Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 140446.03(13.01.10)Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 02 августа 2013 г. №802. регистрационный № 29611 от 20.08.2013 г. Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР, ОК 016-94). Дополнен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 247, регистрационный номер № 36713 от 03 апреля 2015 г.
от «__»_________2016г. Председатель ПЦК ООЦ
Зав. отделением СПО
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы, подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) СПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
При получении профессий СПО обучающиеся изучают историю как базовый учебный предмет в объеме 257 часов.
самостоятельной работы обучающегося 86 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Основы исторического знания | 2 | 1 |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества | 2 | |
Тема 1.1. Первобытный мир | Содержание учебного материала среда обитания начало социальной жизни родовая община глобальные изменения на Земле и их последствия для человека | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «Первобытный мир» - реферат | 2 | 2 |
Тема 1.2. От первобытности к цивилизации | Содержание учебного материала очаги возникновения скотоводства и земледелия процесс перехода от присвающего хозяйства к производящему разделение труда | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «От первобытности к цивилизации» - реферат | 2 | 2 |
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира | 7 | |
Тема 2.1. Ранние цивилизации и их отличительные черты | Содержание учебного материала хронологические и географические рамки Древнего Мира ранние цивилизации Египет; Передняя Азия; Китай социальный строй политическая и военная организация | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «Боги и мифы древнего Египта»- реферат | 2 | 2 |
Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока | Содержание учебного материала новоегипетская цивилизация Вавилон времен Хаммурапи Минойская цивилизация на Крите | 1 | 2 |
| Практическая работа «Законы Хаммурапи» | 2 | 2 |
Тема 2.3. Античная цивилизация | Содержание учебного материала полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки Александр Македонский и эллинизм | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Боги Древней Греции»- реферат Практическая работа «Сравнительная таблица цивилизаций Греции и Рима» | 2 2 | 2 |
Тема 2.4. Религии Древнего Мира | Содержание учебного материала язычество на Востоке и на Западе возникновение мировых религий религия древних евреев раннее христианство | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «От мифа к религиям спасения» Тест по теме «Древний мир» | 2 1 | 2 |
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века | 14 | |
Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века | Содержание учебного материала асинхронность развития средневековых обществ роль кочевников сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, социальной, экономической жизни | 1 | 2 |
Тема 3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация | Содержание учебного материала периодизация истории Китая правящие династии столицы и границы роль исторических традиций для китайского Средневековья | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Конфуции и его учение» - реферат Практическая работа «Культурное наследие китайской цивилизации». |
2 | |
Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века | Содержание учебного материала периодизация средневековой истории Индии правящие династии сущность буддизма | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Зарождение буддизма и его основные принципы» - реферат | 2 | 1 |
Тема 3.4. Арабо-мусульманская цивилизация | Содержание учебного материала возникновение ислама особенности государственного и общественного строя арабов | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Зарождения Ислама и его основные принципы» - реферат | 2 | 3 |
Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации | Содержание учебного материала хронологические рамки западного Средневековья великое переселение народов и егоисторические результаты | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Великое переселение народов: основные вехи» - реферат | 2 | 2 |
Тема 3.6. Основные черты и этапы развития восточно- христианской цивилизации | Содержание учебного материала византийские государство церковь и общество город и деревня: высокий уровень развития внутренние и внешние причины гибели Византии | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа «Культурное развитие Византии» - реферат Практическая работа «Гибель Великой цивилизации» (анализ источников» | 2 2 | |
Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации | Содержание учебного материала социально-экономические особенности периода складывание средневековых классов и сословий аграрный характер средневековой цивилизации основные формы государственной власти социальные конфликты в Средние века | 1 | 2 |
Практическая работа «Запад и Восток» - сравнительная характеристика Тест по теме: «Цивилизации Запада и Востока в средние века» Первая аттестация. | 2 1 | 2 |
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века | 40 | |
Тема 4.1. Племена и народы Восточной Европы в древности человек | Содержание учебного материала заселение Восточной Европы племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. славяне и Великое переселение народов причины переселения | 1 | 2 |
