Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 Б класса реализуется на основе: «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 класс. Авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк и д.р.», составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009г.
Программа соответствует требованием федерального компонента Государственного стандарта общего образования. По авторской программе на изучение отводиться – 102 часа (3 часа в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы продолжительность учебного года для 8 класса – 34 недель. Рабочая программа составлена на 102 часов (3 часа в неделю). Предусмотрено выполнение 10 контрольных работ.
Темы разделов полностью совпадают с авторской программой.
Цели изучение курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств : точность мысли, логическое мышление , способность к преодолению трудностей,
-воспитание культуры личности;
-формирование математического аппарата для решения задач;
-формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов математики, требующих поиска путей решения.
Задачи курса:
-ввести понятия квадратного корня, квадратного уравнения, степени с отрицательным показателем;
-познакомить с иррациональными числами, научить выполнять преобразования иррациональные выражения;
-расширить и углубить умения преобразовывать дробные выражения ;
-научить решать квадратные уравнения по формулам, дробно-рациональные уравнения;
-расширить понятие степени, на уровне знакомства рассмотреть степени с дробным показателем;
-сформировать представления о неравенствах и научить решать линейные неравенства и их системы;
-ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Содержание учебного предмета
1.Рациональные дроби – 23 часа.
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности.
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график ф-ции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
Основные термины по разделу:
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =k/x и её график.
2.Квадратные корни – 19 часов.
Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня.
Основные термины по разделу:
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
3. Квадратные уравнения – 21 час.
Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей.
Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений
Основные термины по разделу:
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
4. Неравенства – 20 часов.
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство», определение абсолютной и относительной погрешности .
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.
Основные термины по разделу:
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики – 11 часов.
Знать определение степени с целым показателем; свойства степени с целым показателями; определение частоты, моды, медианы, относительной частоты, интервального ряда, выборки.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять действия над приближенными значениями; «читать» диаграммы, полигоны, гистограммы.
Основные термины по разделу:
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации стат. исследований.
9. Итоговое повторение - 8 часов.
Уметь сокращать алгебраические дроби; выполнять основные действия с алгебраическими дробями; находить в несложных случаях значения корней; применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и простейших преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать квадратные уравнения и дробные рациональные уравнения; решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать системы линейных неравенств; выполнять основные действия со степенями с целыми показателями.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения алгебры в 8 классе ученик должен знать и понимать:
- определения основных понятий, изученных в 8 классе, основные формулы сокращенного умножения, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
-составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-решать линейные с одной переменной и их системы;
-решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-изображать числа точками на координатной прямой;
-определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения расчётов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
Элементы статистики
-извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-вычислять средние значения результатов измерений;
-находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объёмов, времени, скорости;
-понимания статистических утверждений
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Рациональные дроби | 23 | 23 |
2 | Квадратные корни | 19 | 19 |
3 | Квадратные уравнения | 21 | 21 |
4 | Неравенства | 20 | 20 |
5 | Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 11 | 11 |
6 | Повторение | 8 | 8 |
| Итого | 102 | 102 |
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Номер рабочей недели | Дата урока по факту | Содержание учебного материала | Использование оборудования и учебно-наглядного пособия |
I Рациональные дроби /23часа/. |
1.1 Рациональные дроби и их свойства. /5 часа/. |
1 | 1 | | Рациональные выражения. | |
2 | 1 | | Рациональные дроби. | |
3 | 1 | | Основное свойство дроби. | |
4 | 2 | | Сокращение дробей. | |
5 | 2 | | Сокращение дробей. | |
1.2. Сумма и разность дробей./6часов/. |
6 | 2 | | Сложение дробей c одинаковыми знаменателями. | |
7 | 3 | | Сложение дробей с разными знаменателями. | |
8 | 3 | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | |
9 | 3 | | Вычитание дробей с разными знаменателями. | |
10 | 4 | | Сложение и вычитание дробей. | |
11 | 4 | | Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание дробей». | |
12 | 4 | | Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание дробей. | |
1.3 Произведение дробей /2 часа/. |
13 | 5 | | Умножение алгебраических дробей. | |
14 | 5 | | Деление алгебраических дробей. | |
1.4 Частное дробей /8 часов/. |
15 | 5 | | Возведение алгебраической дроби в степень. | |
16 | 6 | | Преобразование рациональных выражений. | |
17 | 6 | | Преобразование выражений. | |
18 | 6 | | Произведение и частное дробей. | |
19 | 7 | | Доказательство тождеств. | |
20 | 7 | | Функция у = k/x и ее график. | |
