СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение занимательных задач по информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленна на основе факультатива автора Босовой Л. Л.

Состоит из четырех модулей:

Модуль 1.

Табличный способ решения логических задач (6)

Модуль 2.

Решение алгоритмических задач (10)

Модуль 3.

Выявление закономерностей (4)

Модуль 4.

Подготовка итогового проекта и его защита (4)

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение занимательных задач по информатики"»

Пояснительная записка

Современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов младших школьников обладает пропедевтическая подготовка в области информатики и ИКТ, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей учащихся.

Курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 5–6 классов и нацелен на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Общая характеристика курса

Курс является расширением и углублением изучения предмета информатика.

В современном мире важность школьной информатики можно сопоставить по значению с введением всеобщей грамотности. Знание компьютера и информационных технологий для ученика является обязательным условием его дальнейшей полноценной жизни и деятельности. К сожалению, зачастую потребительское отношение учащихся к информационным технологиям препятствует развитию их познавательных и творческих способностей, поэтому особенно важно применение факультативных занятий по информатике и ИКТ для всестороннего развития личности.

Обязательным условием организации курса является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается использование учебных сред и виртуальных лабораторий, обеспечивающих учащимся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint.

Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. Учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. В беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. Широко применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи разного уровня сложности; подборки такого рода задач, ранжированные по уровню сложности, имеются в сборниках [2], [3];

4) на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;

5) подведение итогов занятия.

Обязательным условием организации курса «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания»1, обеспечивающих учащемся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д.; подробные методические рекомендации по работе в виртуальных лабораториях приведены в книге [4]. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированный решений задач и представления полученных результатов.

Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).

Формы контроля и возможные варианты его проведения

В рамках занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и может быть реализовано в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.

По завершении изучения крупных тем или в конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.

Учебно-тематический план Вариант 1 (1 ч в неделю, 34 ч в год) (согласно авторской программе)

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 класс

1

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

6

3

3

2

Табличный способ решения логических задач

6

4

2

3

Решение алгоритмических задач

10

5

5

4

Выявление закономерностей

4

2

2

5

Подготовка итогового проекта и его защита

4

2

2


Резерв

4

2

2


Итого:

34

19

15

6 класс

1

Табличный способ решения логических задач

4

2

2

2

Решение логических задач путем рассуждений

6

4

2

3

Решение алгоритмических задач

6

2

4

4

Решение комбинаторных задач

6

4

2

5

Разработка выигрышных стратегий

6

4

2


Подготовка итогового проекта и его защита

4

2

2


Резерв

2

1

1


Итого:

34

19

15


Всего:

68

38

30


Вариант 2 (1 ч в неделю, ч в год) Который реализуется в ОУ на 2016 – 2017 уч. г.

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 6 класс

1

Табличный способ решения логических задач

6

4

2

2

Решение алгоритмических задач

10

5

5

3

Выявление закономерностей

4

2

2

4

Подготовка итогового проекта и его защита

4

2

2


Итого:

24

13

11


Содержание курса
«Решение занимательных задач по информатике»

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.

Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Решение комбинаторных задач

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Календарно – тематическое планирование

5, 6 класс


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Корректировка

По плану

Фактически


Модуль 1.

Табличный способ решения логических задач (6)


1

Объект и класс объектов. Отношение между объектами.

1

09.12.16

09.12.16


2

Понятие взаимно-однозначного соответствия.

1

16.12.16

16.12.16


3

Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО).

1

23.12.16

23.12.16


4

Логические задачи, требующие составления таблицы типа ООО.

1

13.01.17

13.01.17


5

Подготовка итогового проекта

1

20.01.17

20.01.17


6

Подготовка итогового проекта

1

27.01.17

27.01.17

В связи со сложностью освоения темы количество часов на подготовку увеличила на 2 ч.

7-8

Подготовка итогового проекта и его защита

2

03.02.17 / 10.02.17

03.02.17 / 10.02.17



Всего часов:

6



Всего: 8 ч.

Модуль 2.

Решение алгоритмических задач (10)

7

Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лабораториях.

1

03.02.17 / 10.02.17

17.02.17 / 24.02.17

Курсы ПК

Праздничный день

8

Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях.

1

17.03.17 / 24.03.17 /

03.03.17 / 10.03.17 /

Начало М2

9-10

Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

2

07.04. 17 / 14.04.17

17.03.17 / 24.03.17 /


13-14

Анимированное решение в редакторе презентаций.

2

21.02.17 / 28.02.17

07.04. 17 / 14.04.17


15-16

Подготовка итогового проекта и его защита

2

05.05.17 / 12.05.17 /

21.02.17 / 28.02.17



Всего часов:

10



Всего: 10 ч.

Модуль 3.

Выявление закономерностей (4) не проводилось

17

Выявление «лишнего» элемента множества.

1




18

Аналогии. Ассоциации.

1




19

Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента.

1




20

Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

1





Всего часов:

4




Модуль 4.

Подготовка итогового проекта и его защита (4)

21

Подготовка итогового проекта и его защита

1


05.05.17

Итоговая работа по М1 М2.

22

Итоговая конференция

1


12.05.17

защита


Всего часов:

4



Всего: 4


ИТОГО:

24



22


Календарно – тематическое планирование

6 класс (не используется)


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Корректировка

По плану

Фактически


Модуль 1.

