Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
Павлово – Посадского муниципального района Московской области____
142542, Московская область, Павлово-Посадский р-он, д.Кузнецы, ул. Новая, д.14
Тел.:8(49643) 74-290; e-mail: moukuz@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Кузнецовская ООШ
___________ Пронина Е.А.
«____» _______________ 2017 г.
Рабочие материалы учителя
по внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
2 А класс
Составитель: Вострякова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочие материалы учителя предназначены для изучения «Шахматной азбуки» во 2 классе МОУ Кузнецовской основной школы и разработаны на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ( ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования»;
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01. 2016 №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»
5.Рабочие материалы внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, ориентируясь на авторскую программу И. Г. Сухина «Шахматы – школе» и соответствуют ОП ООО МОУ Кузнецовской ООШ.
6.БУП МОУ Кузнецовской ООШ на 2017-2018 учебный год
Программа направлена на развитие творческих способностей и творческого мышления учащихся начальных классов. А именно, на расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, умения анализировать. Развитие творческих способностей и творческого мышления не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое побуждение мысли. Увидеть что-то по-новому, не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Решение шахматных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Цель программы:
Содействовать развитию познавательных умений, логического мышления, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Задачи программы:
обучение детей играть в шахматы без нарушений правил игры;
воспитание справедливости, дружеских отношений, волевых качеств;
развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Место курса в учебном плане
Учебный план МОУ Кузнецовской ООШ предполагает изучение курса внеурочной деятельности "Шахматная азбука» во 2 классе из расчета 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Планируемые результаты
В результате изучения данной программы в 2-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Второй год обучения
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа первого года обучения была пройдена во II классе. Программа предусматривает 35 учебных занятий, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».
Тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности | Планируе-мые сроки | Скорректи-рованные сроки |
Повторение изученного материала. |
1. | Повторение изученного материала. | Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | 01.09-08.09 | |
2. | Повторение изученного материала. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | 11.09-15.09 | |
1. Краткая история шахмат. |
3. | Краткая история шахмат. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр фильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. | 18.09-22.09 | |
2. Шахматная нотация. |
4. | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2». | 25.09-29.09 | |
5. | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | 02.10-06.10 | |
3. Ценность шахматных фигур. |
6. | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. | 09.10-13.10 | |
7. | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. | 16.10-20.10 | |
8. | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. | 23.10-27.10 | |
9. | Ценность шахматных фигур. Защита. | Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика. | 30.10-03.11 | |
4. Техника матования одинокого короля. |
10. | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 13.11-17.11 | |
11. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 20.11-24.11 | |
12. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 27.11-01.12 | |
13. | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 04.12-08.12 | |
5. Достижение мата без жертвы материала |
14. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. | 11.12-15.12 | |
15. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. | 18.12-22.12 | |
16. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. | 25.12-12.01 | |
6. Шахматная комбинация. |
17. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | 15.01-19.01 | |
18. | Матовые комбинации. Тема завлечения. | Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | 22.01-26.01 | |
19. | Матовые комбинации. Тема блокировки. | Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | 29.01-02.02 | |
20. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | 05.02-09.02 | |
21. | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | 12.02-16.02 | |
22. | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | 19.02-22.02 | |
23. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | 26.02-02.03 | |
24. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | 05.03-09.03 | |
25. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | 12.03-15.03 | |
26. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. | 26.03-30.03 | |
27. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | 02.04-06.04 | |
28. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. | 09.04-13.04 | |
29. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. | 16.04-20.04 | |
30. | Типичные комбинации в дебюте. | Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. | 23.04-27.04 | |
31. | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. | 30.04-04.05 | |
Повторение программного материала |
32. | Повторение программного материала | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | 07.05-11.05 | |
33. | Повторение программного материала | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | 14.05-18.05 | |
34. | Повторение программного материала | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | 21.05-25.05 | |
35. | Шахматный турнир | Повторение программного материала | 28.05-31.05 | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы
Литература:
Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам. – Наб. Челны, 2004.
Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков.
магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
Технические средства обучения:
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 30 августа 2017 г. № 1 _____________ Вострякова О.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
____________ Шувикова С.П. |