Практическая работа «Великое переселение народов» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Варяги в истории Древней Руси» | 2 | 2 |
Тема 4.2. Восточные славяне в VII – VIII вв. | Содержание учебного материала быт и хозяйство восточных славян общественные отношения. Семья верования и языческие обряды | 1 | 2, |
Самостоятельная работа «Основные занятия восточных славян в древности» - реферат Практическая работа «Восточнославянские племена» «Повесть временных лет» | 2 2 | 2 |
Тема 4.3. Формирование основ государственности восточных славян | Содержание учебного материала предпосылки образования государства разложение первобытнообщинного строя формирование союзов племен практическая работа | 1 | 2 |
Тема 4.4. Рождение Киевской Руси | Содержание учебного материала племенные союзы восточных славян общественный строй «Путь из варяг в греки» первые русские князья и их деятельность | 1 | 2 |
Практическая работа «Образование Киевской Руси». Норманнская теория | 2 | 2 |
Тема 4.5. Крещение Руси | Содержание учебного материала дипломатические и торговые отношения Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой введение христианства значение христианизации | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «Итоги христианизации Руси» - реферат | 2 | 2 |
Тема 4.6. Право в Древней Руси | Содержание учебного материала взаимоотношения Руси и Византии в XI – XII вв. Ярослав Мудрый «Русская правда» власть и собственность основные категории населения | 1 | 2 |
Практическая работа по теме «Русская правда» Вторая аттестация. Тест по теме: «Древняя Русь» | 2 1 | 2 |
Тема 4.7. Культура Руси в 9-12 вв. Истоки русской культуры | Содержание учебного материала истоки русской культуры устное народное творчество славянская письменность архитектура. Живопись | 2 | 2 |
Практическая работа «Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа «Рождение письменности. Кирилл и Мифодии | 2 | 2 |
Тема 4.8. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Крупнейшие княжества и земли | Содержание учебного материала причины раздробленности междоусобная война князей крупнейшие земли и княжества Руси Великий Новгород | 2 | 2 |
Практическая работа «Повесть временных лет», Любеческий съезд 1097 г. | 2 | 2 |
Тема 4.9. Борьба с иноземными завоевателями | Содержание учебного материала образование державы Чингисхана и монгольские завоевания нашествие Батыя на Русь образование «Золотой Орды» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа по теме: Борьба с иноземными завоевателями» | 2 | 2 |
Тема 4.10. Москва во главе объединения Русских земель. Куликовская битва. | Содержание учебного материала борьба за великое княжение экономическое и политическое усиление московского княжества Иван Калита Куликовская битва | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: реферат «Иван III и его роль в Российской истории». Практическая работа: «Деятельность московских князей» | 2 2 2 | 2 |
Тема 4.11. Правление Ивана Грозного. Внутренняя и внешняя политика. | Содержание учебного материала территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление венчание на царство Ивана Грозного формирование самодержавной идеологии опричнина и причины ее введения основные направления внешней политики Ливонская война (1558–1583 гг.) вхождение Западной Сибири в состав Российского государства | 2 | 2 |
Практическая работа «Научные споры об опричнине» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа «Освоение Сибири» - реферат | 2 | 2 |
Тема 4.12. Смута в России начала XVII в. | Содержание учебного материала династический вопрос. Борис Годунов и его политика начало гражданской войны в России самозванцы. Народные восстания Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский первое и второе ополчения начало правления Романовых | 2 | 2 |
Самостоятельная работа «Борьба русского народа с польской интервенцией» - реферат Первая аттестация. Тест по теме: «Русь в 14-15 веках» | 2 1 | 2 |
Тема 4.13. Россия в середине и второй половине XVII в. | Содержание учебного материала Территория и население. Формы землепользования Города. Ремесла. Торговля Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права | 2 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «Города. Торговля. Ремесло» | 2 | 2 |
Практическая работа «Городские восстания середины XVII столетия» | 2 | 2 |
Контрольная работа по теме История России с древнейших времен до конца XVII века | 2 | 2 |
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: Страны западной Европы в XVI-XVIII вв. | 4 | |
Тема 5.1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии | Содержание учебного материала Великие географические открытия Карта мира | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Герои великих географических открытий» - реферат | 2 | 2 |
Тема 5.2. Переход Европы к индустриальной цивилизации. Реформация в Европе. | Содержание учебного материала Образование централизованных государств Империи и национальные государства Абсолютизм Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Реформация» - реферат | 2 | |
Тема 5.3. Век просвещения | Содержание учебного материала Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса Тест по теме «Средневековая Европа» | 1
1
| 2 |
Раздел 6. Россия в XVIII в. | 14 | |
Тема 6.1. Правление Петра Первого .Внешняя политика | Реформы. Создание армии и флота. Строительство С-Петербурга. Борьба за выход к морям. Развитие культуры.
