СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 10-11класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2017г. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс,  Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10-11класс»

Рабочая программа по астрономии для 10-11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2017г. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут 2017г.

Статус учебной программы по астрономии

Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС основного общего образования.

Структура рабочей программы позволяет учителям и преподавателям организовывать образовательный процесс, давая представление о целях и общей стратегии обучения, его предметном содержании; предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик, в том числе проведение диагностики знаний, умений и навыков учащихся.

Структура документа

Рабочая программа по астрономии для 10-11 класса содержит следующие разделы:

- пояснительную записку, в которой определяются цели и раскрываются особенности обучения астрономии;

- содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала и вариативных компонентов, распределенного по содержательным разделам;

- поурочное тематическое планирование с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение астрономии в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

При реализации данной программы выполняются следующие задачи:

- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.




«Астрономия» 10-11 класс

(34 часа)

Пояснительная записка

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам.

В соответствии с Базисным учебным планом на изучение астрономии в 10-11 классе отводиться 1 учебный час в неделю, всего 34 часа в течение двух лет обучения.

На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта, в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время задачи обучения:

Предметные: определяют следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрофизики и астрономии. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития астрофизики и астрономии.

Личностные: выявляют приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Метапедметные: отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В рамках данной программы предполагается активное использование интернет - ресурсов и информационных технологий.






Содержание программы

(34 ч)

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр -светимость» («цвет- светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Строение и эволюция Вселенной (5ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


Формы и средства контроля

Общее количество практических работ, проводимых при изучении различных тем 2:

  1. Практическая работа с планом Солнечной системы.

  2. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы»

Общее количество проверочных работ, проводимых при изучении различных тем 1: Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»

Общее количество домашних контрольных работ, проводимых при изучении различных тем 4:

  1. Домашняя контрольная работа№1

  2. Домашняя контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы»

  3. Домашняя контрольная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы».

  4. Домашняя контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Литература для учителя:

Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997. Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995. Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17 учеб. год. — Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984. Касьянов В.  А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.

Литература для учащихся:

Белонучкин В.  Е. Кеплер, Ньютон и все-всевсе… — Вып.  78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант). Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса.  — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант). Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант). Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.

Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.

Интернет-ресурсы:

Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com МКС онлайн. http://mks-onlain.ru Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-sajty Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru Российская астрономическая сеть. http://www. astronet.ru Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru Элементы большой науки. Астрономия. http:// elementy.ru/astronomy






Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Планируемые результаты

Использование ЭОР

Домашнее

задание



предметные

метапредметные

личностные



Астрономия, ее значение и связь

с другими науками (2 ч)

1



Предмет астрономии.

Структура и масштабы

Вселенной

Урок изуче­ния

нового материала

История, что изучает, связь с другими науками,

профессия астронома, значение для народного

хозяйства

объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками

формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки

обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием

http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshta-

bov_Vselennoy_v.2.swf

§1, задание1

2



Наблюдения - основа

астрономии. Телескопы

Урок изуче­ния

нового материала

Астрономические наблюдения и их особенности.

Телескопы: виды, разрешаемость, увеличение,

светосила и их нахождение. Радиотелескопы.

Обсерватории

изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа




формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания

взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательню деятельность.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/

§2,

упр1

Основы практической астрономии (5 ч)

3



Звезды и созвездия.

Небесные координаты и

звездные карты

Комбинированный

урок

Экваториальные координаты и связь с

географическими. Способы определения

географической широты, суточное движение светил

на разных широтах, формула высоты (широты) и

применение в решении задач

формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе

формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде

организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы

http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.

html

§3,4

упр2, 3

задание 3

4



Видимые движения

светил как следствие их

собственного движения

в пространстве, вращения

Земли и её обращения

вокруг Солнца

Комбинированный

урок

Небесная сфера: основные точки, линии и плоскости.

Горизонтальная система координат, кульминация,

зенитное расстояние. Суточное движение светил.

