ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «обществознание» разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год, Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. – М.: Дрофа, 2007., Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-9 кл.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2013, а так же в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1».
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2009.
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 6 класс. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Настоящий календарно- тематический план учитывает общеобразовательный уровень подготовленности по предмету «обществознание» учащихся 9 класса, ОУУН учащихся, их интересы и склонности.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с кластерами, ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.
Формы работы с учащимися: комбинированный урок, урок – беседа, урок – лекция, урок – практикум, «круглый стол», обобщающий урок.
Учебно-тематический план
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
-
| Политическая сфера | 10 | 10 |
-
| Человек и его права | 12 | 12 |
-
| Духовная сфера | 11 | 11 |
-
| Повторение и обобщение | 1 | 1 |
-
| Резерв | 1 | 1 |
-
| Итог | 34 | 34 |
Количество контрольных работ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Рабочая программа | Контрольные работы |
1 | Политическая сфера | 10 | 1 |
-
| Человек и его права | 12 | 1 |
-
| Духовная сфера | 11 | 1 |
-
| Повторение и обобщение | 1 | |
-
| Резерв | 1 | |
-
| Итог | 34 | 3 |
Содержание учебного курса
РАЗДЕЛ IV. Политическая сфера
Политическая сфера общества — это сцена, на которой заглавные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом.
Сущность и происхождение государства, виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, наконец, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Они касаются не только элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу.
При изучении политической сферы общества необходимо ответить на следующие вопросы:
Что такое государство, политические партии, власть, закон и право?
Как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как поддерживают правопорядок?
Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе, кто совершает преступления и кто с ними борется?
Опорные понятия и термины: влияние, сила, власть, авторитет, государство, политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, однонациональное и многонациональное государство, формы правления, парламентская и президентская республика, авторитаризм, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданское общество, гражданство, правовое государство, парламент, выборы, электорат, политическая партия, партийная система, политическая программа.
Тема 25. Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Тема 26. Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Тема 27. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Тема 28. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Тема 29. Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Тема 30. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Тема 31. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Тема 32. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Повторение. Политическая жизнь современной России: общее и особенное.
РАЗДЕЛ V. Человек и его права.
В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми ежедневно сталкивается каждый гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право — такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и касаются каждого из нас. Поэтому особое внимание в разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку. Кроме того, раскрываются, понятие права, нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства, основы конституционного строя Российской Федерации, ее субъекты, права человека, всеобщая декларация прав человека и международное гуманитарное право, права ребенка, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, административный проступок, действие правоохранительных органов.
Опорные понятия и термины: конституция, закон, права человека, гражданские права, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.
Тема 33. Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Тема 34. Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Тема 35. Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Тема 36. Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 37. Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Тема 38. Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Повторение. Права и обязанности подростка.
РАЗДЕЛ VI. Духовная сфера.
Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование. Понятие культуры имеет широкое и узкое толкование, при широком культура равна по объему духовной сфере общества, а при узком она — ее часть. Оба толкования правильные и одинаково широко применяются в литературе. В этом разделе будут освещены культура, религия, искусство и образование. Когда мы анализируем процесс создания духовных ценностей, то неизменно отвечаем на такие вопросы:
1.Что именно создается из культурных ценностей: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?
Как создаются и распространяются культурные произведения?
Кто выступает создателем произведений искусства, слушателем, зрителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?
Опорные понятия и термины: культура, искусство, наука, образование, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии, обычаи, традиции, мода, церемония, ритуал, обряд, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная субкультура, христианство, ислам, буддизм, культ предков, художественное творчество, изящные искусства, школа, институт, университет, академия.
Тема 39. Сущность и строение человеческой культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Тема 40. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Тема 41. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Тема 42. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Тема 43. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Тема 44. Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 45. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям.
Итоговое занятие.
Список учебно-методической литературы
Репин А.В. Обществознание 8 класс. Проверочная работы.- Саратов: Лицей, 2008
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. - М.: Русское слово, 2007
«Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».
УМК «Обществознание 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
Интернет-ресурсы.