Самостоятельная работа «Реформы Петра Первого и их значение»
| 2
2
| 2 |
Практическая работа «Споры о Петре Первом: современники и потомки» | 2 | |
Тема 6.2 Дворцовые перевороты
|
Содержание учебного материала. Причины дворцовых переворотов. Претенденты на престол. Борьба дворянских группировок. Самостоятельная работа: «Дворцовые перевроты в России в 17 веке» |
2
2
| |
Тема 6.3.
Россия во второй половине XVIII | Содержание учебного материала «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи | 2 | 2 |
Практическая работа « Восстание Емельяна Пугачева» | 1 | 2 |
Тема 6.4 Культура России в середине и во второй половине XVIII в. | Содержание учебного материала Достижения архитектуры и изобразительного искусства.
| 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Барокко и классицизм в России» - реферат | 2 | 2 |
Практическая работа «Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России». Вторая аттестация. Контрольная работа по теме «Россия в XVIIIвеке» | 2
2 | 2 |
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации | 2 | |
Тема 7.1. Европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу | Содержание учебного материала Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия | 1 | 2 |
Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений индустриального общества в XIX в. | Содержание учебного материала Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. | 1 | 2 |
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 2 | |
Тема 8.1 Традиционные общества востока в условиях европейской колониальной экспансии | Содержание учебного материала Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй,формы их организации. « Освоение» Африки. Самостоятельная работа «Судьба Индиив «короне» Британской империи» | 1
| 2 |
Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока | Содержание учебного материала Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». | 1 | 2 |
Раздел 9. Россия в XIX веке | 26 | |
Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия | Содержание учебного материала Территория и население империи. Особенности российской колонизации. . Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства» | 1 | 2 |
Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX века. | Содержание учебного материала Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. | 1 | 2, |
| Практическая работа по теме «Общественные движения. Декабристы» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа «Реформы Александра I» | 2 | 2 |
Тема 9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I | Содержание учебного материала Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия иевропейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «Внешняя политика Александра I» | 2 | 2 |
Практическая работа «Крымская война и крах «Венской системы». | 2 | 2 |
Тема 9.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. | Содержание учебного материала Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. | 1 | 2 |
Практическая работа «Славянофилы и западники» Третья аттестация. Тест «Россия в пер.пол.19 века». | 2 2 | 2 |
Тема 9.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II | Содержание учебного материала Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. | 1 | 2 |
| Практическая работа по теме «Отмена крепостного права» | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа по теме «Либеральные реформы Александра II» | 2 | 2 |
Тема 9.6. Пореформенная Россия | Содержание учебного материала Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Практическая работа «Общественные движения к. 19 века» | 1
2
2 | 2 |
Тема 9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. | Содержание учебного материала Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке» Практическая работа : «Внешняя политика втор.пол 19 в. (анализ документов)» | 2 2 | 2 |
