МБОУ «Хамагаттинская СОШ им. Е.М.Шапошникова» МО «Намский улус» РС(Я)
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО № Зам.директора по УМР Директор МБОУ
________(Павлова А.И.) _________(Березкина Л.Н.) ______(Дьяконов А.М.)
«__»_________2016г. «__»___________2016г. «__»__________2016г.
Рабочая программа по биологии для 9 «а» класса
на 2016-2017 учебный год по программе
Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5-9 классы.М.: Дрофа)
Составитель: учитель биологии Никифоровой А.Я.
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для изучения предмета «Общие закономерности» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий предмета в неделю.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- учебным планом МБОУ «Хамагаттинская СОШ» на 2016-2017 учебный год, утвержденным 31.08.2016 приказом № 01-128.
Фундаментальным ядром содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619;
Примерной программой по учебному предмету «Биология» 5-9 класс: проект. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 19 декабря 2012 г. № 1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования».
Программа курса включает полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом их образовательного уровня. Представлено значительное количество лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
В результате изучения предмета учащиеся должны:
- знать об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
- уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии, с учетом авторской программы В.Б Захаров, Е.Т. Захарова, Н. И. Сонин (программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Программа курса (66 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, но содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Последовательность изучения материала способствует интеграции курса в системе биологического образования.
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражаются задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам. И является продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии. Физики, истории, географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. Данной программе соответствует учебник Биология. Общие закономерности.
УМК: 1) Биология.Общие закономерности. 9 класс. Учебник. Авторы: С.Г. Мамонтов, И.Б. Агафонова, Н. И. Сонин.
2) Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
3) Поурочное планирование. Биология. Электронное пособие.
4) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 9 класс.
5) Тестовые задания для 9 класса. Биология.
Содержание программы «Биология. Общие закономерности. 9 класс» (66ч, 2 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (23 ч)
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч)
Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуры царств живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;
химический состав живых организмов;
роль химических элементов в образовании органических молекул;
свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;
царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Учащиеся должны уметь:
давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;
характеризовать свойства живых систем;
объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;
объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация. Биографии учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;
взгляды К. Линнея на систему живого мира;
основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;
учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;
учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Учащиеся должны уметь:
оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;
давать определение понятиям «вид» и «популяция»;
характеризовать причины борьбы за существование;
определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;
давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 ч)
Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Демонстрация.
Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.
Лабораторные и практические работы. Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания;
объяснять относительный характер приспособлений;
особенности приспособительного поведения.
Учащиеся должны уметь:
Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
значение заботы о потомстве для выживания;
определения понятий «вид» и «популяция»;
сущность генетических процессов в популяциях;
формы видообразования.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;
характеризовать процесс экологического и географического видообразования;
оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов.
Тема 1.6. Биологически последствия адаптации. Макроэволюция (2 ч)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;
результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;
приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (3 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (4 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация. Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;
описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;
описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;
описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
движущие силы антропогенеза;
систематическое положение человека в системе живого мира;
свойства человека как биологического вида;
этапы становления человека как биологического вида;
расы человека и их характерные особенности.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;
опровергать теорию расизма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников;
пользоваться поисковыми системами Интернета;
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;
оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;
находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 ч)
Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация. Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;
химические свойства и биологическую роль воды;
роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
уровни структурной организации белковых молекул;
принципы структурной организации и функции углеводов;
принципы структурной организации и функции жиров;
структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
Учащиеся должны уметь:
объяснять принцип действия ферментов;
характеризовать функции белков;
отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 ч)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторные и практические работы. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;
строение прокариотической клетки;
строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));
строение эукариотической клетки;
многообразие эукариот;
особенности строения растительной и животной клеток;
главные части клетки;
органоиды цитоплазмы, включения;
стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
положения клеточной теории строения организмов;
биологический смысл митоза.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать метаболизм у прокариот;
описывать генетический аппарат бактерий;
описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
описывать строение и функции хромосом.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)
Тема 3.1. Размножение организмов (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация.
Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;
сущность полового размножения и его биологическое значение;
процесс гаметогенеза;
мейоз и его биологическое значение;
сущность оплодотворения.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
определение понятия «онтогенез»;
периодизацию индивидуального развития;
этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;
прямое развитие;
биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера;
работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Учащиеся должны уметь:
описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
характеризовать формы постэмбрионального развития;
различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;
объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (15 ч)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторные и практические работы. Решение генетических задач и составление родословных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
сущность гибридологического метода изучения наследственности;
законы Менделя;
закон Моргана.
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении задач генетическую символику;
составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;
сущность генетического определения пола у растений и животных;
характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (2 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторные и практические работы. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов;
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (9 ч)
Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (6 ч)
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
определение понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;
структуру и компоненты биосферы;
компоненты живого вещества и его функции;
классифицировать экологические факторы.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;
описывать биологические круговороты веществ в природе;
объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;
раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;
описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;
характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.
Тема 5.2. Биосфера и человек (3 ч)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация. Карты заповедных территорий нашей страны.
Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
антропогенные факторы среды;
характер воздействия человека на биосферу;
способы и методы охраны природы;
биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
основы рационального природопользования;
неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы;
заповедники, заказники, парки России;
несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;
пользоваться поисковыми системами Интернета;
избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Личностные результаты обучения
формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину;
осознания учащимися ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
учащиеся должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
соблюдение учащимися и пропаганда правил поведения в природе, природоохранительной деятельности;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии;
способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;
умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Заключение (1 ч)
Резервное время - 2 ч.
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны знать:
* особенности жизни как формы существования материи
* роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации
* фундаментальные понятия биологии
* сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости
*основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза
*соотношение социального и биологического в эволюции человека
* основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам
Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале
Работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат
Владеть языком предмета
Резервное время (2 часа) распределено следующим образом:
Темы: Микроэволюция – 1час
Химическая организация клетки – 1 часа
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
Часы | 19 | 12 | 20 | 15 | 66 |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Лабораторная работа | 1 | 3 | 2 | 1 | 7 |
Практическая работа | | | | 2 | 2 |
№ | Лабораторная работа | Практическая работа | Дата | Примечание |
1 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | | 28.09 | |
2 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | | 11.10 | |
3 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | | 21.12 | |
4 | Л.р №4: «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза | | 27.12 | |
5 | Лабораторная работа № 5 по теме: «Решение генетических задач и составление родословных» | | 22.02 | |
6 | Лабораторная работа № 6 по теме: «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | | 21.03 | |
7 | Лабораторная работа № 7 по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | | 25.04 | |
8 | | Практическая работа № 1 по теме: «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме (на примере дубравы)» | 18.04 | |
9 | | Практическая работа № 2 по теме: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | 10.05 | |
Тематический план
№ | Название темы | Дата по плану | Факт. дата | Предметные УУД | Часы по программе | Лаб/работы | Дом.задание | Примеч. |
1 | Введение | 05.09 | | Знать основные законы жизни на всех уровнях её организации. | 1 | | Роль биологических знаний в жизни жителя села. | |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. | |
Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные- использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации. Систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регуляторные: осуществление учебных действий-отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя Личностные умения: самоопределение - проявлять Ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | |
2 | Тема1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 07.09 | | Знать о свойствах живых организмов. Уровни организации живой материи. | 1 | | Биологический словарь. | |
3 | Взаимосвязь различных уровней организации | 12.09 | | репродукция, раздражимость, саморегуляция, ритмичность, определение жизни | 1 | | Гл.1.§1 С.11 № 1-10 | |
4 | Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. | 14.09 | | Знать предпосылки возникновения и историю создания эволюционного учения. Становление систематики. Таксон. Система. Иерархия. | 1 | Демонстрация биографий ученых | С.12-17 | |
5 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | 19.09 | | Классификация К.Линнея, принцип иерархичности (бинарная номенклатура) Линнея. Вклад Ж.Б.Ламарка.эволюционная теория Ламарка. | 1 | | С.17 № 1-4 | |
6 | Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 21.09 | | Естественные отбор по Ч.Дарвину | 1 | Дем.Маршрут и находки Дарвина. Примеры гомологичных и аналогичных органов. | Глава 3. §3. С.20.№ 1-3 §4.с24.№1-4 | |
7 | Предпосылки возникновения теории Дарвина. | 26.09 | | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естеств-х наук, экспедиционный материал Дарвина. | 1 | | С.18 | |
8 | Учение Дарвина об искусственном отборе | 28.09 | | Селекция, породы, сорта, изменчивость признаков, мутации | 1 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | С.20 | |
9 | Учение Дарвина о естественном отборе | 3.10 | | Индивидуальная изменчивость, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями. Движущая сила эволюции видов-естественный отбор. | 1 | | С.24 | |
10 | Формы естественного отбора | 5.10 | | Движущий отбор, стабилизирующий отбор (И.И. Шмальгаузен), половой отбор (половой диморфизм) | 1 | | С.34. №1-3 | |
11 | Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 10.10 | | Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия. | 1 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | С.44 №1-5 | |
12 | Забота о потомстве. | 12.10 | | Знать об относительных свойствах приспособлений. Разнообразие приспособлений животных и растений. | 1 | | Оформление лаб.работы | |
13 | Физиологические адаптации. | 17.10 | | Функциональные приспособительные изменения у животных, биологический механизм приспособлений | 1 | | С.49 | |
14 | Тема1.5. Микроэволюция Вид, его критерии и структура. | 19.10 | | Сформировать понятие о виде и его основных критериях. Ареал. Популяция как структура вида. Радиус индивидуальной активности организмов. | 1 | | Глава 5. §10 | |
15 | Эволюционная роль мутаций. | 24.10 | | Роль мутаций в процессе эволюции. Ген – единица наследственности. днк, хромосомы. | 1 | | §11 | |
16 | Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция Главные направления эволюционного процесса | 26.10 | | Направления эволюции: Биологический прогресс и биологический регресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. | 1 | | Глава 6. §12 | |
17 | Общие закономерности биологической эволюции. | 7.11 | | Дивергенция-процесс расхождения признаков, от общего предка. Конвергенция-сходное строение в одинаковых условиях. Необратимость эволюции | 1 | | §13 | |
18 | Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле Контрольная работа за 1 четверть | 9.11 | | Разные теории возникновения жизни | 1 | | Глава 7. | |
19 | Современные представления о возникновении жизни. | 14.11 | | Теория Канта-Лапласа, газо-пылевое облако, биологические полимеры | 1 | | § 14 | |
20 | Начальные этапы развития жизни. | 16.11 | | Развитие живого от одноклеточных до многоклеточных. Клетка –единица строения всех живых организмов. | 1 | | § 15 | |
21 | Тема 1.7. Развитие жизни на Земле. Архейская и протерозойская эры | 21.11 | | Знать характеристику физико-географических условий на Земле в период ранних этапов развития жизни (архей, протерозой, начало палеозоя). Знать о возникновении прокариотов и эукариотов как результате ароморфных изменений; автотрофов и гетеротрофов как следствии дивергенции по способу питания; развития жизни от одноклеточных к многоклеточным формам. | 1 | | Глава 8. §16 с.78-94 учебника | |
22 | Палеозойская эра | 23.11 | | Псилофиты, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, семенное размножение, ротовой аппарат хватательного типа, парные плавники, членистоногие, кистеперые рыбы, двоякодышащие рыбы, лучеперые рыбы, стегоцефалы, рептилии. | 1 | | §17 | |
23 | Мезозойская эра | 28.11 | | Покрытосеменные растения, цветок, двойное оплодотворение, эндосперм, динозавры, птицы, млекопитающие, теплокровность, кора головного мозга, условные рефлексы, забота о потомстве. | 1 | | П.18 | |
24 | Кайнозойская эра | 30.11 | | Ледниковый период, сумчатые млекопитающие, мамонты. Антропогенез. | 1 | | П.19,20 | |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов 10 | |
Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; отвечать на вопросы учителя коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; регуляторные: осуществление учебных действий- отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках. Личностные умения: самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Применить знания и умения в повседневной жизни, для чтения схематических рисунков и таблиц.
