СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" для 3 класса.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" для 3 класса.»

5






«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/_____________

Протокол №_______от

«_____»______________2014


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ Бутурлиновская СОШ

_________/_____________

«_____»______________2014


«Утверждаю»

Директор

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Штельцер И.Е.

Приказ №_______от

«_____»______________2014







Рабочая программа



курса внеурочной деятельности

«Математическая шкатулка»

(общеинтеллектуальное направление)

для 3 класса



учителя начальных классов

1 квалификационной категории



Прядуновой Людмилы Владимировны



на 2014-2015 учебный год







1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математическая шкатулка» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, с использованием Программы по математике А.Л.Чекина, Р.Г. Чураковой,


Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 8 – 10 лет, рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю.

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на 2014 – 2015 учебный год в третьем классе .


Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении.

Занятия в кружке направлены на отработку вычислительных навыков в пределах 100, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения, тестов. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру» и решают следующие задачи:

  • повышение эрудиции и расширение кругозора;

  • формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

  • развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить умозаключения; 

  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.


Общая характеристика курса


Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Особенность периода от 8 до 10 лет заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.


Форма организации детской деятельности:

-    индивидуально-творческая деятельность;
-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.


Содержание программы.

Математика – царица наук.

Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Математика вокруг нас». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательное занятие «Семь Чудес Света».


Занимательная геометрия.

Головоломки, лабиринты, магические квадраты. Логические игры. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть морковки». Путешествие точки..Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Круг, окружность. Игра – путешествие «Занимательная геометрия».


Олимпиадные задания по математике.

Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с Мудрой Совой". Мир занимательных задач. Нестандартные задачи. Сочиняем математические сказки. Задачи на сложение и вычитание. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения. Логические задачи на раскрашивание. Лего-конструкторы. Конструирование предметов по точкам. Рисование по клеточкам. Задачи с величинами. Задачи-шутки. Комбинаторные задачи.



Календарно – тематическое планирование


п/п


Наименование разделов, тем

Всего

часов

Количество часов по темам

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

I.

Математика – царица наук.

5 ч



Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний. Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100».Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числовых головоломок. Задачи на внимание. Заполнение «магических» фигур недостающими цифрами.

1.

Вводное занятие «Математика вокруг нас». Презентация «Математика в жизни человека».


05.09


2.

Математические игры.


12.09

3.

Числовые головоломки и ребусы.


19.09

4.

Логические задачи. Задачи на внимание.


26.09

5.

«Магические» фигуры. Математические фокусы с числами.


1 ч

03.10

II.

Занимательная геометрия.

7 ч



Построение геометрических фигур с помощью счетных палочек, линейки, циркуля, угольника. Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Решение нестандартных задач. Составление математических сказок.


1.

Занимательная геометрия.


1 ч

10.10

2.

Нестандартные задачи.


17.10

3.

Сочиняем математические сказки.


24.10

4.

ЛЕГО-конструкторы.


1 ч

31.10

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Нахождение общих признаков и различий у чисел, слов, фигур.


5.

Всё познаётся в сравнении.


1 ч

14.11

6.

Семь Чудес Света. Презентация «Семь Чудес Света: старые и новые».


21.11

7.

Путешествие точки.


28.11

III.

Олимпиадные задания.



Сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 10,100. Решение задач с величинами. Решение комбинаторных задач.

1.

Математические пирамиды.


05.12

2

Задачи с величинами.


12.12

3.

Задачи-шутки.


19.12

4.

Комбинаторные задачи.


26.12

Предполагаемые результаты освоения курса.


Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном

явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать

наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:

пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое

и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.


Используемая литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.

  2. Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.

  3. Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011год.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.

  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.


  1. П.У.Байрамукова «Внеклассная работа по математике в начальных классах». «Издат – школа». Москва, 1997г.

  2. С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина «Альбом по математике и конструированию». Москва «Просвещение» ,1994г.

  3. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Тетрадь с математическими заданиями». Москва «Просвещение» ,1994г.

  4. Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение», 1989 г.

  5. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

  6. http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  7. http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.

  8. http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

  9. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

  10. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.


Экранно – звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой курса.

Видеофильмы, соответствующие тематике курса (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы курса (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!