Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Губернский колледж»
«Согласовано» «Утверждаю»
1-ый заместитель директора Директор ГАПОУ МО
____________Т.Ю. Лебедева «Губернский колледж»
____________ А.И. Лысиков «__» _______________ 20___г. «__»______________ 20___г
Рассмотрено на заседании
ПЦК общественных дисциплин
протокол № __ от _________ 20__г.
Председатель _____________ Т.А. Светлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОПРИВОД»
«общепрофессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Серпухов
2017 г.
Составитель: Тимофеев А.В., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Содержательная экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОПРИВОД» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной
дисциплины «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОПРИВОД» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России № 975 от «11» августа 2014 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основ-
ной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации РАБЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электрические машины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в среднем профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области автоматизации технологических процессов и производств.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП.10
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;
знать:
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 18 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
внеаудиторная самостоятельная работа | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электрические машины и электропривод»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Общие сведение об электрических машинах и трансформаторах. Основные законы электромеханики, на которых базируется теория электрических машин. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Раздел 1. Трансформаторы | | 24 |
Тема 1.1. Силовые трансформаторы. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Назначение, область применения, принцип действия, устройство и классификация трансформаторов. Уравнение электродвижущих сил, магнитодвижущих сил, токов, потери и КПД трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания, изменение вторичного напряжения. Трехфазные трансформаторы, многообмоточные трансформаторы, автотрансформаторы, трансформаторы для блоков питания аппаратуры. |
Лабораторная работа№1 «Исследование однофазного силового трансформатора» | 2 | |
Лабораторная работа№2 «Определение характеристик однофазного силового трансформатора» | 2 |
Практическая работа № 1. « Расчет и выбор силового трансформатора» | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 8 |
Раздел 2. Асинхронные машины | | 33 |
Тема 2.1 Трёхфазные асинхронные двигатели | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Область применения асинхронных двигателей, принцип работы трехфазного двигателя, устройство, маркировка, основы теории, потери и КПД, электромагнитный момент. Пуск в ход асинхронного двигателя. Проблемы и способы пуска двигателей. Механическая характеристика асинхронного двигателя, ее изменение в зависимости от напряжения сети и активного сопротивления в цепи ротора. Рабочие характеристики асинхронного двигателя, пусковые свойства, регулирование скорости вращения. |
Лабораторная работа№3 «Исследование трехфазного асинхронного двигателя.» | 2 | |
Лабораторная работа№4 Определение начал и концов обмотки статора трёхфазного асинхронного двигателя | 2 |
Лабораторная работа№5 «Регулирование частоты вращения трехфазного асинхронного двигателя | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 9 |
Тема 2.2 Однофазные асинхронные двигатели | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Принцип работы однофазного асинхронного двигателя, пуск однофазного асинхронного двигателя. Конденсаторные асинхронные двигатели, однофазные асинхронные двигатели с экранированными полюсами. Включение трехфазного двигателя в однофазную сеть. |
Лабораторная работа № 6 Исследование однофазного конденсаторного асинхронного двигателя. | 2 | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 2 |
Раздел 3. Синхронные машины | | 9 |
Тема.3.1. Синхронные двигатели | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
Принцип действия, конструкция синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением. Особенности запуска, потери и КПД, электромагнитный момент синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением. Синхронные двигатели с постоянными магнитами. Синхронный реактивный двигатель, гистерезисный двигатель, шаговый двигатель. |
Лабораторная работа №7 «Исследование синхронного реактивного двигателя». | 2 | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 3 |
Раздел 4. Машины постоянного тока | | 21 |
Тема 4.1 Коллекторные машины | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Назначение, области применения, конструкция и принцип действия коллекторных машин. Обмотки машин постоянного тока. ЭДС обмотки якоря. Электромагнитный момент. Магнитное поле машины постоянного тока при холостом ходе и при нагрузке. Реакция якоря. Коммутация в машинах постоянного тока. Способы улучшения коммутации. Характеристики генераторов при различных способах возбуждения. Основные уравнения двигателей. Характеристики двигателей. Способы пуска и регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока. Универсальные коллекторные двигатели. |
Лабораторная работа №8 «Исследование двигателя постоянного тока». | 2 | |
Лабораторная работа №9 «Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока» | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 6 |
Тема.4.2 Безколлекторные машины | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Назначение, области применения, конструкция и принцип действия безколлекторных машин постоянного тока. Датчик положения ротора, коммутатор обмоток. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 1 |
Раздел 5. Электропривод для систем автоматического управления | | 27 |
Тема 5.1. Основы электропривода | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
Основные понятия об электроприводах, его элементы и классификация. Уравнение движения электропривода. Нагревание и номинальные режимы работы электродвигателей. Выбор электродвигателей. |
Лабораторные работы | - | |
Практическая работа № 2 Выбор электродвигателя. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение и конспектирование материала по заданию преподавателя | 3 |
Тема 5.2. Схемы типовых электроприводов | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
Схемы типового релейно-контактного и бесконтактного электропривода для двигателей постоянного и переменного тока. Общие сведения об электроприводах с частотным управлением. |
Лабораторная работа №10 «Сборка и испытание схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с помощью магнитных пускателей». | 2 | |
Лабораторная работа №11 «Сборка и испытание схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с помощью реверсивного магнитного пускателя». | 2 |
Лабораторная работа №12 «Сборка и испытание схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с автоматическими блокировками». | 2 |
Практическая работа №3 «Выбор преобразователя частоты» | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: вычерчивание схем электроприводов. | 6 |
Всего: | | 117 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии лаборатория «Электрические машины»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Электрические машины»;
- образцы деталей электрических машин;
-лабораторные стенды, измерительные приборы.
Технические средства обучения:
ноутбук, проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. М.М. Кацман «Электрические машины» - М.: Академия. 2008 г.
2. М.М. Кацман «Электрические машины»-М.: Академия 2005 г.
Дополнительная литература:
1 М.М.. Кацман «Электронный привод» - М.: Академия2005г
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы
1. Лекции по электрическим машинам
http://www.twirpx.com/files/tek/emachines/lectures/
2. Электрические машины - Конспекты лекций
http://student-5.ucoz.net/load/konspekty_lekcij/ehlektricheskie_mashiny/69
3. Электрические машины справочник. Лекции электрических машин
http://favorit-grand.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации; | Выполнение и защита лабораторных и практических работ. |
знать: технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин | Текущий контроль на занятиях, тестирование. |
В результате обучения по данной программе на специальности 15.02.07. «Автоматизация технологических процессов и производств».
у студентов формируются общие и профессиональные компетенции.
Общие компетенции:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.
2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.
3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.