СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Наши руки не для скуки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Цели кружка «Наши руки не для скуки»:

 

 1. Развитие творческих способностей школьников, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

 2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

 3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Наши руки не для скуки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. 9-ой Гвардейской

Краснознаменной стрелковой дивизии»

















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому направлению

«Наши руки не для скуки»

для 5 класса





Составил: учитель технологии

Родичева Е.В.



















2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе Федерального Стандарта второго поколения и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование).

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в пятом классе на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Поэтому улучшить ситуацию мы попытались за счет внеурочной деятельности, проведения кружковой работы.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по декоративно – прикладному искусству.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Наши руки не для скуки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.







Цели кружка «Наши руки не для скуки»:



1. Развитие творческих способностей школьников, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи:

1. развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

2.учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

3. учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности.

воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа составлена для учащихся 5 класса. Программа кружка «Наши руки не для скуки» рассчитана на 17 часов в год, по 0,5 часа в неделю.

В программу включены следующие разделы:

-Работа с природным материалом

-Поделки из бросовых материалов

-Лепка из соленого теста

-Мыловарение

-Создание обережных кукол

-Роспись по ткани

-Подготовка к праздникам:

  • Новый Год (мастерская елочных игрушек);

  • 23 февраля (открытка для папы, дедушки);

  • 8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);

  • Пасха (традиционная роспись яиц).

-Выставки, конкурсы.

Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:

1. эскиз,

2. воплощение в материале,

3. выявление формы с помощью декоративных фактур.



Учебно-тематический план

(кол-во часов в неделю-0,5, кол-во часов всего-17, резерв-0)



n/n



Название темы

Количество часов

Всего

Уроки

Практич.

работа

Контрол.

Зачёт

1.

Вводное занятие

1

1




2.

Лесное царство

3

1

2



3.

Чудесные превращения

2

1

1



4.

Предновогодние хлопоты

2


2



5.

Мукосолье

2

1

1



6.

Калейдоскоп цветов

1

1



7.

Открытка на 23 февраля

1


1



8.

Обережная кукла

2

2



9.

Роспись пасхальных яиц

1

1



10.

Роспись ткани

1

1



11.

Выставки работ

1



1





Содержание тем учебного курса



1.Вводное занятие.

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

Содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия пятиклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.



2. Лесное царство.

Знакомство с материалами. Практическая работа №1 «Осенний букет (аппликация из листьев)».

Практическая работа №2 «Создание композиции из природных материалов».

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-познакомиться с различными природными материалами;

-научиться употреблять природные материалы в своих работах;

-уметь выполнять практические работы;

-делать анализ своей деятельности;

-уметь сравнивать, давать объективную оценку своих работ и работ одноклассников;

-аргументировать свою деятельность.



3. "Чудесные превращения"

Практические работы:

-Декоративная ваза с цветами из пластиковых бутылок.

-Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование)

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

- уметь делать поделки из бросовых материалов;

-уметь выполнять практические работы;

-анализировать, делать выводы.



4. Предновогодние хлопоты.

Практическая работа: Изготовление новогодних игрушек. «Изготовление пингвинов из пластиковых бутылок и перегоревших лампочек».

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-уметь делать эскизы новогодних игрушек;

-уметь работать с различными материалами.



5. "Мукосолье"

Как приготовить тесто. Основные приемы работы. Подготовка эскизов домашних животных для лепки из соленого теста. Практическая работа: лепка животных, цветов для композиции «Скотный двор».

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-знать, как приготовить солёное тесто для лепки;

-уметь готовить эскизы домашних животных;

-уметь готовить тематическую композицию.



6. "Калейдоскоп цветов"

Знакомство с восковым пластилином, инструментами, приемами работы.

Смешивание цветов. Украшения из бусин. Цветные бусины.

Практические работы:

«Корзинка с цветами».

-знать свойства воскового пластилина;

-уметь смешивать цвета для получения нужных оттенков;

-уметь применять бусины для украшения изделия;

-объяснять избранный стиль работы.



7. «Открытка на 23 февраля»

Практическая работа: «Открытка для папы, дедушки».

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-знать различные виды и способы употребления объёмной аппликации;

-анализировать, сравнивать, находить положительные и отрицательные стороны;

-самостоятельно выполнять практическую работу.





8. "Обережная кукла" (создание традиционных кукол).

