СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2016-2017 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для изучения предмета "Общие закономерности" в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий предмета в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2016-2017 учебный год»

МБОУ «Хамагаттинская СОШ им. Е.М.Шапошникова» МО «Намский улус» РС(Я)



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО № Зам.директора по УМР Директор МБОУ

________(Павлова А.И.) _________(Березкина Л.Н.) ______(Дьяконов А.М.)

«__»_________2016г. «__»___________2016г. «__»__________2016г.















Рабочая программа по биологии для 9 «а» класса

на 2016-2017 учебный год по программе

Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5-9 классы.М.: Дрофа)

Составитель: учитель биологии Никифоровой А.Я.























2016 – 2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа предназначена для изучения предмета «Общие закономерности» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий предмета в неделю.

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

- учебным планом МБОУ «Хамагаттинская СОШ» на 2016-2017 учебный год, утвержденным 31.08.2016 приказом № 01-128.

Фундаментальным ядром содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619;

Примерной программой по учебному предмету «Биология» 5-9 класс: проект. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 19 декабря 2012 г. № 1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования».

Программа курса включает полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом их образовательного уровня. Представлено значительное количество лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

В результате изучения предмета учащиеся должны:

- знать об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

- уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии, с учетом авторской программы В.Б Захаров, Е.Т. Захарова, Н. И. Сонин (программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Программа курса (66 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, но содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Последовательность изучения материала способствует интеграции курса в системе биологического образования.

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражаются задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических   дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам. И является продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии. Физики, истории, географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. Данной программе соответствует учебник Биология. Общие закономерности.

УМК: 1) Биология.Общие закономерности. 9 класс. Учебник. Авторы: С.Г. Мамонтов, И.Б. Агафонова, Н. И. Сонин.

2) Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

3) Поурочное планирование. Биология. Электронное пособие.

4) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 9 класс.

5) Тестовые задания для 9 класса. Биология.


Содержание программы «Биология. Общие закономерности. 9 класс» (66ч, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.


Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (23 ч)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч)

Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуры царств живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;

  • химический состав живых организмов;

  • роль химических элементов в образовании органических молекул;

  • свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;

  • царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;

  • ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;

  • характеризовать свойства живых систем;

  • объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;

  • приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;

  • объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.


Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация. Биографии учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.


Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

  • взгляды К. Линнея на систему живого мира;

  • основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;

  • учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;

  • учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;

  • характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;

  • давать определение понятиям «вид» и «популяция»;

  • характеризовать причины борьбы за существование;

  • определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;

  • давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование.


Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 ч)

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Демонстрация.

Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.

Лабораторные и практические работы. Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания;

  • объяснять относительный характер приспособлений;

  • особенности приспособительного поведения.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов.


Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • значение заботы о потомстве для выживания;

  • определения понятий «вид» и «популяция»;

  • сущность генетических процессов в популяциях;

  • формы видообразования.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;

  • характеризовать процесс экологического и географического видообразования;

  • оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов.


Тема 1.6. Биологически последствия адаптации. Макроэволюция (2 ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

  • основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;

  • результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;

  • приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.


Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (3 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.


Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (4 ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация. Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;

  • описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;

  • описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;

  • описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • движущие силы антропогенеза;

  • систематическое положение человека в системе живого мира;

  • свойства человека как биологического вида;

  • этапы становления человека как биологического вида;

  • расы человека и их характерные особенности.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;

  • опровергать теорию расизма.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;

  • находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

  • сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 ч)

Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация. Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;

  • химические свойства и биологическую роль воды;

  • роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

  • уровни структурной организации белковых молекул;

  • принципы структурной организации и функции углеводов;

  • принципы структурной организации и функции жиров;

  • структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять принцип действия ферментов;

  • характеризовать функции белков;

  • отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.


Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;

  • приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.


Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 ч)

Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторные и практические работы. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;

  • строение прокариотической клетки;

  • строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));

  • строение эукариотической клетки;

  • многообразие эукариот;

  • особенности строения растительной и животной клеток;

  • главные части клетки;

  • органоиды цитоплазмы, включения;

  • стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;

  • положения клеточной теории строения организмов;

  • биологический смысл митоза.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать метаболизм у прокариот;

  • описывать генетический аппарат бактерий;

  • описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;

  • объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

  • характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;

  • описывать строение и функции хромосом.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

  • объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

  • самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;

  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

Тема 3.1. Размножение организмов (2 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация.

Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;

  • сущность полового размножения и его биологическое значение;

  • процесс гаметогенеза;

  • мейоз и его биологическое значение;

  • сущность оплодотворения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать биологическое значение бесполого размножения;

  • объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет.


Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «онтогенез»;

  • периодизацию индивидуального развития;

  • этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);

  • формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

  • прямое развитие;

  • биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера;

  • работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

  • характеризовать формы постэмбрионального развития;

  • различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

  • объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

  • характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (15 ч)

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторные и практические работы. Решение генетических задач и составление родословных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;

  • сущность гибридологического метода изучения наследственности;

  • законы Менделя;

  • закон Моргана.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении задач генетическую символику;

  • составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

  • строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;

  • сущность генетического определения пола у растений и животных;

  • характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

  • составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.


Тема 4.2. Закономерности изменчивости (2 ч)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторные и практические работы. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • виды изменчивости и различия между ними.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.


Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • методы селекции;

  • смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов;

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета.


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (9 ч)

Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (6 ч)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;

  • структуру и компоненты биосферы;

  • компоненты живого вещества и его функции;

  • классифицировать экологические факторы.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;

  • описывать биологические круговороты веществ в природе;

  • объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;

  • характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;

  • раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;

  • описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;

  • характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.


Тема 5.2. Биосфера и человек (3 ч)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация. Карты заповедных территорий нашей страны.

Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • антропогенные факторы среды;

  • характер воздействия человека на биосферу;

  • способы и методы охраны природы;

  • биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;

  • основы рационального природопользования;

  • неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы;

  • заповедники, заказники, парки России;

  • несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

  • применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета;

  • избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.


Личностные результаты обучения

  • формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину;

  • осознания учащимися ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

  • формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

  • учащиеся должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • соблюдение учащимися и пропаганда правил поведения в природе, природоохранительной деятельности;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • осознание значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии;

  • способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами;

  • признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;

  • умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Заключение (1 ч)

Резервное время - 2 ч.


В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны знать:

* особенности жизни как формы существования материи

* роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации

* фундаментальные понятия биологии

* сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости

*основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза

*соотношение социального и биологического в эволюции человека

* основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Уметь:

  1. Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека

  2. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам

  3. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований

  4. Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале

  5. Работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат

  6. Владеть языком предмета

Резервное время (2 часа) распределено следующим образом:

Темы: Микроэволюция – 1час

Химическая организация клетки – 1 часа        





1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Часы

19

12

20

15

66

Контрольная работа

2

2

3

2

9

Лабораторная работа

1

3

2

1

7

Практическая работа




2

2



 











Лабораторная работа

Практическая работа

Дата

Примечание

1

Лабораторная работа № 1

по теме: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»


28.09


2

Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»


11.10


3

Лабораторная работа № 3

по теме: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»


21.12


4

Л.р №4: «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза


27.12


5

Лабораторная работа № 5

по теме: «Решение генетических задач и составление родословных»


22.02


6

Лабораторная работа № 6

по теме: «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»


21.03


7

Лабораторная работа № 7

по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»


25.04


8


Практическая работа № 1

по теме: «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме (на примере дубравы)»

18.04


9


Практическая работа № 2

по теме: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

10.05







Тематический план



Название темы


Дата по плану


Факт. дата



Предметные УУД


Часы

по программе




Лаб/работы


Дом.задание


Примеч.

1

Введение

05.09






Знать основные законы жизни на всех уровнях её организации.

1


Роль биологических знаний в жизни жителя села.


Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.


Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные- использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации. Систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регуляторные: осуществление учебных действий-отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

Личностные умения: самоопределение - проявлять

Ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук


2

Тема1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

07.09




Знать о свойствах живых организмов. Уровни организации живой материи.

1


Биологический словарь.


3

Взаимосвязь различных уровней организации

12.09


репродукция, раздражимость, саморегуляция, ритмичность, определение жизни

1


Гл.1.§1

С.11 № 1-10


4

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

14.09




Знать предпосылки возникновения и историю создания эволюционного учения. Становление систематики. Таксон. Система. Иерархия.

1

Демонстрация биографий ученых

С.12-17


5

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

19.09


Классификация К.Линнея, принцип иерархичности (бинарная номенклатура) Линнея. Вклад Ж.Б.Ламарка.эволюционная теория Ламарка.

1


С.17 № 1-4


6

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

21.09





Естественные отбор по Ч.Дарвину

1

Дем.Маршрут и находки Дарвина.

Примеры гомологичных и аналогичных органов.


Глава 3.

§3. С.20.№ 1-3

§4.с24.№1-4




7

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

26.09



Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естеств-х наук, экспедиционный материал Дарвина.

1


С.18


8

Учение Дарвина об искусственном отборе

28.09



Селекция, породы, сорта, изменчивость признаков, мутации


1

Лабораторная работа № 1

по теме: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

С.20


9

Учение Дарвина о естественном отборе

3.10



Индивидуальная изменчивость, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями. Движущая сила эволюции видов-естественный отбор.