Нормативные документы:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Форма организации урока | Требования к уровню подготовки (знать/уметь) | Формы контроля | Дата проведения урока | Д/з |
План. | Факт. |
Политическая сфера – 10 ч. |
1 | Политика и ее роль в жизни общества | Урок изучения нового материала | Коллективная беседа | Уметь: Высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения. Знать: сущность политики, политические организации, политическая деятельность | Опрос, Таблица | | | |
2 | Власть | Урок формирования знаний | Беседа | Уметь: Анализировать взаимоотношения людей в политической сфере общества формы проявления влияния в обществе власть и ее виды | Индивидуальные задания | | |
§1 |
3 | Государство | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: Анализировать монополии государства, оперировать понятиями и терминами государство как элемент политической системы общества Знать: основные признаки государства функции государства теории происхождения государств | Развернутый ответ | | | §2 |
4 | Национально-государственное устройство | Комбинированный урок | Беседа | Уметь: Объяснять процесс создания централиз. гос-ва, пояснять причины и особенности распада национальных гос-ств; анализировать гос-ва с точки зрения формы правления; анал-ть разновидности пол. режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности Знать: основные тенденции нац. взаимоотношений в мире, распад нац. Государств, основные признаки демократии | Таблица Словарный диктант | | | §3 |
5 | Формы правления | Комбинированный урок | | Уметь: анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности Знать: основные признаки демократии Монархическая, республиканская форма правления демократические и недемократические режимы | Презентация групповой работы | | | §4, 5 |
6 | Гражданское общество и правовое государство | Комбинированный урок | Коллективная Беседа | Уметь: Анализировать взаимоотношения государства и общества гражданское общество Знать: гражданство, Гражданское общество, правовое государство и его признаки, тоталитаризм | Опрос | | | §6 |
7 | Голосование, выборы, референдум | Комбинированный урок | Практикум | Знать: Элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества Уметь: объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения основные формы участия граждан в политической жизни страны Знать: опасность политического экстремизма. Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избир. Права | Таблица Тест Защита проектов | | | §7 |
8 | Политические партии и движения | Комбинированный урок | Беседа | Уметь: Анализ. любых политических партий и определение их по классификации Знать: политическая партия и ее основные признаки, функции и основные подходы к классификации партий | Опрос | | | §8 |
9 | Местное самоуправление | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Практическая работа | Знать: Различия между местным самоуправлением и государственным управлением; понятие «местное самоуправление» Уметь: объяснять пользу местного самоуправления для общества | Таблица Словарный диктант Презентация групповой работы | | | §8 повторить |
10 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | Урок контроля и коррекции знаний | Зачет | Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» | Таблица Тест | | | |
Человек и его права- 12 ч. |
11 | Право, его роль в жизни общества и государства | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: Анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения, определять, нормами каких отраслей права регулируются определенные жизненные ситуации Знать: социальные нормы и их видовое многообразие, право и правовая норма, система права | Обмен мнениями по теме «Роль права» | | | §9 |
12 | Конституция – основной закон государства | Урок формирования знаний | Беседа | Уметь: Раскрывать взаимоотношения органов государственной власти и граждан, работать с документами, Знать: структура Конституции, основы Конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ, органы государственной власти РФ | Опрос | | | §11 |
13 | Права и свободы человека и гражданина в России | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция | Уметь: Разъяснять сущность правового статуса личности, объяснять, как реализуются их права и обязанности в конкретных жизненных ситуациях, работать с документами правовой статус гражданина Знать: права и свободы человека и гражданина, их гарантии, конституционные обязанности гражданина, правовой статус гражданина РФ, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | Развернутый ответ | | | § 11 повторить |
14 | Право и имущественные отношения | Урок формирования и совершенствования знаний | Практическая работа | Уметь: Элементарные умения правового поведения в гражданских правоотношениях, защите своих интересов Знать: гражданское право, право собственности, сделки и договора, правоспособность и дееспособность лица, защита имущественных прав Знать: Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности | Таблица Словарный диктант | | | § 12 |
15 | Потребитель и его права | Урок совершенствования знаний умений и навыков | | Уметь: Элементарные умения защиты своих прав в этой области Знать: потребитель и его основные права, защита прав потребителя | Презентация групповой работы | | | §13 |