Знакомство с обережными куклами. Поморские обережные куклы. Народные верования и традиции. Кукла "Ангел-хранитель". "Веснянка". Кукла "Колокольчик"."Капустка". "Крупеничка". "Кубышка-травница". "Перевертыш".

Выставка-конкурс "Обережная кукла". Подведение итогов.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-знать народные верования и традиции;

-знать традиционные куклы-обереги;

-уметь делать куклы-обереги;

-проводить выставки-конкурсы своих работ.



9. Роспись пасхальных яиц.

Традиции русского народа. Светлое Христово Воскресение.

Практическая работа:

«Традиционная роспись пасхальных яиц».

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-знать традиции русского народа;

-уметь находить дополнительную информацию по теме, используя услуги библиотеки и сети Интернет;

-уметь делать традиционную роспись пасхальных яиц.



10. Роспись ткани.

"Рисуем на ткани" (роспись ткани акриловыми красками).

Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения.

Практические работа:

"Разрисуй футболку к лету".

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-знать свойства акриловых красок, технику нанесения их на ткань;

-уметь расписывать и разрисовывать необходимые вещи.



11. Выставка работ за год, награждение учащихся дипломами.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:

-уметь организовывать выставку работ;

-давать объективную оценку своим работам и работам одноклассников.













Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование

раздела (темы) программы (с указанием общ. кол-ва часов)

Тема урока

Кол-во

ча

сов

Тип

урока

Элементы содержания


Демонстра

ции

Требования к уровню подготовки уч-ся


Универсальные учебные действия

Вид

контроля

Элемен

ты допо лнитель

ного

содержания

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Вводное занятие

(1 час)

Вводное занятие

1

Комбинирован

ный

Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с природным материалом, с различными инструментами



Знать правила техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Осознавать предстоящую практическую деятельность, анализировать конструкции изделия, технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.


текущий




2

Лесное царство

(3 часа)












Лесное царство. Знакомство с материалами.


1

Комбинирован

ный

Подборка различных природных материалов для аппликации


Природные материалы

Уметь использовать различные природные материалы для создания композиций.

Знакомиться с разными техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

текущий

Презентация по теме «Осень»



3


Осенний букет (аппликация из листьев)

1

Практическая работа

Оформление осеннего букета (аппликация из листьев)».


поделки

Уметь использовать творческие способности, духовную культуру; любовь к природе, составлять различные композиции из листьев.


Стремиться к творческой самореализации средствами художественной деятельности; изучать выразительность готовых цветовых эталонов, работать с засушенными цветами, листьями, травами (создавать композиции).




оформления осеннего букета

Использование фломастеров.



4.


Создание компози

ции из природных материалов

1

Практическая работа

Составление эскиза композиции из природного материала.


Уметь работать в группе и индивидуально по воплощению своей мечты с помощью природного материала..

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении композиции.

выполнения композиции




5











Чудесные превращения

(2 часа)















Декоративная ваза с цветами из пластиковых бутылок

1












Комбинированный





Поделки из пластиковых бутылок.










Уметь использовать бросовый материал для изготовления нужных поделок.



Проявлять познавательную инициативу.

Самостоятельное находить варианты решения творческой задачи.

Развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей.



текущий





Ваза с цветами













6.


«Волшебная шкатулка» (декорирование с помощью пуговиц, ракушек, крупы)

1

Практическая работа

Эскизы, шаблоны для шкатулок.

Предметы декора

Уметь декорировать шкатулки с помощью различных пуговиц, ракушек.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, творческие способности;

Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;


изготовления поделки




7.

Предновогодние хлопоты

(2 часа)






Изготовление новогодних игрушек

1

Практическая работа

Работа с различными материалами: бумагой, фольгой, соломкой, картоном, акриловыми красками


Уметь делать новогодние игрушки из различных материалов.

Проявлять выдумку, творчество, фантазию при изготовлении новогодних игрушек. Уметь работать в группах.

навыков работы с различными материалами

Различные новогодние игрушки



8.


Практическая работа «Изготовление пингвинов из пластиковых бутылок и перегоревших лампочек

1

Практическая работа

Обсуждение этапов выполнения практической работы по изготовлению пингвинов.


Знать порядок выполнения работы.


Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.

Анализировать объекты работы, выделять главное,

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям.



контроль умения

анализировать свою деятельность по выполнению практической работы





9.