Табличный способ решения логических задач

1-2

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия.

2




3

Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО.

1




4

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

1




5-6

Анимированное решение в редакторе презентаций.

2




7-8

Подготовка итогового проекта и его защита

2




9

Резерв

1




Модуль 2.

Решение логических задач путем рассуждений (7)

10

Индукция и дедукция

1




11

Задачи о лжецах.

1




12

Логические выводы

1




13-14

Анимированное решение в редакторе презентаций.

2




15-16

Подготовка итогового проекта и его защита

2




Модуль 3.

Разработка выигрышных стратегий (10)

17

Игра Баше

1




18

Стратегия игры. Дерево игры.

1




19

Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы.

1




20

Выигрышная стратегия

1




21

Доказательство отсутствия выигрышной стратегии

1




22

Решение задач

1




23-24

Анимированное решение в редакторе презентаций.

2




25-26

Подготовка итогового проекта и его защита

2




Модуль 4.

Решение комбинаторных задач

27

Подходы к решению комбинаторных задач..

1




28

Графы.

1




29

Использование графов для решения комбинаторных задач

1




30

Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint

1




31-32

Подготовка итогового проекта и его защита

2




33-34

Итоговая конференция

2







Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные образовательные результаты

Личностные результаты:

5 класс:

  1. Приобщение к истокам культурно – исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

  2. Освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам человека, культурам разных народов;

  3. Сопоставлять свои поступки и других относительно понятий добра и зла;

  4. Проявлять уважение и заботу к окружающим;

  5. Сохранять устойчивый интерес к учению;

  6. Давать оценку действиям своим и сверстникам на основе правил поведения в различных жизненных ситуациях;

  7. Выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.

6 класс:

Все результаты 5 класса + 8. Формирование навыков взаимо и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.

Регулятивные результаты:

5 класс:

1.Формировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя и самостоятельно);

2. Соотносить цели и задачи, корректировать задачи в соответствии с целью (под руководством учителя);

3. Описывать возможный результат и выбирать из предложенных вариантов путь достижения цели;

4. Составлять план достижения цели, решения проблемы, учитывая (*под руководством учителя) условия и средства;

5. Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат).

6 класс:

1.Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

2.Самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять пробы выбора эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

3. Составлять план решения проблемы;

4. Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

5. Осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные результаты:

5 класс:

  1. Выделять существенные и несущественные признаки объектов, сравнивать и классифицировать по заданным и самостоятельно выбранным критериям, устанавливать аналогии (на материале соответствующей классу сложности);

  2. Обобщать факты и явления; давать определение понятиям с помощью учителя (по образцу);

  3. Устанавливать причинно – следственные связи и зависимости (отношения, закономерности) на материале соответствующей классу сложности.

  4. Строить рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах, опираясь на причинно – следственные связи и зависимости, отношения, закономерности (под руководством учителя);

  5. Переводить информацию из одной формы в другую (графическую, символическую, схематическую, текстовую и др.) под руководством учителя.

6 класс:

  1. Выделять существенные и несущественные признаки объектов, сравнивать и классифицировать по заданным и самостоятельно выбранным критериям, устанавливать аналогии (на материале соответствующей классу сложности);

  2. Объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  3. Устанавливать причинно – следственные связи и зависимости (отношения, закономерности) на материале соответствующей классу сложности.

  4. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  5. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: обозначение символами и знаками предмет или явление, определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Коммуникативные результаты:

5 класс:

  1. Определять цели, способы и план взаимодействия, распределять функции и роли участников, создавать правила взаимодействия (под руководством учителя и на основе внешних средств: памяток, сигнальных карточек и т. п.);

  2. Сравнивать разные точки зрения, соотносить мысли, чувства, стремления и желания участников взаимодействия (под руководством учителя);

  3. Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

  4. Определять тему, идею устного текста;

  5. При изложении своих мыслей (по заданному вопросу) придерживаться темы, используя ключевые слова, схемы, модели, иллюстрации, формулы;

  6. Формулировать выводы на основе прочитанных текстов разных типов;

  7. Находить аргументы, подтверждающие вывод (в группе со сверстниками).

6 класс:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  2. Определять возможные роли в совместной деятельности, принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

  3. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  4. Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  5. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

  6. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Перечень учебно-методического и программного обеспечения
для курса «Решение занимательных задач по информатике»
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). — М: Образование и информатика, 2000. – 98 с.

  3. Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 355 с.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5–2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.

  5. Босова Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления // М.: ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). 2009. № 12.

  6. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  7. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  8. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 342 с.

  9. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  10. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

  11. Операционная система Windows XP

  12. Пакет офисных приложений MS Office 2007

  13. Логические задачи и вопросы для эрудитов (http://www.5000puzzles.ru/)

  14. Логические задачи и головоломки (http://www.smekalka.pp.ru/)

  15. Задачи и головоломки (http://math.all-tests.ru/taxonomy/term/9)

  16. Антивирусная программа.

  17. Интегрированные творческие среды.

  18. Виртуальные компьютерные лаборатории.


Перечень материально-технического обеспечения

образовательного процесса

  1. Компьютерный класс. Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет.

  2. Мультимедиа проектор и экран.

  3. Звуковые колонки.

  4. Сканер.



1 Речь идет о виртуальных лабораториях «Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания», размещенных в ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru).

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!