16 | Труд и право | Комбинированный урок | Лекция | Уметь: Анализировать трудовые отношения, решать трудовые споры трудовое право Знать: трудовой контракт, условия расторжения трудовых отношений, рабочее время и время отдыха, трудоустройство несовершеннолетних Знать: Особенности трудовых правоотношений | Опрос Таблица Тест Защита проектов | | | §14 |
17 | Семья и право. Права ребенка | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: реализовывать и защищать свои права, оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права Знать: правовое регулирование семейных отношений, права и обязанности родителей и детей, права ребенка и их защита Знать: Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних | Опрос | | | §15 |
18 | Правоотношения | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: Характеризовать виды административных взысканий понятие правоотношений Знать: признаки и виды правонарушений, Признаки правоотношений, структура правоотношений | Опрос | | | §15 повторить |
19 | Юридическая ответственность | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция | Уметь: Различать виды юридической ответственности, правоспособность и дееспособность Знать: основные виды юридической ответственности, административные правоотношения, правонарушения и наказания юридический факт, события и действия | Развернутый ответ | | | Выучить записи в тетради |
20 | Отклоняющееся поведение | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция | Уметь: Определять социальную значимость здорового образа жизни. Понимать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Знать: типы девиантного поведения, деликвентное и конформистское поведение | Таблица Словарный диктант | | | §16 |
21 | Уголовное право | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция | Уметь: Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное. Знать: преступлением основные понятия и институты уголовного права | | | | § 16 повторить |
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и его права» | Урок контроля и коррекции знаний | Зачет | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам | Практическое занятие с разными формами работы | | | Повторить изученный курс |
Духовная сфера - 10 ч. |
23 | Что такое культура? | Урок формирования знаний | Беседа | Уметь: Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного. Знать: Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс. | Таблица Словарный диктант | | | §17 |
24 | Культурные нормы | Урок формирования знаний | Беседа | Уметь: Анализировать культурные нормы, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе. Знать: Культурные нормы и чем они определяются, привычки и их роль в жизни человека, Манеры как внешние формы поведения людей, Обычаи и традиции | Презентация групповой работы | | | §18 |
25 | Формы культуры | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция | Уметь: Анализировать формы культуры, контркультуру Знать: Элитарная культура, Народная культура и ее особенности, Массовая культура, Субкультура; молодежная культура, Контркультура | Опрос Таблица Тест Защита проектов | | | §19 |
26 | Религия | Комбинированный урок | Беседа | Уметь: Выявлять общие черты мировых религий, определять, какие пережитки архаичных религий существуют в современной жизни Знать: Религия в жизни общества, Архаичные религии, Мировые религии | Опрос | | | §20 |
27 | Искусство | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Знать: Искусство в жизни общества, Субъекты художественной культуры, Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры | Опрос | | | §21 |
28 | Образование | Комбинированный урок | Лекция | Уметь: Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Знать: Система образования РФ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка Знать: Системы образования в истории | Развернутый ответ | | | §22 |
29 | Наука | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: Осознанно выбирать высшую школу для продолжения учебы Знать: Роль науки в жизни общества, Учреждения науки: институты, университеты, академии | Таблица Словарный диктант | | | §23 |
30 | Личность | Урок формирования знаний | Лекция | Уметь: Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Знать: Свобода и ответственность, Социальные ценности и нормы | Обмен мнениями по теме «Личность и ответственность» | | | Творческие задания |
31 | Мораль | Урок формирования и совершенствования знаний | Беседа | Уметь: Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Знать: Мораль, Патриотизм и гражданственность, Свобода совести | Опрос | | | Творческие задания |
32 | Семья | Комбинированный урок | Лекция | Уметь: Описывать жизненный цикл семьи, анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтной ситуации Знать: что такое семья, жизненный цикл семьи, распад семьи, отношения между поколениями | Развернутый ответ | | | Творческие задания |
33 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера» | Урок контроля и коррекции знаний | Зачет | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам | Практическое занятие с разными формами работы | | | |
Итоговое повторение и обобщение – 1 ч. |
34 | Повторительно-обобщающий урок по курсу ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс | Урок обобщения и систематизации знаний | | | | | | |
Требования к уровню подготовки учеников,
успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.