1


С.24


10

Формы естественного отбора

5.10


Движущий отбор, стабилизирующий отбор (И.И. Шмальгаузен), половой отбор (половой диморфизм)

1


С.34. №1-3


11

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

10.10



Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия.


1

Лабораторная работа № 2

по теме: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

С.44 №1-5




12

Забота о потомстве.


12.10


Знать об относительных свойствах приспособлений. Разнообразие приспособлений животных и растений.

1


Оформление лаб.работы


13

Физиологические адаптации.

17.10


Функциональные приспособительные изменения у животных, биологический механизм приспособлений

1


С.49


14

Тема1.5. Микроэволюция Вид, его критерии и структура.

19.10



Сформировать понятие о виде и его основных критериях. Ареал. Популяция как структура вида. Радиус индивидуальной активности организмов.


1


Глава 5.

§10



15

Эволюционная роль мутаций.

24.10



Роль мутаций в процессе эволюции. Ген – единица наследственности. днк, хромосомы.

1


§11



16

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса

26.10



Направления эволюции: Биологический прогресс и биологический регресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация.


1


Глава 6.

§12



17

Общие закономерности биологической эволюции.

7.11



Дивергенция-процесс расхождения признаков, от общего предка. Конвергенция-сходное строение в одинаковых условиях. Необратимость эволюции

1


§13



18

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

Контрольная работа за 1 четверть

9.11



Разные теории возникновения жизни

1


Глава 7.




19

Современные представления о возникновении жизни.


14.11


Теория Канта-Лапласа, газо-пылевое облако, биологические полимеры

1


§ 14



20

Начальные этапы развития жизни.

16.11


Развитие живого от одноклеточных до многоклеточных. Клетка –единица строения всех живых организмов.

1


§ 15



21

 Тема 1.7. Развитие жизни на Земле. Архейская и протерозойская эры

21.11





Знать характеристику физико-географических условий на Земле в период ранних этапов развития жизни (архей, протерозой, начало палеозоя). Знать о возникновении прокариотов и эукариотов как результате ароморфных изменений; автотрофов и гетеротрофов как следствии дивергенции по способу питания; развития жизни от одноклеточных к многоклеточным формам.


1


Глава 8.

§16

с.78-94 учебника


22

Палеозойская эра

23.11



Псилофиты, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, семенное размножение, ротовой аппарат хватательного типа, парные плавники, членистоногие, кистеперые рыбы, двоякодышащие рыбы, лучеперые рыбы, стегоцефалы, рептилии.

1


§17



23

Мезозойская эра

28.11


Покрытосеменные растения, цветок, двойное оплодотворение, эндосперм, динозавры, птицы, млекопитающие, теплокровность, кора головного мозга, условные рефлексы, забота о потомстве.

1


П.18


24

Кайнозойская эра

30.11


Ледниковый период, сумчатые млекопитающие, мамонты. Антропогенез.

1


П.19,20


Раздел 2. Структурная организация живых организмов

10


Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; отвечать на вопросы учителя коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; регуляторные: осуществление учебных действий- отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках. Личностные умения: самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Применить знания и умения в повседневной жизни, для чтения схематических рисунков и таблиц.





25

  1. Тема 2.1. Химическая организация клетки Неорганические вещества, входящие в состав клетки.


5.12



Знать состав химических элементов, входящих в клетку, их роль в ней, содержание воды и неорганических веществ и их роль в клетке.

1

Демонстрация периодической системы Д.И. Менделеева.



26

  1. Органические вещества, входящие в состав клетки.


7.12


Углеводы и липиды. Знать об органических веществах; углеводах и липидах, особенностях их состава, строения, роли в клетке

1


функции УВ и жиров.


27

Тема2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

12.12



Продолжить углубление и расширение знаний о метаболизме, этапы обмена веществ.


1

Самостоятельные работы по заполнению таблиц.



28

Пластический обмен. Биосинтез белков.


14.12



Ассимиляция. Транскрипция, трансляция,

1


С. 113-117


29

Энергетический обмен.

19.12


Этапы Э.О.(диссимиляция):

  1. Подготовительный

  2. Безкислородный(анаэробное дыхание или брожение) 2АТФ.

  3. Аэробное дыхание или кислородное расщепление 36 АТФ.

1


С.117


30

Тема 2.3. Строение и функции клеток

Прокариотическая клетка


21.12







Особенности строения прокариотической клетки

1

Лабораторная работа № 3

по теме: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»


§25



31

Эукариотическая клетка. Ядро. Хромосома.


26.12



Знать основные части клеток: клеточную мембрану, цитоплазму, ЭДС, рибосомы, функции митохондрий, хлоропластов, комплекса Гольджи во взаимосвязи со строением.

1

Л.р №4: «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза

§26



32

Деление клеток

11.01



Хроматиды, веретено деления, центриоли. Митоз. Мейоз. Интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

1


§27



33

Клеточная теория строения организмов.