Тема 9.8. интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России | Содержание учебного материала Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме «Развитие науки и техники» | 2 | 2 |
Тема 9.9. Повседневная жизнь населения России в XIX в. | Содержание учебного материала Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Духовенство. Правовое и материальное положение. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. Практическая работа «Культура и быт населения России в19 веке» | 1
2
2 | 2 |
Раздел 10 От новой истории к новейшей | 20 | |
Тема 10.1 Международные отношения в началеXX в. | Содержание учебного материала Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира и русско-японская войны. | 1 | 3 |
Практическая работа «Тройственный союз и Антанта» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Русско-японская война 1904-1905 гг. в России» | 2 | 3 |
Тема 10.2. Россия в началеXX в. Тенденции развития России | Содержание учебного материала Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Общественная жизнь. .Либерализм и консерватизм Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки | 2 | 2 |
Самостоятельная работа «Политические партии в России начала XX в.» - реферат | 2 | 2 |
Практическая работа «Столыпинская реформа» | 2 | 2 |
Тема 10.3. Первая мировая война | Содержание учебного материала Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система Первая аттестация. Тест по теме: «Россия во втор. Пол.19 века» | 1
2 | 2 |
Тема 10.4. Россия в первой мировой войне | Содержание учебного материала Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы Самостоятельная работа «Война и экономика России» | 1
| 2 |
| Практическая работа «Армия и общество: перекос во взаимоотношениях.» | 2 | 2 |
Тема 10.5. Февральская революция в России | Содержание учебного материала Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат | 1 | |
Самостоятельная работа «Двоевластие в России в 1917 г.» - реферат | 2 | 2 |
Практическая работа по теме «Февральская революция в России» | 2 | 2 |
Тема 10.6. Приход большевиков к власти в России | Содержание учебного материала Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Экономика. «Военный коммунизм»: Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «В.И.Ленин – человек и политик» - реферат | 2 | 2 |
Практическая работа по теме «Экономика. Военный коммунизм» | 2 | 2 |
Контрольная работа по теме «От новой истории к новейшей истории» | 2 | 2 |
Раздел 11. Между мировыми войнами | 7 | |
Тема 11.1. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. | Содержание учебного материала Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Страны Европы в 20-е годы XX в.» - реферат | 2 | 2 |
Тема 11.2. Международные отношения в 20-30 –е годы XX в. | Содержание учебного материала Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «Запад в 30-е годы XX в.» - реферат | 2 | 2 |
Тема 11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма | Содержание учебного материала Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Индустриализация. Коллективизация. Внешняя политика СССР в 20–30-е годы. «Культурная революция». | 2 | 2 |
Практическая работа «Сравнительная характеристика политики «военного коммунизма» и НЭП» Тест | 2
1 | 2 |
Раздел 12. Вторая мировая война | 8 | |
Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход и значение | Содержание учебного материала Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира Самостоятельная работа «Антигитлеровская коалиция» | 2
2
| 2 |
Практическая работа «Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции» | 2 | 2 |
Тема 12.2. СССР в годы Великой
Отечественной войны Начало войны.
Мобилизация сил на борьбу с врагом Битва за Москву.
