СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс (овз)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал пригодится учителям при подготовке рабочей программы по адыгейской литературе для детей с овз

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс (овз)»

Пояснительная записка

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников. Данная программа будет реализовываться в IV классе для учащихся VII вида.

Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея

         Основные линии программы:


1.         Развитие навыка чтения;

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

5.         Развитие творческой деятельности.

 

Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.


Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса «Родные просторы» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:

знать:


-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);


уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

-делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

Четвертый класс
(2 ч. в неделю. 68 ч. в учебном году.)

  1. Адыгея Родина моя (8 ч.)
    Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики.
    Произведения: Гадагатль А. «Адыгея моя»; Машбаш И. «Не спорю», Чуяко Дж. «Добрый обычай»; Салов Е.«Оштен» и «Радада»; Паранук М. «Родной язык»; Нехай Р. «Мой адыгейский язык».

2. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (10ч.)

1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.
3. Сказки о трудолюбия и лепи, о животных: «Добрая девушка», «дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».
4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела парта Тлепша», «Легенда о трех камнях», «Нарты Тлепш и Худи, « Лиса и собака» (кабардинские сказки), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).

5. Национальные игры: «Птичка из бузины», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Прыжок лягушки», «Отбирание головных уборов».

III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (34 ч.)

1. Литературная сказка: Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко»; Гадагатль А. «Петух-хвастун».
2. Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея:
Машбаш И. «Черкеска», Паранук М. «Родной язык»,

Беретарь Х. « И

мя твое»; Жанэ К. «Адыг в Москве»;Чуяко Дж. « Степной простор» и «Добрый обычай», Кесебежев К. «Нашей матери», Крючков Ю. «Слово о маме», Чуяко Ю. «Берегите лес» (отрывок из повести «Чужая боль»), Салов Е. «Лаго-Наки», Чамоков Д. «Ты мне мать и отец».
3. Произведения о временах года: Машбаш И. «Поющая синева», Нехай Р. «Ночной дождь», Чуяко Дж. «Ласточка», Салон Е. «Даховская мозаика», Хурумов Х. «Родник».
4. Произведения о замечательных людях н их профессиях

Жанэ К.«Гармонистка», «Ашуг», «Слово о Шевченко».
5. Произведения о войне и мире: Багов Н. «Победитель», Костанов Д. «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»), Жанэ К. «Это было в бою, это было зимой», Крючков Ю. «Память».

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея
(для внеклассного чтения)
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде, профессия; мужестве, честности, уме, добре, зле.
З. Стихотворения: Пушкин А.С. «Птичка», Хачатрян П. Армянский язык, Балкарова Ф. «Я дочь Кавказа», Мурадян С. «Мама и весна», Джалиль М. «Колыбельное дочери».
4. Сказки о животных, людях и их профессиях.


IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (16ч.)

«Пастушья дудочка» (русская сказка), «Портной, медведь и бесенок» (татарская сказка), «Глупый Волк» (кабардинская сказка), «Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), «Кому подарить бешмет» (абхазская сказка), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).

Список литературы

для учителя:

  1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

  2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.

  3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.

  4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

  5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

  6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

  7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

  8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

  9. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.

для учащихся:

  1. А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения.4 класс. - М., Адыг. респ. кн. изд., 2013.

  2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

  3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

  4. Адыгские сказания. М., Адыг. кн. изд., 1993.

  5. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., Адыг. кн. изд., 1992.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПО УЧЕБНИКУ СИТИМОВА С.С., ЧУЯКО А.Б.

4 КЛАСС (68 ЧАСОВ; 2 ЧАСА в НЕДЕЛЮ)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

УУД

Вид контроля

Дата

план

факт

Адыгея – Родина моя (8 часов)


1

А. Гадагатль «Адыгея моя»

1

Ориентироваться в учебнике Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.


Представлять любимую книгу и любимых героев.

Готовить выступление на заданную тему.

Размышлять о прочитанном.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить общее и отличия.

Выразительное чтение.



2

И. Машбаш «Не спорю»

1

Выразительное чтение.



3

Е. Салов «Оштен»

1

Наизусть



4

И. Машбаш «Адыги»

1

Выразительное чтение.



5

Д. Чуяко «Добрый обычай»

1

Выразительное чтение



6

М. Паранук «Родной язык»

1

Выразительное чтение



7

Р. Нехай «Мой адыгейский язык»

1

Выразительное чтение



8

М. Меджажев «Прекрасная моя Адыгея»

1

Выразительное чтение, рисунок



Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры (10 часов)

9

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.

1

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Находить различия в потешках, прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.


Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под  рисунками.

Исправлять допущен-ные ошибки при повторном чтении.


Загадки.



10

Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.

1

Пословицы и поговорки.



11

Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот», «Лиса», «Волк и медведь».

1

Пересказ.



12

Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание «Нарт Шэуай на скачках».

1

Пересказ.



13

Сказание «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша».

1

Пересказ.



14

Сказание «Клещи Тлепша».

1

Пересказ.



