |
№ п/п | Тематика направлений занятий | Количество часов |
2 класс |
1. | Краткая история шахмат | 3 ч |
2. | Шахматная нотация | 2 ч |
3. | Ценность шахматных фигур | 4 ч |
4. | Техника матования одинокого короля | 4 ч |
5. | Достижение мата без жертвы материала | 3 ч |
6. | Шахматная комбинация | 15 ч |
7. | Игра всеми фигурами из начального положения | 3 ч |
| Итого | 34 часа |
Приложение № 1
Календарно - тематическое планирование
занятий "Шашки-шахматы"
в 1 «А» классе
№ занятия | Тема занятий | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Техника безопасности. | | |
2 | Правила соревнований. | | |
3 | Основы шашечной теории. | | |
4 | Тактика и технология игры | | |
5 | Шашечная композиция | | |
6 | Стратегия игры | | |
7 | Знакомство с шахматной доской | | |
8 | Шахматная доска | | |
9 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
10 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
11 | Начальное положение | | |
12 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | | |
13 | Ладья в игре. | | |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | | |
15 | Слон в игре. | | |
16 | Ладья против слона. | | |
17 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | | |
18 | Ферзь в игре. | | |
19 | Ферзь против ладьи и слона. | | |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | | |
21 | Конь в игре. | | |
22 | Конь против ферзя, ладьи слона. | | |
23 | Знакомство с пешкой. | | |
24 | Пешка в игре. | | |
25 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | | |
26 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | | |
27 | Король против других фигур. | | |
28 | Шах. | | |
29 | Мат. | | |
30 | Ставим мат. | | |
31 | Ничья, пат. | | |
32 | Рокировка. | | |
33 | Шахматная партия. Повторение программного материала. | | |
Календарно - тематическое планирование
занятий "Шашки-шахматы"
в 1 «Б» классе
№ занятия | Тема занятий | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Техника безопасности. | | |
2 | Правила соревнований. | | |
3 | Основы шашечной теории. | | |
4 | Тактика и технология игры | | |
5 | Шашечная композиция | | |
6 | Стратегия игры | | |
7 | Знакомство с шахматной доской | | |
8 | Шахматная доска | | |
9 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
10 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
11 | Начальное положение | | |
12 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | | |
13 | Ладья в игре. | | |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | | |
15 | Слон в игре. | | |
16 | Ладья против слона. | | |
17 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | | |
18 | Ферзь в игре. | | |
19 | Ферзь против ладьи и слона. | | |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | | |
21 | Конь в игре. | | |
22 | Конь против ферзя, ладьи слона. | | |
23 | Знакомство с пешкой. | | |
24 | Пешка в игре. | | |
25 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | | |
26 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | | |
27 | Король против других фигур. | | |
28 | Шах. | | |
29 | Мат. | | |
30 | Ставим мат. | | |
31 | Ничья, пат. | | |
32 | Рокировка. | | |
33 | Шахматная партия. Повторение программного материала. | | |
Календарно - тематическое планирование
занятий "Шашки-шахматы"
в 1 «В» классе
№ занятия | Тема занятий | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Техника безопасности. | | |
2 | Правила соревнований. | | |
3 | Основы шашечной теории. | | |
4 | Тактика и технология игры | | |
5 | Шашечная композиция | | |
6 | Стратегия игры | | |
7 | Знакомство с шахматной доской | | |
8 | Шахматная доска | | |
9 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
10 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
11 | Начальное положение | | |
12 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | | |
13 | Ладья в игре. | | |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | | |
15 | Слон в игре. | | |
16 | Ладья против слона. | | |
17 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | | |
18 | Ферзь в игре. | | |
19 | Ферзь против ладьи и слона. | | |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | | |
21 | Конь в игре. | | |
22 | Конь против ферзя, ладьи слона. | | |
23 | Знакомство с пешкой. | | |
24 | Пешка в игре. | | |
25 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | | |
26 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | | |
27 | Король против других фигур. | | |
28 | Шах. | | |
29 | Мат. | | |
30 | Ставим мат. | | |
31 | Ничья, пат. | | |
32 | Рокировка. | | |
33 | Шахматная партия. Повторение программного материала. | | |
Календарно – тематическое планирование
занятий клуба "Шашки-шахматы"
во 2 «А» классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Повторение изученного материала. | | |
2 | Повторение изученного материала. | | |
3 | Краткая история шахмат. | | |
4 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | | |
5 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | | |
6 | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | | |
7 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | | |
8 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | | |
9 | Ценность шахматных фигур. Защита. | | |
10 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | | |
11 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | | |
12 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | | |
13 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | | |
14 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | | |
15 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | | |
16 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | | |
17 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | | |
18 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | | |
19 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | | |
20 | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | | |
21 | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | | |
22 | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | | |
23 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | | |
24 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | | |
25 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | | |
26 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | | |
27 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | | |
28 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | | |
29 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | | |
30 | Типичные комбинации в дебюте. | | |
31 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | | |
32 | Повторение программного материала | | |
33 | Повторение программного материала | | |
34 | Повторение программного материала | | |
Календарно – тематическое планирование
занятий клуба "Шашки-шахматы"
во 2 «Б» классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Повторение изученного материала. | | |
2 | Повторение изученного материала. | | |
3 | Краткая история шахмат. | | |
4 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | | |
5 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | | |
6 | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | | |
7 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | | |
8 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | | |
9 | Ценность шахматных фигур. Защита. | | |
10 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | | |
11 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | | |
12 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | | |
13 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | | |
14 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | | |
15 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | | |
16 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | | |
17 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | | |
18 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | | |
19 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | | |
20 | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | | |
21 | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | | |
22 | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | | |
23 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | | |
24 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | | |
25 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | | |
26 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | | |
27 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | | |
28 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | | |
29 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | | |
30 | Типичные комбинации в дебюте. | | |
31 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | | |
32 | Повторение программного материала | | |
33 | Повторение программного материала | | |
34 | Повторение программного материала | | |
Календарно – тематическое планирование
занятий клуба "Шашки-шахматы"
во 2 «В» классе
№ занятия | Развиваемые способности | Дата проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | Повторение изученного материала. | | |
2 | Повторение изученного материала. | | |
3 | Краткая история шахмат. | | |
4 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | | |
5 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | | |
6 | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | | |
7 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | | |
8 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | | |
9 | Ценность шахматных фигур. Защита. | | |
10 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | | |
11 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | | |
12 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | | |
13 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | | |
14 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | | |
15 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | | |
16 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | | |
17 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | | |
18 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | | |
19 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | | |
20 | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | | |
21 | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | | |
22 | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | | |
23 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | | |
24 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | | |
25 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | | |
26 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | | |
27 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | | |
28 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | | |
29 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | | |
30 | Типичные комбинации в дебюте. | | |
31 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | | |
32 | Повторение программного материала | | |
33 | Повторение программного материала | | |
34 | Повторение программного материала | | |
41