СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2501109 «САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для СПО на 220 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2501109 «САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»»

5


Министерство образования Калининградской области

государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Калининградской области

«Промышленно-строительный техникум»













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Биология

для специальности

2501109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

















г. Калининград

2013 г


«Утверждаю»

«___» _________ 20___г.

Заместитель директора

по УМР

Л.Г.Алсынбаева_________


Рассмотрено и согласовано

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № _________

«___» ___________ 20__г.

Председатель ПЦК

М.Ю.Гайдай ___________________




Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.


В соответствии с примерной программой учебной дисциплины, разработанной технологическим колледжем сервиса ГОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет», рекомендованной экспертным советом ФГУ ИОЦ «Новый город» 01.09.2011.


Организация-разработчик: ГБОУ СПО КО «Промышленно-строительный техникум».


Разработчик:

Сафонова Д.Н., преподаватель.





















Содержание

Стр.




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


    1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                  220 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 147 часов;
самостоятельной работы                             73 часа.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

220

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:


практические работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

73

в том числе:


Подготовка рефератов

21

Оформление практических работ

20

Составление тестов и таблиц, эссе

23

Составление презентаций

8

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1.Объект изучения биологии – живая природа. Цели и задачи курса «Биология» Уровни организации живой природы.

2. Методы биологии. Значение биологии в формировании мировоззрения современного общества

2


2

2

РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

35


УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ


Содержание учебного материала:

24


1. История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки

2. Строение и функции клетки.

3. энергетический обмен в клетке. Вирусы СПИД

4. Фотосинтез. Значение фотосинтеза

5. Биосинтез белка.

6. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК. Генетический код.

7. Жизненный цикл клетки. Митоз.

8. Контрольная работа №1 «Учение о клетке»

2

2

2

2

2

2


2

2





2

Лабораторные работы

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

  2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

  3. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»


2


2

2


2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Описание и метод лечения любого вирусного заболевания на выбор.

2.Заполнить таблицу история изучения клетки.

3. Оформление лабораторных работ

11

2


2

7


2




РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

26


ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Содержание учебного материала:

18


  1. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

  2. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение .

  3. Оплодотворение у растений.

  4. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.

  5. Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период.

  6. Последствия влияния алкоголя, никотина на развитие человека

  7. Последствия влияния наркотических веществ и радиации на развитие человека. Организм как единое целое

  8. Контрольная работа №2 «Организм. Размножение и онтогенез»

2

2

2

2

2

2

2


2





2



Лабораторная работа

1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.


2


2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на организм.

  1. Составление таблицы сравнение митоза и мейоза, эмбриональное развитие

  2. Оформление лабораторной работы

8

3


4

1


РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

36


ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала:

22


1. Методы, предмет и задачи генетики.

2. Г. Мендель – основоположник генетики. Мо-гибридное скрещивание.

3. Ди-гибридное скрещивание. Неполное доминирование. Сцепленное наследование

4. Наследственные болезни человека их причины и профилактика

5. Генетика пола. Генетика теоретическая основа селекции.

6. Виды изменчивости

7.Мутационная изменчивость. Виды мутаций.

8 Методы современной селекции. Успехи селекции.

9.Контрольная работа №3 «Генетика. Основы селекции»

2

2

2

2

2

2

2

2

2



2



Практические работы

1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2. Решение генетических задач.

2

2


2


Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме: Наследственные заболевания

2. Подготовка презентации биология сегодня

3. Оформление практических работ.

4. Заполнение таблицы «методы современной селекции»

14

3

4

4

3






РАЗДЕЛ 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

39


ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала:

24


1. История развития эволюционных идей. Значение работ Аристотеля и К. Линнея,

2. Роль Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

4. виды борьбы за существование. Естественный и искусственный отбор

5. Вид, критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции Концепция вида, его критерии

6 Дрейф генов, изоляция и приспособленность – фактор эволюции.