| |
25 | Тема 2.1. Химическая организация клетки Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 5.12 | | Знать состав химических элементов, входящих в клетку, их роль в ней, содержание воды и неорганических веществ и их роль в клетке. | 1 | Демонстрация периодической системы Д.И. Менделеева. | | |
26 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 7.12 | | Углеводы и липиды. Знать об органических веществах; углеводах и липидах, особенностях их состава, строения, роли в клетке | 1 | | функции УВ и жиров. | |
27 | Тема2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 12.12 | | Продолжить углубление и расширение знаний о метаболизме, этапы обмена веществ. | 1 | Самостоятельные работы по заполнению таблиц. | | |
28 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | 14.12 | | Ассимиляция. Транскрипция, трансляция, | 1 | | С. 113-117 | |
29 | Энергетический обмен. | 19.12 | | Этапы Э.О.(диссимиляция): Подготовительный Безкислородный(анаэробное дыхание или брожение) 2АТФ. Аэробное дыхание или кислородное расщепление 36 АТФ. | 1 | | С.117 | |
30 | Тема 2.3. Строение и функции клеток Прокариотическая клетка | 21.12 | | Особенности строения прокариотической клетки | 1 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | §25 | |
31 | Эукариотическая клетка. Ядро. Хромосома. | 26.12 | | Знать основные части клеток: клеточную мембрану, цитоплазму, ЭДС, рибосомы, функции митохондрий, хлоропластов, комплекса Гольджи во взаимосвязи со строением. | 1 | Л.р №4: «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза | §26 | |
32 | Деление клеток | 11.01 | | Хроматиды, веретено деления, центриоли. Митоз. Мейоз. Интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. | 1 | | §27 | |
33 | Клеточная теория строения организмов. | 16.01 | | Р.Гук, Б. Броун, Т. Шванн | 1 | | §28 | |
34 | Контрольная работа | 18.01 | | Контрольная проверочная работа | 1 | | §29 | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 часов | |
Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; отвечать на вопросы учителя коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; регуляторные: осуществление учебных действий- отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | |
35 | Тема 3.1 Размножение организмов Формы размножение организмов. Бесполое размножение. | 23.01 | | Митоз, спора, почкование, регенерация, вегетативное размножение | 1 | | П.30 | |
36 | Половое размножение. | 25.01 | | Знать особенности полового, бесполового и вегетативного размножения организмов. | 1 | | П.31 | |
37 | Тема3.2. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез) | 30.01 | | Индивидуальное развитие или онтогенез. | 1 | | Глава 13 | |
38 | Эмбриональный период развития. | 01.02 | | Зигота, дробление, бластомер, гаструла, нейрула. Сходство зародышей. | 1 | Демонстрация таблицы «эмбриональное развитие зародыша». Самостоятельные работы по заполнению таблиц. | П.32 | |
39 | Постэмбриональный период развития Биогенетический закон | 6.02 | | Знать закономерности индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, этапы зародышевого | 1 | | П.33 | |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. 20 часов | |
Метапредметные универсальные действия (УУД):познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию ; регуляторные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование-составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные Личностные умения: смыслообразование-понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя: как надо учится и чему | |
40 | Тема 4.1 Закономерности наследования признаков Основные понятия генетики. | 8.02 | | Знать историю генетики, наследственность и изменчивость. | 1 | Решение задач по генетике | 35-45 прочитать текст в учебнике | |
4142 | Гибридологический метод Менделя | 13.02 15.02 | | Знать о методах изучения наследования. | 2 | Решение задач по генетике | | |
