СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа НОУ Секции "Юные химики"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа НОУ секции «Юные химики » направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, способствует интеллектуальному развитию школьников. Тематика секции позволит стимулировать развитие познавательного интереса учащихся, способствовать формированию умений работать со специальной литературой, приобретению навыков продуктивной работы в группах, развивать творческие способности школьников. Темы занятий нацеливают на овладение законами химии,  на приобретение практических умений и навыков проведения химического анализа, способствуют формированию у учащихся  научной картины мира.

В основу программы положена методика организации проектной деятельности учащихся (методическое пособие "Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии"- авторы О.С. Аранская, И.В.Бурая; Издательский центр "Вентана-Граф", Москва, 2005) .

Содержание секции «Юные химики » обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: беседы, лекции, эксперимента, обсуждение докладов, выпуск тематических стенгазет, оформление стендов. Занятия важно строить с опорой на знания курсов:  химии  экологии и биологии

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности

Задачи курса;

-углублять и расширять знания в области химии;

-развивать познавательный интерес к химии, приобщать учащихся к самостоятельному поиску;

-способствовать решению задач экологического воспитания;

-раскрыть перед учащимися вклад химии в научную картину мира, связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;

воспитание сознательного отношения к труду;

научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научно­го исследования и в соответствии с ними выполнять работу; приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы; научить культуре работы с архивными публици­стическими материалами; научить продуманной аргументации и культуре рассуждения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа НОУ Секции "Юные химики"»



Рабочая программа

НОУ «Секции «юные химики»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с. Горькая Балка Советского района»






Программа составлена на основе:

методического пособия" Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии"- авторы О.С. Аранская, И.В.Бурая; Издательский центр " Вентана-Граф", Москва, 2005) .












Учитель Гребенёва Р.Н.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа призвана воспитывать деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе. Решение этой задачи в развитии у учащихся самостоятельности и интеллектуальной активности, в   рациональном сочетании теоретических знаний и их практического применения. В связи с этим необходимо организовывать исследовательскую деятельность учащихся с обязательной презентацией результатов.

Программа НОУ секции «Юные химики » направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, способствует интеллектуальному развитию школьников. Тематика секции позволит стимулировать развитие познавательного интереса учащихся, способствовать формированию умений работать со специальной литературой, приобретению навыков продуктивной работы в группах, развивать творческие способности школьников. Темы занятий нацеливают на овладение законами химии,  на приобретение практических умений и навыков проведения химического анализа, способствуют формированию у учащихся  научной картины мира.

В основу программы положена методика организации проектной деятельности учащихся (методическое пособие "Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии"- авторы О.С. Аранская, И.В.Бурая; Издательский центр "Вентана-Граф", Москва, 2005) .

Содержание секции «Юные химики » обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: беседы, лекции, эксперимента, обсуждение докладов, выпуск тематических стенгазет, оформление стендов. Занятия важно строить с опорой на знания курсов: химии  экологии и биологии

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности

Задачи курса;

-углублять и расширять знания в области химии;

-развивать познавательный интерес к химии, приобщать учащихся к самостоятельному поиску;

-способствовать решению задач экологического воспитания;

-раскрыть перед учащимися вклад химии в научную картину мира, связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;

воспитание сознательного отношения к труду;

научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научно­го исследования и в соответствии с ними выполнять работу; приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы; научить культуре работы с архивными публици­стическими материалами; научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать: основы методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь: формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы определять цель и задачи исследовательской и проектной работы. Работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать.

Оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; проводить измерения с помощью различных приборов; выполнять инструкции по технике безопасности; оформлять результаты исследования. Проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты.

Содержание курса базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

• Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

• Формирование знаний о структуре, содержании, этапах, методах исследовательской и проектной работ.

• Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы (9-й класс) или проекта.

Итоговая аттестация включает в себя:

• защиту темы исследования (проекта);

• обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;

предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ,

Форма итоговой аттестации — зачет.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
• круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;

• предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;

• защита завершенных проектов и исследовательских работ;

• итоговая конференция НОУ.

Содержание программы.

1. Введение (2ч). Вводное занятие. Химия вокруг нас. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Правила работы в химической лаборатории и охрана труда. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками. Техника демонстрации опытов (на примере занимательных опытов).

2. Методы лабораторных исследований. (3 ч)

Техника лабораторных работ. Марки химических реактивов. Дистиллированная вода и её свойства. Химическая посуда, её мытьё и сушка. Весы и взвешивание. Измельчение твёрдых веществ. Растворение и растворы. Фильтрование растворов. Способы очистки жидких, твёрдых и газообразных веществ

Практическая работа№1 .Получение гидроксида хрома (3)и изучение его свойств (Выполнение типовых химических операций, обращение с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами, очистка и определение физических констант веществ).