Сталинградская битва Курская битва. Берлинская операция | Содержание учебного материала Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне Самостоятельная работа»Наш край в годы Великой Отечественной войны» Содержание учебного материала 1.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. 2.Курско-Орловское наступление. Освобождение Орла, Курска, Белгорода. Сражение под Прохоровкой. Завершение коренного перелома. 3.Освобождение Европы. Наступление на Берлин. |
2
2
2
| 2 |
Раздел 13. Мир во второй половине XX века | 4 | |
Тема 13.1. «Холодная война» Военные блоки | Содержание учебного материала Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонкавооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны» Самостоятельная работа «НАТО и Варшавский договор» | 1
2
| 2 |
Практическая работа «Холодная война: причины и основные этапы» | 2 | 2 |
Тема 13.2. Научно-технический прогресс | Содержание учебного материала Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Формирование новой научной картины мира Самостоятельная работа «Достижения советских ученых» | 1
2
| 2 |
Раздел 14. СССР В 1945-1991 годы | 10 | |
Тема 14.1. СССР в послевоенный период. | Содержание учебного материала Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа «СССР и страны восточной Европы» | 2 | 2 |
Тема 14.2. Советский союз в период частичной либерализации режима | Содержание учебного материала Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Самостоятельная работа «Культ личности Сталина.Причины» | 1
2
| 2 |
| Практическая работа «экономические реформы 1950-1960 годы» | 2 | 2 |
Тема 14.3. СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов. Международное положение. | Содержание учебного материала Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны» Практическая работа «Внешняя политика СССР 60-е-80-е г.» Самостоятельная работа « Хельсинские соглашения»-реферат | 1
2 2
| 2 |
Тема 14.4. СССР в период перестройки | Содержание учебного материала Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. | 1 | 2 |
Практическая работа «Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия» Самостоятельная работа «Перестройка в лицах» - реферат | 2
2 | 2 |
Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков | 10 | |
Тема 15.1. Российская федерация на современном этапе Культура России к.20-н.21в. | Содержание учебного материала Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Самостоятельная работа «Особенности развития культуры» | 1
2
| 2 |
Практическая работа «Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия.» | 2 | 2 |
Тема 15.2. Мир в начале XXI века. Место России в международных отношениях. | Содержание учебного материала Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях. Самостоятельная работа «Глобальные проблемы современности» | 1
2
| 2 |
| Практическая работаРабота с источниками Третья аттестация. Тест по теме: «Россия в нач.21 века» | 2 2 | 2 |
| Дифференцированный зачет | 2 | 2 |
Всего | 257 | |
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2006. – 592 с.
Кузьмина, А.Г. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / А.Г. Кузьмина. – М.: Просвещение, 2006. – 656 с.
Артемов В.В.,Лубченков Ю.Н История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в двух частях- М. Академия,
2011 г.
Договор № 300-13 от 29.08.2013 между ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» и ООО «Издательство Лань» о предоставлении доступа к ЭБС.
Количество пользователей неограниченно, онлайн-доступ с любой точки, где есть Интернет.
Характеристика фонда: ЭБС издательства «Лань» - это ресурс, включающий в себя электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы.
Цель ресурса – обеспечение вузов доступом к научной, учебной литературе по максимальному количеству профилей направлений, поэтому ассортимент электронно-библиотечной системы постепенно расширяется. Для читателей открыт доступ к 19 пакетам.
Договор № 299-13 от 29.08.2013 между ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» и ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ» о предоставлении доступа к ЭБС.
Адрес сайта – http://www.biblio-online.ru/.
Количество пользователей неограниченно, онлайн-доступ с любой точки, где есть Интернет.
Характеристика фонда: «ЭБС ЮРАЙТ» – это коллекция электронных книг, содержащая издания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Предоставлен доступ к 98 книгам.
Характеристика фонда: ПБД насчитывает 6478 названий и включает в себя учебники, учебные пособия, методические указания, монографии, материалы конференций, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций, книги издательства «Юрайт» (договор № 718-11, № 1322-12), Издательство «КДУ» (договор № 667-11), «Академия» (№ 1204-12).
