Конец формы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 х.Восточный»
Рассмотрена: на заседании методического объединения учителей Протокол №___________ от “____” августа 2016 г. Руководитель МО _________Т.В.Овчинникова | Согласована: Заместитель директора по УВР ________ М.А.Холецкая “____” сентября 2016 г | Утверждена: Приказом № 206 от 01.09.2015 Директор МОУ «СОШ №5 х.Восточный» _________И.Н.Наумочкина |
Рабочая программа учебного курса
«МУЗЫКА»
1-4 КЛАСС
1час в неделю
2-4 кл - 34ч
Составитель:
учитель музыки
МОУ СОШ № 5
Наумочкина Ирина Николаевна
2016-2017 уч.год
Рабочая учебная программа по музыке для 2-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
1. Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
2. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности.
Музыка, 2 класс
№ п\п | Содержание программного материала | Виды деятельности |
1. | Россия - Родина моя – 2ч |
| Музыкальный пейзаж. Образы родной природы к музыке русских композиторов. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. | День, полный событий – 7 ч |
| Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. | «О России петь - что стремиться в храм...» -7ч |
| Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч |
| Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
5. | В музыкальном театре – 6 ч | |
| Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
6. | В концертном зале - 3 ч | |
| Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч |
| Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Музыка, 3 класс
№ п\п | Содержание программного материала | Виды деятельности |
1. | Россия-Родина моя – 5ч |
|
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. | День, полный событий – 4ч |
| Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. | «О России петь – что стремиться в храм»-6ч |
| Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч |
| Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
5. | В музыкальном театре – 7ч |
| Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
6. | В концертном зале -5ч |
| Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3 ч |
| Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности. Музыка, 4 класс
№ п\п | Содержание программного материала | Виды деятельности |
1. | Россия-Родина моя – 5ч |
| Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. . | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
2. | «О России петь – что стремиться в храм»-1ч |
| Святые земли Русской | беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. | День, полный событий – 5ч |
| «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч |
| Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
5. | В концертном зале -4ч |
| Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
6. | День, полный событий – 1ч |
| . Музыкально-поэтические образы. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
7. | В музыкальном театре – 6ч |
| Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
8. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -2 ч |
| Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
9. | «О России петь – что стремиться в храм»-3ч |
| Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
10. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч |
| Праздники русского народа. Троицын день. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
11. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3 ч |
| Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. | -беседы; -игры; -экскурсии; -проектная деятельность; -концерты,; -выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей; -выполнение творческих заданий. |
3. Календарно-тематическое планирование музыка 2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока |
| | Россия - Родина моя – 2ч |
1 | | Музыкальные образы родного края |
2 | | Гимн России |
| | День, полный событий – 7 ч |
3 | | Мир ребенка в музыкальных образах |
4 | | Музыкальный инструмент- фортепиано |
5 | | Природа и музыка. |
6 | | Танцы, танцы, танцы... |
7 | | Эти разные марши. |
8 | | Расскажи сказку. |
9 | | Колыбельные. |
| | «О России петь - что стремиться в храм...» -7ч |
10 | | Великий колокольный звон. Звучащие картины |
11 | | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. |
12 | | Святые земли Русской. Сергий Радонежский |
13 | | Молитва |
14 | | Рождество Христово! |
15 | | Музыка на Новогоднем празднике |
16 | | «О России петь — что стремиться в храм» |
| | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч |
17 | | Русские народные инструменты. |
18 | | Фольклор- народная мудрость |
19 | | Музыка в народном стиле. |
20 | | Обряды и праздники русского народа |
| | В музыкальном театре – 6 ч |
21 | | Детский музыкальный театр. Опера. |
22 | | Балет |
23 | | Театр оперы и балета. |
24 | | Волшебная палочка дирижера |
25 | | Опера «Руслан и Людмила». |
26 | | В музыкальном зале |
| | В концертном зале - 3 ч |
27 | | Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») |
28 | | Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» |
29 | | Звучит нестареющий Моцарт! |
| | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч |
30 | | Волшебный цветик-семицветик. «И все это — И.С.Бах» |
31 | | Все в движении. |
32 | | Музыка учит людей понимать друг друга |
33 | | Два лада. |
34 | | Могут ли иссякнуть мелодии? |
Календарно-тематическое планирование музыка 3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока |
| | Россия-Родина моя – 5ч |
1 | | Мелодия — душа музыки |
2 | | Природа и музыка |
3 | | «Виват, Россия!» |
4 | | Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский» |
5 | | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». |
| | День, полный событий – 4ч |
6 | | Образы природы в музыке |
7 | | Портрет в музыке. |
8 | | Детские образы |
9 | | «В детской» |
| | «О России петь – что стремиться в храм»-6ч |
10 | | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве |
11 | | Древнейшая песнь материнства. |
12 | | Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! |
13 | | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. |
14 | | Святые земли Русской. |
15 | | «О России петь — что стремиться в храм» |
| | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч |
16 | | Настрою гусли на старинный лад... |
17 | | Певцы русской старины |
18 | | Сказочные образы в музыке |
19 | | Народные традиции и обряды: Масленица |
| | В музыкальном театре – 7ч |
20 | | Опера Н.А.Римского-Корсакова «Руслан и Людмила». |
21 | | Я славил лирою преданья. Фарлаф. |
22 | | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» |
23 | | Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу |
24 | | Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко» |
25 | | Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу |
26 | | В современных ритмах |
| | В концертном зале -5ч |
27 | | Музыкальное состязание |
28 | | Музыкальные инструменты – скрипка и флейта |
29 | | Сюита «Пер Гюнт» |
30 | | Симфония «Героическая» Бетховена |
31 | | Мир Бетховена |
| | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» -3ч |
32 | | Джаз – музыка XX века |
33 | | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов |
34 | | Прославим радость на земле. |
Календарно-тематическое планирование музыка 4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока |
| | Россия - Родина моя-5ч |
1 | | Мелодия |
2 | | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» |
3 | | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности |
4 | | Я пойду по полю белому... |
5 | | На великий праздник собралася Русь! |
| | «О России петь - что стремиться в храм...»-1ч |
6 | | Святые земли Русской. Илья Муромец |
| | День, полный событий-5ч |
7 | | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» |
8 | | «Что за прелесть эти сказки!» |
9 | | Музыка ярмарочных гуляний |
10 | | Святогорский монастырь |
11 | | «Приют, сияньем муз одетый...» |
| | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3ч |
12 | | Композитор — имя ему народ. |
13 | | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. |
14 | | О музыке и музыкантах |
| | В концертном зале-4ч |
15 | | Музыкальные инструменты |
16 | | Старый замок. «Счастье в сирени живет...» |
17 | | Не молкнет сердце чуткое Шопена... |
18 | | «Патетическая соната» Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра» |
| | День, полный событий -1ч |
19 | | Зимнее утро. Зимний вечер |
| | В музыкальном театре-6ч |
20 | | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II-III действие) |
21 | | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (IV действие) |
22 | | «Исходила младешенька…» |
23 | | Русский Восток. Восточные мотивы |
24 | | Балет И.Стравинского «Петрушка» |
25 | | Театр музыкальной комедии |
| | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»-2ч |
26 | | Исповедь души. |
27 | | Мастерство исполнителя. |
| | «О России петь — что стремиться в храм» -3ч |
28 | | Праздников праздник, торжество из торжеств. |
29 | | Светлый праздник |
30 | | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий |
| | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -1ч |
31 | | Праздники русского народа. Троицын день |
| | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -3ч |
32 | | Музыкальные инструменты |
33 | | Музыкальный сказочник |
34 | | Рассвет на Москве-реке |