4344 | Законы Менделя | 20.02 22.02 | | Сформировать знания о первом и втором законе Г. Менделя. | 2 | Решение задач по генетике | Решить задачи из книги. | |
4546 | Сцепленное наследование генов | 27.02 1.03 | | Гены, расположенные в 1 хромосоме, наз-ся сцепленными и наследуются совместно. | 2 | Лабораторная работа № 4 по теме: «Решение генетических задач и составление родословных» | Изучить законы и формулировки законов Менделя. | |
4748 | Генетика пола | 6.03 | | Гибридологический метод изучения наследования признаков, сцепленных с полом | 2 | Решение задач по генетике | Привести примеры по наследованию признаков сцепленных с полом | |
49 | Взаимодействие генов | 13.03 | | Аллельные гены | 1 | | | |
50 | Тема4.2 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | 15.03 | | Знать виды наследственной изменчивости – комбинативной и мутационной, их материальные основы, значение насл-ой изменчивости | 1 | | С. 196-203 | |
51 | Фенотипическая изменчивость. | 20.03 | | Факторы внешней среды, норма реакции | 1 | Лабораторная работа № 5 по теме: «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | Оформить выводы по практической работе | |
52 | Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры многообразия и происхождения культурных растений | 22.03 | | Н.И. Вавилов. Знать различные виды гибридизации и формы отбора, применяемые в создании новых пород и сортов, генетические закономерности. | 1 | Самостоятельные работы по заполнению таблиц. | С. 204-214 | |
53 | Методы селекции. | 5.04 | | Отбор и гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. | 1 | | С.205 | |
54 | Селекция микроорганизмов | 10.04 | | Генная инженерия, биотехнология. | | | С.211 | |
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.5 часов | |
| Метапредметные универсальные действия (УУД): познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регуляторные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя планирование-составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека |
55 | Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 12.04 | | Границы биосферы. Уровни организации живых систем. | 1 | | С.216-269 | |
56 | Круговорот веществ в природе. | 17.04 | | Круговорот воды, углерода, азота, фосфора. | 1 | | 221 | |
57 | История формирования сообществ живых организмов Биогеоценозы и биоценозы | 19.04 | | Континенты, острова, климат. Автотрофы, гетеротрофы. Цепи питания. Биогеоценоз. | 1 | Практическая работа № 1 по теме: «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме (на примере дубравы)» | 225,229 | |
58 | Абиотические факторы среды Интенсивность действия факторов среды | 24.04 | | Влияние абиотических факторов на организмы. Зона оптимума, предел выносливости. Ограничивающий фактор. | 1 | | 231,236 | |
59 | Биотические факторы | 26.04 | | Структура биоценозов. Ярус. Цепи питания. Пирамида биомассы. | 1 | Лабораторная работа № 6 по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 239 | |
60 | Взаимоотношения между организмами | 3.05 | | Симбиоз. Антибиоз. | 1 | | 246 | |
61 | Тема 5.2 Биосфера и человек | 8.05 | | Биосфера и человек | 1 | | С.269-281 | |
62 | Природные ресурсы и их использование. | 10.05 | | Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. | 1 | | 270 | |
63 | Охрана природы и основы рационального природопользования. | 15.05 | | Загрязнение окружающей среды. | 1 | Практическая работа № 2 по теме: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | 281 | |
64 | Повторение | 17.05 | | Строение и функции клеток | 1 | | | |
65 | Повторение | 22.05 | | Микроэволюция – 1час | 1 | | | |
66 | Итоговая контрольная работа по теме «Основы экологии». | 24.05 | | | 1 | | | |
67 | Резервное время | | | | | | | |
68 | Резервное время | | | | | | | |