7. Современные представления о видообразовании

8. Доказательства эволюции

9. Основные направления эволюционного процесса

10. Изоляция - как фактор эволюционного процесса. Приспособленность результат эволюции

11. Сохранение биологического разнообразия. Причины вымирания видов

12. Контрольная работа №3

2

2

2


2


2

2

2

2

2

2


2

2



2








Самостоятельная работа

  1. Подготовка рефератов по теме:

Развитие эволюционной мысли, Доказательства эволюции

  1. Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика биологического прогресса и регресса». «Естественный и искусственный отбор»

  2. Решение тестовых заданий «Критерии вида».

  3. Написание эссе «вымершие животные»


15

6


4


2

3


РАЗДЕЛ 5 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

24


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Содержание учебного материала:

16


1.принцип систематики. Работы К. Линнея.

2. Развитие представлений о возникновении жизни.

3. Развитие жизни на Земле (Архей, Протерозой)

4. Развитие жизни на Земле (Мезозой ,Кайнозой)

5. Эволюция человека.

6.Единство происхождения человеческих рас. Современные гипотезы о происхождении человека

7. Контрольная работа №4 «история развития жизни на Земле»

2

2

2

2

2

2


2



2


Практические работы

1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию


2



Самостоятельная работа

1. Подготовка рефератов по теме:

  • Развитие жизни в архее и протерозое

2.Заполнение таблицы 2Этапы эволюции человека»

3. оформление лабораторной работы

8

3


3

2


РАЗДЕЛ 6 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

43


ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Содержание учебного материала:

24


  1. Предмет и методы экологии. Значение видового разнообразия

  2. Экологические факторы. Экологические системы.

  3. Искусственные экологический сообщества. Агроценоз.

  4. Взаимодействие популяций разных видов.

  5. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

  6. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского

  7. Круговорот химических элементов (С,N)

  8. Последствия деятельности человека в окружающей среде

  9. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Экология и общество.

  10. Контрольная работа «Основы экологии»

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2



2


Практические работы

1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2. Решение экологических задач.


2

2



2


Самостоятельная работа

  1. Подготовка реферата по теме:

    • Глобальные экологические проблемы

  2. Подготовка презентации Видовое разнообразие одного из материков

  3. Составление пищевых цепочек

  4. Заполнение таблицы «сравнение естественной и искусственной экосистем»

  5. Оформление практических работ

19

4


4

2

3

6




2

РАЗДЕЛ 7. БИОНИКА

10


БИОНИКА

Содержание учебного материала:

10


  1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

  2. Биология сегодня. Биотехнологии и генная инженерия

  3. Экскурсия в зоопарк видовое разнообразие

  4. Итоговая контрольная работа

  5. Зачетное занятие допуск к экзамену

2

2

2

2

2


2

Итоговая аттестация

Экзамен




Резерв времени

5



Итого

220


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для обучающихся, студентов и преподавателя, аудиторная доска;

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);

  • наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);

  • авторский комплект компьютерных презентаций.


Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения,

- комплект учебно – методической документации,

- методические пособия.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Беляев Д.К., Дымшица Г.М.,. Общая биология. – М., 2006


Дополнительные источники:

1.Акимушкин А.В. Занимательная биология – Либроком , 2008

Информационные Интернет-ресурсы:

И-Р 1 ru.wikipedia.org/wiki/

И-Р 2 ru.wikipedia.org/wiki/

И-Р 3 sbio.info/

И-Р 4 e-science.ru

И-Р 5 4ege.ru/biologi/

И-Р 6 http://www.rastitelnyj.ru/tundra3.htm

И-Р 7http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pLlxt:l!nut:

И-Р 8http://geography.kz/slovar/les/

И-Р 9http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129106/

И-Р 10http://www.botsad.ru/world5.htm


освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов. Формой итогового контроля является зачет.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;


      • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;

      • Практические занятия;

      • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

      • Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.

Знать:


  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


      • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам;

      • Практические занятия;

      • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

      • Тестирование (зачет )



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

86 ÷ 100

5

отлично

71 ÷ 85

4

хорошо

51 ÷ 70

3

удовлетворительно

менее 50

2

не удовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!