Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Губернский колледж»
«Согласовано» «Утверждаю»
1-ый заместитель директора Директор ГАПОУ МО
____________Т.Ю. Лебедева «Губернский колледж»
____________ А.И. Лысиков «__» _______________ 20___г. «__»______________ 20___г
Рассмотрено на заседании
ПЦК общественных дисциплин
протокол № __ от _________ 20__г.
Председатель _____________ Т.А. Светлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГИДРО И ПНЕВМОПРИВОД»
«общепрофессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Серпухов
2017 г.
Составитель: Тимофеев А.В., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Содержательная экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «ГИДРО И ПНЕВМОПРИВОД» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ГИДРО И ПНЕВМОПРИВОД» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
Содержание
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплин
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 11 13 |
| |
| |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГИДРО И ПНЕВМОПРИВОД»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применить изученные законы жидкостей и газов к решению конкретных технических задач, читать гидросхемы;
- рассчитывать удельный объем сжимаемости, вязкость;
- снимать приборами показания давления, рассчитывать усилие в гидропрессе, определять силы действующие на дно, плоские и цилиндрические стенки сосудов;
- вычислять потери напора. Рассчитывать простой водопровод;
- производить частичную разборку – сборку насосов, рассчитывать основные характеристики;
- читать и разбирать принципиальные гидравлические схемы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- законы равновесия и движения жидкостей, принцип работы гидропривода;
- виды давления, единицы измерения, виды напора жидкости, зависимость потерь напора от длины и диаметра трубопровода, скорость движения жидкости, виды насадков и зависимость от них расхода жидкости;
- общее устройство и работу основных типов насосов;
- виды гидродвигателей, их назначение, принцип действии;
- условные обозначения элементов гидропривода на схемах.
Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов;
практические занятия - 16 часов;
самостоятельной работы обучающегося 13 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 28 |
лабораторные работы | 16 |
практические занятия | лр |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 13 |
В том числе: | |
Решение задач. | 6 |
Изучение схем. | 2 |
Работа с учебной литературой. | 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гидро- и пневмопривод».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Цели и задачи дисциплины. Краткое содержание предмета и его связи с другими дисциплинами цикла. История развития гидравлики, как науки в создании и совершенствовании машин, оборудования, современных технологий. Современное состояние и перспективы развития энергетики России и региона проживания. |
Раздел 1. Гидравлика | | 35 | |
Тема 1.1. Физические свойства жидкости | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
Гидравлическое понятие «жидкость» и «газ». Характеристика жидкости с точки зрения молекулярно – кинетической теории. Понятие «идеального газа». Основные свойства жидкостей: плотность, удельный вес, удельный объем, сжимаемость, вязкость. Зависимость вязкости от температуры и давления. Коэффициент динамической и кинематической вязкости. |
Тема 1.2. Гидростатика | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Определение сил, действующих на жидкость. Гидростатическое давление в жидкости, его свойства. Виды давления: абсолютное, избыточное, вакуум, атмосферное. Понятие о физической и технической атмосфере. Единицы и приборы для измерения давления. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосудов, труб. Гидравлические машины: гидравлический пресс и пневмогидроаккумулятор, их устройство и принцип действия. Расчеты усилий в гидропрессе. Закон Архимеда, условия плавания тел. |
Лабораторная работа: Определение гидростатического давления и вязкости жидкости. | 2 | |
Практическое занятие: Расчеты по закону Архимеда | 2 | |
Практическое занятие: Решение задач на вычисление давления, на применение законов Паскаля и Архимеда. (Расчеты по гидростатике) |
Самостоятельная работа: Решение задач. | 2 | |
Тема 1. 3. Основные понятия гидродинамики | Содержание учебного материала: | 4 | 1 |
Основные понятия о линии тока, траектории, об элементарной структуре и потоке жидкости. Живое сочетание потока, его характеристики: площадь живого сечения, смоченный периметр, гидравлический радиус, средняя скорость, объемный расход, массовый расход жидкости. Уравнение неразрывности потока. |
Тема 1.4. Уравнение Бернулли | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Уравнение Бернулли для потока идеальной жидкости. Размерность всех членов уравнения. Энергетический, геометрический смысл уравнения Бернулли. Измерение скоростного напора и скорости потока с помощью трубок Пито. Определение расхода жидкости с помощью водомера Вентури. |
Практическое занятие: Практическое применение уравнения Бернулли | 1 | |
Самостоятельная работа: Изучение схем. | 2 | |
Тема 1.5. Движение жидкости по трубопроводам | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Понятие напора по длине трубопровода. Местные и полные потери напора. Коэффициент сопротивления на трение по длине. Формула Дарси – Вейсбаха. Расчет простого водопровода. Определение режимов движения жидкости, критерии Рейнольдса. Понятие о гидравлическом ударе в трубах и меры его предотвращения. |
Практическое занятие: Расчет гидравлического удара | 2 | |
Практическое занятие: Расчеты по гидродинамике. |
