СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 11 классе по Пономаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В. Симоновой //Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Программы - М.: Вентана-Граф, 2008г.

Место учебного предмета в учебном процессе.

Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебные недели в 11 классе  (68 часов).

            Цели и задачи курса:

  1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, методах научного познания.
  2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии.
  4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью.
  5. Использование приобретенных знаний и  умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.           

     Курс общей биологии 11 класса  опирается в большей степени на  знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии. Перечисленные науки дают для биологии следующие понятия:

Неорганическая  химия:

 Периодическая система Д.И. Менделеева. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.   Менделеева, встречающиеся в живых системах;  их основные свойства. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая  химия:

Понятия об основных группах органических соединений. Получение и химические свойства предельных углеводородов.

Физика:

Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

          

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях  и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

         Тематика и количество лабораторных и практических работ,  соответствуют  примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через  организацию  исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся  знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.

       Для формирования необходимой тестовой культуры выпускников и мониторинга их обученности  запланировано проведение 2 тестовых контрольных работ в формате ЕГЭ. 

       На уроках проводятся демонстрации природных объектов и опыты с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов. Резервное время отводится на использование проведение занятий с практической направленностью.

Учебно – тематический план.

Тема

Количество

часов

Лабораторные

работы

Контрольные

работы

         

1.

Организменный уровень организации жизни

27

1

1

2.

Клеточный уровень организации жизни

25

 

2

1

 

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

 

16

 

 

-

 

-

 

Итого в 11 классе:

68

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов

 

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны - понимать: - знать: - уметь: - решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;

- применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения; - использовать биологические знания доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе; - пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

- узнавать основные компоненты клетки; В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен знать /понимать: • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина);

- сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;  учение В.И.Вернадского о биосфере строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем; - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действия искусственного  и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику; - основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ,  закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере; уметь - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;  

- взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; - выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; -  сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в  окружающей среде; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,наркомания); правил поведения в природной среде; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.  

Литературно - методическое обеспечение.

  1. Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2013.
  1. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  2. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
  4. Основы общей биологии: 9 кл. /Под. ред. И.Н. Пономаревой. М., 2000.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!