СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адыгейской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по адыгейской литературе расчитана на 1 час в неделю, то есть 34 в год. Разработана для учеников 11 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адыгейской литературе»

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по адыгейской литературе предназначена для обучения учащихся 11 класса общеобразовательных школ.

  1. Рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

2. Программы по адыгейской литературе к учебно-методическому комплексу: учебник- хрестоматия для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова. – Майкоп, 2011. Программа ориентирована на УМК: учебник – хрестоматия «Адыгейская литература»: для 10-11 классов, общеобр. учреждений/

Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. – Майкоп, 2011.;

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе

в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. № 576.

  1. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».

  2. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программой предусмотрено 4часа на развитие речи, 2 тестовые работы.



Основная цель программы:

- познакомить учащихся с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

Задачи:

- активизировать читательский интерес детей, познакомить их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создать условия для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны создавать устное и письменное речевое высказывание:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;

- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

Содержание тем учебного курса


  1. Художественный мир адыгейской литературы (18 часов)

Художественный мир Исхака Шумафовича Машбаша. Жизненный и творческий путь писателя и поэта.

Стихотворения: «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной». Поэзия как выражение красоты и идеала. Поэт воспевает свой народ, свой край, свою землю, свой язык. Приемы создания поэтического образа.

«Сражение возле речушки Бзиюк». Отрывок из романа «Раскаты далекого грома».

В основе романа лежит историческая правда. Бзиюкская битва-восстание шапсугских тфокотлей с бжедугскими князьями и орками в XVIII веке - трагедия народа. Классовая борьба в романе.

Сочувствие и военная поддержка со стороны императрицы Екатерины князьям и оркам Бжедугии. Героизм, мужество и стойкость тфокотлей Шапсугии, Темиргойи, Абадзехии, Убыхии, Бесленеи, Махошии в борьбе против произвола, жестокости и несправедливости.

Братская помощь крестьян из Турции оружием. Образы героев, погибших в неравном бою. Братья Хагуры. Образ матери Ляшина. Идеи дружбы, взаимопонимания, согласия и равноправия народа в романе.

«Близоклокоть, да не достанешь его...». Отрывок из романа «Жернова». Страшные жернова истории для адыгского народа в романе.

И. Машбаша «Жернова» — это Россия и Турция. Адрианопольский мирный договор 1829 года между Турцией и Россией и передача лучших черкесских земель России без ведома адыгов.

Тема объединения всех адыгских племен в единое государство - Черкесию -основная тема романа Машбаша. Сафербий Зан и Хан-Гирей - патриоты своего народа. Идеи объединения всех адыгских племен в единое государство со своим государственным строем и знаменем.

Творческий практикум. Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.

Художественный мир Хязрета Ахметовича Ашинова. Слово о поэте и писателе. Стихотворение «Мои товарищи».

Тема войны в лирике и прозе Ашинова. Человек в трагических условиях. Дружба и ее функции в стихотворении.

«Воспоминания». Отрывок из повести «Последняя неделя августа».

Система образов произведения. Сравнительный анализ образов отца Заура и Хаджимета.

Творческий практикум. Читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

Художественный мир Хамида Яхьевича Беретаря. Слово о поэте.         

«Сонеты».  Особенности сонета как жанра и  его  отличие  от других  поэтических произведений. Тема добра, красоты, солнца, весны, любви в сонетах

Беретаря.        «Повесть об ауле».  Трагедия     адыгейского     аула,     оказавшегося     на     дне     Кубанского    водохранилища с целью поднятия уровня экономического благополучия региона -  основной    мотив    драматически    наполненного    поэтического    произведения          

Беретаря. Трагический пафос.       

Художественный мир Гиссы Кагировича Схаплок. Слово о драматурге. Драма «Танец смерти».

Отрывок из героико-романтической трагедии «Танец смерти».      

Драма как род литературы, ее особенности. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Трагическая история   любви и ее авторская оценка. Символические образы.

 Художественный мир Пшимафа Карбечевича Кошубаева

 Жизненный и творческий путь писателя. «Семь дождливых дней». Повесть в сокращении.

Тема    нравственного    возрождения    человека    в     повести.     Великая Отечественная война и ее отголоски.

 Композиция повести - образ дождя. Глубина нравственной проблематики и психологизма повести.

 Художественный мир Джафара Базруковича Чуяко. Жизненный и творческий путь поэта и писателя.

«Подвиг», «Там, где горели камни». Отрывок из поэмы.

  Военная    лирика    Д.    Чуяко,    посвящение    произведений    ветеранам -  фронтовикам  и  героям,  не  вернувшимся  с  войны.  Мастерство  в  создании характеров героев.