Самостоятельная работа: Решение задач. | 2 | |
Тема 1.6. Истечение жидкостей из отверстий и насадков. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Классификация истечения жидкости. Определение скорости и расхода при истечении идеальной жидкости. Виды насадков, коэффициент расхода насадка. |
Практическое занятие: Истечение жидкости из отверстий и насадков. | 2 | |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. | 4 | |
Раздел 2 Гидропривод | | 29 | |
Тема 2.1. Насосы | Содержание учебного материала: | 3 | 1 |
Классификация насосов и их параметры; производительность, напор, высота всасывания и нагнетания, мощность, коэффициент полезного действия. Лопастные насосы, их классификация, устройство, принцип работы, характеристика центробежного насоса, зависимость производительности напора и мощности от числа оборотов. Явление кавитации. Объемные насосы, их классификация, устройство, принцип работы. Поршневые насосы, их производительность, потребляемая мощность. Явление гидравлического удара. Воздушные колпаки. Насосы других типов. Краткие сведения о насосах: шестеренных, аксиально – поршневых, струйных, пластинчатых, осевых. Устройство и работа. |
Лабораторная работа № 2: Устройство и работа шестеренного насоса. | 1 | |
Практическое занятие: Расчет основных характеристик насосов и подбор насосов по каталогу. (расчет по насосам) | 2 | |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. | 2 | |
Тема 2.2. Основные понятия о гидроприводе. Рабочие жидкости для гидропривода. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Общие сведения о гидроприводе, его назначение, применение. Объемный и динамический гидропривод, их элементы. Физические свойства рабочих жидкостей и предъявляемые к ним требования. Виды рабочих жидкостей, их характеристика и маркировка. |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. | 2 | |
Тема 2.3. Гидродвигатели и гидроаппаратура | Содержание учебного материала: | 3 | 1 |
Назначение и классификация гидродвигателей. Объемные гидродвигатели: гидроцилиндры, поворотные гидроцилиндры, гидромоторы. Их назначение, устройство, принцип действия, применение. Назначение, виды элементов гидроаппаратуры: гидроклапаны (предохранительные, переменные, редукционные, обратные, гидрозамки); гидроссели. Их назначение, устройство, работа. Гидрораспределители, гидроусилители. Назначение и устройство гидробаков, фильтров, трубопроводов, РВД и РНД. |
Практическое занятие: Расчет элементов гидропривода. | 2 | |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. | 4 | |
Тема 2.4. Гидравлические схемы | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Условные обозначения элементов гидропривода на схемах. Открытая схема объемного гидропривода поступательного движения. Схема гидропривода тормозной системы автомобиля. |
Практическое занятие: Изучение гидравлических схем. (Гидропривод машин, механизмов, станков) | 2 | |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. | 4 | |
| Всего: | 66 | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы гидравлики и гидропривода».
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
Компьютеры
Принтер
Сканер
Комплект учебно – методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.Е. Егорушкин. Основы гидравлики и теплотехники. - М.:
Машиностроение ,2009.
2. О.Н. Брюханов.,В.И. Коробко., А.Т. Мелик – Аракелян. Основы, теплотехники и аэродинамики: - М.: ИНФРА – М,2009.
3. А.В. Лепешкин. Гидравлические и пневматические системы: - М.: «Академия»,2009.
Дополнительные источники:
Т.М. Бошта., С.С. Руднев., Б.Б. Некрасов. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. – М.: Машиностроение,1982.
М.Ф. Бромлей. Гидравлические машины и холодильные установки. – М.: Стойиздат,1971.
В.В. Жабо., В.В. Уваров. Гидравлика и насосы: - М.: Энэргоатомиздат,1984.
М.И. Маковозов Гидравлика и гидравлические машины. – М.: Машгиз,1962.
Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей. – М.: Машиностроение,1985.
К.М. Холин., О.Ф. Никитин. Основы гидравлики и объемные гидроприводы. – М.: Машиностроение,1989.
О.В. Черняк., Г.Б. Рыбчинская Основы теплотехники и гидравлики. – М.: Высшая школа,1979.
Интернет – ресурсы:
Библиотека электронных книг: http://currencyex.ru /
Каталог образовательных интернет – ресурсов: http://www.edu.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: 1. Применение изученных законов жидкостей и газов к решению конкретных технических задач, читать гидросхемы. | Практические занятия. Зачет. |
|
2. Рассчитывать удельный объем сжимаемости, вязкость. Снимать приборами показания давления, рассчитывать усилие в гидропрессе, определять силы действующие на дно, плоские и цилиндрические стенки сосудов. Вычислять потери напора. Рассчитывать простой водопровод. | Практические задания. |
3. Производить частичную разборку – сборку насосов, рассчитывать основные характеристики. Читать и разбирать принципиальные гидравлические схемы. | Практические задания. |
Знания: 1. Законы равновесия и движения жидкостей, принцип работы гидропривода. | Тестирование. Зачет |
2. Виды давления, единицы измерения, виды напора жидкости, зависимость потерь напора от длины и диаметра трубопровода, скорость движения жидкости, виды насадков и зависимость от них расхода жидкости | Практические задания. Тестирование |
3. Общее устройство и работу основных типов насосов. | Практические задания. Тестирование. |
4. Виды гидродвигателей, их назначение, принцип действия. Условные обозначения элементов гидропривода на схемах. | Практические задания. Тестирование. |
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением |
Было | Стало |
Основание: Подпись лица, внесшего изменения |
6