Перевод градусной меры в часовую и обратно

формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах

характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли

самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью

https://www.youtube.com/watch?v=8upIbQk_

q-0

§5,

упр 4

5



Годичное движение Солнца. Эклиптика

Комбинированный

урок

Годичное движение звезд, Солнца: эклиптика,

точки, зодиакальные созвездия. Работа по ПКЗН:

нахождение координат светил и обратно

воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года

формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года

проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов

http://www.nebulacast.com/2012/04/blog-post_

05.html

§6

упр 5

6



Движение и фазы Луны.

Затмения Солнца и Луны

Комбинированный

урок

Луна – спутник Земли. Движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения

формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз

графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений

организовывать самостоятельную познавательную деятельность

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670

3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa

ce=catalog&class=47&subject=39

§7,8

упр 6

7



Время и календарь

Комбинированный

урок

Солнечные сутки, служба Солнца и точного времени. Всемирное время, связь с географической долготой, система счета времени. Исчисление времени в РФ. Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль. Разбор задач

формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля

анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста

проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b

74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/

§9

Домашняя контрольная работа№1

Строение Солнечной системы (7 ч)

8



Развитие представлений о строении мира

Урок изуче­ния

нового материала

История развития представлений об окружающем мире в древности. Геоцентрическая система мира Аристотеля и К.Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Н.Коперника. Становление гелиоцентризма: Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон, Ломоносов и другие

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов

устанавливать причинноследс твенные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира.

высказывать убежденность в возможности познания системы мира

http://universetoday-rus.com/blog/2013-11-01-

1538

§10

9



Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический и звёздный периоды

Урок изуче­ния

нового материала

Состав СС (сведения о телах и характерные закономерности). Петлеобразное движение планет и объяснение. Конфигурация, виды для верхних и нижних планет. Сидерические и синодические периоды. Разбор задач

воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет»

представлять информацию о

взаимном расположении планет в различных видах

(в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об

условиях наблюдаемости планеты в зависимости от

внешних условий расположения Солнца и Земли

организовывать самостоятельную

познавательную деятельность

http://in-space.info/dictionary/konfiguratsiya-

planet

§11

упр 9

10



Законы движения планет Солнечной системы

Комбинированный

урок

И.Кеплер и его законы. Задачи на нахождение эксцентриситета, перигея и апогея. Разбор задач

воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий»,

«большая и малая полуось эллипса», «астрономиче-

ская единица»; формулировать законы Кеплера

анализировать информацию,

полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения фор-

мы траектории небесных тел (на примере Марса)

целенаправленно организовывать

собственную познавательную деятельность

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b

74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/

§12

Задание 12

11



Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Комбинированный

урок

Расстояние от Земли до Солнца. Способы определения расстояний в СС: 3-й закон Кеплера, параллактический, радиолокационный. Параллакс, параллактическое смещение. Определение размеров небесных тел. Разбор задач

формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс»,

«угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной

локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым

размерам и расстоянию

анализировать информацию,

полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли

организовывать самостоятельную

познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров

Земли и других планет

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/

§13

упр 11

12



Практическая работа

с планом Солнечной системы

Контроль знаний


определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты

на орбитах в принятом масштабе

извлекать и анализировать

информацию астрономического содержания с использованием «Школьного астрономического календаря»

Личностные: контролировать собственную познавательную деятельность

http://www.afportal.ru/astro/model — Астрофи-

зический портал


13



Движение небесных тел под действием сил тяготения

Комбинированный

урок

Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна. Уточнение законов И.Ньютоном Определение масс небесных тел. Разбор задач

определять массы планет на основе

третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать

движения тел Солнечной системы под действием сил

тяготения по орбитам с различным эксцентрисите-

том; объяснять причины возникновения приливов

на Земле и возмущений в движении тел Солнечной

системы

аналитически доказывать

справедливость законов Кеплера на основе закона

всемирного тяготения; делать вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и

