рАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 Право
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Бодайбинский горный техникум»
Разработчики:
Гнатюк М.В, преподаватель ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Право»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Программа учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
реферат домашняя работа | 20 23 |
| |
Итоговая аттестация: формате ДЗ |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Право» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)
Наименование разделов и тем | № урока | Тема урока, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студента. | Объем часов | Тип и форма урока | Вид контроля | Домашнее задание | Уровень усвоения |
Введение | 1-2 | Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации. | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Реферат: Роль правовой информации в познании права. Право и мораль: общее и особенное. | 1 |
Самостоятельная работа № 1 | 3-4 | Понятие, сущность, признаки права | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Раздел I. Правовое регулирование общественных отношений. |
Тема 1.1. Право в системе социального регулирования. | 5-6 | Понятие социальной нормы, виды социальных норм, обычаи, моральные, религиозные; корпоративные, правовые нормы. Назначение права, признаки и функции права. | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Признаки права» | 1,2 |
Тема 1.2. Самостоятельная работа № 2 | 7-8 | Право в системе социального регулирования | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 1.3. Формы (источники) права. | 9-10 | Понятие формы (источники). Виды источников права. Юридическая сила. | 2 | Комбинированный урок | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Формы(источники) права | 2 |
Тема 1.4. Виды нормативно- правовых актов и их характеристика | 11-12 | Нормативно- правовой акт как источник права. Действие нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | Изучение новых знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Вступление в силу нормативно- правовых актов на территории РФ | |
Тема 1.5 Самостоятельная работа № 3 | 13-14 | Формы и источники права | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Раздел.II Основы конституционного права и государственного устройства в Российской Федерации |
Тема 2.1 Конституция РФ- как основной закон государства | 15-16 | Понятие основ конституционного строя. Форма государства, ее элементы, форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство: понятие, признаки. Россия - демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. | 2 | Урок систематизации и обобщения | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Принципы( основы) конституционного строя. Доклад по теме: Конституция РФ | 2 |
Тема 2.2. Самостоятельная работа № 4 | 17-18 | Конституционное право. Общая характеристика Конституции РФ | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
2.3. Самостоятельная работа № 5 | 19-20 | Конституционное право России | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 2.4. Основы правового статуса человека и гражданина РФ | 21-22 | Государство и личность. Понятие гражданства. Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие правового статуса личности. Виды прав человека. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. | 2 | Комбинированный урок | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Обязанности граждан РФ» | 2 |
Тема 2.5 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина | 23-24 | Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. | 2 | Комбинированный урок | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Омбудсмены мира», составить таблицу: «Виды прав человека» | |
Тема 2.6 Самостоятельная работа № 6 | 25-26 | Права и свободы человека и граждан и его особенности | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 2.7. Самостоятельная работа № 7 | 27-28 | Права несовершеннолетних по российскому законодательству | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 2.8. Система органов государственной власти в РФ. Понятие и виды государственных органов | 29-30 | Понятие государственного органа. Виды государственных органов. Принцип разделения властей и его реализация в РФ. Президент РФ- глава государства. Собрание РФ- законодательная власть. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти (органы государственного управления). Должностные лица. Административный порядок обжалования актов или действий органов государственного управления и должностных лиц. Органы судебной власти. | 2 | Изучение новых знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Решить ситуационную задачу: «Один день из жизни Президента РФ, составить таблицу: «Государственные органы РФ» | 2 |
Тема 2.9. Самостоятельная работа № 8 | 31-32 | Механизм государства | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 2.10. Итоговая контрольная работа по результатам I семестра | 33-34 | | | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради. Семестровый контроль | | 3 |
Тема 2.11. Судебная система РФ | 35-36 | Суд как гарант прав личности. Понятие правосудия, его принципы. Судебная система РФ, ее структура. Звенья и инстанции. Право на судебную защиту. Порядок рассмотрения судебных споров. Исковая давность. | 2 | Комбинированный урок | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить исковое заявление в суд | 2 |
Тема 2.12. Самостоятельная работа № 9 | 37-38 | Судебная система РФ | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 2.13. Правоохранительные органы в РФ | 39-40 | Понятие правосудия, его принципы, виды правоохранительных органов, их звенья и инстанции | 2 | Комбинированный урок | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Правоохранительные органы» | |
2.14 Правовые нормы и их виды | 41-42 | Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Толкование права, его этапы, результаты, значение. | 2 | Комбинированный урок | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Доклад: как относятся между собой система права и система законодательства? , заполнить схему: «Структура правовых норм», уметь найти гипотезу, диспозицию, санкцию | 2 |
Раздел III Отрасли российского права |
Тема 3.1. Система права. Основные отрасли российского права | 43-44 | Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и правовой институт. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Реферат: Институт права. Система права и система законодательства, заполнить таблицу: Отрасли Российского права | 2 |
