Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат №19 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» | | |
УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ «Общеобразовательная школа-интернат №19 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» И.В. Пугачева _______________ «____» _____________ 2015 г. | Программа рекомендована к работе педагогическим советом Протокол №___ от ________ |
| Программа обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании МО Протокол №___ от_________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
5 класс
| Составитель: Примудрова И.Г., учитель биологии |
Новокузнецк, 2015
1.Пояснительная записка
Программа ставит целью усвоение содержания предметной области «Биология», формирование системы биологических знаний как компонента научной картины мира; формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая учебная программа по биологии разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ (с последующими изменениями), Приказа МОиН РФ РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе программы основного общего образования по биологии: 5-9 классы авторы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, издательство Вентана-Граф. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. , Вентана-Граф, 2015 г.
Программа разработана в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и учебным планом ФГОС ООО.
Она направлена на выработку обучающимися основных компетенций в области биологии; на развитие у школьников познавательных интересов, формирование естественнонаучной картины мира, формирование УУД.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Биология – курс для младших подростков, в содержании которого рассматривается многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы. Изучение биологии формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания уважения к научной истине.
Цель изучения курса биологии в основной школе:
Формирование у обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
Изучение биологии направлено на достижение следующих задач:
систематизация знаний обучающихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественнонаучных знаний;
получение обучающимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением научного исследования;
развитие у обучающихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;
формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
2. Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлении об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Значение курса «Биология» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших подростков фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природосообразного поведения в окружающей природной среде.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«ественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
3.Место курса биологии в учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4.Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
владение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере.
5. Содержание курса биологии
Основное содержание по темам рабочей программы
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 5 класс
(35 ч)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
Обнаружение воды в живых организмах;
Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения».
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами
Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Тема 1. Биология – наука о живом мире. | 8 | |
1.1/1 | Биология – наука о живой природе | 1 | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами |
1.2/2 | Свойства живого | 1 | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма |
1.3/3 | Методы изучения живых организмов | 1 | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования |
1.4/4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
1.5/5 | Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием |
1.6/6 | Химический состав клетки | 1 | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре |
1.7/7 | Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема) |
1.8/8 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире» | 1 | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
2 | Тема 2 Многообразие живых организмов | 11 | |
2.1/9 | Царства живой природы | 1 | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации - «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов |
2.2/10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе |
2.3/11 | Значение бактерий в природе и для человека | 1 | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий |
2.4/12 | Царство Растения | 1 | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека |
2.5/13 | Знакомство с внешним строением побегов растения Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | 1 | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием |
2.6/14 | Царство Животные Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
2.7/15 | Царство Грибы | 1 | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Различать понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами |
2.8/16 | Многообразие и значение грибов | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы |
2.9/17 | Лишайники | 1 | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека |
1.10/18 | Значение живых организмов в природе и в жизни человека | 1 | Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. |
1.11/19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
3 | Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | |
3.1/20 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина |
3.2/21 | Экологические факторы среды | 1 | Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор |
3.3/22 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника |
3.4/23 | Природные сообщества | 1 | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе |
3.5/24 | Природные зоны России | 1 | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
3.6/25 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле |
3.7/26 | Жизнь организмов в морях и океанах | 1 | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. |
3.8/27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы |
4 | Тема 4.Человек на планете Земля | 8 | |
4.1/28 | Как появился человек на Земле | | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
4.2/29 | Как человек изменял природу | | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле |
4.3/30 | Важность охраны живого мира планеты | | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных |
4.4/31 | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы | | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). |
4.5/32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
4.6/33 | Обобщение и систематизация по курсу биологии 5 класса | | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. |
4.7/34 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса | | Использовать учебные действия для формулировки ответов |
4.8/35 | Экскурсия «Весенние явления в природе». Летние задания | 13 | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание заданий, выбранных на лето |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программы
1. Биология. 5-9 классы: программа / авт.-сост. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с. ISBN 978-5-360-03608-1
Методические пособия для учителя
1. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с. ISBN 978-5-360-03616-6 Учебники
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил. ISBN 978-5-360-03152-9
Рабочие тетради 1. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных уч- реждений / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарѐвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил. ISBN 978-5-360-04023
Мультимедийная поддержка курса
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Развитие насекомых с полным превращением
Развитие насекомых с неполным превращением
Раковины моллюсков
Скелеты позвоночных животных
Костистая рыба, лягушка, ящерица, крыса
Комплекты микропрепаратов Ботаника Зоология
Наборы муляжей Плоды, овощи, фрукты, грибы
Приборы Раздаточные
Лупы
Микроскопы
Посуда и принадлежности для опытов
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии Спиртовка
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»
Технические средства обучения
Мобильный класс
Интерактивная доска
Принтер
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ученик научится:
описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
выявлять взаимосвязи организмов и среды;
проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа временные и постоянные микропрепараты;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации для ответов на вопросы, составления сообщений, небольших рефератов природоведческого содержания;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между неживой и живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы выращивания и размножения культурных растений;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; укусах животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
осознавать ценность природы, необходимость нести ответственность за её сохранение;
выполнять правила безопасного поведения в природе; стремиться к здоровому образу жизни.
Личностные результаты
Ученик научится:
признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях; знать основные принципы и правила отношения к природе; экологическое сознание;
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты.
Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстника- ми и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Распределение учебного материала
в 5 классе
Тематический план
№ раздела, темы | Название раздела, темы | Количество часов |
Тема 1 | Биология – наука о живом мире. | 8 |
Тема 2 | Многообразие живых организмов | 11 |
Тема 3 | Жизнь организмов на планете Земля | 8 |
Тема 4 | Человек на планете Земля | 8 |
| Итого: | 35 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 5 класс
Дата | № п/п | Тема урока | Метапредметные умения и навыки | Основные понятия и термины | Предметные умения и навыки | Контроль |
Тема 1. Биология – наука о живом мире. 8 часов |
| 1 | Биология – наука о живой природе | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя | Биология, ботаника, микология, зоология, микробиология. Культурные растения и домашние животные | Знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 2 | Свойства живого | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Коммуникативные УУД – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы. | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 3 | Методы изучения живых организмов | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Коммуникативные УУД – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами | Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование. | Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные УУД – организовывать учебное взаимодействие в паре. | Штатив, тубус, окуляр, объектив предметный столик, микропрепарат, препаровальная игла, предметное стекло | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа |
| 5 | Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – представлять информацию в виде схем | Ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка. Ткань, эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая. | Умение выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. | Лабораторная работа |
| 6 | Химический состав клетки | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно пред- полагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами | Неорганические в-ва, органические, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, минеральные соли. | Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 7 | Процессы жизнедеятельности клетки | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Размножение, деление, хромосомы, наследственность. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Аргументировать вывод о том, что клетка – живая система Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 8 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире» | Регулятивные УУД – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные УУД – представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | Свойства живого, клетка, ткани. Строение, состав и процессы жизнедеятельности клетки | Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Характеризовать строение клетки, химический состав, процессы жизнедеятельности выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат. | Тест, презентации |
Тема 2 Многообразие живых организмов. 11 часов. |
| 9 | Царства живой природы | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя | Систематика. Царства: бактерии, грибы, растения и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов . | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – представлять информацию в виде схем. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | Строение, размножение и жизнедеятельность бактерий | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 11 | Значение бактерий в природе и для человека | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Клубеньковые бактерии, симбиоз | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 12 | Царство Растения | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой информации | Флора. Хлорофилл. Во- доросли, покрытосеменные, голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Корень и побег | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 13 | Знакомство с внешним строением побегов растения Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные УУД – организовывать учебное взаимодействие в паре | Корень и побег. Шиш- ка, хвоя | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа |
| 14 | Царство Животные Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой ин- формации | Фауна. Одноклеточные и многоклеточные организмы | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных | Фронтальный и индивидуальный опрос, лабораторная работа |
| 15 | Царство Грибы | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой ин- формации | Грибница, гифы, микориза. Сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 16 | Многообразие и значение грибов | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Шляпочные, плесневые, паразитические грибы, дрожжи | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 17 | Лишайники | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой информации | Симбиоз. Слоевище. Накипные, листоватые, кустистые лишайники | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 18 | Значение живых организмов в природе и в жизни человека | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Вредные и полезные живые организмы | Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для со- хранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | Регулятивные УУД – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные УУД – представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Бактерии, растения, животные, грибы, лишайники | Характеризовать строение, жизнедеятельность, многообразие растений, животных, грибов и лишайников | Контрольный тест |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля 8 часов |
| 20 | Среды жизни планеты Земля | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Со- поставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная среды | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмы- паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 21 | Экологические факторы среды | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой информации | Абиотические, биотические, антропогенные факторы | Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 22 | Приспособления организмов к жизни в природе | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Приспособленность | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 23 | Природные сообщества | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой информации | Природное сообщество, пищевая цепь, потребители, производители, «разлагатели» | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 24 | Природные зоны России | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мысли в устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой ин- формации | Влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством | Фронтальный и индивидуальный опрос |
| 25 | Жизнь организмов на разных материках | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Флора. Фауна. Местный вид | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 26 | Жизнь организмов в морях и океанах | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | Регулятивные УУД – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные УУД – представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Экологические факторы, природные сообщества | Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. | Контрольный тест |
Тема 4.Человек на планете Земля 8часов |
| 28 | Как появился человек на Земле | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Со- поставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Австралопитек, человек умелый, неандерталец, кроманьонец | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 29 | Как человек изменял природу | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Лесопосадки | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воз- действия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 30 | Важность охраны живого мира планеты | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Заповедник | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать со- стояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 31 | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные УУД – выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Оформлять свои мыслив устной речи. Коммуникативные УУД – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой информации | Красная книга | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений) | Фронтальный и индивидуальный опрос, презентации |
| 32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля» | Регулятивные УУД – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные УУД – представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Красная книга, заповедник | Анализировать появление человека и расселение его на Земле. Оценивать роль деятельности человека в природе | Контрольный тест |
| 33 | Обобщение и систематизация по курсу биологии 5 класса | Регулятивные УУД – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные УУД – представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | | Систематизировать и обобщать знания по темам курса | Контрольный тест |
| 34 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса | Регулятивные УУД – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные УУД – представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. КоммуникативныеУУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса | Контрольный тест |
| 35 | Экскурсия «Весенние явления в природе». Летние задания | Регулятивные УУД – определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по состав- ленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные УУД – самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные УУД – организовывать учебное взаимодействие в группе | Природные явления | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе | Отчет об экскурсии |