теоретического методов научного исследования

выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики


§14

упр 12

14



Движение искусственных

спутников и космических аппаратов (КА)

в Солнечной системе

Комбинированный

урок


характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые

для посадки на поверхность планеты или выхода на

орбиту вокруг нее

анализировать возможные

траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую

перспективы межпланетных перелетов

выражать личностное отношение к

достижениям СССР и России в области космических

исследований, выражать собственную позицию относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных

спутников планет; доказывать собственное мнение,

характеризующее экологические проблемы запуска

искусственных аппаратов на околоземную орбиту и

в межпланетное пространство

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670

3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa

ce=catalog&class=47&subject=39

Домашняя контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы»

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

15



Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Комбинированный

урок

Деление планет на группы

формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы

сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий

отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения

http://ukhtoma.ru/universe8.htm

§15,16

Задание 13

16



Система Земля-Луна

Комбинированный

урок

Основные движения Земли. Форма Земли, триангуляция: Эратосфен, Ньютон, Струве. Масса и плотность Земли. Строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Луна – спутник Земли. Солнечные и лунные затмения

характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород

приводить доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты, обосновывать собственное мнение относительно перспектив освоения Луны.

организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет

http://galspace.spb.ru/index27.html

§17

Упр 13

17



Две группы планет.

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы»

Комбинированный

урок


перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия

использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов

проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html

§ 15; практические задания

18



Планеты земной группы

Комбинированный

урок

Основные особенности планет земной группы. Спутники Марса Состав атмосфер, рельеф, хронология открытий и исследование КА

указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы

использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных критериев, объяснять причины различий планет земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы

организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы

http://www.astrogalaxy.ru/index.html

§18


19



Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

Урок-дискуссия


объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; характеризовать явление парникового эффекта, различные аспекты проблем, связанных с существованием парникового эффекта; пояснять роль парникового эффекта в сохранении природы Земли

извлекать информацию о парниковом эффекте из различных источников и критически оценивать ее

доказывать собственную точку зрения относительно последствий парникового эффекта, основываясь на законах физики и астрономических данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; вы

111

сказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов

http://www.borshec.ru/pages-view-195.html 

Упражнение 14 учебника, практическое задание

20



Планеты–гиганты

Комбинированный

урок

Основные особенности планет -гигантов. Состав атмосфер, спутники и кольца, хронология открытий и исследование КА

указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планетгигантов; описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать

115

особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов

использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, использовать законы физики для описания природы планет-гигантов; сравнивать природу спутников планет-гигантов и Луны

организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы

http://nasha-vselennaya.ru/?cat=140

§19

Задание 14

21



Малые тела Солнечной системы

Комбинированный

урок

Кометы, их открытие, орбита, исследования КА

определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет

аргументировано пояснять причины астероиднокомтной опасности; описывать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересечении орбит

выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента; высказывать личностное отношение к четкости и высокой научной грамотности деятельности К. Томбо

http://www.astrolab.ru/cgi-bin/galery.cgi?id=1& move.x=11&move.y=1&no=169

§20.1-20.3

Упр 16

22



Метеоры, болиды, метеориты

Комбинированный

урок

Природа комет, состав, классификация Ф.А.Бредихина. Болиды. Метеоры, метеорные потоки, порождаемые кометами

определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов

анализировать и отличать наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь метеорные потоки

проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности

http://www.astro.websib.ru/sun/Meteor

§ 20.4, домашняя контрольная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы»

Солнце и звезды (6 ч)

23



Солнце – ближайшая звезда

Комбинированный

урок

Солнце - источник жизни на Земле, его обожествление в древности. Вид в телескоп, вращение. Размер, масса, светимость, солнечная постоянная. Температура, закон Стефана-Больцмана и Вина. Химический состав Солнца. Решение задач на использование законов и формулы светимости

объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики

использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы

высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдения Солнца

http://magru.net/pubs/5982#2

§ 21.1—3; практическое задание

24



Расстояния до звезд. Характеристики излучения звёзд

Комбинированный

урок

Годичный параллакс. Единицы измерения расстояния: астрономическая единица, парсек, световой год. Первые два метода определения расстояний: параллактический, через блеск звезд. Видимые и абсолютные звездные величины

перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности

описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности

участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность

http://www.astronet.ru/db/msg/1188683 

§22

Упр18

25



Массы и размеры звезд. Двойные звёзды

Комбинированный

урок

Различные виды двойственности звезд: оптическая, физическая, фотометрическая. Виды физически двойных звезд. Определение масс двойных звезд. Невидимые спутник

характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды»

обоснованно доказывать многообразие мира звезд; анализировать основные группы диаграммы «спектр — светимость»; формулировать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания

организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами

http://j-times.ru/kosmos/samaya-tyazhelaya-iyarkaya-zvezda-vo-vselennoj.html

§ 22, 23.1, 23.2; практическое задание

26



Переменные и нестационарные звезды

Комбинированный

урок

Переменные звезды: правильные, полуправильные, неправильные. Цефеиды. Вспыхивающие (новые) и взрывающиеся (сверхновые). Пульсары (нейтронные). Связь с массой

характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых

использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний

работать с различными источниками информации, проявлять готовность к самостоятельной познавательной деятельности

http://сезоны-года.рф/другие%20планеты. html

§ 23.1, 23.3, 24.1, 24.2 (новые звезды); практические задания

27



Эволюция звезд

Комбинированный

урок


объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы;

рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд


оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода

высказывать убежденность в возможности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд

http://www.astrotime.ru/evo.html

§ 24.2; практические задания

28



Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»

Контроль знаний


решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии

управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками

http://www.astrogalaxy.ru/659.html

Домашняя контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды»

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

29



Наша Галактика

Лекция, беседа

Млечный путь. Состав Галактики: звезды, скопления и их виды

описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы

выдвигать и сравнивать гипотезы относительно природы скрытой массы

управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к само образованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительсти

http://www.youtube.com/watch?v=_sQD0Fbr FCw

§ 25.1, 25.2, 25.4; практические задания

30



Межзвёздный газ и пыль. Вращение галактик

Комбинированный

урок

Состав Галактики: туманности и их виды, лучи, поля, газ и пыль. Строение и вращение Галактики. Движение звезд и Солнца. Радиоизлучение Галактики

характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд

объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; анализировать характеристики светлых туманностей

проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

http://www.astronet.ru/db/msg/1202020

§ 25.3, 28; практическое задание

31



Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары

Комбинированный

урок

Открытие галактик и их многообразие. Классификация по Э.Хаббл. Квазары. Определение размеров, расстояний и масс галактик

характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик»




высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов

высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов

http://vsya-vselennaya.ru/video.html

§ 26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5)

32



Космология начала ХХ в.

Комбинированный

урок


формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о  нестационарноти Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарноти Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла

сравнивать различные позиции относительно процесса расширения Вселенной; оценивать границы применимости закона Хаббла и

193

степень точности получаемых с его помощью результатов; сопоставлять информацию из различных источников

высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов

http://spacegid.com/zakon-habbla.html 

§ 26 (закон Хаббла, «красное смещение»), 27 (без основ современной космологии); практические задания

33



Основы современной космологии

Комбинированный

урок

Астрономическая картина мира. Проблемы внеземной цивилизации. Наши послания. НЛО и АЯ

формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления антитяготения

приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд

высказывать собственную позицию относительно теории антитяготеия и направлений поисков темной энергии

https://www.youtube.com/watch?v=UdD fn2VjC7 Q

§ 27; практическое задание

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

34



Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Урок-конференция


использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни

характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии),

207

позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединени

участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с  другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения

https://www.youtube.com/watch?v=u6mS rU6ld J8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!