5
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/_____________ Протокол №_______от «_____»______________2014 | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ Бутурлиновская СОШ _________/_____________ «_____»______________2014 | «Утверждаю» Директор МБОУ Бутурлиновская СОШ Штельцер И.Е. Приказ №_______от «_____»______________2014 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
(общеинтеллектуальное направление)
для 3 класса
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
Прядуновой Людмилы Владимировны
на 2014-2015 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математическая шкатулка» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, с использованием Программы по математике А.Л.Чекина, Р.Г. Чураковой,
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 8 – 10 лет, рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на 2014 – 2015 учебный год в третьем классе .
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении.
Занятия в кружке направлены на отработку вычислительных навыков в пределах 100, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения, тестов. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру» и решают следующие задачи:
повышение эрудиции и расширение кругозора;
формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить умозаключения;
выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Общая характеристика курса
Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Особенность периода от 8 до 10 лет заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Содержание программы.
Математика – царица наук.
Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Математика вокруг нас». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательное занятие «Семь Чудес Света».
Занимательная геометрия.
Головоломки, лабиринты, магические квадраты. Логические игры. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть морковки». Путешествие точки..Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Круг, окружность. Игра – путешествие «Занимательная геометрия».
Олимпиадные задания по математике.
Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с Мудрой Совой". Мир занимательных задач. Нестандартные задачи. Сочиняем математические сказки. Задачи на сложение и вычитание. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения. Логические задачи на раскрашивание. Лего-конструкторы. Конструирование предметов по точкам. Рисование по клеточкам. Задачи с величинами. Задачи-шутки. Комбинаторные задачи.
Календарно – тематическое планирование |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов по темам | Дата проведения | Характеристика деятельности обучающихся |
I. | Математика – царица наук. | 5 ч | | | Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний. Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100».Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числовых головоломок. Задачи на внимание. Заполнение «магических» фигур недостающими цифрами. |
1. | Вводное занятие «Математика вокруг нас». Презентация «Математика в жизни человека». | | 1ч | 05.09 |
2. | Математические игры. | | 1ч | 12.09 |
3. | Числовые головоломки и ребусы. | | 1ч | 19.09 |
4. | Логические задачи. Задачи на внимание. | | 1ч | 26.09 |
5. | «Магические» фигуры. Математические фокусы с числами. | | 1 ч | 03.10 |
II. | Занимательная геометрия. | 7 ч | | | Построение геометрических фигур с помощью счетных палочек, линейки, циркуля, угольника. Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Решение нестандартных задач. Составление математических сказок. |
1. | Занимательная геометрия. | | 1 ч | 10.10 |
2. | Нестандартные задачи. | | 1ч | 17.10 |
3. | Сочиняем математические сказки. | | 1ч | 24.10 |
4. | ЛЕГО-конструкторы. | | 1 ч | 31.10 | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Нахождение общих признаков и различий у чисел, слов, фигур. |
5. | Всё познаётся в сравнении. | | 1 ч | 14.11 |
6. | Семь Чудес Света. Презентация «Семь Чудес Света: старые и новые». | | 1ч | 21.11 |
7. | Путешествие точки. | | 1ч | 28.11 |
III. | Олимпиадные задания. | 4ч | | | Сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 10,100. Решение задач с величинами. Решение комбинаторных задач. |
1. | Математические пирамиды. | | 1ч | 05.12 |
2 | Задачи с величинами. | | 1ч | 12.12 |
3. | Задачи-шутки. | | 1ч | 19.12 |
4. | Комбинаторные задачи. | | 1ч | 26.12 |
Предполагаемые результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном
явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать
наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:
пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое
и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Используемая литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.
Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.
Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011год.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.
П.У.Байрамукова «Внеклассная работа по математике в начальных классах». «Издат – школа». Москва, 1997г.
С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина «Альбом по математике и конструированию». Москва «Просвещение» ,1994г.
С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Тетрадь с математическими заданиями». Москва «Просвещение» ,1994г.
Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение», 1989 г.
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой курса.
Видеофильмы, соответствующие тематике курса (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы курса (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.