Мукосолье

(2 часа)









Подготовка эскизов домашних животных для лепки из солёного теста.

1

Комбинированный

Изображение домашних животных: коровы, козы,

поросёнка.


Уметь делать эскизы домашних животных.

Знать способы приготовления солёного теста для лепки.

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.



выполнения эскизов домашних животных




10.


Композиция «Скотный двор»

Лепка животных из солёного теста.

1

Практическая работа

Изображение лежащих и стоящих животных.


Уметь лепить домашних животных из соленого теста.

Знать приёмы оформления композиции.

Работать в коллективе, оценивать свою деятельность и своих товарищей.


итоговый

Композиция «Скотный двор»



11.

Калейдоскоп цветов

(1 час)

















Приемы работы с восковым пластилином.

Смешивание цветов.

Практическая работа: «Корзинка с цветами».

1

Комбинированный

Новые знания о приёмах работы с восковым пластилином.

образец

Уметь работать с восковым пластилином, смешивать цвета для получения нужного оттенка.

Выполнять творческое задание на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа. Смешивать различные цвета пластилина, добиваясь нужного оттенка.

промежуточный




12.

Открытка на 23 февраля

(1 час)



Открытка для папы (дедушки)

1

Практическая работа

Изготовление открытки с применением тематической аппликации.

готовые открытки

Уметь применять новые технологии аппликаций.

Использовать технику отрывной аппликации; находить варианты решения творческого задания.

итоговый




13.

Обережная кукла

(2 часа)





Народные верования и тради

ции. Обережные куклы.

1

Усвоения новых знаний

Расширение знаний о традициях и верованиях русского народа

Знакомство с куклами-оберегами.

сообщения учащихся

Уметь находить информацию о народных верованиях и традициях.

Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.



Контроль сообщения учащихся

Презентация



14.


Куклы "Ангел-хранитель","Веснянка».


1

Практическая работа

Знать куклы-обереги, уметь их мастерить.

куклы-обереги

Уметь различать различные куклы-обереги, знать их назначение.

Формулировать собственное мнение, давать оценку своей работе, а также творческой деятельности одноклассников.

умения изготавливать куклы-обереги




15.

Роспись пасхальных яиц.

(1 час)









Практическая работа:

«Традиционная роспись пасхальных яиц».


1

Практическая работа

Уметь делать традиционную роспись пасхальных яиц.

обрацы рисунков, узоров

Знать традиции и обычаи православного народа.

Осознание значимости своего труда, его полезности для окружающих.

Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества





итоговый по теме




16.

Роспись ткани

(1 час)










Роспись ткани акриловыми красками

Практическая работа:

«Разрисуй футболку к к лету».


1

Комбинированный

Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения красок на ткань.


Уметь выражать художественный замысел при нанесении рисунков на ткань.

Проявление творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, художественного мышления. Использование методов и приёмов художественно-творческой деятельности в учебном процессе и в повседневной жизни.

навыков и умений росписи на ткани




17.

Выставка работ за год.

(1 час)







Выставка работ.

1

Урок- зачёт

Оформление и проведение выставки работ учащихся

Подведение итогов работы за год.

Награждение учащихся по итогам года.


Уметь представить свои работы, сделанные в течение учебного года.

Уметь делать анализ своей деятельности

Допускать существование различных точек зрения при анализе творческой деятельности, отстаивать свою точку зрения

Рефлексия. Что удалось осуществить в своей творческой деятельности, а что не удалось?

умения анализировать работы




































Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе



Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:

Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

Практические умения и навыки.

Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.



Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Наши руки не для скуки ” будут трех уровней.



Первый уровень результатов:

– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;

– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;

– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.



Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.



Второй уровень результатов:

– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;

– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;

– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьников в классном коллективе.

Именно в такой близкой социальной среде учащиеся получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить. Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.



Третий уровень результатов:

– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;

– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;

– личностное развитие – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия.



Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение класса к праздникам.



Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников







Перечень учебно-методического обеспечения



1. Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

2. Гудилина С.И “Чудеса своими руками”

3. Гусакова А.М. “Аппликация”

4. Конышева Н.М. “Наш рукотворный мир”

5. Конышева Н.М. “Умелые руки”

6. Конышева Н.М. “Секреты мастеров”





Список литературы (основной и дополнительной)



1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым Стандартам).

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111с (Стандарты нового поколения).




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!