для учащихся 5-6 классов.
2016 г.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися 5-9 классов, так как в учебном плане основной школы не выделены часы для факультативов.
Данная программа составлена для учащихся 5-6 классов. Основными требованиями программы являются:
- наличие необходимой литературы учителя.
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
- умение работать в парах, группах.
Частично данные цели реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их именно переносится на внеклассные занятия, в первую очередь на кружки. В учебниках математики для 5-6 классов (авторы: Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.) даётся немало хорошего материала исторического плана, задания и упражнения занимательного характера и задачи, помогающие учиться думать, рассуждать, делать наблюдения и выводы, расширяющие круг математических знаний и представлений. Но по причине перегруженности учебных программ, часто на уроках не хватает времени на решение этих задач. Поэтому эти задачи можно рассматривать на занятиях кружка. Их ребята решают с большим интересом.
1. Математические кружки в школе. 5-8 классы./ А.В.Фарков – 2-е изд.- М.:Айрис-пресс, 2006.
Тематическое планирование. Всего 34 часа.
№ заня тия | Основное содержание занятия | Кол-во ча-сов | Пример-ные сроки | Форма работы | Ожидаемый результат |
1 | Вводное занятие «Игры на числах» | 1ч | Сентябрь | Решение задач | Разучивание алгоритмов некоторых математических фокусов |
2 | Играем с числами. Как угадывать числа, монеты и дни рождения | 1 ч | Решение задач |
3 | Задачи, решаемые с конца | 1ч | Лекция, решение задач | Приобретение навыков решения задач, решаемых с конца |
4 | Числа-великаны и числа-малютки | 1ч | Лекция, выступление учащихся 6-го класса | Иметь представление о разновидностях чисел, как пишутся числа у некоторых народов |
5 | Запись цифр и чисел у других народов | 1ч | Октябрь | Лекция, выступление учащихся, занимательная игра |
6-7 | Задачи на разрезания и перекраивания фигур. Головоломка: Танграм | 2 ч | Лекция, Практическая работа | Умение собирать фигуру из элементов |
8-9 | Задачи на переливания | 2 ч | Лекция. Решение задач | Умение решать задачи на переливания |
10 | Задачи на взвешивания | 1ч | Ноябрь | Лекция. Практическая работа | Умение решать задачи на взвешивания |
11 | Геометрические задачи со спичками | 1ч | Практическая работа | Умение состав-лять несложные фигуры, числа с помощью спичек |
12 | Простейшие графы | 1.ч | Лекция. Практическая работа | Умение работать по графам и составлять графы по тексту задачи |
13-12 | Осенняя школьная олимпиада по математике | 2ч | 19. 11 | | Выявление способных учащихся |
14 | Анализ итогов олимпиады. Решение олимпиадных задач | 1ч | Декабрь | |
15-16 | Решение олимпиадных задач на применение принципа Дирихле | 2ч | Практическая работа | Умение решать внепрограммные задачи решаемые по принципу Дирихле |
17. | Решение внепрограммных текстовых задач на движение | 1 | Решение задач | Иметь представ-ление о некоторых способах решения задач на движение |
18-19 | Решение задач из конкурса «Кенгуру» разных лет Задачи, оцениваемые в3 балла | 2 ч | Январь | Решение задач Работа над ошибками | Улучшить результаты «Кенгуру-2017» |
20-21 | Решение задач из «Кенгуру -2013» - «Кенгуру -2016». Задачи, оцениваемые в 4 балла | 2 ч | Решение задач Работа над ошибками | Улучшить результаты «Кенгуру-2017» |
22-23 | Решение задач из «Кенгуру -2013»и «Кенгуру -2016». Задачи, оцениваемые в 5 баллов | 2 ч | Февраль | Решение задач. Работа над ошибками | Улучшить результаты «Кенгуру-2017» |
24-25 | Логические задачи. Решение задач с помощью таблицы. | 2 ч | Работа по теме занятия | Развитие сообразительно-сти, логическое мышление |
26-27 | Решение задач из конкурса «Кенгуру» разных лет | 2ч | Март | Подготовка к конкурсу «Кенгуру-2017» | Улучшить результаты «Кенгуру-2017» |
28-29 | Международный игра-конкурс «Кенгуру 2017» | 2 ч | Самостоятельное решение заданий конкурса |
30 | Математическая игра «Следопыты» | 1 ч | Апрель | Практическая работа, занимательная игра | Развитие сообразительно-сти, логического мышления, сплочённости и умение работать в команде |
31 | «Математический бой» | 1ч | Практическая работа, занимательная игра |
32 | Интерактивная игра «Математический КВН» | 1ч | Командная игра |
33 | Математическое соревнование (математическая карусель) | 1ч | | Что такое математическая карусель. Математическое соревнование | Умение работать в группах, развитие сообразительности и быстроту мышления |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов | 1ч | Май | Награждения по номинациям (всех!) | |