5
Министерство образования Калининградской области
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области
«Промышленно-строительный техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
г. Калининград
2013 г
«Утверждаю» «___» _________ 20___г. Заместитель директора по УМР Л.Г.Алсынбаева_________ | | Рассмотрено и согласовано на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Протокол № _________ «___» ___________ 20__г. Председатель ПЦК М.Ю.Гайдай ___________________ |
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.
В соответствии с примерной программой учебной дисциплины, разработанной технологическим колледжем сервиса ГОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет», рекомендованной экспертным советом ФГУ ИОЦ «Новый город» 01.09.2011.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО КО «Промышленно-строительный техникум».
Разработчик:
Сафонова Д.Н., преподаватель.
Содержание | Стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 117 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
самостоятельной работы 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические работы | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Подготовка рефератов | 19 |
Оформление практических работ | 5 |
Составление тестов и таблиц | 6 |
Составление презентаций | 8 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Объект изучения биологии – живая природа. Цели и задачи курса «Биология» | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 18 | |
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | Содержание учебного материала: | 16 | |
1. История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки 2. Строение и функции клетки. Вирусы. СПИД 3. Фотосинтез. Биосинтез белка. 4. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК. Генетический код. 5. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 2 2 2 2 2 | 2 |
Лабораторные работы Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | 2 2 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме: 2.Заполнить таблицу история изучения клетки. | 2 1 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 14 | |
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | Содержание учебного материала: | 10 | |
1. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение . 2. Индивидуальное развитие организма. 3. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека. Организм как единое целое. 4. Контрольная работа №1 «Учение о клетке» «Онтогенез» | 2 2 2 2 | 2 |
Лабораторная работа 1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме: Составление таблицы сравнение митоза и мейоза | 4 3 1 | |
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 20 | |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | Содержание учебного материала: | 10 | |
1. Г. Мендель – основоположник генетики. Мо-дигибридное скрещивание. Законы Менделя. 2. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Генетика теоретическая основа селекции. 3 Биотехнология. Методы современной селекции. Успехи селекции. | 2 2 2 | 2 |
Практические работы 1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. 2. Решение генетических задач. | 2 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме: Наследственные заболевания 2. Подготовка презентации биология сегодня 3. Оформление практических работ. | 10 4 4 2 | |
РАЗДЕЛ 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | 23 | |
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | Содержание учебного материала: | 16 | |
1. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. 2. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. 3. Вид, критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции Концепция вида, его критерии 4 Дрейф генов, изоляция и приспособленность – фактор эволюции. 5. Современные представления о видообразовании 6. Доказательства эволюции 7. Основные направления эволюционного процесса 8. Контрольная работа №2 2Основы генетики и селекции» «Эволюционное учение» | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов по теме: Развитие эволюционной мысли, Доказательства эволюции Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика биологического прогресса и регресса». Решение тестовых заданий «Критерии вида». | 7 4 2 1 | |
РАЗДЕЛ 5 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | 12 | |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле 2. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. Современные гипотезы о происхождении человека | 2 2 | 2 |
Практические работы 1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию | 2 | |
Самостоятельная работа 1. Подготовка рефератов по теме: 2.Заполнение таблицы 2Этапы эволюции человека» | 6 | |
РАЗДЕЛ 6 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 19 | |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | Содержание учебного материала: | 8 | |
1. Предмет экологии. Экологические факторы. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. 2. Биосфера – глобальная экосистема. Круговорот химических элементов (С,N) Последствия деятельности человека в окружающей среде . | 2 2 | 2 |
Практические работы 1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 2. Решение экологических задач. | 2 2 | |
Самостоятельная работа Подготовка реферата по теме: Подготовка презентации Видовое разнообразие одного из материков Оформление практических работ | 11 4 4 3 | |
РАЗДЕЛ 7. БИОНИКА | 4 | |
БИОНИКА | Содержание учебного материала: | 4 | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Итоговая контрольная работа | 2 2 | 2 |
Итоговая аттестация | Зачет | 2 | |
| Резерв времени | 4 | |
| Итого | 117 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места для обучающихся, студентов и преподавателя, аудиторная доска;
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);
наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);
авторский комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения:
- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
- комплект учебно – методической документации,
- методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Беляев Д.К., Дымшица Г.М.,. Общая биология. – М., 2006
Дополнительные источники:
1.Акимушкин А.В. Занимательная биология – Либроком , 2008
Информационные Интернет-ресурсы:
И-Р 1 ru.wikipedia.org/wiki/
И-Р 2 ru.wikipedia.org/wiki/
И-Р 3 sbio.info/
И-Р 4 e-science.ru
И-Р 5 4ege.ru/biologi/
И-Р 6 http://www.rastitelnyj.ru/tundra3.htm
И-Р 7http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pLlxt:l!nut:
И-Р 8http://geography.kz/slovar/les/
И-Р 9http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129106/
И-Р 10http://www.botsad.ru/world5.htm
освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов. Формой итогового контроля является зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; | Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов; Практические занятия; Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет. |
Знать: | |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; | Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам; Практические занятия; Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; Тестирование (зачет ) |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
86 ÷ 100 | 5 | отлично |
71 ÷ 85 | 4 | хорошо |
51 ÷ 70 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.