СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Биология" рекомендованной ФГАУ «ФИРО»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание курса биологии  10-11 класса, (профильный уровень), посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.Согласно действующему Базисному учебному плану образовательная  программа для 10 -11 класса предусматривает обучение биологии  в объеме 1 часа в неделю – 36 часов  + 18 часов на самостоятельные работы. Данная программа рекомендована для обучающихся технического профиля. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Биология" рекомендованной ФГАУ «ФИРО»»


ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ








УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

Е.А. Терентьева_________

«_____»__________2016г






Рабочая программа


Общеобразовательной учебной дисциплины:

«БИОЛОГИЯ»


Профильный уровень



Код/специальность:

09.02.02 «Компьютерные сети»;

10.02.01 «Организация и технология защиты информации»;

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;









Томск

2016 год





Одобрена

предметной (цикловой)

комиссией

Общеобразовательных

дисциплин

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (пр. Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол №3 от 21.07.2015г.)

Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования

___________________________

код, наименование профессии/специальности



09.02.02 «Компьютерные сети»;

10.02.01 «Организация и технология защиты информации»;

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»



Протокол №__________

от «____»_________20___г.


Председатель предметной (цикловой) комиссии

__________/_________________

подпись ФИО

Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе

__________/_________________

подпись ФИО





Составитель (автор): Акобян Люсине Артемовна, преподаватель первой категории ОГБПОУ «ТомИнТех»







Рецензенты: ____________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ




СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ


1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………….4

1.1 Область применения программы…………………………………………………..…………...4



1.2 Общая характеристика учебной дисциплины «Биология»………………………………. ….5


1.3 Место учебной дисциплины в учебном плане 7


1.4 Результаты освоения учебной дисциплины 7


1.5 Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы общеобразовательной дисциплины…………………………………………………………………………………………..9


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….10


2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы……………..10


2.2 Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

«Биология» ..12


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………..…....22


4.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «бИОЛОГИЯ»….......................................................................................................22


4.2 Рекомендуемая литература …………………………………………………………………..23


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………...……..25














1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназна­чена для изучения биологии в ОГБПОУ «ТомИнТех», реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальностям09.02.02 «Компьютерные сети», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», 10.02.01 «Организация и технология защиты информации» .

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци­плины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Ор­ганизм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных пред­ставлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биоло­гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ­ностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходи­мости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю­дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил по В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена ППССЗ.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» включает в себя содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям:

• 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

• 10.02.01 «Организация и технология защиты информации»;

• 09.02.02 «Компьютерные сети».

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования по данным специальностям.


1.2. Общая характеристика учебной дисциплины Биология


Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях орга­низации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития орга­низмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ве­дущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к реше­нию важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» учитываются особенности технического профиля профессионального образования и ее содержание базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении специальностей СПО технического про­филя образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т. п.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро­сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучаю­щихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и ис­пользовать информацию из различных источников.

Для организации внеурочной самостоятельной работы обучающихся овладевающих специальностями технического профиля профессионального образования представлен перечнем рефератов, докладов, индивидуальных проектов.

В процессе изучения Биологии формируется информационная компетентность обучающихся, поэтому при организации самостоятельной работы акцентируется внимание обучающихся на поиски информации в средствах массмедиа, интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим управлением и предоставлением результата.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования по специальностям 09.02.02 «Компьютерные сети», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», 10.02.01 «Организация и технология защиты информации».


1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Биология» относится к общеобразовательному циклу учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по специальностям Технического профиля.

В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Биология» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 10.02.01 «Организация и технология защиты информации», 09.02.02 «Компьютерные сети».

Учебный план для данных специальностей отводит 54 часа для обязательного изучения биологии на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. Из них 36 часов аудиторной нагрузки и 18 часов самостоятельной работы, которая используется для выполнения домашней работы, выполнения рефератов, решения генетических задач повышенной сложности для углубленного изучения и т.д.


1.4. Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины –

Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение обучающими следующих результатов:

личностных:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.