15

Сказание «Нарты Тлепш и Худимиж».

1

Выразительное чтение.



16

Национальные игры: «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки».

1

Устный опрос



17

Игры: «Кот-охотник», «Пастух».

1

Устный опрос



18

Игры: «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов».

1

Устный опрос



Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (34 часа)

19

Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко».

1

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть вол-шебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интерес-ные словесные выражения в лирическом тексте.

Представлять кар-тины природы.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интерес-ные словесные выражения в лирическом тексте.

Представлять кар-тины природы.


Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Планировать возмож-ный вариант исправления допущенных ошибок.

Пользоваться темати-ческой картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.



Выборочное чтение



20

Х. Беретарь «Имя твое».

1

Выразительное чтение



21

К. Жанэ «Адыг в Москве».

1

Выразительное чтение



22

Д.Чуяко «Степной простор».

1

Выразительное чтение



23

Е. Салов «Лесной чемпион», «Лаго-Наки».

1

Выразительное чтение

Рисунок



24

Д.Чуяко «Две дудки».

1

Выразительное чтение



25

Р.Нехай «Адыгейский стол».

1

Выразительное чтение



26

И. Машбаш «Черкеска».

1

Выразительное чтение

Рисунок



27

К. Кесебежев «Нашей матери».

1

Выразительное чтение



28

Д. Чамоков «Ты мне мать и отец…»

1

Наизусть



29, 30

Д. Костанов «В годы войны». Из романа «Белая кувшинка».

2

Пересказ



31

К.Жанэ «Это было в бою, это было зимой…»

1

Выразительное чтение



32

Е. Салов «Орлиная тоска».

1

Наизусть



33

К. Жанэ «Цветы, как люди», «Гость».

1

Выразительное чтение



34

Р. Нехай «Нарты», «Друг».

1

Выразительное чтение



35

К. Жанэ «Я дарю людям песни», «Дружба».

1

Выразительное чтение



36, 37

Ю. Чуяко «Симсура» (отрывок из повести «Чужая боль»).

2

Пересказ



38

Е. Салов «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки».

1

Наизусть по выбору



39

К. Жанэ «Тост», «Реченька-речка».

1

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интерес-ные словесные выражения в лирическом тексте.

Представлять карти-ны природы.


Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Планировать возмож-ный вариант исправления допущенных ошибок.

Пользоваться темати-ческой картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Планировать возмож-ный вариант исправления допущенных ошибок.

Пользоваться темати-ческой картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.


Выразительное чтение



40

Ю. Крючков «Слово о маме».

1

Выразительное чтение



41

Н. Куек «Ким и дождь».

1

Выборочное чтение



42

Х. Андрухаев «Ласточка».

1

Выразительное чтение Рисунок



43

Р. Ачмиз «Танец адыгов».

1

Выразительное чтение



44

К. Жанэ «Подарок», «Ашуг», «Слово о Шевченко».

1

Выразительное чтение



45

Х. Хурумов «Принимаю вызов».

1

Наизусть



46

Х. Панеш «Беч учится плавать»

1

Чтение по ролям



47

Х. Панеш «День начинай с добра…»

1

Выразительное чтение



48

Х. Хурумов «Родник».

1

Выразительное чтение



49

Д. Чуяко «Ласточка».

1

Наизусть



50

И. Машбаш «Поющая синева»

1

Выразительное чтение

Рисунок



51

Х. Панеш «Что за зверь?»

1

Выразительное чтение



52

Р. Нехай «Как красив жеребенок в июле», «Ночной дождь».

1

Выразительное чтение



Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов Республики Адыгея(16 часов)

53

Загадки. Пословицы. Сказки.

1

Находить различия в потешках, прибаутках, сходных по теме.

Анализировать загад-ки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интерес-ные словесные выражения в лирическом тексте.

Представлять кар-тины природы.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть вол-шебные события и предметы в сказках.


Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под  рисунками.

Отгадки в рисунках



54

Русская сказка «Пастушья дудочка».

1

Пересказ



55

Татарская сказка «Портной, медведь и бесенок».

1

Чтение по ролям



56

Кабардинская сказка «Глупый Волк».

1

Выразительное чтение



57

Кабардинская сказка «Лиса и собака».

1

Чтение по ролям



58

Армянская сказка «Как одурачили царя».


Пересказ



59

Адыгская сказка «Острый ум и ловкие руки».

1

Пересказ



60

Абхазская сказка «Кому подарить бешмет?»

1

Выборочное чтение



61

Греческая сказка «Как барин коней высиживал».

1

Выразительное чтение



62

А. Пушкин «Птичка»

1

Наизусть



63

П. Хачатрян «Армянский язык».

1

Выразительное чтение



64

Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа».

1

Выразительное чтение



65

М. Джалиль «Колыбельная дочери».

1

Выразительное чтение



66

С. Мурадян «Мама и весна».

1

Выразительное чтение



67

Н. Фаттах «Наш дедушка».

1

Пересказ



68

Н. Тынянский «Упрямый цыпленок».

1

Чтение по ролям






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!