СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа математического кружка "Математика для увлеченных" для 6 кл

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа математического кружка "Математика для увлеченных" для 6 кл предназначена для учащихся не просто увлеченных математикой,  а кто хочет знать этот предмет более углубленно. И конечно же готовит к участию в математических олимпиадах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа математического кружка "Математика для увлеченных" для 6 кл»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2044»

127495 г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 165 Е, корп. 8

Тел.факс (8-499)761-01-30, 761-01-34

e-mail: [email protected]




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам.директора по УВР Директор ГБОУ Школа №2044

Протокол №_____ ____________ А.А.Сычева ____________ О.А.Загоранская

от______________ _________________2017г. Приказ №____от____________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Математика для увлеченных»



6А класс







Составитель: Кондрашова Светлана Ивановна,
учитель математики










Москва, 2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математика для увлеченных» для учащихся 6А класса создана на основе ФГОС основного общего образования.

Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Первоначальные математические познания входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание.

В соответствии с требованиями воспитания человека с новым интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному получению необходимых знаний, возникла необходимость разработать программу внеурочной деятельности для работы с одаренными детьми, которая направлена на углубление знаний, развитие системно-деятельностного подхода к обучению, формирование потребности в непрерывном самообразовании. Для ее реализации не достаточно знаний и умений, полученных в начальной школе и 5 классе.

Программа внеурочной деятельности «Математика для увлеченных» рассчитана на учащихся 6А класса, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.   Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Она дает возможность учащимся углубленного изучения основного курса математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении.

Данная программа является частью естественно-научного и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с содержанием УМК Виленкин Н.Я. и др. «Математика 6» (М.:Мнемозина, 2014).

Новизна программы состоит в том, что она поможет расширить и углубить знания учащихся по всем разделам математики 5-6 классов. Кроме этого направлена на формирования познавательных УУД учащихся по данному предмету, реализации интеллектуальных и творческих способностей у учащихся. Содержание материала, представленный в программе, значительно дополняет учебный материал общеобразовательной школы.

Актуальность предлагаемой программы определяется следующими соображениями:

1. материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся;

2. способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся;

3. ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка.

Педагогическая целесообразность предлагаемой программы объясняется следующими мотивами:

- недостаточность времени на уроках для занятий с одаренными детьми;

- углубление материала по всем разделам математики 5-6 кл;

- удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения


Основное содержание курса математики 5-6 классов составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения или алгебраическим. Поэтому на занятиях внеурочной деятельности по математике рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. А так же достаточное время выделяется для решения примеров на совместные действия с рациональными числами и решению уравнений. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию во всероссийской олимпиаде школьников, в конкурсе «Кенгуру», интеллектуальном марафоне и различных окружных и городских математических конкурсах.


Цель программы:

  • способствовать воспитанию интереса учащихся к математике;

  • углублять и расширять содержание школьного образования;

  • ориентировать на создание условий для социального, профессионального

  • самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка;


Задачи:

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • активизация познавательной деятельность.


Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • воспитание понимания  значимости математики для научно-технического прогресса;

  • воспитание инициативы, ответственности, самодисциплины.


Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,

  • развитие способности к преодолению трудностей, навыков самостоятельной работы и умения работать в группе;

  • развитие математического кругозора,

  • развитие творческих способностей и исследовательских умений учащихся.

Отличительные особенности данной программы:

  • обобщает материал по всем разделам математики, алгебры и геометрии ;

  • способствует формированию познавательных УУД учащихся;

  • применима для различных групп школьников, в том числе и не имеющей хорошей математической подготовки.


Программа внеурочной деятельности «Математика для увлеченных» в
6-ых классах рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа с периодичностью 1 раза в неделю.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мультимедийная доска, проектор, компьютер). Занятия проводятся в кабинете математики.            

Литература

  1. Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М.:Педагогика – Пресс, 1995.

  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

  3. Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных.–М: Просвещение, 1992.

  4. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6кл - М: Дрофа, 2016.

  5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11кл.- М: Айрис- Пресс, 2014.

  6. Ю.В.Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы.  – Волгоград: Учитель, 2011.

  7. Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков. Математика. 5-6класс. Задачи на развитие математического мышления. - М.: «Издат-школа 2000»

  8. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2014

  9. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2013.

  10. Интернет - ресурсы.


Формы и режим занятий


Занятия проводятся:

1 раз в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

- урок-лекция;

- урок-практикум;

- учебно-исследовательская конференция;

- индивидуальная работа с учащимися в исследовательской и проектной

деятельности.


