Пояснительная записка
Рабочая программа по адыгейской литературе предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ и разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17.12.2010 года № 1897
Программы по адыгейской литературе к учебно-методическому комплексу: учебник- хрестоматия для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова. – Майкоп, 2011.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. №579.
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2016-2017 уч.гг.
Программа рассчитана на 35 часа в год, 1 час в неделю.
Основная цель программы:
- познакомить учащихся с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
Задачи:
- активизировать читательский интерес детей, познакомить их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создать условия для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Предметные результаты освоения курса адыгейской литературы учащимися 10 класса:
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателейАдыгеи
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом
I четверть | 8 часов |
II четверть | 8 часов |
III четверть | 10 часов |
IV четверть | 9 часов |
Всего | 35 часов |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
17 | Контрольное тестирование за 1 полугодие. | Текущий | Тест |
33 | Итоговое контрольное тестирование. | Итоговый | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС
Введение (1ч.)
Художественный мир адыгейской литературы.
Адыгейская литература(27-6)
Художественный мир Цуга Алиевича Теучежа.
Ц.А.Теучеж. Поэма. Восстание бжедугов.
Образ князя - жестокость, лицемерие, месть и произвол.
Классовая борьба в Бжедугии за свободу и равенство.
Жизненный и творческий путь поэта Х.Б. Андрухаева.
Х.Б. Андрухаев. Стихотворение. Песня молодости.
Х.Б. Андрухаев. Стихотворение. Провожают нас в Красную Армию.
Отрывок из романа Ю.И.Тлюстена «Немеркнущий свет».
Реализм в изображении военного быта.
Отрывок из романа Ю.И.Тлюстена «Девичьи зори».
Отрывок из романа А.К.Евтыха «Баржа».
Женские образы в романе. Княгиня Айшет.
Отрывок из романа Д.Г.Костанова «Слияние рек».
Образ Хусена Андрухаева в поэме Сафера Махмудовича Яхутля.
Образ Меретукова, партизана-разведчика, погибшего от рук гитлеровцев в стихотворении С. М. Яхутля«Другу».
Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта С.М. Яхутля
Разнообразие тематики в лирике поэта Киримизе Хаджимусовича Жанэ.
К.Х.Жанэ.Стихотворение. Адыгея моя.
К.Х.Жанэ.Стихотворение. У адыгов обычай такой.
К.Х.Жанэ.Стихотворение. Моя звезда.
К.Х.Жанэ.Стихотворение. Спор.
А.М. Гадагатль. Повесть в стихах. Дочь адыга.
Сюжет повести, развитие трагических событий.
Нравственная проблематика повести.
Общее и особенное в стихах молодых поэтов.
Тематическое планирование по адыгейской литературе 10 класс
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Количество часов |
1. | | | Художественный мир адыгейской литературы. | 1 |
2. | | | Художественный мир Цуга Алиевича Теучежа. | 1 |
3. | | | Ц.А.Теучеж. Композиция поэмы «Восстание бжедугов». | 1 |
4. | | | Образ князя - жестокость, лицемерие, месть и произвол. | 1 |
5. | | | Классовая борьба в Бжедугии за свободу и равенство. | 1 |
6. | | | Жизненный и творческий путь поэта Х.Б. Андрухаева. | 1 |
7. | | | Х.Б. Андрухаев. Лирика « Песня молодости». | 1 |
8. | | | Х.Б. Андрухаев. Патриотическая лирика. | 1 |
9. | | | Композиция романа Ю.И.Тлюстена «Немеркнущий свет». | 1 |
10. | | | Реализм в изображении военного быта в романе. | 1 |
11. | | | Сюжет в романе Ю.И.Тлюстена «Девичьи зори». | 1 |
12. | | | Особенности романа А.К.Евтыха «Баржа». | 1 |
13. | | | Женские образы в романе. Княгиня Айшет. | 1 |
14. | | | Р/Р Россия и Кавказ в начале XX века. | 1 |
15. | | | Композиция романа Д.Г.Костанова «Слияние рек». | 1 |
16. | | | Р/Р Дискуссия. Русский национальный характер в изображении адыгейских писателей. | 1 |
17. | | | Контрольное тестирование за 1 полугодие. | 1 |
18. | | | Образ Хусена Андрухаева в поэме Сафера Махмудовича Яхутля. | 1 |
19. | | | Образ Меретукова, партизана-разведчика в стихотворении С. М. Яхутля«Другу». | 1 |
20. | | | Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта С.М. Яхутля | 1 |
21. | | | Разнообразие тематики в лирике поэта Киримизе Жанэ. | 1 |
22. | | | Тема Родины в стихотворении. «Адыгея моя». | 1 |
23. | | | Традиции адыгов « У адыгов обычай такой». | 1 |
24. | | | К.Х.Жанэ. Художественное своеобразие лирики. | 1 |
25. | | | К.Х.Жанэ. Антитеза в стихотворении «Спор». | 1 |
26. | | | Поэтический семинар. | 1 |
27. | | | А.М. Гадагатль. Особенности повести «Дочь адыга». | 1 |
28. | | | Сюжет повести, развитие трагических событий. | 1 |
29. | | | Нравственная проблематика повести. | 1 |
30. | | | Общее и особенное в стихах молодых поэтов. | 1 |
31-32 | | | Р.р. Сочинение-размышление по произведениям К.Х.Жанэ. | 2 |
33 | | | Итоговое контрольное тестирование. | 1 |
34 | | | Классная дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. | 1 |
35 | | | Итоговая читательская конференция. | 1 |
Список литературы
для учителя:
История адыгейской литературы в3-х томах, г. Майкоп, «Меототы», 1999г.
Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
для учащихся:
Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 10-11.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 10-11 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.