Тема 3.2 Гражданское право как отрасль права | 45-46 | Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Защита прав потребителей. | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить доверенность на право пользования автомобилем | 2 |
Тема 3.3. Гражданско- правовой договор. Общие положения | 47-48 | Понятие гражданско- правового договора, условия договора, порядок заключения гражданского договора | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Подготовить сообщение по теме: «Гражданско- правовой договор» | 3 |
Тема 3.4. Самостоятельная работа № 10 | 49-50 | Гражданское право России | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 3.5. Исполнение договорных обязательств. Гражданско-правовая ответственность | 51-52 | Понятие и принципы исполнения договорных обязательств. Встречное исполнение обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, поручительства, банковская гарантия, задаток, удержание имущества должника. Санкция за нарушение договора. Меры защиты, меры ответственности. Виды договорной ответственности. | 2 | Закрепление знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Предварительно ознакомиться с гл. 23 ГК РФ и заполнить таблицу: !Обеспечение исполнения обязательств «, ст. 26. ГК РФ и заполнить таблицу: «Прекращение обязательств» | 3 |
Тема 3.6 Семейное право как отрасль право. Семейные отношения | 53-54 | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 2 | Закрепление знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Заполнить таблицу: «Собственность супругов» | 3 |
Тема 3.7. Самостоятельная работа № 11 | 55-56 | Семейное право | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | |
Тема 3.8. Самостоятельная работа № 12 | 57-58 | Семейное право. Решение задач | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 3.9. Трудовое право как отрасль права и трудовые правоотношения | 59-60 | Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | Урок изучения новых знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Основания прекращения трудового договора» | 3 |
Тема 3.10. Трудовой договор. Понятие, содержание, порядок заключения и основания прекращения | 61-62 | Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | Урок изучения новых знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить приказ о прекращении трудового договора с работником | 3 |
Тема 3.11. Самостоятельная работа № 13 | 63-64 | Трудовое право | 2 | Практикум | Письменная работа в тетради, устный ответ | | |
Тема 3.12. Уголовное право как отрасль права | 65-66 | Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 2 | Урок изучения новых знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Решение задач по уголовному праву, составить таблицу: «Преступление против собственности, квалифицировать преступления против собственности, используя статьи Уголовного Кодекса | |
Тема 3.13 Самостоятельная работа № 14 | 67-68 | Уголовное право | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Тема 3.14. Административное право как отрасль права и административные правонарушения | 69-70 | Административные проступки. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. | 2 | Урок изучения новых знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Соотнести понятия и определения | |
Тема 3.15. Самостоятельная работа № 15 | 71-72 | Административное право | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Раздел IV Право и законодательство |
Тема 3.15. Понятие правоотношения. | 73-74 | Понятие правоотношения, основания возникновения правоотношения. Юридические факты и их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Заполнить таблицу: «Правосубъектность человека», опираясь на ст. 21, 26, 27, 28, 37, п.2, п.3 ГК РФ заполните таблицу: «Возрастной объем дееспособности» | 2 |
Тема 4.2. Правомерное поведение, правонарушение | 75-76 | Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. | 2 | Обобщение и систематизация материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Признаки правонарушения», письменно в тетради, разобрать любую противоправную ситуацию из жизни. найти в ней состав правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона | 2 |
Тема 4.3. Юридическая ответственность и ее виды | 77-78 | Юридическая ответственность, ее виды: гражданско- правовая ответственность, материальная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность | 2 | Закрепление знаний | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Юридическая ответственность и ее виды», написать письменно сообщение в тетради: Презумпция невиновности | 2 |
Тема 4.4. Самостоятельная работа № 16 | 79-80 | Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность | 2 | Практикум | Устный, письменный контроль, работа в тетради | | 3 |
Раздел V Международное право и его особенности |
Тема 5.1. Нормативные основы международного договора | 81-82 | Международное право как отрасль права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека условиях мирного и военного времени. Устав ООН. Всеобщая декларация прав человека. Международный суд | 2 | Изучение нового материала | Устный, письменный контроль, работа в тетради | Составить таблицу: «Источники международного права, Международный Суд ООН, Советские и российские судьи Международного Суда | 2 |
Тема 5.2. Региональные документы о правах человека | 83-84 | Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека | 2 | Комбинированный урок | Устный контроль, сдача задолженностей студентов по самостоятельным работам №1-№16, сдача рабочей тетради по дисциплине «Право» | Подготовка к контрольно- зачетному уроку по дисциплине: «Право» | 3 |
Контрольная работа № 2 | 85 | Контроль знаний | 1 | Контроль знаний | Итоговый контроль | | 3 |
Внеаудиторная работа | 43 | Примерная тематика рефератов: Роль правовой информации в познании права. Право и мораль: общее и особенное. Пределы действия законов. Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции. Права молодежи в РФ и способы их защиты. Социально-экономические права граждан. Политические права граждан. Личные права граждан. Юридическая ответственность в экономической сфере. Уголовная ответственность как вид юридической ответственности. Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика. Организованная преступность. Презумпция невиновности и юридическая практика. Правовые основы деятельности адвокатов. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики. Организация деятельности милиции в РФ. Основы конституционного строя в РФ. Избирательная система в РФ. Защита права собственности в РФ. Договор возмездного оказания услуг. Право на образование в РФ. Право на труд в РФ. | | | | | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Право».