Практическая работа№2 Получение комклесных соединений меди и изучение их свойств (Выполнение типовых химических операций, обращение с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами, очистка и определение физических констант веществ)  

3. Этапы работы над научным исследованием.(3 ч).  Виды исследовательских работ. Форма исследовательской работы. Структура исследовательской работы Структура проекта, Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи проекта, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа №3 Формулирование темы проекта, определение актуальности темы, проблемы. Лабораторный эксперимент. Качественные реакции на катионы щелочных металлов лития натрия, калия (по цвету пламени)
Практическая работа № 4. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Лабораторный эксперимент. Качественные реакции на катионы щелочноземельных металлов кальция бария стронция (по цвету пламени)
  4. Способы получения и переработки информации (4ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа № 5. Использование каталогов и поисковых программ (экскурсия в библиотеку).
Практическая работа №6. Исследование качественного состава хлорида калия иодида калия, бромида калия
5. Исследовательская работа (15ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки.

Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы. Графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа №7. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 8. 9,10,11.12,13,14.Работа над основной частью исследования.
6.Оформление результатов научного исследования.(5ч)

Требования к содержанию отчёта о проведённом исследовании. Элементы письменного отчёта о проведённой научно-исследовательской работе (тема исследования, актуальность выбора темы исследования, объект и предмет)

Практическая работа №15,16 подготовка авторской работы исследования, (цели, и задачи исследования, гипотеза, теоретическая и прикладная ценность полученных результатов, указание на методы исследования, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, выводы и рекомендации)


Практическая работа №17,18,Создание компьютерной презентации.
 7. Публичное выступление (2ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
8. Итоговая конференция .(2ч)
Итоговый контроль качества усвоения материала
Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:
Виды групповых и индивидуальных проектов:
• практико-ориентированный;
• исследовательский;
• информационный;
• творческий;
• ролевой.

Формы продуктов проектной деятельности:
• веб-сайт в Интернете.
• Видеофильм.
• Выставка.
• Газета.
• Законопроект.
• Фоторепортаж,
• статья.
• Справочник.
• Буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух творческих работ в 9 классе представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

• качественно выполненное по собственной инициативе задание;

• использование Интернет ресурсов;

• инициативная публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Кол – ва часов



теория

практика

1.

Вводное занятие. Химия вокруг нас.

2

 

2.

Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ.

1

3.

Этапы работы над научным исследованием

2

1

4.

Способы получения и переработки информации

2

5.

Исследовательская работа

8

6.

Оформление результатов научного исследования

2

3

7.

Публичное выступление

1

1

8.

Итоговая конференция

2



Всего

20

14

Рекомендуемая литература
1.Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.
2. Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
4. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.

5. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.
7. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.
Использование каталогов и поисковых систем
Российские каталоги:
http: // www.kinder.ru — Каталог детских ресурсов Рунета.
http: //www.potal.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование».
http: //school.holm.ru — Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
Поисковые системы http: // www. Rambler.ru  ,http: //www.yandex.ru 
Календарно –тематическое планирование


Тема занятия

Теория

Практика

Дата

1.

 Значение химии в познании окружающего мира.

1



2.

Правила безопасной работы в химической лаборатории

1



3.

Техника лабораторных работ.

1



4.

Способы очистки химических веществ

1



5

Практическая работа №1.Получение гидроксида хрома (3)и изучение его свойств


1


6.

Практическая работа № 2.Получение комклесных соединений меди и изучение их свойств.


1


7.

Виды и формы исследовательских работ.

1



8.

Тема, цель, задачи проекта, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

1



9.

Практическая работа № 3.Формулирование темы проекта, определение актуальность. Лабораторный эксперимент. Качественные реакции на катионы щелочных металлов лития натрия, калия (по цвету пламени).


1


10

Практическая работа № 4.Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Лабораторный эксперимент. Качественные реакции на катионы щелочноземельных металлов кальция бария стронция (по цвету пламени).


1


11

Виды источников информации, оформления цитат. Рецензия, отзыв.

1



12

Составление плана информационного текста

1



13

Конспект, правила конспектирования. Цитирование

1



14

Рецензия, отзыв.




15

Практическая работа № 5 Использование каталогов и поисковых программ


1


16

Практическая работа№6

Исследование качественного состава хлорида калия, иодида калия, бромида калия.


1


17

Практическая работа №7. Работа над введением научного исследования.


1


18

Практическая работа № 8.Работа над основной частью исследования.


1


19

Практическая работа №  9.Работа над основной частью исследования


1


20

Практическая работа№10.Работа над основной частью исследования.


1


21

Практическая работа № 11.Работа над основной частью исследования.


1


22

Практическая работа 12.Работа над основной частью исследования


1


23

Практическая работа № 13.Работа над основной частью исследования


1


24

Практическая рабо№14.Работа над основной частью исследования.


1


25

Требования к содержанию отчёта о проведённом исследовании.




26

Элементы письменного отчёта.




27

Практическая работа №15. Подготовка авторской работы исследования.


1


28

Практическая работа №16. Подготовка авторской работы исследования.


1


29

Практическая работа№17.Создание компьютерной презентации.


1


30

Практическая работа №18.Создание компьютерной презентации.


1


31

Публичное выступление.


1


32

Публичное выступление.


1


33

Итоговая конференция.


1


34

Итоговая конференция.


1



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!