СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для профессий Автомеханик, сварщик, мастер столярного и мебельного производства и т.д.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для СПО на 117 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для профессий Автомеханик, сварщик, мастер столярного и мебельного производства и т.д.»

5


Министерство образования Калининградской области

государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Калининградской области

«Промышленно-строительный техникум»













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Биология




















г. Калининград

2013 г


«Утверждаю»

«___» _________ 20___г.

Заместитель директора

по УМР

Л.Г.Алсынбаева_________


Рассмотрено и согласовано

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № _________

«___» ___________ 20__г.

Председатель ПЦК

М.Ю.Гайдай ___________________




Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.


В соответствии с примерной программой учебной дисциплины, разработанной технологическим колледжем сервиса ГОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет», рекомендованной экспертным советом ФГУ ИОЦ «Новый город» 01.09.2011.


Организация-разработчик: ГБОУ СПО КО «Промышленно-строительный техникум».


Разработчик:

Сафонова Д.Н., преподаватель.





















Содержание

Стр.




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


    1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                  117 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
самостоятельной работы                             39 часов.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


Подготовка рефератов

19

Оформление практических работ

5

Составление тестов и таблиц

6

Составление презентаций

8

Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Цели и задачи курса «Биология»

2

2

РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

18


УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ


Содержание учебного материала:

16


1. История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки

2. Строение и функции клетки. Вирусы. СПИД

3. Фотосинтез. Биосинтез белка.

4. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК. Генетический код.

5. Жизненный цикл клетки. Митоз.

2

2

2

2


2





2

Лабораторные работы

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

  2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

  3. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»


2


2

2


2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Описание и метод лечения любого вирусного заболевания на выбор.

2.Заполнить таблицу история изучения клетки.

2

1


1



2




РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

14


ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Содержание учебного материала:

10


1. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение .

2. Индивидуальное развитие организма.

3. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека. Организм как единое целое.

4. Контрольная работа №1 «Учение о клетке» «Онтогенез»

2


2


2

2





2



Лабораторная работа

1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.


2


2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на организм.

  1. Составление таблицы сравнение митоза и мейоза

4

3


1


РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

20


ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала:

10


1. Г. Мендель – основоположник генетики. Мо-дигибридное скрещивание. Законы Менделя.

2. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Генетика теоретическая основа селекции.

3 Биотехнология. Методы современной селекции. Успехи селекции.

2


2


2



2



Практические работы

1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2. Решение генетических задач.

2

2


2


Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме: Наследственные заболевания

2. Подготовка презентации биология сегодня

3. Оформление практических работ.

10

4

4

2







РАЗДЕЛ 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

23


ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала:

16


1. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

3. Вид, критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции Концепция вида, его критерии

4 Дрейф генов, изоляция и приспособленность – фактор эволюции.

5. Современные представления о видообразовании

6. Доказательства эволюции

7. Основные направления эволюционного процесса

8. Контрольная работа №2 2Основы генетики и селекции» «Эволюционное учение»

2


2


2


2

2

2

2

2



2








Самостоятельная работа

  1. Подготовка рефератов по теме:

Развитие эволюционной мысли, Доказательства эволюции

  1. Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика биологического прогресса и регресса».

  2. Решение тестовых заданий «Критерии вида».


7

4


2


1



РАЗДЕЛ 5 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

12


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Содержание учебного материала:

6


1. Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле

2. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. Современные гипотезы о происхождении человека

2


2




2


Практические работы

1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию


2



Самостоятельная работа

1. Подготовка рефератов по теме:

  • Развитие жизни в Кайнозое и Мезозое

2.Заполнение таблицы 2Этапы эволюции человека»

6


РАЗДЕЛ 6 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

19


ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Содержание учебного материала:

8


1. Предмет экологии. Экологические факторы. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

2. Биосфера – глобальная экосистема. Круговорот химических элементов (С,N) Последствия деятельности человека в окружающей среде

.

2


2




2


Практические работы

1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2. Решение экологических задач.


2

2





Самостоятельная работа

  1. Подготовка реферата по теме:

    • Глобальные экологические проблемы

  2. Подготовка презентации Видовое разнообразие одного из материков

  3. Оформление практических работ

11

4


4

3


РАЗДЕЛ 7. БИОНИКА

4


БИОНИКА

Содержание учебного материала:

4


  1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

  2. Итоговая контрольная работа

2

2


2

Итоговая аттестация

Зачет

2



Резерв времени

4



Итого

117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для обучающихся, студентов и преподавателя, аудиторная доска;

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);

  • наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);

  • авторский комплект компьютерных презентаций.


Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения,

- комплект учебно – методической документации,

- методические пособия.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Беляев Д.К., Дымшица Г.М.,. Общая биология. – М., 2006


Дополнительные источники:

1.Акимушкин А.В. Занимательная биология – Либроком , 2008

Информационные Интернет-ресурсы:

И-Р 1 ru.wikipedia.org/wiki/

И-Р 2 ru.wikipedia.org/wiki/

И-Р 3 sbio.info/

И-Р 4 e-science.ru

И-Р 5 4ege.ru/biologi/

И-Р 6 http://www.rastitelnyj.ru/tundra3.htm

И-Р 7http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pLlxt:l!nut:

И-Р 8http://geography.kz/slovar/les/

И-Р 9http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129106/

И-Р 10http://www.botsad.ru/world5.htm


освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов. Формой итогового контроля является зачет.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;


      • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;

      • Практические занятия;

      • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

      • Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.

Знать:


  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


      • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам;

      • Практические занятия;

      • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

      • Тестирование (зачет )



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

86 ÷ 100

5

отлично

71 ÷ 85

4

хорошо

51 ÷ 70

3

удовлетворительно

менее 50

2

не удовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!