СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономике

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экономике (по учебнику И.В. Липсица), для учащихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономике»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Восяховская средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр»






















Рабочая программа учебного предмета

«Экономика»

10 класс, базовый уровень













Разработано Коневой Н.П.,

Учителем истории и обществознания первой квалификационной категории




















2017 год

с.Восяхово

1.Аннотация

Данная рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями:

• Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

• Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.

Согласно действующему учебному плану рабочая программа по экономике для 10 класса предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю (35 часов).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

.Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

2.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика»

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).


3.Содержание учебного предмета «Экономика»,

с указанием форм организации учебных занятий и основных видов деятельности.


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Главные вопросы экономики

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели.

Потребности. субъективный характер потребностей. факторы, влияющие на формирование потребностей. Блага и услуги. Ограниченность благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость, Процесс принятия решения. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества. Основные вопросы экономики: что производит? Как производить? Для кого производить? Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, практическая работа; тестирование, домашнее задание

2

Типы экономических систем

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

устный опрос; письменные задания; самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание

3

Силы, которые управляют рынком

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание

4

Как работает рынок

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночных ситуаций с помощью кривых спроса и предложения. Конкуренция. Факторы, влияющие на конкуренцию. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли Монополия. Природа. Монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель). Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, практическая работа, домашнее задание

5

Мир денег

Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; практическая работа, составление плана, тестирование, домашнее задание

6

Банковская система

Банки. История банковского дела. Основные функции банков. Безналичные расчёты Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки. Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание

7

Человек на рынке труда

Экономическая природа рынка труда. Заработанная плата. Производный спрос. Формирование уровня оплаты на рынке труда. Различия в оплате труда. Основная заработанная плата. Сдельная заработанная плата. Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, мини-сочинение, домашнее задание

8

Социальные проблемы рынка труда

Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработанной платы. Прожиточный минимум. Трудовой контракт. Трудовая пенсия.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание

9

Экономические проблемы безработицы

Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; мини-сочинение, практическая работа, тестирование, домашнее задание

10

Что такое фирма и как она действует на рынке

Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество. Издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Внутренние (неявные) издержки. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Прибыль. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Понятия капитала и рынка капитала. Финансовый и физический капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование своих либо заёмных средств) Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между облигацией и акцией. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание



4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

10 класс.


N

п.п

Тема урока

Кол-во часов


Введение.

1

1

Роль экономики в жизни общества

1


Главные вопросы экономики

2

2

Что такое экономика. Методы экономической науки

1

3

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

1


Типы экономических систем

3

4

Традиционная экономическая система

1

5

Рыночная экономическая система

1

6

Командная и смешанная экономические системы

1


Силы, которые управляют рынком

3

7

Что такое спрос

1

8-9

От чего зависит предложение товаров

2


Как работает рынок

4

10-11

Формирование рыночных цен

2

12-13

Рынок на практике, или Как реально организована торговля

2


Мир денег

3

14

Причины возникновения и формы денег

1

15

Функции денег в современной экономике

1

16

Факторы формирования величины денежной массы

1


Банковская система

5

17

Причины появления и виды банков

1

18

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы

1

19

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

1

20

Как банки создают деньги

1

21

Причины и виды инфляции

1


Человек на рынке труда

4

22

Экономическая природа рынка труда

1

23

Спрос на услуги труда

1

24

Предложение труда

1

25

Что такое заработная плата и от чего она зависит

1


Социальные проблемы рынка труда

3

26-27

Профсоюзы и трудовые конфликты

2

28

Социальные факторы формирования заработной платы

1


Экономические проблемы безработицы

2

29

Причины и виды безработицы

1

30

Как можно сократить безработицу

1


Что такое фирма и как она действует на рынке

3

31

Зачем создаются фирмы

1

32

Экономические основы деятельности фирмы

1

33

Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса

1


Итоговое повторение

2

34

Повторение изученного в 10 классе

1

35

Итоговая контрольная работа

1


Всего

35


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания в 10 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • функции денег,

  • банковскую систему,

  • причины различий в оплате труда,

  • основные виды налогов,

  • организационно-правовые формы предпринимательства,

  • виды ценных бумаг,

  • факторы экономического роста.

уметь:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина


Используемый учебно-методический комплекс

1. Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. 16-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 272 с.; ил.

2. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Список литературы

1. Антология экономической классики. М., 1993.

2. Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. СПб.: Питер, 2006.

3. Липсиц И.В. Программа курса экономики для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М.: Инфа-М, 1996.

5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004.

6. Савенок В.С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2007.

7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. М.: Вита-пресс, 2010.

8. Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. СПб.: Питер, 2005.

9. Шевцова С., Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. СПб.: Питер, 2006.

10. Экономическая теория. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1995.


Образовательные интернет-ресурсы

http://www.1sentember. ru

http://www.uroki.ru

http://www.metodiki.ru

http://www.school-collection.edu.ru




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!