Министерство образования Калининградской области
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области
«Промышленно-строительный техникум»
рабочая программа учебной дисциплины
ОП.04 БОТАНИКА
По профессии НПО 250109.01
«Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
Калининград
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии НПО 2501.09.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, входящей в состав укрупненной группы профессий 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов по направлению подготовки 250100 Лесное дело и ландшафтное строительство.
В соответствии с примерной программой учебной дисциплины, разработанной технологическим колледжем сервиса ГОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет», рекомендованной экспертным советом ФГУ ИОЦ «Новый город» 01.09.2011.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО КО «Промышленно-строительный техникум».
Разработчик:
Сафонова Д.Н., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ботаника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 2501.09.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, входящей в состав укрупненной группы профессий 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов по направлению подготовки 250100 Лесное дело и ландшафтное строительство.
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области садово-паркового и ландшафтного строительства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– классифицировать растения;
– определять структуру растений:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– основные законы исторического развития живой природы;
– классификации растений, их функции;
– внешнее и внутреннее строение растений;
– типы размножения растений, их сущность.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
| |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 69 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 4 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 23 |
в том числе: | |
домашняя работа | 11 |
рефераты | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Ботаника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Растительная клетка | | 17 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Ботаника – наука о растениях. Роль и значение растений в биосфере и жизни человека. Основные разделы ботаники. |
Самостоятельная работа | 2 | 2 |
Написание реферата по теме «Разнообразие растительного мира» |
Тема1.1 Химический состав растительной клетки | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Минеральные вещества клетки, вода, органические вещества и их роль в жизни растений. |
Практические занятия | 1 | 2 |
Сравнение структуры растительной и животной клеток |
Самостоятельная работа | 2 |
Написание реферата по теме «Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство» |
Тема1.2 Строение растительной клетки | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Строение растительной клетки. Основные органоиды клетки растений: оболочка, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии, ядро, их строение и функции. |
Лабораторная работа Изучение свойств живой растительной клетки. Обнаружение хромопластов и лейкопластов | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Органоиды клетки и их функции» | 1 | 2 |
Тема1.3 Классификация тканей | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
| Временные ткани: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Постоянные ткани: покровные, основные, проводящие, механические, выделительные. |
Практические занятия Проницаемость живых и мертвых клеток | 1 | 2 |
Тема 1.4 Строение тканей растений | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Клеточный состав, форма, функции, назначение временных и постоянных тканей. |
Лабораторная работа Исследование строения тканей растения | 1 | 2 |
Контрольная работа №1 по разделу «Растительная клетка» | 2 | |
Раздел 2. Морфология растений | | 15 | |
Тема 2.1 Цели, задачи морфологии растений | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Закономерности возникновения и развития жизненных форм растений и отдельных их органов. Значение формирования органов в процессе индивидуального развития. |
Практические занятия Строение стебля растений | 1 | 2 |
Тема 2.2 Строение побега: стебель, почки и листья | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Основные ткани стебля их функции. Значение стебля в жизни растений. Основные ткани почки и листа. Значение листьев в жизни растений. Фотосинтез. |
Лабораторная работа Листья простые и сложные, листорасположение и форма листовой пластинки | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнить таблицу «Типы ветвления, разнообразие стеблей по форме и положению в пространстве» | 2 | 1 |
Тема 2.3 Видоизменение побегов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Внешнее строение листьев, разнообразие побегов: луковица, клубень, кочан, корневище. |
Самостоятельная работа Заполнить таблицу «Специализация и метаморфозы побегов» | 1 | 2 |
Тема 2.4. Строение корня. Видоизменение корней | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Клеточное строение корня. Функции корня. Многообразие корней. Корнеплоды, клубни, воздушные корни, микориза. |
Практическое занятие Определение и функции корня | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Написание реферата «Метаморфозы корней, использование корней в народном хозяйстве и медицине» | 2 | 2 |