1.5. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:

максимальная учебная нагрузка – 54 часов;

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36часов;

внеаудиторная самостоятельная работа – 18 часов,

в том числе на выполнение индивидуального проекта -5 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


Лабораторные занятия

2

практические занятия

14

контрольные работы


Индивидуальный проект


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


самостоятельная работа над индивидуальным (проектом)

5

- реферат

- доклад

- сравнительная таблица

- практическая работа

- кроссворд

13

Итоговая аттестация в форме диф.зачета




Примерные темы рефератов по биологии

• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

• Драматические страницы в истории развития генетики.

• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессио­нального образования.

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосисте­ма, биосфера.

Царства живой природы.

1

1

Раздел 1.

Учение о клетке

7


Тема 1.1.

Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

1

1

Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовить сообщение о великих ученых – цитологах;

- составить сравнительную таблицу по теме «Химическая организация клетки».

2


Тема. 1.2.

Строение и функции клетки.

1

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

1

2

Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2


Тема. 1.3.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

1

2

Раздел 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

4


Тема 2.1.

Размножение организмов

Содержание учебного материала

2

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма

1

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

2

2

2

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.



Раздел 3.

Основы генетики и селекции

12


Тема 3.1.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

Содержание учебного материала

2

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2

Практическая работа №1. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

2


Практическая работа №2. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение по теме «Генетика: история развития, современное развитие»

2


Тема 3.2.

Закономерности изменчивости

1

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Домашняя практическая работа «Построение вариационной кривой. Составление родословной»

2


Тема 3. 3.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

1

2

Раздел 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

10


Тема 4.1.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

Содержание учебного материала

2

1

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Составить кроссворд по теме: Эволюционное учение»

2



Тема 4.2.

Микроэволюция и макроэволюция.

1

Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие вилы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

2

Практическая работа №3. Тема Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

2


Практическая работа №4. Тема: Приспособления организмов к разным средам обитания.

2


Раздел 5.

Происхождение человека.

5


Тема 5.1. Антропогенез.

1

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить сравнительную таблицу по теме: «Развитие органического мира»

2


Тема 5.2. Человеческие расы.

2

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

1


Раздел 6.

Основы экологии.

9


Тема 6.1.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агросистемы и урбоэкосистемы.

Практическая работа №5 Тема: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Практическая работа №6 Тема: «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

2

2

Тема 6.2.

Биосфера

1

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

2

2

2

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Практическая работа №7 Тема: «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение об Экологических кризисах и экологических катастрофах. Предотвращение их возникновения.

3


Раздел 7.

Бионика

1


Тема 7.1.

Бионика как одно из направление биологии и кибернетики

1

Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

1

2

Индивидуальный проект

5

3

Всего:

54




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

Получение представления о роли органических

и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клетокрастений.

Сравнение строения клеток растений и животных поготовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения

среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

Развитие мета предметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым.

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
























Анализ и оценка различных гипотез происхождения

жизни.

Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-

воздушной, почвенной)

История развития эволюционных идей






















Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей

К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание

роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Развитие способности ясно и точно излагать свои

мысли, логически обосновывать свою точку зрения,

воспринимать и анализировать мнения собеседников,

признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями,

подбор примеров того, что популяция структурная

единица вида и эволюции.

Ознакомление с движущимися силами эволюции

и ее доказательствами.

Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс

и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов,

доказывая их родство.

Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

Умение строить яростность растительного сообщества пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ Агро экосистемы и урбоэкосистемы.

Описание антропогенных изменений в естественных риродных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь Агро экосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная экосистема

Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

Умение определять воздействие производственной

деятельности на окружающую среду в области своей

будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для

достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации

самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе,

бережному отношению к биологическим объектам

(растениям, животным и их сообществам) и их охране

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве




4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Освоение программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие в профессиональной образо­вательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся сво­бодный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятель­ности.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо­вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи­рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Биология» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю­щихся ученых-биологов и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Биология», рекомендованные или допущенные для ис­пользования в профессиональных образовательных организациях, реализующих об­разовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на­учной, научно-популярной и другой литературой по математике.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты должны получить возмож­ность доступа к электронным учебным материалам по математике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).



