Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Восяховская средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр»
Рабочая программа учебного предмета
«Экономика»
10 класс, базовый уровень
Разработано Коневой Н.П.,
Учителем истории и обществознания первой квалификационной категории
2017 год
с.Восяхово
1.Аннотация
Данная рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями:
• Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Согласно действующему учебному плану рабочая программа по экономике для 10 класса предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю (35 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
.Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
2.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
3.Содержание учебного предмета «Экономика»,
с указанием форм организации учебных занятий и основных видов деятельности.
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Главные вопросы экономики | Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Потребности. субъективный характер потребностей. факторы, влияющие на формирование потребностей. Блага и услуги. Ограниченность благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость, Процесс принятия решения. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества. Основные вопросы экономики: что производит? Как производить? Для кого производить? Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки». | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, практическая работа; тестирование, домашнее задание |
2 | Типы экономических систем | Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. | устный опрос; письменные задания; самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание |
3 | Силы, которые управляют рынком | Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание |
4 | Как работает рынок | Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночных ситуаций с помощью кривых спроса и предложения. Конкуренция. Факторы, влияющие на конкуренцию. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли Монополия. Природа. Монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель). Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, практическая работа, домашнее задание |
5 | Мир денег | Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; практическая работа, составление плана, тестирование, домашнее задание |
6 | Банковская система | Банки. История банковского дела. Основные функции банков. Безналичные расчёты Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки. Банковские резервы. Норма обязательных резервов. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание |
7 | Человек на рынке труда | Экономическая природа рынка труда. Заработанная плата. Производный спрос. Формирование уровня оплаты на рынке труда. Различия в оплате труда. Основная заработанная плата. Сдельная заработанная плата. Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, мини-сочинение, домашнее задание |
8 | Социальные проблемы рынка труда | Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработанной платы. Прожиточный минимум. Трудовой контракт. Трудовая пенсия. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание |
9 | Экономические проблемы безработицы | Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; мини-сочинение, практическая работа, тестирование, домашнее задание |
10 | Что такое фирма и как она действует на рынке | Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество. Издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Внутренние (неявные) издержки. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Прибыль. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Понятия капитала и рынка капитала. Финансовый и физический капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование своих либо заёмных средств) Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между облигацией и акцией. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы. | устный опрос; письменные задания; терминологический диктант, самостоятельная работа; тестирование, домашнее задание |
4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс.
N п.п | Тема урока | Кол-во часов |
| Введение. | 1 |
1 | Роль экономики в жизни общества | 1 |
| Главные вопросы экономики | 2 |
2 | Что такое экономика. Методы экономической науки | 1 |
3 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | 1 |
| Типы экономических систем | 3 |
4 | Традиционная экономическая система | 1 |
5 | Рыночная экономическая система | 1 |
6 | Командная и смешанная экономические системы | 1 |
| Силы, которые управляют рынком | 3 |
7 | Что такое спрос | 1 |
8-9 | От чего зависит предложение товаров | 2 |
| Как работает рынок | 4 |
10-11 | Формирование рыночных цен | 2 |
12-13 | Рынок на практике, или Как реально организована торговля | 2 |
| Мир денег | 3 |
14 | Причины возникновения и формы денег | 1 |
15 | Функции денег в современной экономике | 1 |
16 | Факторы формирования величины денежной массы | 1 |
| Банковская система | 5 |
17 | Причины появления и виды банков | 1 |
18 | Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы | 1 |
19 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | 1 |
20 | Как банки создают деньги | 1 |
21 | Причины и виды инфляции | 1 |
| Человек на рынке труда | 4 |
22 | Экономическая природа рынка труда | 1 |
23 | Спрос на услуги труда | 1 |
24 | Предложение труда | 1 |
25 | Что такое заработная плата и от чего она зависит | 1 |
| Социальные проблемы рынка труда | 3 |
26-27 | Профсоюзы и трудовые конфликты | 2 |
28 | Социальные факторы формирования заработной платы | 1 |
| Экономические проблемы безработицы | 2 |
29 | Причины и виды безработицы | 1 |
30 | Как можно сократить безработицу | 1 |
| Что такое фирма и как она действует на рынке | 3 |
31 | Зачем создаются фирмы | 1 |
32 | Экономические основы деятельности фирмы | 1 |
33 | Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса | 1 |
| Итоговое повторение | 2 |
34 | Повторение изученного в 10 классе | 1 |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| Всего | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обществознания в 10 классе ученик должен:
знать/понимать:
функции денег,
банковскую систему,
причины различий в оплате труда,
основные виды налогов,
организационно-правовые формы предпринимательства,
виды ценных бумаг,
факторы экономического роста.
уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина
Используемый учебно-методический комплекс
1. Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / И.В. Липсиц. 16-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 272 с.; ил.
2. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Список литературы
1. Антология экономической классики. М., 1993.
2. Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. СПб.: Питер, 2006.
3. Липсиц И.В. Программа курса экономики для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М.: Инфа-М, 1996.
5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004.
6. Савенок В.С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2007.
7. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. М.: Вита-пресс, 2010.
8. Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. СПб.: Питер, 2005.
9. Шевцова С., Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. СПб.: Питер, 2006.
10. Экономическая теория. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1995.
Образовательные интернет-ресурсы
http://www.1sentember. ru
http://www.uroki.ru
http://www.metodiki.ru
http://www.school-collection.edu.ru