16.01



Р.Гук, Б. Броун, Т. Шванн

1


§28



34

Контрольная работа

18.01


Контрольная проверочная работа

1


§29



Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 часов


Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; отвечать на вопросы учителя коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; регуляторные: осуществление учебных действий- отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках


Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук


35

Тема 3.1 Размножение организмов Формы размножение организмов. Бесполое размножение.


23.01



Митоз, спора, почкование, регенерация, вегетативное размножение

1


П.30


36

Половое размножение.


25.01


Знать особенности полового, бесполового и вегетативного размножения организмов.

1


П.31


37

Тема3.2. Индивидуальное развитие организмов

 ( онтогенез)

30.01




Индивидуальное развитие или онтогенез.

1


Глава 13


38

Эмбриональный период развития.

01.02



Зигота, дробление, бластомер, гаструла, нейрула. Сходство зародышей.


1

Демонстрация таблицы «эмбриональное развитие зародыша».

Самостоятельные работы по заполнению таблиц.

П.32


39

Постэмбриональный период развития Биогенетический закон

6.02


Знать закономерности индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, этапы зародышевого

1


П.33


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. 20 часов


Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию ; регуляторные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование-составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные

Личностные умения: смыслообразование-понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя: как надо учится и чему


40

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков Основные понятия генетики.


8.02









Знать историю генетики, наследственность и изменчивость.


1

Решение задач по генетике

35-45 прочитать текст в учебнике



4142

Гибридологический метод Менделя

13.02

15.02



Знать о методах изучения наследования.


2

Решение задач по генетике



4344

Законы Менделя


20.02

22.02


Сформировать знания о первом и втором законе Г. Менделя.

2

Решение задач по генетике

Решить задачи из книги.


4546

Сцепленное наследование генов


27.02


1.03



Гены, расположенные в 1 хромосоме, наз-ся сцепленными и наследуются совместно.

2

Лабораторная работа № 4

по теме: «Решение генетических задач и составление родословных»

Изучить законы и формулировки законов Менделя.


4748

Генетика пола


6.03


Гибридологический метод изучения наследования признаков, сцепленных с полом


2

Решение задач по генетике

Привести примеры по наследованию признаков сцепленных с полом


49

Взаимодействие генов


13.03



Аллельные гены

1




50

Тема4.2 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость


15.03




Знать виды наследственной изменчивости – комбинативной и мутационной, их материальные основы, значение насл-ой изменчивости


1


С. 196-203



51

Фенотипическая изменчивость.

20.03



Факторы внешней среды, норма реакции

1

Лабораторная работа № 5

по теме: «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»

Оформить выводы по практической работе


52

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры многообразия и происхождения культурных растений

22.03


Н.И. Вавилов. Знать различные виды гибридизации и формы отбора, применяемые в создании новых пород и сортов, генетические закономерности.


1

Самостоятельные работы по заполнению таблиц.

С. 204-214


53

Методы селекции.

5.04


Отбор и гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор.

1


С.205


54

Селекция микроорганизмов

10.04


Генная инженерия, биотехнология.



С.211



Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.5 часов



Метапредметные универсальные действия (УУД): познавательные:

общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

регуляторные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

планирование-составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

55

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

12.04


Границы биосферы. Уровни организации живых систем.

1


С.216-269


56

Круговорот веществ в природе.


17.04


Круговорот воды, углерода, азота, фосфора.

1


221


57

История формирования сообществ живых организмов Биогеоценозы и биоценозы

19.04


Континенты, острова, климат. Автотрофы, гетеротрофы. Цепи питания. Биогеоценоз.

1

Практическая работа № 1

по теме: «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме (на примере дубравы)»


225,229


58

Абиотические факторы среды

Интенсивность действия факторов среды



24.04


Влияние абиотических факторов на организмы.

Зона оптимума, предел выносливости. Ограничивающий фактор.

1


231,236


59

Биотические факторы


26.04


Структура биоценозов. Ярус. Цепи питания. Пирамида биомассы.

1

Лабораторная работа № 6

по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»


239


60

Взаимоотношения между организмами

3.05


Симбиоз. Антибиоз.

1


246


61

Тема 5.2 Биосфера и человек

8.05


Биосфера и человек


1


С.269-281


62

Природные ресурсы и их использование.


10.05


Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

1


270


63

Охрана природы и основы рационального природопользования.

15.05


Загрязнение окружающей среды.

1

Практическая работа № 2

по теме: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»


281


64

Повторение

17.05



Строение и функции клеток 


1




65

Повторение

22.05



Микроэволюция – 1час

1




66

Итоговая контрольная работа по теме «Основы экологии».


24.05




1




67

Резервное время








68

Резервное время





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!