 Художественный мир Бреджиба Адшесовича Мамия

Жизненный и творческий путь драматурга. «Берегись, любовь!». Отрывок из пьесы.

Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии, реалистические черты характеров.

  Художественный мир Сафера Ильясовича Панеша

  Жизненный и творческий путь писателя. «Молодые патриоты». Отрывок из повести «Любовь и уголь».

   Трагические   события   военных   лет   в   произведениях   Панеша.   Тема         предательства,    нравственного    падения    человека,    ранее    пользовавшегося уважением окружающих и горячо пропагандировавшего существующую власть и ее порядки.

Влияние   на   судьбы   детей   ошибок,   совершенных   родителями.   Мир и человек в прозе Панеша. Трагическое звучание темы любви. Творческий практикум.  Литературно-критическое эссе.

 Творческий практикум. Дискуссия на одну из предложенных тем. Поэма «Отец».

Тема Великой Отечественной войны. Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции, детали. Творческий практикум. Семинар, дискуссия, рецензия на поэму.

Художественный мир Каплана Гайсовича Кесебежева. Слово о поэте.

Стихотворения: «Треугольные письма», «Там, где аульские курганы».

Военная лирика Кесебежева. Воспоминания автора, надежда на мир и светлое будущее. Призыв помнить погибших воинов. Приемы изображения действительности в стихах. Особенности стихосложения.

Художественный мир Хусена Хаджимосовича Хурумова. О поэте.

«Колодец Хапака», «Я двери запер на засов», «Солнце у моих дверей», «Я хо-хо-чу».

Основные темы и мотивы лирики X. Хурумова. Своеобразие и функции художественных средств. Новаторские поиски в области языка, словотворчество. Творческий практикум. Ролевая дискуссия, реферат.

II. Современная адыгейская поэзия (6 ч.)

Художественный мир Мугдина Исмаиловича Тлехаса. О поэте.

Стихотворения: «Легенда о Мафэхабле», «Черкесские сады», «Черкешенка», «Добро и зло», «Мечта», «Страшно».

Выражение боли, страдания за уничтожение природы. Воспевание рождения нового аула, красоты черкешенки. Призыв к людям планеты сохранить живую природу.

Совершенство стихотворной формы. Символы природных стихий. Музыкальные принципы поэтической речи и их реализация в творчестве поэта.

 Художественный мир Санят Арамбиевны Гутовой. Жизненный, творческий путь поэтессы.

Стихотворения: «Разрывается барабан с ярым треском...», «Бери и ешь».

Поэтический мир С. Гутовой. Отличие данной поэзии от традиционной лирики. Писательское мастерство. Творческий практикум. Классная дискуссия.

Художественный мир Сайды Ахмедовны Хунаговой

Жизненный и творческий путь С. Хунаговой.

Стихотворения: «Мой народ, ты в поклоне застыл», «Для тебя слишком седа моя голова», «Говорю», «Рваная тишина», «Хаос».

Проблема национальных истоков. Воспитание молодёжи и её будущее -основная тема лирики Хунаговой. Осуждение падения нравственных ценностей.

Традиции и новаторство в современной прозе. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Современная адыгейская поэзия.

Художественный мир Шихамбия Исмагиловича Куева. Жизненный и творческий путь поэта.

Стихотворения:«Мое слово», «Руки матери — с чем их сравнить?»,
«В ожидании любви», «С любовью не прощаются».Раздумья о нравственных ориентирах, настоящей правде человеческих отношений - основная тема лирики Куева. Патриотические мотивы и лирические чувства в стихах.  Творческий практикум.Теоретический семинар, реферат.

Художественный мир Заремы Индрисовны Хакуновой-Хуаз. Жизненный и творческий путь поэтессы.

 Стихотворения: «Жизнь меня крутит и расщепляет», «Чудо из чудес».

Глубокий   смысл   и   лиричность   стихов   Хакуновой-Хуаз.   Поэтическое  мастерство.

Поэтический семинар или дискуссия «Существует ли женская поэзия?»

 Художественный мир Тимура Исмаиловича Дербе. Жизненный и творческий путь поэта.

Стихотворения: «С рожденья слышу я скорбные песни плача», «Год за годом, как серые облака...», «Люблю я свой народ. Благую ношу», «Дождь весенний все льет и льет».Основные темы и мотивы лирики Дербе. Поэтический мир.

Творческий практикум.Итоговая читательская конференция. Общее и особенное в стихах молодых поэтов.

III. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей и поэтов (11 часов)

Творческий практикум. Поэтический мир адыгейских поэтов. Классная дискуссия.

Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. Реферат.

Русский национальный характер в изображении адыгских писателей. Сочинение-размышление по произведениям И. Ш. Машбаша. Сочинение-рассуждение по произведениям А. М. Гадагатля. Итоговая читательская конференция. Адыгские писатели и поэты XIX и XX веков.

Жизненный и творческий путь литературоведов и критиков адыгейской литературной науки на современном этапе: Магомета Шамсудиновича Кунижева, Абубачира Адышесовича Схаляхо, Казбека Гиссовича Шаззо, Руслана Галимовича Мамия, Туркубия Нуховича Чамокова, Учужука Масхудовича Панеша, Аслана Китовича Тхакушинова, Хамеда Гиссовича Тлепцерше.

Презентация самостоятельно прочитанной критической статьи.











Тематический план







Раздел

Из них

Общее количество

Развитие речи


Тестовые работы

1.

Художественный мир адыгейской литературы

18

2

1

2.

Современная адыгейская поэзия и проза

6



3.

Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей и поэтов

10

2

1

Итого:

34

4

2










Количество

часов

Количество недель

1 полугодие

15

16 недель

2 полугодие

19

18 недель

год

34

34 недели









 










Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Дата

К-во часов

П

Ф

Художественный мир адыгейской литературы (17 часов)

1.

Р.р. Художественный мир адыгейской литературы

8.09


1

2.

Жизненный и творческий путь писателя и поэта И.Ш.Машбаша. Тема любви к родине и народу в лирике.

15.09


1

3.

Трагическое и героическое в романе И.Ш.Машбаша «Раскаты далекого грома».

22.09


1

4.

Тема единения в романе И.Ш.Машбаша «Жернова».


29.09


1

5.

Тема войны в лирике и прозе Х.А.Ашинова.

6.10


1

6.

Основная идея повести Х.А.Ашинова «Последняя неделя августа».


13.10


1

7

Особенности сюжета и композиции повести «Последняя неделя августа».

20.10


1

8.

Тема добра, красоты, солнца, весны, любви в сонетах

Х.Я.Беретаря.

27.10


1

9.

Характеристика героев трагедии Г.К.Схаплока «Танец смерти».

10.11


1

10.

Символ дождя в повести П.К.Кошубаева «Семь дождливых дней».


17.11


1

11.

Военная лирика Д. Б. Чуяко.

24.11


1

12.

Сатирическая направленность комедии Е .А. Мамия «Берегись, любовь!».

1.12


1

13.

Тема долга в повести С. И. Панеша «Любовь и уголь».


8.12


1

14.

Трагические события военных лет в произведениях С.И. Панеша

15.12


1

15.

Контрольное тестирование за 1 полугодие:

« Писатели и поэты Адыгеи»

22.12


1

16.

Н.Ю.Куек. Особенности поэмы «Цуг»

19.01


1

17.

Р.р. Дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей.

26.01


1

18.

Чувство гордости, любви к Родине в лирике К.Х.Кумпилова.

2.02


1

Современная адыгейская поэзия и проза (11 часов)



19.

Ю.Г.Чуяко.Традиции и новаторство автора в романе «Сказание о Железном волке».

9.02


1

20.

Тема добра, любви в творчестве Р.М.Нехая.

16.02


1

21.

Основные темы и мотивы лирики Н.Н.Багова, Ачмиз Р.У.,Панеша Х.М.

22.02


1

22.

Махош Р.И.Стихотворение «Последнее мгновение». Тема подвига

2.03


1

23.

Художественный мир Р.М.Паранук.

16.03


1

24.

Военная лирика К.Г.Кесебежева.

23.03


1

25.

Основные темы и мотивы лирики X. Х. Хурумова.

6.04


1

26.

Выражение боли, страдания за уничтожение природы в стихотворениях М.И.Тлехаса.

13.04


1

27.

Отличие поэзии С.А.Гутовой от традиционной лирики. Писательское мастерство.

20.04


1

28.

Воспитание молодёжи и её будущее как основная тема лирики С.А. Хунаговой.

27.04


1

29.

Патриотические мотивы в стихотворениях Ш.И.Куева.


4.05


1

Адыгейский национальный характер в изображении адыгских 7.05писателей и поэтов (6 часов)

30.

Глубокий смысл и лиричность стихов З.И. Хакуновой-Хуаз.

11.05


1

31.

Р.р. Общее и особенное в стихах молодых поэтов.

14.05


1

32.

Р.р. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей.

18.05


1

33.

Итоговая читательская конференция.

21.05


1

34.

Контрольное тестирование за год « Произведения адыгейских писателей и поэтов»

25.05


1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!