21 | 7 | | Функция у = k/x и ее свойства. | |
22 | 8 | | Контрольная работа №2 по теме: «Произведение и частное дробей. Функция у = k/x». | |
23 | 8 | | Анализ контрольной работы. | |
II. Квадратные корни /19 часов/. |
2.1 Действительные числа /2 часа/. |
24 | 8 | | Рациональные числа. | |
25 | 9 | | Действительные числа. | |
2.2 Арифметический квадратный корень /5 часов/. |
26 | 9 | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | |
27 | 9 | | Уравнение =а. | |
28 | 10 | | Уравнение =а. | |
29 | 10 | | Уравнение =а. | |
30 | 10 | | Нахождение приближенных значений квадратного корня. Функция у =. | |
2.3 Свойства арифметического квадратного корня /4 часа/. |
31 | 11 | | Квадратный корень из произведения. | |
32 | 11 | | Квадратный корень из дроби. | |
33 | 11 | | Квадратный корень из степени. | |
34 | 12 | | Контрольная работа №3 по теме: «Определение и свойства арифметического корня». | |
2.4 Применение свойств арифметического квадратного корня. /8 часов/. |
35 | 12 | | Анализ контрольной работы. Вынесение множителя из-под знака корня. | |
36 | 12 | | Внесение множителя под знак корня. | |
37 | 13 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | |
38 | 13 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | |
39 | 13 | | Решение задач по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | |
40 | 14 | | Решение задач. | |
41 | 14 | | Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | |
42 | 14 | | Анализ контрольной работы. | |
III. Квадратные уравнения /21часа/. |
3.1 Квадратное уравнение и его корни. /3 часа/. |
43 | 15 | | Определение квадратного корня. | |
44 | 15 | . | Неполные квадратные уравнения | |
45 | 15 | | Решение квадратных уравнений выделением квадратного двучлена. | |
3.2 Формула корней квадратного уравнения /8 часов/. |
46 | 16 | | Решение квадратного уравнения по формуле. | |
47 | 16 | | Решение квадратных уравнений по формуле. | |
48 | 16 | | Решение квадратного уравнения по формуле. | |
49 | 17 | | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | |
50 | 17 | | Теорема Виета. | |
51 | 17 | | Обратная теорема Виета. | |
52 | 18 | | Обобщающий урок по теме: «Формула корней квадратного уравнения». | |
53 | 18 | | Контрольная работа №5 по теме: «Формула корней квадратного уравнения». | |
3.3 Дробные рациональные уравнения /10 часов/. |
54 | 18 | | Анализ контрольной работы. Решение дробных рациональных уравнений. | |
55 | 19 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | |
56 | 19 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | |
57 | 19 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | |
58 | 20 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | |
59 | 20 | | Графический способ решения уравнений. | |
60 | 20 | | Графический способ решения уравнений | |
61 | 21 | | Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения». | |
62 | 21 | | Контрольная работа №6 по теме «Дробные рациональные уравнения». | |
63 | 21 | | Анализ контрольной работы. | |
IV. Неравенства /20 часов/. |
4.1 Числовые неравенства и их свойства. /9часов/. |
64 | 22 | | Числовые неравенства. Определение понятий «меньше» и «больше». | |
65 | 22 | | Определение понятий «меньше» и «больше». | |
66 | 22 | | Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. | |
67 | 23 | | Свойства числовых неравенств. | |
68 | 23 | | Сложение числовых неравенств. | |
69 | 23 | | Сложение числовых неравенств. | |
70 | 24 | | Умножение числовых неравенств. | |
71 | 24 | | Умножение числовых неравенств. | |
72 | 24 | | Контрольная работа №7 по теме «Свойства числовых неравенств». | |
4.2 Неравенства с одной переменной. /5часов/. |
73 | 25 | | Анализ контрольной работы. Числовые промежутки. | |
74 | 25 | | Интервалы и отрезки. | |
75 | 25 | | Решение неравенств с одной переменной. | |
76 | 26 | | Решение двойных неравенств. | |
77 | 26 | | Решение упражнений по теме: «Неравенства с одной переменной». | |
4.3 Системы неравенств. /6 часов/. |
78 | 26 | | Решение систем неравенств с одной переменной. | |
79 | 27 | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
80 | 27 | | Закрепление темы «Решение систем неравенств с одной переменной». | |
81 | 27 | | Обобщающий урок по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы». | |
82 | 28 | | Контрольная работа № 8 по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы». | |
83 | 28 | | Анализ контрольной работы. | |
V. Степень с целым показателем. Элементы статистики. / 11 часов/. |
84 | 28 | | Определение степени с целым показателем. | |
85 | 29 | | Определение степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. | |
86 | 29 | | Стандартный вид числа. | |
87 | 29 | | Запись приближенных значений. | |
88 | 30 | | Действия над приближенными значениями. | |
89 | 30 | | Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем». | |
90 | 30 | | Работа над ошибками. Комбинаторика: перебор вариантов; правило суммы, умножения. | |
91 | 31 | | Комбинаторика: перебор вариантов; правило суммы, умножения. | |
92 | 31 | | Среднее арифметическое. | |
93 | 31 | | Мода. | |
94 | 32 | | Размах. | |
VI. Повторение (8 часов). |
95 | 32 | | | |
96 | 32 | | | |
97 | 33 | | Квадратные корни и квадратные уравнения. | |
98 | 33 | | Вычитание дробей с разными знаменателями | |
99 | 33 | | Итоговый тест. | |
100 | 34 | | Работа над ошибками. | |
101 | 34 | | Итоговая контрольная работа. | |
102 | 34 | | Анализ контрольной работы. Заключительный урок. | |
Учебно-методическое обеспечение предмета.
1.Программы по алгебре. 8 класс.//Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
2.Алгебра: Учеб. для 8 кл. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.
3.Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.
II. Литература для учителя.
4.Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. А.Н. Рурукин, – М.:Вако, 2010.
5.Государственный стандарт основного общего образования по математике.
6.Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
7.Программы общеобраз-ных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
8.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
9. конторольно-измерительные материалы. Алгебра. 8 класс /Л.Ю.Бабошкина.-М.: Вако,2012
10. Электронное пособие. Алгебра. 8 класс. В.Ф.Бутузов и др., 1С