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
1.ПК:
2. Видеопроектор, персональный компьютер, диапроектор, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)). // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.- № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (третья). Раздел У «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ. от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 N 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. -№ 52. – Ч. 1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. -№ 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Для обучающихся Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект – центр, 2007.
Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.
Для преподавателей
Анохин В.С. Предпринимательское право. – М., 2006.
Артемов Н.М. Ашмарина Е.М. Финансовое право вопросы и ответы. – М., 2007.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М., 2007.
Гражданское право. – М., 2007.
Гражданское процессуальное право. – М., 2007.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2007.
Законодательная техника / Под ред. Тихомирова Ю.А. – М., 2000.
Коллективный договор: законы и законодательные акты. – 2-е изд., – М., 2006.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие/ сост. сб., пер., авт. вед. и вступ. ст. В.В.Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
Кудинов, Олег Алексеевич. Нотариат в Российской Федерации: курс лекций/ Олег Алексеевич Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
Куницын А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд. – М., 2007.
Курноскина, Ольга Германовна. Защита прав при обращении за медицинской помощью: экспресс-справочник / Ольга Германовна Курноскина. – М., 2006.
Международная защита прав и свобод человека. – М., 2007.
Муниципальное право. – М., 2007.
Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. – М., 2007.
Прокурорский надзор. – М., 2007.
Расстригина, Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. – М., 2007.
Семейное право – М., 2007.
Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статусю. – М., 2005
Теория государства и права. – М., 2007.
Трудовое право. – М., 2007
Уголовное право. – М., 2007.
Уголовное процессуальное право. – М., 2007.
Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2007
Юридическая энциклопедия. / Под ред. Ю.М.Тихомирова. – М., 2007.
Интернет- ресурсы:
Электронная библиотека. «Право России». Форма доступа http://www\allpravo.ru\library
Справочная система «Консультант Плюс» http://www.cons-plus. ru
Федеральные органы исполнительной власти- сайт. Форма доступа: http://www.gov.ru\main\ministry\isp-vlast44.html.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); | подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников |
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России. | подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников |
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы. | Экспертная оценка выполнения практических работ |
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу. | Экспертная оценка выполнения практических работ |
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности. | подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников |
уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав. | Решение задач, изложение собственных суждений. |
Примерные темы рефератов
Роль правовой информации в познании права.
Право и мораль: общее и особенное.
Пределы действия законов.
Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.
Права молодежи в РФ и способы их защиты.
Социально-экономические права граждан.
Политические права граждан.
Личные права граждан.
Юридическая ответственность в экономической сфере.
Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
Организованная преступность.
Презумпция невиновности и юридическая практика.
Правовые основы деятельности адвокатов.
Правоохранительные органы РФ.
Судебная система РФ.
Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.
Организация деятельности милиции в РФ.
Основы конституционного строя в РФ.
Избирательная система в РФ.
Защита права собственности в РФ.
Договор возмездного оказания услуг.
Право на образование в РФ.
Право на труд в РФ.
Правовое регулирование трудоустройства в РФ.
Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.
Материальная ответственность работников и работодателей.
Правовое регулирование заработной платы в РФ.
Наследование по закону и по завещанию.
Правовое регулирование семейных отношений.
Социальная защита в РФ.
Административная ответственность в РФ.
Темы для организации проектной деятельности
Организация профилактики правонарушений в молодежной среде.
Юридическая помощь населению.
Как организовать свой бизнес.
Правовое регулирование профессиональной деятельности: вопросы теории и практики.
Я – гражданин России (я и мой выбор).