СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе "Мастерская сказок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (ментальные карты, стихи, рисунки,  схемы,  условные обозначения,). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

  Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе "Мастерская сказок"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г.Черногорск






Рекомендована

Утверждаю:

Методическим объединением учителей

начальных классов

Директор МБОУ «СОШ№4»

_________Калагина М.В.

Протокол № 5

от «27» мая 2016 г.

Приказ № ___ от «___» ________ 2016 г










Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Мастерская сказок»

Программа предназначена для учащихся 10 - 11лет,

(общеинтеллектуальное направление)

рассчитана на 1 год,

5 класс















Автор:

Саранчина Анастасия Владимировна

учитель русского языка и литературы

























г. Черногорск – 2016 г.

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня: Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями), локальными нормативными актами МБОУ «СОШ № 4», Основной образовательной программой основного общего образования, Положения о программе курса внеурочной деятельности принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 6 от 18.06. 2015г.)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская сказок» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию родного языка, литературы, культуры и разных народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, творческой, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия литературно-творческой практической деятельностью по данной программе решают не только задачи гуманитарного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Мастерская сказок» - развитие всех типов мышления, фантазии, воображения, а также создание собственных текстов. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство учащихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Программа «Мастерская сказок» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания собственных текстов, трансформация графических объектов в тексты и наоборот;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к родному языку и литературе, развитие абстрактного мышления.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мастерская сказок» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы, тексты, задания, формы представления на другие. Содержание программы нацелено на активизацию литературно-творческой, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (ментальные карты, стихи, рисунки, схемы, условные обозначения,). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяется повышению мотивации. Ведь настоящий процесс литературного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

. Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.


1 блок. Как создаются сказки?

1.«Теория абсурда» . Даниил Хармс. Стихи и сказки писателей Серебряного века.

Фантазия. Абсурд. Парадокс. Бином «Фантазия».

2.Джанни Родари «Сказки по телефону»

Ассоциация. Смысл. Сюжет и герои. Сочетание не сочетаемого.

3.Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Герой и характер. Диалог. Монолог. Поучительность.

4.Приемы ТРКМ для синтеза и обобщения полученной информации.

Хокку, синквейн, диаманта, штрихи.

5.Приемы ТРКМ для воссоздания полученной информации.

Видеома, бином «Фантазия», ментальная карта, видеообразы.

6.Практическое занятие. Использование иллюстраций, «готовых» словосочетаний и фраз для создания собственного текста в графическом виде.

Мини-проекты.

7.Практическая работа. Презентация мини-проекта «Мои объемные мысли».

8.Презентация. Результат.

2 блок. Виды сказок. Создание сказок.

1.Жанровые особенности сказки. Волшебная сказка. Современная сказка.

Зачин, развитие действия, концовка. Сказочные предметы, формулы.

2.Бытовая сказка. Герои бытовых сказок. Сюжет бытовых сказок. Анекдот.

3.Фэнтези. Современные сказки в жанре фэнтези. Д.Р. Толкиен «Властелин колец»

Эльф, гном, тролль – новые герои новых сказок.

4.Фантастика. Г. Уэллс «Война миров».

Фантастика и фэнтези.

5.Создание сказки в жанре фантастики и фэнтези.

Мини-проекты.

6.Представление результатов работы. Презентация.

3 блок. Лингвистические сказки.

1.Понятие лингвистической сказки. Примеры, анализ, обсуждение.

Лингвистика. Грамматика. Грамматические правила. Герои лингвистических сказок.

2.Инсценировка лингвистической сказки. Создание ментальных карт.

Актер, монолог, диалог. Речь автора. Актерское мастерство.

.Практическое занятие. Создание лингвистической сказки. Отбор материала. Оформление текста.

План. Композиция. Абзац. Логика. Речевые ошибки.

4.Представление результатов работы. Презентация.

5.Групповая творческая работа.

Совместная работа. Принятие решений. Планирование деятельности. Обсуждение.

6.Создание авторской сказки. Оформление и представление работы. Домашнее задание.

Отбор материала, составление плана и инструкции по созданию авторского текста.

7.Представление итоговой авторской работы. Презентация.












Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Мастерская сказок»


Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

ЛР1 - широкая мотивационная основа литературно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ЛР2 - интерес к новым способам самовыражения;

ЛР3 - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования текстов;

ЛР4 - адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

РР1- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

РР2- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

РР3- планировать свои действия;

РР4- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

РР5- адекватно воспринимать оценку учителя;

РР6- различать способ и результат действия;

РР7- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

РР8- выполнять учебные действия речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

КР1- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

КР2- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

КР3- формулировать собственное мнение и позицию;

КР4- договариваться, приходить к общему решению;

КР5- соблюдать корректность в высказываниях;

КР6- задавать вопросы по существу;

КР7- использовать речь для регуляции своего действия;

КР8- контролировать действия партнера;



Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

ПР1- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

ПР2- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

ПР3- высказываться в устной и письменной форме;

ПР4- анализировать объекты, выделять главное;

ПР5- осуществлять синтез (целое из частей);

ПР6- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

ПР7- устанавливать причинно-следственные связи;

ПР8- строить рассуждения об объекте;

ПР9- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

ПР10- подводить под понятие;

ПР11- устанавливать аналогии;

ПР12-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о способах создания текста в жанре сказки, фэнтези, фантасткики.

- Познакомиться с историей создания сказок народных и литературных, процессом создания современных сказок;

- Познакомиться с разными приемами мышления (синквейн, хокку, видеома);

- Использовать изученные приемы для создания своих текстов;

- Создавать собственные сказки различных видов: фантастические, лингвистические, волшебные;

- Совершенствовать навыки общения в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.


Календарно-тематическое планирование курса «Мастерская сказок» в 5 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1-2

«Теория абсурда». Даниил Хармс. Стихи и сказки писателей Серебряного века.

2


3-4

Джанни Родари «Сказки по телефону»

2


5-6

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

2


7-8

Приемы ТРКМ для синтеза и обобщения полученной информации

2


9-10

Приемы ТРКМ для воссоздания полученной информации

2


11-12

Практическое занятие. Использование иллюстраций, «готовых» словосочетаний и фраз для создания собственного текста в графическом виде

2


13

Практическая работа. Презентация мини-проекта «Мои объемные мысли»

1


14-15

Жанровые особенности сказки.

Волшебная сказка.

Современная сказка.

2


16-17

Бытовая сказка

2


18-19

Фэнтези. Современные сказки в жанре фэнтези.

Д.Р. Толкиен «Властелин колец»

2


20-21

Фантастика

Г. Уэллс «Война миров»

2


22-23

Создание сказки в жанре фантастики и фэнтези

2


24

Представление результатов работы

1


25

Понятие лингвистической сказки. Примеры, анализ, обсуждение

1


26-27

Инсценировка лингвистической сказки. Создание ментальных карт

2


28-29

Практическое занятие. Создание лингвистической сказки. Отбор материала. Оформление текста

2


30

Представление результатов работы

1


31-32

Групповая творческая работа.

2


33

Создание авторской сказки. Оформление и представление работы. Домашнее задание

1


34

Представление итоговой авторской работы

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!