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества | |
Знать | Уметь | |
- исторические вспомогательные дисциплины их роль в изучении истории; - процесс перехода от присваивающего к производственному типу хозяйства; |
-объяснять смысл основных понятий, высказывать собственную точку зрения; - выявлять факторы и направления эволюции человека | - Самостоятельная работа по теме «Первобытный мир» - Работа с контурной картой - контрольные тесты по теме «Первобытный мир» |
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира | |
Знать | Уметь | |
- причины образования государства, признаки государства; - историческое развитие Древних городов-государств: Афин, Спарты, Рима; - комплекс факторов, способствовавших кризису духовной жизни Рима, зарождению и распространению христианства
| - характеризовать общественные отношения в древних государствах; - составлять сравнительный анализ Афин и Спарты; - характеризовать факторы, влияющие на крушение империй; - объяснять смысл основных понятий, обобщать, делать выводы по теме; - характеризовать особенности Исламской духовной культуры; |
- самостоятельная работа по теме «Ранние цивилизации и их отличительные черты» - Сравнительная таблица Афины и Спарта |
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века | |
Знать | Уметь | |
- Индия и Китай в Средние века. - Кастовый строй | - объяснять основные понятия | - проверочные тесты по теме «Цивилизация Запада и востока в средние века» - Контрольная работа «Цивилизации Древнего Мира» |
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века | |
Знать | Уметь | |
- главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; - причины и факторы возникновения русской государственности; многонациональный характер первого русского государства; - организацию и управление государством; первые княжеские усобицы; община и вотчина в Древней Руси; социальная структура общества; - историю русской православной церкви; архитектуру и живопись; образование и литературу; бытовую культуру; - причины раздробленности на Руси; основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом; - завоевание Руси татаро-монголами; борьбу северорусских земель с крестоносцами и шведами; - борьбу русских князей за первенство среди русских княжеств, за независимость, собирание земель и устройство нового государства; - централизацию государственной власти, экономический подъем Руси, формирование сословий; - особенности русской культуры изучаемого периода, главные достижения - установление царской власти. Реформы середины ΧVI в. Создание органов сословно-представительной монархии - опричнина, закрепощение крестьян, пресечение правящей династии, смута. Обострение социально-экономических противоречий | - давать характеристику местам поселения древних славян, их общественному строю; - обобщать и делать выводы, высказывать собственную точку зрения; - объяснять основные понятия, анализировать высказывания; - определять, что включает в себя понятие «культура», объяснять основные понятия; - анализировать исторический документ; - объяснять основные понятия; - анализировать, высказывать свою точку зрения; - раскрывать основные значения понятий, аргументировать свои ответы; - определять специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России; - |
- Практическая работа по теме «Восточные славяне» - Практическая работа по теме «Рождение Киевской Руси» - Самостоятельная работа по теме «Крещение Руси» - Контрольная работа по теме «Россия с древнейших времен до конца XVII века» - Лабораторно - практическая работа по теме «Русская правда» - Самостоятельная работа по теме «Русская культура XI-XIIвеках» - Практическая работа по теме Раздробленность Руси - Самостоятельная работа по теме: Борьба с иноземными завоевателями» - Самостоятельная работа по теме «Города. Торговля. Ремесло» - Контрольная работа по теме История России с древнейших времен до конца XVII века практическая работа таблица события смутного времени древнерусской истории |
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: Страны западной Европы в XVI-XVIII вв. | |
Знать | Уметь | |
- великие географические открытия; начало европейской колониальной экспансии; формирование нового пространственного восприятия мира; - новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации; - переход от сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности; - характер социальных и политических предпосылок революции в Англии; - просветителей эпохи Просвещения | - обобщать и делать выводы; - объяснять смысл основных понятий, определять причины Реформации; - определять причины перехода, обобщать, делать выводы; - определять предпосылки революции, характер; - сопоставление взгляды просветителей Англии, Франции, германских государств | - Практическая работа по теме «Запад и Восток» - Контрольная работа по теме Истоки индустриальной цивилизации: Страны западной Европы в XVI-XVIIIвв |