4.2. Рекомендуемая литература

Для студентов:

1. БеляевД.К., Дымщиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).10 класс.-М.,2014

Константинов В.М.Общая биология. Учебник для студентов СПО./В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева – М.;»Академия»2014

2.Ионцева А.Ю.Биология.Весь школьный курс в схемах и таблицах.-М.,2014

3.Петелин А.Л.Естествознание.Учебное пособие для студентов СПО/А.Л.Петелин, Т.Н.Гаева, А.Л.Бреннер – М.;»Форум».2014

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.

  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Для преподавателя:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об­разования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. Биология:в 2 т./под реда.Н.В.Ярыгина.-М.,2010

  6. Биология:руководство к практическим занятиям/под ред.В.В.Маркиной.-М.,2010


Интернет-ресурсы


1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

  1. window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).


www. vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).


www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).


www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).


www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-танного в Московском государственном открытом университете).


www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).


www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).


www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).


www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).



5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (предметные)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностные

-сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

-демонстрация сформированности представлений о биологии;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- демонстрация понимания значимости биологии для научно-технического прогресса, сформированности отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития биологии, эволюцией биологических идей;




Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

-способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;



– демонстрация способности логического мышления, критичности мышления, пространственного воображения

– самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

– умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы.









Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

−владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

демонстрация способности логического мышления, критичности мышления, пространственного воображения

– самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

– умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

-способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;


демонстрация способности самостоятельно использовать знания для постановки учебных задач;

– демонстрация способности самостоятельно формулировать гипотезы, обобщения, выводы изучения различных сторон биологических объектов, явлений и процессов;

– уметь анализировать и синтезировать биологическую информацию;

– умение систематизировать и выявлять причинно-следственные связи;

– демонстрация интереса к будущей профессии;


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

-готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

умение планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов;

– умение определять различные средства необходимые для решения практических задач


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

-обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской

и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;


Умение работать со специализированным оборудованием.

Проведение лабораторных и практических занятий.

-способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач


Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

-готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;


Демонстрировать основные приемы первой помощи;

Наблюдение за ролью обучающегося в группе;

Метопредметные


-осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;


– демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– использование различных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для решения практических задач;

– использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Лабораторно-практические занятия

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

−повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;


Демонстрация способностей, умение вести диалог

Лабораторно-практические занятия

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

-способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;


- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе;

-способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;


– демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– использование различных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для решения практических задач;

– использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Лабораторно-практические занятия

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

-умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;


– умение планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов;

– умение определять различные средства необходимые для решения практических задач


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

-способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;


– демонстрация способности умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

– умение представлять информацию в виде доклада, презентации, реферата;

Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

-способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;


Использование различных методов познания для решения практических задач

Лабораторно-практические занятия

-способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);


- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Предметные


-сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;


Умение применять биологический аппарат для решения компетентностных задач; применение биологического языка для описания явлений в жизни.

Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль:

- тестирование,

- оценка на экзамене.

-владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;


Обобщить знания о понятие параллельного переноса в пространстве, параллельной проекции и свойствах параллельного проектирования; отработать навыки изображения пространственных фигур на плоскости;

Текущий контроль:

- тестирование;

- математический диктант

Итоговый контроль:

- тестирование;

- вопросы на коллоквиуме;

- оценка на экзамене

-владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;


Выполнение решения по алгоритму, анализ выполнения задания, правильность оформления решения и ответов.


Текущий контроль:

- тестирование;

- математический диктант

Итоговый контроль:

- тестирование;

- вопросы на коллоквиуме;

- оценка на экзамене

-сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


Отработать навыки решения задач на нахождения площади поверхности пространственных фигур; ввести формулы для вычисления площадей поверхности шара и его частей; отработать навыки решения задач на нахождения площади поверхности пространственных фигур, отработка навыков решения практических задач.

Текущий контроль:

- тестирование;

- математический диктант;

- презентации;

- рефераты.

Итоговый контроль:

- тестирование;

- вопросы на уроке;

- оценка на экзамене

-сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Иметь четкую позицию, собственное мнение к биологическим объектам

Текущий контроль:

- тестирование;

- математический диктант;

- решение ситуационных задач;

- рефераты;

- презентации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!