Контрольная работа №2 по разделу «Морфология растений» | 2 | |
Раздел 3. Размножение растений | | 23 | |
Тема3.1 Бесполое размножение: вегетативное размножение | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Размножение растений с помощью побегов: столонами, луковицами, клубнями, усами, листьями. Размножение растений черенками. Прививка. |
Практическое занятие Размножение комнатных растений | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | 1 |
Написание конспекта: «Способы вегетативного размножения растений: Размножение делением, черенкование, размножение отводками, прививка». |
Тема 3.2 Половой способ размножения: низшие растения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Размножение водорослей |
Самостоятельная работа Написание реферата по теме: «Различие жизненных циклов равноспоровых и разноспоровых растений» | 2 |
2 |
Тема 3.3 Размножение мхов и папоротников | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Спороносные растения. Гаметофит и спорофит. |
Практические занятия Строение мха (на примере местных видов) | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Представители споровых растений» | 2 | 2 |
Тема 3.4 Размножение голосеменных. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Представители голосеменных. Цикл размножения сосны. Значение голосеменных растений. |
Практические занятия Определение возраста по годичным кольцам | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | 2 |
Написание реферата по теме: «Лесозаготовки хвойных пород» |
Тема 3.5 Размножение покрытосеменных | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Цветок – орган семенного размножения. Оплодотворение в цветке. Образование плодов и семян. |
Лабораторная работа Строение цветка и шишек | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по теме | 2 | 1 |
Написание конспекта на тему «Биологическое значение двойного оплодотворения у покрытосеменных растений». |
Тема 3.6 Строение плодов и семян | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Плоды однодольных и двудольных растений. Многообразие плодов и семян. |
Практические занятия Приспособленность растений к распространению плодов и семян | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Плоды сухие и сочные» | 2 | 2 |
Раздел 4. Классификация растений | | 13 | |
Тема 4.1 Основы классификации растений, однодольные и двудольные растения | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Распределение всего множества растений по определенной системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.) Признаки класса однодольные. Представители класса и их значение. |
Признаки класса двудольные. Представители семейства крестоцветные и их особенности. | 2 | 2 |
Практические занятия Распределение растений по классовому признаку | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Написание реферата по теме: «Основные причины исчезновения видов растений в Калининградской области» | 2 | 2 |
Тема 4.2 Семейства бобовых паслёновых растений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Представители семейств и их особенности: строение цветка, опыление и размножение. |
| Итоговая контрольная работа | 2 | 2 |
| Зачетное занятие | 3 | |
| Всего | 69 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Ботаники».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
–автоматизированное рабочее место преподавателя
–комплект учебной мебели по количеству обучающихся
–комплект учебно-методической документации по дисциплине
–информационно – коммуникационные средства: (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса, электронные базы данных и интернет-ресурсы по всем разделам курса ботаника, фильмы по разделам ботаники: классификация растений, размножение растений)
–технические средства обучения (ТСО): (компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран)
–учебно-лабороторное оборудование: световые микроскопы универсального применения
–модели: растительной клетки, цветка
–натуральные объекты: клубни картофеля, постоянные препараты тканей растений, гербарные образцы
–реактивы: йод, растворенный в йодиде калия (для окрашивания крахмальных зерен); фуксин (для окрашивания цитоплазмы); гематоксилин (для окрашивания ядер); хлор-цинк-йод (для окрашивания целлюлозных клеточных оболочек); флороглюцин и соляная кислота (для окрашивания одревесневших оболочек); глицерин (для просветления препарата) и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Родионова А.С., Скупченко В.Б., Малышева О.Н., Джикович Ю.В. Ботаника: — М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
1. Лотова Л.И. Ботаника: Морфология и анатомия высших растений: – М.: Либроком, 2010.
2. Коновалова Т.Ю., Шевырева Н.А. Декоративные травы. Атлас-определитель. – М.: Фитон+, 2009.
3. Цингер А.В. Занимательная ботаника. – М.:Римис, 2009.
Интернет-источники:
1.botany.pp.ru/anatomy-morphology/tisru.wikipedia.org/wiki/
2. library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/1341/u...
3. www.plantarium.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: – классифицировать растения; – определять структуру растений; знать: – основные законы исторического развития живой природы; – классификации растений, их функции; – внешнее и внутреннее строение растений; – типы размножения растений, их сущность. | Экспертная оценка выполнения: - практических занятий, - лабораторных работ - домашних работ Оценка рефератов и исследовательских работ Контрольная работа Дифференцированный зачет |
5