На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                   

 Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность 

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.


Темы проектов:

  1. Как люди научились считать

  2. Магия чисел

  3. Это загадочное число П

  4. Математика и музыка

  5. Математика и искусство


Ожидаемые результаты :

  • Сформированная система работы с одаренными учащимися.

  • Возможность каждому одаренному ребенку реализовать себя.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Увеличение количества детей - победителей олимпиад и других конкурсах по математике на различных уровнях.


Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Уровень достижений учащихся определяется в результате:

  • наблюдения активности на практикумах;

  • участие в олимпиадах различного уровня;

  • беседы с учащимися;

  • анализа проектных работ;

  • участие в научно-исследовательских конференциях.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа внеурочной деятельности по углубленному направлению внеурочной деятельности «Математика для увлеченных» предназначена для обучающихся 6-ых классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и учебным планом ГБОУ «Школа № 2044», рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 34 часа в год.

Программа внеурочной деятельности «Математика для увлеченных» основана на принципах научности, системности, практической направленности, последовательности.

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», участие в декаде научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Данная программа может быть использована, как в общеобразовательных, так и в классах с углубленным или профильным изучением математики.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Тема

кол-во часов

Системы счисления

4

Делимость чисел

4

Элементы теории множеств и комбинаторики

7

Задачи повышенной сложности

5

Олимпиадные задачи «Кенгуру»

3

Пропорция

3

Модуль числа

3

Решение задач

5


Итого:

34







ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения курса «Математика для увлеченных» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1. Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;



2. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Обучающийся получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В предметном направлении:

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

Учащийся научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Учащийся получит возможность:

• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Учащийся научится:

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Учащийся получит возможность:

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Уравнения

Учащийся научится:

• решать основные виды линейных уравнений с одной переменной;

• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом. Учащийся получит возможность:

• овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики.

Комбинаторика

Учащийся научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Учащийся научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры, и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Учащийся получит возможность:

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Математика для увлеченных», 6А кл

(1 час в неделю, всего – 34 часа)


п/п

Тема урока, модуля

Формы контроля

Сроки


1. Системы счисления (4 час)

Десятичная, двоичная, восьмеричная системы счисления


1 неделя

Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления


2 неделя

Перевод из восьмеричной системы счисления в десятичную систему счисления


3 неделя

Практикум по решению задач по теме «Системы счисления»

Урок-практикум

4 неделя


2. Делимость чисел (4 час)

Алгоритм Евклида. Нахождение НОДа чисел с помощью алгоритма Евклида


5 неделя

Формула НОД(а,в) * НОК(а,в) = а*в


6 неделя

Решение задач с помощью нахождения НОД или НОК чисел


7 неделя

Практикум по решению задач по теме «Делимость чисел»

Урок-практикум

8 неделя


3. Элементы теории множеств и комбинаторики (7 час)

Понятие множества, пустое множество, подмножество.
Элементы множества. Способы задания множеств


9 неделя

Пересечение, объединение, вычитание множеств


10 неделя

Счетные и несчетные множества.


11 неделя

Понятие комбинаторики. Решение комбинаторных задач методом перебора. Дерево вариантов. Правило умножения.


12 неделя

Перестановки. Выборки.


13 неделя

Размещения. Сочетания.


14 неделя

Практикум по решению задач по теме «Элементы теории множеств и комбинаторики»

Урок-практикум

15 неделя


4. Задачи повышенной сложности (5час)

Решение заданий на совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями


16 неделя

Решение уравнений


17 неделя

Решение задач на нахождение дроби от числа


18 неделя

Решение задач на проценты


19 неделя

Практикум по решению задач повышенной сложности

Урок-практикум

20 неделя


5. Олимпиадные задачи «Кенгуру» (3час)

Решение конкурсных задач «Кенгуру» 2017 года


21 неделя

Решение конкурсных задач «Кенгуру» 2016 года


22 неделя

Решение конкурсных задач «Кенгуру» 2015 года


23 неделя


6. Пропорция (3час)

Решение задач с помощью пропорции


24 неделя

Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости


25 неделя

Задачи на проценты, решаемые пропорцией


26 неделя


7. Модуль числа (3час)

Модуль числа и его свойства. Геометрический смысл модуля.


27 неделя

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.


28 неделя

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.


29 неделя


8. Решение задач (5час)

Занимательные и логические задачи


30 неделя

Задачи на совместную работу


31 неделя

Задачи на бассейны


32 неделя

Задачи на движение


33 неделя

Защита проектов

Защита проектов

34 неделя



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!