Раздел 6. Россия в XVIII в. | |
Знать | Уметь | |
- деревня и город на рубеже ΧVII-ΧVIII в.в. Развитие мануфактурной промышленности. Сословный строй России; - Петровские преобразования. Основные понятия, термины; - территориальные приобретения России. Расширение западных границ. Провозглашение империи; - внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра; - русско-турецкие войны времен Екатерины. Расширение границ; - усиление крепостного гнёта. Народные движения. Восстание Пугачева.; - новую эпоху в отечественной культуре, основные понятия и термины | - анализировать историческую обстановку моделировать исторические процессы; - объяснять смысл понятий; - определять причины войны и последствия для окружающей среды - объяснять, что включает в себя понятие «эпоха дворцовых переворотов» - охарактеризовать направленность и результативность политики эпохи Екатерины 2 - характеризовать основные достижения русской культуры | - Самостоятельная работа по теме «Россия в период реформ Петра I» - проверочный тест по теме «Внутренняя политика Петра I» - Контрольная работа по теме Россия в XVIIIв |
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации | |
Знать | Уметь | |
- технический прогресс, его экономические и социальные последствия; - различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу - Наука и образование в18 веке Развитие национальных культур | - анализировать сущность промышленного переворота; - составлять сравнительную характеристику аграрного и индустриального общества - определять основные достижения русской культуры 18 века, объяснять значение основных понятий | - Контрольная работа по теме «Становление индустриальной цивилизации» |
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | |
Знать | Уметь | |
- традиционные общества Востока в условиях традиционной экспансии; - колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы и дипломатия. | - характеризовать основные черты традиционных обществ на Востоке; - объяснять основные понятия делать выводы, обобщения | - Контрольная работа по теме «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока» |
Раздел 9. Россия в XIX веке | |
Знать | Уметь | |
- особенности российской экономики: господство крепостного права, зарождение капиталистических отношений, начало промышленного переворота - характер отечественной войны и её воздействие на развитие национального и общественного самосознания - движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм - реформы государственной системы. Крымская война - прогрессивное развитие Русской культуры, выдающихся деятелей 19века, исторические памятники - реформы 60-70-х гг., причины отмены крепостного права - русский либерализм, народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии. Консерваторы - что контрреформы Алесандра3-это попытка самодержавия осуществить поворот к старому - просвещение. Литература в жизни общества. Музыка | - анализировать, обобщать, оценивать, исторические факты, устанавливать связи между историческими событиями - выявлять особенности военной истории военного искусства стратеги, тактики в данной войне - объяснять главные особенности первого антикрепостнического движения в России, его классовый характер состав и направленность - характеризовать факторы кризиса феодально-крепостнической системе и неизбежности падения крепостного права в России - определять, что включает в себя понятие «золотой век « русской культуры - объяснять историческую закономерность падения крепостного права в России - объяснять смысл основных понятий, сопоставлять и сравнивать различные общественные взгляды | - Практическая работа по теме «Общественные движения. Декабристы» - Самостоятельная работа по теме «Внешняя политика Александра I» - Практическая работа «Славянофилы и западники» - Самостоятельная работа по теме «Культура в первой половине XIXвека» - Практическая работа по теме «Отмена крепостного права» - Самостоятельная работа по теме «Либеральные реформы Александра II» - Самостоятельная работа по теме «Развитие науки и техники» - Контрольная работа по теме Россия в XIX веке |
Раздел 10 От новой истории к новейшей | |
Знать | Уметь | |
- колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы и дипломатия - гражданскую войну и иностранная интервенция, политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор; - переход к НЭП. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации - образование СССР. Дипломатическое признание СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство - концепцию построения в отдельно взятой стране. Причины свертывания НЭП. Коллективизация. Индустриализация. Культурная революция. Создание советской системы образования - идеологические основы советского общества. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. - внешнеполитическую стратегию СССР между двумя мировыми войнами | - объяснять основные понятия делать выводы, обобщения - объяснять значение основных понятий сущность гражданской войны и ее основные этапы - раскрывать причины переход нэпу, высказывать свою точку зрения объяснять значение основных понятий - характеризовать причины и принципы построения СССР - определять, что включает в себя понятие «культурная революция» - объяснять причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-годы | - Проверочный тест по теме «Международные отношения в началеXX в.» - Самостоятельная работа по теме «Первая мировая война» - Практическая работа по теме «Февральская революция в России» - Практическая работа по теме «Экономика. Военный коммунизм» - Контрольная работа по теме ««От новой истории к новейшей истории» |
Раздел 11. Между мировыми войнами | |
Знать | Уметь | |
- государственное регулирование экономики в мирное время. Раскрытие новых функций и задач государства в странах с рыночной экономикой - историческую уникальность феномена тоталитаризма, его черт, многообразия их проявления. Общие и различные черты фашизма в Италии и Германии, милитаризма в Японии - революцию и реформы в Турции. Освободительное движении в Китае | - объяснять основные тенденции в развитии стран Запада, высказывать свою точку зрения - объяснять значение основных понятий, раскрывать опасность фашизма | - Контрольная работа по теме «Между мировыми войнами» |
Раздел 12. Вторая мировая война | |
Знать | Уметь | |
- проблемы и различные версии начала Вов. Причины неудач СА на начальном её этапе, характеристика мер по мобилизации тыла, значение общенационального патриотического подъема в СССР - битву под Сталинградом, Курскую дугу, форсирование Днепра - важнейшие операции 1944-45 г.г. Освободительная миссия Красной Армии - партизанское движение и тыл в годы войны | - объяснять основные понятия работать с учебным пособием, делать выводы, обобщения - раскрывать суть коренного перелома входе войны, делать выводы и обобщения - определять значение основных операций Красной Армии и освободительный характер европейского похода - делать выводы и обобщать, раскрывать роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германий | - Практическая работа по теме «Вторая мировая война» - составление кроссвордов по теме «Великая Отечественная война» - проверочный тест «Основные сражения» - Контрольная работа по теме «Вторая мировая война» |
Раздел 13. Мир во второй половине XX века | |
Знать | Уметь | |
- складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и её влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием - восстановление народного хозяйства. Идеологические компании конца 1940-х - Попытка преодоления культа личности Сталина | - определять, что включает в себя понятие «холодная война» работать с учебным пособием - характеризовать последствия войны, сопоставлять различные точки зрения на перспективы развития экономики | - Контрольная работа по теме «Мир во второй половине XX века» |
Раздел 14. СССР В 1945-1991 годы | |
Знать | Уметь | |
- Концепцию построения коммунизма. Н.С.Хрущев в оценках современников и историков. Экономические реформы 1950-1960-хг - роль советской науки в развертывании научно-технической революции - политику и экономику: от реформ - к «застою». Углубление кризисных явлений в СССР | - объяснять основные понятия, определять альтернативы политического развития после смерти Сталина - определять достижения и противоречия в развитии науки и культуры второй половины XX века - давать оценку сталинской экономической системе, определять причины ее неэффективности | - Самостоятельная работа по теме «СССР в послевоенные годы» - Самостоятельная работа по теме «Экономические реформы 1950-1960 годов» - проверочный тест по теме «СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов» - Контрольная работа по теме СССР В 1945-1991 годы |
Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков | |
Знать | Уметь | |
- переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Становление новой российской государственности - РФ и страны СНГ. Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной междунароно-правовой системы | - характеризовать основные направления экономической политики правительства -определять: радикальное геополитическое положения России после распада СССР, причины изменения внешнеполитического курса | - Контрольная работа по теме Россия в мире на рубеже XX-XXI веков |
Изменения в основных источниках. Обновлен учебник:
1.Лубченков Ю.Н, Артемов В.В – История для профессий и специальностей технического, естественно -научного, социально – экономического уровня. В двух частях
2.Лубченков Ю.Н., Артемов В.В. – История для профессий и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического уровня. Дидактические материалы
Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК ООЦ. Протокол от «» сентября 2015г. № 1
Зав. отделением _
Е.В.Казакова
«» сентября 2015г.